Зависимое личностное расстройство в практике психолога

Рассмотрим, что за зверь Зависимое расстройство личности и как с ним работать.

Основополагающим паттерном Зависимого личностного расстройства (ЗЛР) является:

1. подчинение своих собственных потребностей потребностям других людей;
2. вынуждают других брать на себя ответственность других людей;
3. недостаток самоуверенности в сочетании с дискомфортом, сопровождающим одиночество.

В литературе можно встретить разнообразное представление ЗЛР.

Например, Фрейд называл подобный тип характера «оральнорецептивным» по фиксации на данной стадии развития. Далее психоаналитики называли подобный тип личностной организации «депрессивным», отмечая симбиотическую сцепку и отсутствие сепарации.

Один из самых авторитетных исследователей личностных расстройств, Теодор Миллон (1969) называл данный тип характера «покорными личностями» и характеризовал его как

«испытывающих пассивную надежду на то, что другие люди удовлетворят их потребности. Они избегают боли, стремятся к слиянию».

Некоторые авторы (Эсман, 1986) рассматривают покорность как реактивное образование, за которым стоит блокировка враждебных импульсов к значимым людям. Данная гипотеза порой оправдывает подход к психотерапевтической работе (особенно, если Вы работаете в психоаналитической парадигме).

 Зависимое личностное расстройство в практике психолога
Распространенность. 
Разные источники (зарубежные и отечественные) приводят несколько различные данные по распространенности ЗЛР. Важно отметить, что в разных странах и культурах плотность распространения разнится.

По данным зарубежных исследований – 0,4-1,8 % (Torgersen, 2005) и 1,5-7,9 % (Drake, Vaillant Tyrer, 1985, 2005);
По данным Чуркина А.А. – 3,5 %.

 =================================================================

Диагностические критерии. Классификатор DSM предлагает 9 критериев диагностики ЗЛР, пять из которых достаточно для диагностики:

"1. Неспособность принимать решения без советов и уверений со стороны других;
2. Позволяют другим принимать большинство решений (где работать, учиться и пр);
3. Соглашаются с людьми, даже когда те не правы из-за страха быть отвергнутыми;
4. Затрудняются начать делать что-то или действовать самостоятельно;
5. Добровольно идут на выполнение неприятных или унизительных дел, чтобы их любили;
6. Чувствуют себя одиноко и беспомощно в одиночестве, любыми путями стараясь его избежать;
7. Ощущают опустошенность и беспомощность, когда близкая связь обрывается;
8. Одержимость страхом быть отвергнутым;
9. Легко ранимы критикой и неодобрением" [3].

В отечественной классификации МКБ-10 данное расстройство имеет такое же название и кодируется F60.7, предлагая следующие признаки:

"1. Активное или пассивное перекладывание важных решений в жизни на других людей;
2. Подчинение своих собственных потребностей потребностям других, от которых испытывается податливость;
3. Неспособность предъявлять требования окружающим, от которых находится в зависимости;
4. Чувство неудобства и беспомощности в одиночестве из-за чрезмерного страха оказаться несостоятельным в жизни;
5. Страх быть отвергнутым (покинутым) лицом, с которым есть тесная связь и быть предоставленным самому себе;
6. Ограниченная способность принимать повседневные решения без советов и поощрений со стороны;
7. Представления о себе как беспомощном, некомпетентном человеке с малой жизнестойкостью" [2].

Из вышеперечисленных диагностических критериев можно сделать ВЫВОД, иными словами - составить психологический портрет человека с ЗЛР:

1. Высокая подверженность влиянию других;
2. Хронический страх быть покинутым (как сознательный, так и бессознательный);
3. Перекладывание ответственности на других (из-за смешанных бессознательных мотивов: с одной стороны - привязать человека, а с другой - из-за страха не справиться) [в анализе необходимо рассматривать оба мотива в паре];
4. Низкая самооценка (часто проявляющаяся в чувстве вины и чувстве недееспособности);
5. Неспособность самостоятельно принимать решения;
6. Повышенная тревожность и беспокойство за симбиотические отношения (что является частой причиной обращения к психологу);
7. Сензитивность к изменениям в интерперсональных контактах;
8. Инфантилизм;
9. Непереносимость одиночества;
10. Защитные механизмы: конфлюэнция, реактивное образование, проекция;
11. Депрессивный и тревожный спектр расстройств.

 
Коморбидность. Наиболее часто ЗЛР сопровождают:

1. Депрессивный эпизод – 54 %;

2. Фобии – 40 %;

3. Хронические мигрени – 32 %;

4. Аддикции: химические (как снятие тревоги), нехимические (как способ уйти от чувства одиночества), отношений (любовные, созависимость).

ВНИМАНИЕ!!! Отдельные патохароктерологические проявления ЗЛР могут наблюдаться в виде АКЦЕНТУАЦИЙ при ИЛР (избегающее ЛР), ГЛР (гистрионическое ЛР) и ДЛР (депрессивное ЛР)

Дифференциальная диагностика проводится с культуральными и социально-обусловленными видами зависимости.

В разных культурах (например, некоторых восточных) вышеуказанные критерии являются нормотивной формой поведения. Работая с клиентами из разных этнокультуральных групп очень важно учитывать особенности этнопсихологии.

Этиология. Основные типы семейного воспитания, наиболее часто встречающиеся при ЗЛР

1. Вертикальный стиль передачи (социальное научение);
2. Гиперопека со стороны родителей, которая не дает развиться самостоятельности;
3. Воспитание в авторитарных семьях (семьи военных);

 ================================================================

Особенности терапевтических отношений:

1. С большой готовностью вступают в процесс психотерапевтического взаимодействия.
2. Домашние задания делаются с желанием и старательно;
3. Наблюдается положительная динамика в терапии;
4. Часто возникает ПЕРЕНОС (эротический);
5. Особенности контрпереноса: активация роли «Спасателя» + чувство жалости (очень важно обладать высокой рефлексией и не поддаваться на роль "спасателя". В противном случае можно только подкрепит и усугубить течение ЗЛР).
6. Постоянное поощрение АВТОНОМНОСТИ (это очень важный аспект в терапии ЗЛР).

Таким образом, рассмотрев основные диагностические критерии ЗЛР, определив психологический портрет и особенности этиопатогенеза, мы приблизились к особенностям психотерапевтического воздействия.

Важно подчеркнуть, что лица с ЗЛР в большей степени подвержены эротическому переносу и, соответственно, необходимо быть к этому готовым.

Использованная литература:

1. Короленко Ц.П.,Дмитриева Н.В. "Личностные и диссоциативные расстройства"

2. А.А.Чуркин, А.Н.Мартюшов "Практическое руководство по применению МКБ в психиатрии и наркологии"

3. DSM-IV

4. Н.Мак Вильямс "Психоаналитическая психодиагностика"

================================================================

Получить консультацию можно обратившись:
По тлф. 8-923-146-08-18
Skype: Alexey Mossin
e-mail: [email protected]


Просмотров: 386
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как мне перестать быть "хорошей" и "удобной" для других?
  • Принимай то, что можешь (про идею "принятия" и "непринятия" себя и других)
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Что такое "быть дома"? Или "Я в домике"
  • Как принимать других людей?
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • Когда САМОоценка становится оценкой "Других"...
  • "Я очень хочу жить!" Как быть отважным и сильным при раке. Памяти Татьяны
  • Эпидемия "славных" людей или как опасно быть хорошим для всех.
  • Как объяснить ребенку про других "особенных" деток
  • "Думать за других" как вредная ментальная привычка
  • Памятка родителям и педагогам "Как отучить ребенка бить других детей?"
  • Как убеждать других - правило "салями"
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?
  • Как быть, если сильно зависишь от мнения других людей
  • Что такое сценарий жизни? Можно ли его "переписать"?
  • Чек-лист "Как принимать верные решения"
  • Где у человека находится "батарейка" энергии жизни и как она "заряжается"
  • Как часто мы хотим от других того, что не можем дать им сами
  • Самая сложная задача Родителя, что такое "плохо/хорошо" и как можно докатиться до ПРЛ или НРЛ
  • Быть вместе. "Легко!.. Или не очень?!"
  • «Очень важно беречь себя, сберегая других»
  • Что такое социальное тревожное расстройство или "я лучше постою в сторонке"
  • На что опираться при выборе психолога, или как уменьшить шансы встретить "шарлатана".
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • "Мне мама быть красивой не велит". Или что останавливает движение в жизни.
  • Самооценка и перфекционизм. Или "что важно знать о перфекционизме".
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Быть кем угодно, только не собой! Или как справиться с комплексом "Я-какаятонетакая"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь