Первая консультация: вопросы, структура интервью, концепции и рекомендации начинающему психологу

Автор статьи: Богдан Власов

ПРЕДИСЛОВИЕ

Прохладное и солнечное утро ранней весны. Собирая сумку на университетские пары, я захватил с собой монографию «Теории личности» Хьелла и Зиглера. Наконец добрался на профильную кафедру и предвкушал грядущее занятие по психологии личности.

Я ждал начала занятия и параллельно листал страницы книги. И у меня в мыслях методом свободных ассоциаций проносились фантазии о том, насколько захватывающе будет применять полученные знания в психотерапевтическом сеттинге. В будущем, когда-нибудь.

Время, которое я представлял как тянущуюся игрушку лизун, сочилось по артериям и венам медицинских кафедр, расширяя объём памяти информацией про этиологию и патогенез заболеваний различных органов и систем.

Между тем единичные пары по психологическим и смежным дисциплинам представлялись тихой гаванью, гуляя по которой можно было тренироваться в 1) распечатывании психодиагностических методик, 2) изучении основ общей психологии по Рубинштейну, 3) обдумывании плана тренинга коммуникативных навыков, 4) изучении коротких элективных курсов, название которых мне и не вспомнить, 5) не всегда осмысленном усвоении текста из внушительных разделов учебников по психиатрии и патопсихологии.

Помню себя сидящего за учебным столом и тот энтузиазм, с которым я слушал примеры из индивидуальной практики врача-психолога об особенностях работы с клиентами с диагностированными аффективными расстройствами. Или же яркие клиентские случаи от другого специалиста, иллюстрирующие искусство процесса психотерапии. На тот момент мне казалось, что освоение навыка провести ознакомительное интервью и очную сессию с клиентом требует нескольких сотен прочитанных книг, десятков выученных техник, тысяч пройденных часов обучения и «врождённого» таланта всегда ориентироваться по принципу здесь-и-теперь. А структуру вожделенной сессии, равносильно как и ответы на вопросы «что вообще нужно спрашивать у клиента?» и «как проходит консультация?», я получу в процессе дальнейшего обучения в университете.

Ожидания и реальность противоречили друг другу.

Когда я закончил 6 лет обучения на факультете медицинской психологии, имея в ящике высокие стопки исписанных конспектами тетрадей, а на деревянных полках несколько десятков книг серии «лучших работ по психологии», то продолжал вопрошать какой должна быть структура сессии. Какие концепции лучше всего применять на практике? И какие вопросы следует задавать клиенту, чтобы оказывать профессиональные услуги.

Таким образом, университетские программы предусматривают теоретическую подачу материалов, освоение возможного инструментария техник, определение целей и задач психотерапевтических вмешательств и прочие варианты категории «что». В то время как сосуд категории «как» оставался пустым.

Цель этой публикации состоит в том, чтобы:

  1. поделиться с интересующимися молодыми специалистами или студентами моими поисками и находками;
  2. определить некоторые ключевые концепции, определяющие ход беседы;
  3. указать, на что важно обращать внимание при знакомстве с человеком, который ищет помощи в решении психологических сложностей;
  4. предоставить возможную структуру первичной сессии с клиентом;
  5. дать рекомендации по литературе;
  6. интегрировать собственный опыт и кристаллизировать его в виде условного разделения психотерапевтической сессии на несколько этапов.

 

ВВЕДЕНИЕ 

Поскольку первая консультация является ознакомительной, в задачу консультанта входит: обыкновенное знакомство с человеком и беспокоящими его сложностями,  динамикой их функционирования и влияния на жизнь клиента, установление профессиональных  контрактов и определение целей и возможностей психотерапии.

Логичным видится задать себе вопросы. Как балансировать между спонтанным контактом и последовательным интервьюрованием (сбором анамнеза)? На что следует обращать внимание в содержании и процессе сессии? Какие описательные концепции помогут сложить целостную картину о личности клиента? Какую информацию следует собрать на вступительной консультации? Как интегрировать полученные знания и прогнозировать дальнейший ход психотерапии?

Мой опыт получения ответов на эти вопросы состоял в поиске литературы с конкретными примерами транзакций, их буквальное выделение, привнесение в свою практику и дальнейшую модификацию. Часть и общая линия представленных ниже вопросов заимствована из работ Ялома, Кернберга, Мак-Вильямс, Кочюнаса, Джойса и  Силлс (см. дополнительную литературу). Другая часть – эмпирически выведенная мною во время обучения углублённому курсу транзактного анализа (ТА). Львиная же и самая ценная доля – в результате многочисленных размышлений, чтений статей на профильных сайтах, перефразирований и увлекательных бесед с коллегами по ремеслу.

Но прежде чем перейти к списку вопросов, хочу кратко остановить внимание на нескольких основных концепциях, которые я применяю в своей практике консультирования, и на принципах деления вопросов по разным этапам.

Концепции. Сюда я включил психоаналитические теории объектных отношений, понятия об уровне и типе организации личности, переносе и контрпереносе, защитных механизмах психики, типах привязанности (Боулби), социопсихологическую теорию поля (Левин), ТА-концепции о жизненном сценарий и экзистенциальных позициях (Берн, Инглиш, Штайнер), концепции переноса и контрпереноса в рамках психодинамической и Relational-TA (Новеллино, Мойзе; Силлс, Харгаден) школ, представления о копинг-стратегиях (Лазарус), внутренней картине болезни (Лурия) и типологии реакций на болезнь (Личко).

Группирование и этапность. Взяв за основу структурное интервью (Кернберг), я выделил следующие группы вопросов: 1) знакомство и исследование причин обращения; 2) сложности и их влияние на сферы жизни клиента; 3) восприятие клиентом психотерапии; 4) опыт предыдущей психотерапии; 5) личность клиента; 6) его отношения с окружающими; 7) отношения клиент-психотерапевт; 8) подведение итогов и завершение. Фазы интервью делятся на начальную, среднюю и заключительную. Оптимальная продолжительность первичного интервью 90 минут. Кернберг рекомендует проводить его в два этапа по 45 минут, разделив их коротким перерывом.

НАЧАЛЬНАЯ ФАЗА. ЗНАКОМСТВО И ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИЧИН ОБРАЩЕНИЯ

І. Причины обращения:

  • Мне интересно узнать, что привело вас сюда? / Какие причины заставили вас обратиться к психотерапевту?
  • Над чем вы бы хотели поработать?

 ІІ. Сложности и их влияние на сферы жизни:

  • Можете ли вы приблизительно назвать, когда начались эти сложности?
  • Как они развивались?
  • На какие сферы жизни они влияют и как?
  • В чём, на ваш взгляд, причины ваших сложностей?
  • Какие действия вы предпринимали, чтобы совладать с ними? / Что помогало раньше преодолеть их?
  • Что эти реакции означали для вас в прошлом? / Какое для вас значение имели эти способы справиться с трудностями в прошлом?
  • В чём негативное влияние на вас, на взаимоотношения с другими и на вашу жизнь этих паттернов?
  • Делились ли вы с кем-то ещё своими сложностями?
  • Что вы готовы делать для достижения поставленных целей вне психотерапии?

III. Восприятие клиентом психотерапии:

  • Почему вы обратились за профессиональной помощью именно сейчас?
  • Чего вы ожидаете от психотерапии? / Каких вы ожидаете изменений? / Какие цели должны быть достигнуты ВНУТРИ психотерапии?
  • Какие критерии этих изменений?
  • Какие будут критерии или маркеры завершения работы? / При достижении каких результатов и изменений психотерапию можно назвать завершённой?
  • Чем я, на ваш взгляд, могу вам помочь в разрешении вашего запроса?
  • Как вы видите наше сотрудничество и взаимодействие?

IV. Опыт предыдущей психотерапии:

  • Проходили ли вы когда-либо личную психотерапию?
  • Почему вы приняли решение завершить психотерапию и/или поменять психотерапевта?
  • Не находитесь ли вы сейчас в параллельной психотерапии?
  • Как она закончилась?
  • Какие, на ваш взгляд, ошибки делал прошлый психотерапевт?
  • Что ценного было в завершившейся психотерапии?

СРЕДНЯЯ ФАЗА. ИССЛЕДОВАНИЕ ЧЕРТ ХАРАКТЕРА

V. Личность клиента:

  • Вы рассказали мне о ваших сложностях и об ожиданиях, а теперь я хотел бы узнать больше о том, какой вы человек. Можете ли описать, каким вы себя представляете?
  • Что, по-вашему, мне важно узнать, чтобы действительно понять, какой вы человек?
  • Опишите себя 5 словами, которые первыми приходят в голову.
  • Как вы справляетесь со стрессом? Какие знаете стратегии?
  • Что вы обычно делаете в состоянии тревоги?
  • Как вы имеете дело с ощущением и выражением таких чувств, как страх, гнев, печаль и т.д.?
  • Как вы помогаете себе, когда расстроены, разгневаны, смущены...?
  • Что вас расстраивает и восхищает в себе?
  • Что для вас означает сделать ошибку?
  • Насколько вы критичны к себе?
  • За что вы уважаете себя? / Что помогает вам поддерживать самоуважение и самооценку?
  • Какие у вас есть убеждения насчёт себя, мира и других людей?
  • Если бы вы могли что-то изменить в себе прямо сейчас, то что?
  • Изменилось ли что-то в структуре вашей личности за последнее время?
  • Опишите, как обычно проходят ваши будние и выходные дни.
  • Какие у вас есть хобби, увлечения?

 VI. Отношения с окружающими:

  • Теперь расскажите мне о значимых для вас людей. Попробуйте рассказать что-нибудь о них так, чтобы я мог их ясно представить. / Какие значимые люди есть в вашей жизни?
  • Как, на ваш взгляд, вас воспринимают окружающие? / Каким вас видят другие люди?
  • За что вас критикуют и за что хвалят?
  • Как вы реагируете на критику и на несогласие с вашей точкой зрения?
  • Что вас восхищает и раздражает в других?

VII. Отношения клиент-терапевт:

  • Как вы меня нашли?
  • Почему вы приняли решение обратиться именно ко мне?
  • Что вам откликнулось во мне, в моём описании?
  • Насколько то, что вы прочитали обо мне или вам рассказали, соответствует для вас действительности?
  • Какие у вас были ожидания взаимодействия с психотерапевтом перед этой встречей? / Насколько ощущения от меня и от нашего взаимодействия соответствовали вашим ожиданиям?
  • Что могло бы произойти в нашей работе и во взаимодействии, чтобы вы больше не пришли ко мне на сессию?

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ФАЗА. ЗАВЕРШЕНИЕ

 VIII. Завершение:

  • Что я должен был у вас спросить, но не спросил?
  • Как вами ощущался контакт между нами?
  • Есть ли у вас какие-то вопросы ко мне?
  • Хотите ли вы продолжать работу со мной дальше?

  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Я проиллюстрировал собственные размышления и личный опыт поиска подходящей структуры ознакомительный сессии, определил основные концепции, исходя из которых были выделены группы вопросов. Также я обозначил некоторые выдающиеся работы практикующих психотерапевтов и их значительный вклад в конечный вариант этой статьи. Исследование личности сидящего напротив клиента должна быть комплексной и разносторонней, а приведённая выше структура первичного интервью поможет определить и наблюдать:

  • наличие сложностей в жизни клиента, их субъективное описание, продолжительность и влияние на его внешнюю и внутреннюю жизнь;
  • запрос и реалистичность ожиданий по отношению к психотерапии;
  • предшествующий опыт психотерапии;
  • способность к тестированию реальности и уровень организации личности;
  • мотивацию к изменениям;
  • основные черты характера;
  • особенности отношений с другими;
  • критерии самоуважения;
  • ведущие защитные механизмы;
  • способы реагирования на стресс;
  • ключевые убеждения клиента касательно себя, других и внешнего мира в целом;
  • поведение клиента в его взаимодействии с психотерапевтом.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

В основе психотерапии лежат отношения. Аутентичный интерес, техническая нейтральность, открытость и готовность эмпатически реагировать на разнообразные проявления личности клиента несёт ощутимо больший психотерапевтический эффект, чем слепое следование протоколам и структурированному формату беседы.

Вопреки последовательности и конкретному выделению этапов в ходе ознакомительной беседы с клиентом, решение максимально собрать информацию по вопросам из списка выглядит ограничивающим. Также это означает пренебрежение установления контакта, который реализуем исключительно на принципах спонтанности, безопасности и доверия. Психотерапевты, чьё избыточное стремление узнать как можно больше у клиента за час/полтора первого знакомства, вероятно, могут находиться под влиянием тревоги, нарциссических или обсессивно-компульсивных тенденций. Как результат – их попытки задать сотни вопросов могут быть восприняты клиентом как нежелательное и жёсткое вторжение в субъективный внутренний мир, какие бы альтруистические намерения не были бы у консультанта в действительности. Знание, гибкость и открытость видятся мне главными качествами сильного психотерапевта, который ориентируется на отношения.

Таким образом, когда мне нужно сделать выбор 1) структурно следовать по группам вопросов или 2) быть спонтанным в проявлении интереса и осознанно отклоняться от них, я то и дело выбираю второй пункт.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Наиболее ценными  для меня трудами, согласованными с темой статьи, стали книги Ялома «Дар психотерапии»,  глава про структурное интервью из работы Кернберга «Тяжёлые личностные расстройства» и «Психотерапия, фокусированная на переносе», написанная им в соавторстве с Кларкиным и Йомансом. Выдающиеся книги Мак-Вильямс «Психоаналитическая диагностика», «Формулирование психоаналитического случая» и «Психоаналитическая психотерапия» просты в чтении и реактивно применимы для старта практики. 

Вдобавок рекомендую к прочтению студентам и молодым консультантам замечательный учебник Кочюнаса «Основы психологического консультирования», в котором подробно описаны принципы построения сессии, техники и интервенции с большим количеством практических примеров.

Работа Силлс и  Джойса «Гештальт-терапия шаг за шагом» также охватывает большой спектр ценных рекомендаций, которые будут полезны как новичкам, так и опытным психотерапевтам, практикующим в любой модальности.

«Искусство психотерапевта» Бьюдженталя и «Искусство психологического консультирования» Мэйя увлекательно приоткроют читателю дверцу психотерапии как отдельного вида искусства.

Почитателям последовательности шагов, действий и особенностей диагностики в ходе интервью, рекомендую ознакомиться с курсами по операционализированной психодинамической диагностики (ОПД-2) и изучить одноимённую книгу, которая доступна русскоязычному читателю.  

Наконец, безотлагательно рекомендую ознакомиться с пересмотренным структурным интервью (STIPO-R, 2006) под редакцией Кернберга, Кларкина, Стерна и Калигор, включающим в себя инструкцию по его применению, большое количество вопросов с примерами транзакций и форму оценки полученных ответов (с буклетом можно ознакомиться по ссылке).



Просмотров: 476
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Какие вопросы себе задать, чтобы достичь цели
  • Ответы на вопросы:Какие знания по психологии нужны, чтобы стать счастливым?
  • Особенности психоаналитической психотерапии и их влияние на решение проблем клиента
  • А поговорить? или Какие вопросы нужно (было) задать друг другу, прежде чем вступать в брак? (введение)
  • Форматы психотерапии. Какие цели в личке, в группе?
  • Какие эмоции скрываются за словами клиента.
  • Какие темы клиента не стоит поддерживать
  • На какие сферы жизни влияют Ваши отношения с собою
  • Из личного интервью. Часть первая. О том, как пришла в профессию. И какие запросы самые актуальные.
  • Ценности клиента для продвижения в психотерапии, примеры из практики.
  • Какие вопросы неплохо бы задавать себе чаще всего
  • Ретравматизация клиента в процессе психотерапии.
  • Какие вопросы можно задавать своему личному психологу?
  • Какие вопросы зададите себе в конце жизни? Стратегический анализ жизни
  • Как определить какие желания реальные, а какие надуманные?
  • Какие вопросы нужно успеть задать мужчине до свадьбы?
  • Личный опыт психотерапии расстройств личности (психопатий).
  • Семейные концепции: как понять, какие жизненные установки родителей помогают, а с какими пора расстаться
  • Какие цели ставит перед собой психолог в работе с клиентом.
  • О готовности клиента к психотерапии
  • Интервью гипнотерапевта Глушкова Виталия.Что такое гипноз? Какие его виды практикуются?
  • Какие мужчины нравятся женщинам, а какие вызывают омерзение.
  • Какие у нас будут дети (вопросы к размышлению) ч. 2
  • Какие у нас будут дети (вопросы к размышлению)
  • Роль клиента в психотерапии: права и «обязанности»
  • Значение концепции человека для современной психотерапии.
  • На консультацию с подростком к психологу, или какие вопросы волнуют родителей перед встречей.
  • Возможности использования семейного фотоальбома клиента в психотерапии.
  • Отношения клиент - психолог, психотерапевт. Какие они?
  • Обманутые ожидания – какие же здесь могут быть плюсы?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь