Воспитание любви к книге у дошкольников
Алексеева Нюргуяна Илларионовна, Воспитатель МБДОУ №52 «Белочка», г.Якутск.
Без книги, нет, и не может быть полного счастья у людей. Без неё нельзя воспитать человека будущего – богатого духовно, прекрасного нравственно и физически. Л. Соболев.
Любовь к книгам прививается с детства. Но, к сожалению, в современном мире, в наш век информации, интерес к книге упал. В связи с развитием информационной технологии, различных социальных сетей, роль чтения в семье понизилась. Сегодня дети предпочитают по вечерам смотреть мультфильмы или играть в компьютерные игры. Это проблема не только семьи, но и общества в целом. Ведь мы, как педагоги, должны первыми оказать помощь, спасти будущее нашего поколения, направлять в верный путь.
Художественная литература должна занимать в жизни ребенка важное место. Ведь с древних времен, когда еще письменности не было, в воспитании детей большую роль играло устное народное творчество: сказки, песни, пословицы, поговорки, потешки, чистоговорки и т д. Так и сегодня, воспитание ребенка начинается с первой сказки, с первой песенки, которую он услышит, с первой картинки, которую он посмотрит. Это тот период роста ребенка, когда начинает формирование его личности: развивается мышление, речь, обогащаются чувства, растет способность сознательного восприятия окружающего, развиваются задатки художественного вкуса, зарождаются нравственные чувства.
Дошкольная педагогика рассматривает воспитание детей посредством художественной литературы в неразрывной связи с развитием различных сторон личности ребенка. Главная задача при ознакомлении детей с художественной литературой – это воспитание любви к книге. Для того, чтобы воспитание любви к книге у дошкольников осуществлялось целенаправленно и систематически, сначала нужно создать условия в группе. В книжном уголке помимо программных произведений можно и внести книги детей из дома, оригинальные и необычные книги, как книги-вырубки (обложки по контуру главного героя), например, книги-панорамы (с движущимися фигурками), а также самодельные книги, которые дети сделали своими руками совместно с родителями. Можно даже создать мини-музей детской книги, чтобы дети имели представления о истории создании книги, сравнивали старые и современные книги. Ремонт книг в процессе непосредственно-образовательной деятельности по ручному труду, научит детей относиться к книге бережно. Устраивать конкурсы детских рисунков по произведениям художественной литературы. Организовать различные инсценировки, показ сказок в театральном уголке. Художественные образы литературы глубоко затрагивают чувства детей. Чтобы развить интерес детей к книге, можно ввести в занятие присутствие героя из литературного произведения, который будет приходить на занятия, знакомить детей с книгами, задавать вопросы, реагировать на высказывания, проводить игры и поощрять. На досуге организовать «Вечера загадок», «Поле Чудес», «Викторины» о книгах. Совместно с музыкальным работником и с родителями, можно провести литературно-музыкальные праздники. Сделать проект «Читаем вместе», «Моя любимая книга», «Книга — лучший друг», для более активной роли родителей в воспитании читающего ребёнка. Провести экскурсию в библиотеку со старшими дошкольниками для ознакомления с разнообразиями книг и литературных жанров. Выпустить папки-передвижки консультации и рекомендации для родителей об организации домашнего чтения. Индивидуальная работа с родителями по пропаганде домашнего чтения. Расширять круг знакомства детей с авторами детской художественной литературы и их произведениями.
Любовь к книге необходима для гармоничного развития ребенка как личности и в дальнейшем будет способствовать воспитанию характера на положительных примерах героев детской художественной литературы. Чтение развивает познавательные интересы и расширяет кругозор.
|