Формы адаптации как содержание кризиса. И как ресурс

Автор статьи: Елена Корнеева

Условно нас всех можно разделить на две категории: на тех, кто больше адаптируется под среду и тех, кто больше адаптирует среду под себя. Сравнение „больше“ как часть критерия здесь важна потому, что в чистом виде мы не можем быть представителями лишь одной из этих двух категорий – любой из нас и адаптируется под среду (как ребёнок или часть социальной системы) и адаптирует среду под себя, или даже создаёт некую новую среду, под которую адаптируются другие (как глава семьи или бизнеса).

В контексте психологического консультирования и психотерапии преобладающие формы адаптации важны как маркер, который позволит клиенту осознать собственную актуальную потребность, чтобы адекватно её удовлетворить. Дело в том, что сам кризис, вызвавший необходимость психотерапии, часто обусловлен тем, что одна из выше означенных двух форм адаптации „не прокачана“ в той степени, чтобы обеспечить те положительные изменения, которых желает себе клиент.

Один из типичных примеров кризиса, с которым человек обращается к психологу, это кризис отношений у человека, у которого хорошо развито умение адаптировать, но недостаточно – умение адаптироваться. Такой кризис ("среднего возраста") рано или поздно постигает успешных self-made-людей, инвестировавших много ресурсов в создание некой среды (дела, партнёрства) и в то же время недостаточно умеющих быть гибким и мягким, слышать мнения других и учитывать их ожидания. Гибкость и мягкость в отношениях это тоже ресурс, и ресурс огромный, если уметь им пользоваться.

Обратный пример: человек, с детства приученный подстраиваться под других, рано или поздно бунтует. И не только потому, что правила игры перестают его удовлетворять или затратность адаптивности стала превышать приносимые ею профиты. Возраст и связанная с ним новая социальная роль, меняющийся социальный и рабочий контекст могут начать требовать более выраженного умения адаптировать среду под себя. Речь об умении отстоять собственный интерес, постоять за себя, быть готовым к экспансии, то есть продвигать собственное видение, убеждать в нём других, мотивировать их к сотрудничеству и т.п..

Полностью переучиваться из „адаптатора“ в „адаптирующегося“ или наоборот при этом вовсе не обязательно; принцип "или или" тут скорее контрапродуктивен. Нужно лишь точечно определить для себя области отношений, в которых привычным стало обесценивание определённых ресурсов и дать себе разрешение на использование этих ресурсов. Часто этой работы оказывается вполне достаточно для достижения желаемых изменений.

Ведущим симптомом такого кризиса и поводом обращения к психологу, как правило, является некое эмоциональное состояние (то, что часто озвучивается как апатия, упадок сил, растерянность, ступор или эмоциональная нестабильность), важно ориентироваться на него, чтобы определить область обесценивания.

Эффект от грамотной работы с подобным кризисом – ощущение высвободившейся мощной энергии и желание её применить. Дело в том, что любое обесценивание это по сути перекрывание доступа к определённому важному энергетическому ресурсу. Не был бы этот доступ перекрыт – не было бы и повода обращения к психологу (тех самых апатии, упадка сил, растерянности…). И самый главный эффект – умение грамотно адаптироваться чрезвычайно помогает адаптировать под себя и среду.

В зрелом и очень зрелом возрасте дефициты форм адаптации, если их не восполнять, становятся тем заметнее, ведь снижающаяся общая энергетика неумолимо даёт о себе знать. Успешные и счастливые люди, однако, даже в очень зрелом возрасте выгодно отличаются именно умением и адаптироваться к среде, и адаптировать среду под себя – там, где это уместно – и умеют пользоваться обоими этими ресурсами и черпают из них неистощимую энергию. Именно доступ к этим двум ресурсам и умение их ценить обеспечивает и то самое желанное психологическое благополучие, и в целом устроенность и успешность в жизни и в отношениях. ...Чего вам искренне и желаю.



Просмотров: 330
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Шум проспекта и случаи "аллергии" на среду
  • Создавайте поддерживающую среду для достижения своих целей.
  • В среду в полдень в лабиринте
  • В среду приходите без головы!
  • Результаты встречи по коучингу в среду
  • Чтобы заботиться о себе, нужно хорошо знать себя
  • Откуда берется умение себя защитить, или Как стать "исключением" и спасти свою жизнь
  • Позиция "даже если", возвращающая желание жить и бороться за себя
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • Сам себя достал! Как речь человека, произнесённая даже внутри себя, может создавать ему же проблемы.
  • «Очень важно беречь себя, сберегая других»
  • Принимая себя, освобождаешь много энергии и ресурсов
  • Как повзрослеть и перестать себя чувствовать себя ничтожной песчинкой в глазах других людей.
  • Искуство Быть Живым .... или как для других мы создаем правила, а для себя — исключения.
  • Без чего невозможна любовь к себе или что необходимо знать, чтобы действительно полюбить себя
  • Обесценивание себя и других
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Обесценивание других - защита от самого себя
  • Принимай то, что можешь (про идею "принятия" и "непринятия" себя и других)
  • Быть хорошим для других... или для себя?
  • Почему ребенку важно "принять себя" в раннем возрасте
  • Почему мы не любим себя или сколько нужно зарабатывать, чтобы почувствовать себя профессионалом
  • «Сравнение и сопоставление себя с другими - больше в этом беспокойства или мотивации?»
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Войти в тупик, чтобы наконец начать возвращать себе себя
  • 4) Как себя вести родителям, чтобы сократить кризис 3 лет?
  • Путь к себе к настоящему через принятие себя и других
  • Ломать себя, чтобы самосохраниться или сохранить себя, чтобы не сломаться?
  • 2) Как себя вести родителям, чтобы сократить кризис 1 года?
  • Нельзя показывать себя, нужно быть "серой мышкой".



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь