|
Первая консультация: вопросы, структура интервью, концепции и рекомендации начинающему психологуАвтор статьи: Богдан Власов
ПРЕДИСЛОВИЕ Прохладное и солнечное утро ранней весны. Собирая сумку на университетские пары, я захватил с собой монографию «Теории личности» Хьелла и Зиглера. Наконец добрался на профильную кафедру и предвкушал грядущее занятие по психологии личности. Я ждал начала занятия и параллельно листал страницы книги. И у меня в мыслях методом свободных ассоциаций проносились фантазии о том, насколько захватывающе будет применять полученные знания в психотерапевтическом сеттинге. В будущем, когда-нибудь. Время, которое я представлял как тянущуюся игрушку лизун, сочилось по артериям и венам медицинских кафедр, расширяя объём памяти информацией про этиологию и патогенез заболеваний различных органов и систем. Между тем единичные пары по психологическим и смежным дисциплинам представлялись тихой гаванью, гуляя по которой можно было тренироваться в 1) распечатывании психодиагностических методик, 2) изучении основ общей психологии по Рубинштейну, 3) обдумывании плана тренинга коммуникативных навыков, 4) изучении коротких элективных курсов, название которых мне и не вспомнить, 5) не всегда осмысленном усвоении текста из внушительных разделов учебников по психиатрии и патопсихологии. Помню себя сидящего за учебным столом и тот энтузиазм, с которым я слушал примеры из индивидуальной практики врача-психолога об особенностях работы с клиентами с диагностированными аффективными расстройствами. Или же яркие клиентские случаи от другого специалиста, иллюстрирующие искусство процесса психотерапии. На тот момент мне казалось, что освоение навыка провести ознакомительное интервью и очную сессию с клиентом требует нескольких сотен прочитанных книг, десятков выученных техник, тысяч пройденных часов обучения и «врождённого» таланта всегда ориентироваться по принципу здесь-и-теперь. А структуру вожделенной сессии, равносильно как и ответы на вопросы «что вообще нужно спрашивать у клиента?» и «как проходит консультация?», я получу в процессе дальнейшего обучения в университете. Ожидания и реальность противоречили друг другу. Когда я закончил 6 лет обучения на факультете медицинской психологии, имея в ящике высокие стопки исписанных конспектами тетрадей, а на деревянных полках несколько десятков книг серии «лучших работ по психологии», то продолжал вопрошать какой должна быть структура сессии. Какие концепции лучше всего применять на практике? И какие вопросы следует задавать клиенту, чтобы оказывать профессиональные услуги. Таким образом, университетские программы предусматривают теоретическую подачу материалов, освоение возможного инструментария техник, определение целей и задач психотерапевтических вмешательств и прочие варианты категории «что». В то время как сосуд категории «как» оставался пустым. Цель этой публикации состоит в том, чтобы:
ВВЕДЕНИЕ Поскольку первая консультация является ознакомительной, в задачу консультанта входит: обыкновенное знакомство с человеком и беспокоящими его сложностями, динамикой их функционирования и влияния на жизнь клиента, установление профессиональных контрактов и определение целей и возможностей психотерапии. Логичным видится задать себе вопросы. Как балансировать между спонтанным контактом и последовательным интервьюрованием (сбором анамнеза)? На что следует обращать внимание в содержании и процессе сессии? Какие описательные концепции помогут сложить целостную картину о личности клиента? Какую информацию следует собрать на вступительной консультации? Как интегрировать полученные знания и прогнозировать дальнейший ход психотерапии? Мой опыт получения ответов на эти вопросы состоял в поиске литературы с конкретными примерами транзакций, их буквальное выделение, привнесение в свою практику и дальнейшую модификацию. Часть и общая линия представленных ниже вопросов заимствована из работ Ялома, Кернберга, Мак-Вильямс, Кочюнаса, Джойса и Силлс (см. дополнительную литературу). Другая часть – эмпирически выведенная мною во время обучения углублённому курсу транзактного анализа (ТА). Львиная же и самая ценная доля – в результате многочисленных размышлений, чтений статей на профильных сайтах, перефразирований и увлекательных бесед с коллегами по ремеслу. Но прежде чем перейти к списку вопросов, хочу кратко остановить внимание на нескольких основных концепциях, которые я применяю в своей практике консультирования, и на принципах деления вопросов по разным этапам. Концепции. Сюда я включил психоаналитические теории объектных отношений, понятия об уровне и типе организации личности, переносе и контрпереносе, защитных механизмах психики, типах привязанности (Боулби), социопсихологическую теорию поля (Левин), ТА-концепции о жизненном сценарий и экзистенциальных позициях (Берн, Инглиш, Штайнер), концепции переноса и контрпереноса в рамках психодинамической и Relational-TA (Новеллино, Мойзе; Силлс, Харгаден) школ, представления о копинг-стратегиях (Лазарус), внутренней картине болезни (Лурия) и типологии реакций на болезнь (Личко). Группирование и этапность. Взяв за основу структурное интервью (Кернберг), я выделил следующие группы вопросов: 1) знакомство и исследование причин обращения; 2) сложности и их влияние на сферы жизни клиента; 3) восприятие клиентом психотерапии; 4) опыт предыдущей психотерапии; 5) личность клиента; 6) его отношения с окружающими; 7) отношения клиент-психотерапевт; 8) подведение итогов и завершение. Фазы интервью делятся на начальную, среднюю и заключительную. Оптимальная продолжительность первичного интервью 90 минут. Кернберг рекомендует проводить его в два этапа по 45 минут, разделив их коротким перерывом. НАЧАЛЬНАЯ ФАЗА. ЗНАКОМСТВО И ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИЧИН ОБРАЩЕНИЯ І. Причины обращения:
ІІ. Сложности и их влияние на сферы жизни:
III. Восприятие клиентом психотерапии:
IV. Опыт предыдущей психотерапии:
СРЕДНЯЯ ФАЗА. ИССЛЕДОВАНИЕ ЧЕРТ ХАРАКТЕРА V. Личность клиента:
VI. Отношения с окружающими:
VII. Отношения клиент-терапевт:
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ФАЗА. ЗАВЕРШЕНИЕ VIII. Завершение:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Я проиллюстрировал собственные размышления и личный опыт поиска подходящей структуры ознакомительный сессии, определил основные концепции, исходя из которых были выделены группы вопросов. Также я обозначил некоторые выдающиеся работы практикующих психотерапевтов и их значительный вклад в конечный вариант этой статьи. Исследование личности сидящего напротив клиента должна быть комплексной и разносторонней, а приведённая выше структура первичного интервью поможет определить и наблюдать:
ПОСЛЕСЛОВИЕ В основе психотерапии лежат отношения. Аутентичный интерес, техническая нейтральность, открытость и готовность эмпатически реагировать на разнообразные проявления личности клиента несёт ощутимо больший психотерапевтический эффект, чем слепое следование протоколам и структурированному формату беседы. Вопреки последовательности и конкретному выделению этапов в ходе ознакомительной беседы с клиентом, решение максимально собрать информацию по вопросам из списка выглядит ограничивающим. Также это означает пренебрежение установления контакта, который реализуем исключительно на принципах спонтанности, безопасности и доверия. Психотерапевты, чьё избыточное стремление узнать как можно больше у клиента за час/полтора первого знакомства, вероятно, могут находиться под влиянием тревоги, нарциссических или обсессивно-компульсивных тенденций. Как результат – их попытки задать сотни вопросов могут быть восприняты клиентом как нежелательное и жёсткое вторжение в субъективный внутренний мир, какие бы альтруистические намерения не были бы у консультанта в действительности. Знание, гибкость и открытость видятся мне главными качествами сильного психотерапевта, который ориентируется на отношения. Таким образом, когда мне нужно сделать выбор 1) структурно следовать по группам вопросов или 2) быть спонтанным в проявлении интереса и осознанно отклоняться от них, я то и дело выбираю второй пункт. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА Наиболее ценными для меня трудами, согласованными с темой статьи, стали книги Ялома «Дар психотерапии», глава про структурное интервью из работы Кернберга «Тяжёлые личностные расстройства» и «Психотерапия, фокусированная на переносе», написанная им в соавторстве с Кларкиным и Йомансом. Выдающиеся книги Мак-Вильямс «Психоаналитическая диагностика», «Формулирование психоаналитического случая» и «Психоаналитическая психотерапия» просты в чтении и реактивно применимы для старта практики. Вдобавок рекомендую к прочтению студентам и молодым консультантам замечательный учебник Кочюнаса «Основы психологического консультирования», в котором подробно описаны принципы построения сессии, техники и интервенции с большим количеством практических примеров. Работа Силлс и Джойса «Гештальт-терапия шаг за шагом» также охватывает большой спектр ценных рекомендаций, которые будут полезны как новичкам, так и опытным психотерапевтам, практикующим в любой модальности. «Искусство психотерапевта» Бьюдженталя и «Искусство психологического консультирования» Мэйя увлекательно приоткроют читателю дверцу психотерапии как отдельного вида искусства. Почитателям последовательности шагов, действий и особенностей диагностики в ходе интервью, рекомендую ознакомиться с курсами по операционализированной психодинамической диагностики (ОПД-2) и изучить одноимённую книгу, которая доступна русскоязычному читателю. Наконец, безотлагательно рекомендую ознакомиться с пересмотренным структурным интервью (STIPO-R, 2006) под редакцией Кернберга, Кларкина, Стерна и Калигор, включающим в себя инструкцию по его применению, большое количество вопросов с примерами транзакций и форму оценки полученных ответов (с буклетом можно ознакомиться по ссылке). Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|