Физиологические механизмы развития ди-стрессовых состояний

Частное влияние гиподинамии на снижение продукции СО2. Нарушение паттерна дыхания. Развитие патологической эмоционально-волевой активности.

В семье часто возникают конфликтные ситуации. Одной из причин развития конфликта является негативная форма стресса – Дистресс. Существует несколько причин формирования и развития стресса. На одной из них –физиологической (основе развития стресса) я хотел бы остановиться подробнее. Физиологической основой стресса является недостаток в организме углекислого газа. Очень подробно в свое время об этом говорил врач-крдиолог К. Бутейко.

Новизна моего сообщения заключается в том, что ранее недостаток СО2 в качестве причины развития стресса ученые психологи не рассматривали. В психиатрии физиологические механизмы развития стресса рассматривались как следствие, симптом психического заболевания. В современной научной литературе не найти публикаций о том, что недостаток СО2 в легочной атмосфере является основой развития дистрессовых состояний. А между тем, уникальность этого явления заслуживает особого внимания так как его причиной служит распространенный в современном обществе феномен гиподинамии (недостаток движения).

Внешняя атмосфера содержит 0,04% СО2, легочная атмосфера 4% СО2, атмосферный недостаток углекислого газа компенсируется выработкой СО2 клетками организма. Большую часть этой продукции берут на себя мышечные клетки, а СО2 активно продуцируется во время активной физической деятельности. Таким образом, легочная атмосфера формируется за счет физиологических механизмов мышечной активности и регулируется ВНС. При гиподинамии активность мышц снижена, а значит снижено производство СО2. Для обеспечения постоянства внутренней среды (а легочная атмосфера на ряду с температурой тела является одним из важнейших  механизмов саморегуляции и жизнедеятельности организма) организм требует движения и при его недостатке формирует неосознаваемые стимулы двигательной активности, содержание адреналина возрастает т.е. формируется неосознаваемое повышение эмоционально-волевой активности.

Внешне эмоционально-волевая активность проявляется в повышенном, неадекватном стремлении к деятельности, к движениям на фоне высокой эмоциональности переживаний от своих действий. Люди такого рода ни минуты не могут сидеть спокойно, они все время что-то предпринимают, ищут себе занятия в рамках ограничений сферы деятельности, при этом на начальном этапе развития стресса не ощущают никакой усталости, несмотря на то, что это состояние физически изнурительно для них и сопровождается плохим сном, недостаточной едой. Развивается неврастения, повышенная тревожность, человеку кажется, что ему все время надо куда то бежать, больше двигаться. Вбросы адреналина провоцируют учащенное дыхание, что вызывает гипервентиляцию, которая не только «вымывает» остатки СО2, но и препятствует нормальному усвоению кислорода.

Но полноценной физической работы не происходит т.к. образ жизни уже сложился.

И тогда функцию обеспечения необходимой концентрации СО2 в легочной атмосфере, продукцию и накопление СО2 берут на себя другие клетки организма в частности нервные клетки организма принадлежащие ВНС и ЦНС в первую очередь активизируются нервные клетки головного мозга. Активизируется и стимулируется деятельность сознания, бесконечно развивается и усиливается образно-эмоциональная деятельность. Известно, что нервные клетки в активный период эмоциональных переживаний потребляют энергии в 3-4 раза больше, чем мышечные и в этом смысле продуцируют СО2 в объеме достаточном для нормализации легочной атмосферы.

Патологические эмоциональные состояния дисстресса постоянно провоцируют множество конфликтов в семье и на работе. Можно сказать, что при указанных состояниях человек буквально ищет или сам провоцирует эмоциональные конфликты. Чем выше уровень эмоциональной деятельности, тем больше СО2 получает организм. Конфликт, в данном случае, это защитный механизм постоянства внутренней среды в условиях гиподинамии. Ситуация с течением времени усугубляется.

Описанное состояние вероятно, имеет отношение к феномену «гиперактивный ребенок».  Компьютер, телевизор и т.д. Гиперактивность - следствие гиподинамии.

Период компенсации СО2 за счет активизации нервно-эмоциональной деятельности довольно непродолжителен т.к. является временным механизмом компенсации и высокая эмоциональность сменяется эмоциональным выгоранием. Наступает период резкого снижения эмоционльности, который характеризуется апатией, пониженным настроением, эмоциональной пустотой и холодностью. Подобное состояние предшествует периоду болезней, т.к. недостаток СО2 достигает критических значений и начинает активно влиять на течение физиологических реакций в органах организма. Организуется продукция СО2 на местном уровне в органах организма. Местный метаболизм внутренних органов многократно увеличивается с целью компенсации СО2.

Необходимо заметить, что в условиях развития компенсаторных механизмов обеспечения СО2 за счет активизации нервно-эмоциональной деятельности обратное переключение на мышечную продукцию СО2 дается с трудом. Сложившийся образ жизни и привыкание жить в режиме высокой эмоциональности не дает возможности достаточно быстро изменить режим двигательной активности.

На фоне высокой эмоциональной активности, в условиях стресса часто формируется привычка потреблять быстрые углеводы. Быстрые углеводы провоцируют выброс эндорфинов, что позволяет испытывать эмоциональность переживаний в позитивном контексте. Известно, что именно в условиях стресса сформированного на недостатке СО2 люди легче всего набирают лишний вес. Увеличенная масса тела является не только одним из признаков недостатка СО2 в организме, но и подчас, непреодолимым препятствием для радикально изменения шаблона двигательной активности.

Закономерным результатом начать активную двигательную реабилитацию самостоятельно, является развитие одышки при физической нагрузке, провоцируют эффект гипервентиляции и как следствие еще большее вымывание СО2  из легочной атмосферы.

Занятия в гравитационной среде мало эффективны, потому что провоцируют гипервентиляцию как механизм адаптации к нагрузке…тренажерные залы, беговые дорожки и т.д. Групповые занятия помигают мало, так как так же провоцируют

 

Программа Аква-Антистресс – авторская разработка Сергеев Р.Н.

Решением проблемы – может стать повышенная двигательная активность на базе бассейна, т.к. вода это и массажный эффект, и естественная задержка дыхания рефлекторно снижающая ЧДД, и активная физическая, мышечная деятельность, которая позволяет переключить продукцию СО2 на естественные механизмы мышечного воспроизводства.

Ранее, еще – 50-60 лет назад, в условиях естественно высокой, часто вынужденной, двигательной активности подобный  нервно-психический механизм компенсаций недостаточности СО2 в организме был описан применительно для занятий физической культурой лиц старшей возрастной категории и был хорошо известен физиологам спорта. Современная гиподинамия сравняла старшее поколение и поколение средней возрастной категории выявив сходные признаки недостаточной продукции СО2.

Программа Аква-Антистресс позволяет в среде, компенсирующей гравитационную нагрузку, без вреда для здоровья в короткие сроки изменить программу двигательной активности и вернуться к механизмам естественного обеспечения СО2 за счет мышечной деятельности.



Просмотров: 452
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Практические упражнения по физической активности, которые улучшат психологическое состояние!
  • Влияние двигательной активности на психику ребенка.
  • О пользе физической активности
  • Характер физической активности в борьбе со стрессом
  • Мир эмоциональных переживаний, как топливо активности личности
  • Мощнейший стимул нашей деятельности, который одновременно является столь же мощным тормозом.
  • Сила дыхания. (Как восстановить свое эмоциональное состояние в ситуации сильного стресса)
  • Комплекс игр и упражнений для развития двигательной сферы ребенка 3-5 лет
  • Психологические механизмы криминальной активности лиц с нехимической аддикцией
  • Понимание механизмов развития депрессивных состояний - типичных и атипичных, а также панических реакций
  • Особенности и коррекция эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями развития
  • История развития танцевально-двигательной терапии
  • «Комната релаксации» как средство коррекции и развития эмоционально-волевой сферы детей с ДЦП.
  • Избегать нельзя действовать? О феномене мнимой активности, которая помогает нам не решать проблемы
  • Сказка как метод развития эмоциональной сферы детей
  • «Сказка, как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»
  • Развитие эстетической активности молодёжи путём вчувствования
  • «Крос-кролы» и повышение активности
  • Техника «Планирование активности» для снижения депрессии
  • Способы формирования познавательной активности у детей
  • Сохранность брака в условиях высокого уровня экономического развития
  • Влияние творческой активности на мозг
  • Ребенку исполнился 1 год! Диагностика нервно-психического развития.
  • Два вектора развития эмоциональной зависимости
  • Влияние стресса на организм человека
  • Занятия для снятия стресса
  • Больше энергии - меньше стресса
  • Влияние стресса на организм. Как справиться со стрессовой ситуацией
  • Бобы для повышения активности работы в тренинговой группе
  • Для жителей Украины и не только! Как вести себя, если Вас провоцируют на конфликт?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь