Колесникова Светлана Владимировна. Приобщение к книге начинается в семье

Приобщение к книге начинается в семьеПриобщение к книге начинается в семье

Автор:

Колесникова Светлана Владимировна Учитель-логопед МАДОУ №18 г. Салават, Республика Башкортостан

«Чтение – это окошко, через которое дети видят мир и познают себя».
Какое окошко будет у наших детей, зависит от каждого родителя, так как воспитание начинается в семье. Надо как можно раньше приобщить ребёнка к книге и чтению, чтобы он был успешен в учёбе, не был отстающим среди сверстников, чтобы его уважали и ценили другие.
В. А. Сухомлинский

Важную роль в познании окружающего мира играет книга. «Золото добывается из земли, а знания — из книги» говорит пословица.

 

Первая рукописная книга для детей в России была создана в 1441г. Известный русский дипломат того времени Дмитрий Герасимов специально для детей переработал латинскую грамматику «Донатус», он разделил ее на беседы в форме вопросов и ответов. Далее по инициативе царя издаются азбуки, эпизоды истории, правила жизни, мудрые советы.

Но в современном мире перед родителями встает вопрос читать книгу или включить планшет, телевизор? Включили телевизор, и ни каких забот, и поэтому дети вырастают похожими на «Машу» или на других героев мультфильмов Просмотр телевизора не заменит ребенку чтение книги с родителями, общение или ее пересказ «Я начну, а ты продолжи», потому что только в семье начинается настоящее приобщение к книге. И от родителей зависит, будет книга спутником на всю жизнь или очередной не нужной игрушкой.

Семейное чтение — эффективный способ социализации подрастающего

поколения, оно дает возможность почувствовать ценность жизненного опыта

старших членов семьи, узнать о своих близких что-то интересное. В процессе семейных чтений реализуется как психологическая, так и социальная функции общения. Его участники не только вступают в контакт между собой и отождествляют себя друг с другом, но и в их духовный мир входит социально значимые нравственные идеи, источником которых служат явления жизни, отраженные в произведениях литературы. Главным же действующим лицом в этом общении является ребенок.

Выбор книги – это как выбор друзей. Пройдут годы и наши малыши станут настоящими читателями и навсегда сохранят в памяти семейные чтения, волнения и переживания, связанные с первыми книжками.

Можно провести с родителями следующие мероприятия:

  • Акции «Подари книгу малышу», «Подари книгу детскому саду»;
  • Провести анкетирование родителей. (Приложение№1)
  • «В библиотеку всей семьёй», выставки книг;
  • «Чтение – занятие настоящих мужчин», акция «Читаем вместе с папой», фотовыставка «Папа и книга»;
  • Проведение конкурсов: «Самая читающая семья»;
  • Праздники – встречи с дедушками и бабушками «Разгладим морщинки, согреем ладошки» – рассказы о своей дружбе, общих увлечениях и любимых книгах.
  • Оформить стенд «Рекомендации родителям при чтении книг детям».
  • Проведение родительских собраний – викторин.

развитию детского чтения в семье, вовлечь каждого родителя в решение проблемы

детского чтения и развития.

Задачи: Рассказать родителям о важности чтения, которое является основой для изучения всех школьных дисциплин. Дать представление о том, что сегодня происходит с чтением и какое влияние это оказывает на наших детей. Рассказать родителям, как они могут помочь своим детям полюбить книгу и чтение, как сформировать домашнюю детскую библиотеку. Скоординировать совместную деятельность родителей, учителей и библиотекаря по привлечению детей к чтению.

Ожидаемые результаты: Возникновение заинтересованности со стороны родителей к чтению их детей. Расширение представления родителей о важности чтения в современном мире. Рост читательской активности детей.

Родительское собрание «Приобщение детей к чтению книг».

Цель: помочь родителям осознать ценность детского чтения как эффективного средства образования и воспитания школьников, интеллектуального ресурса их развития личности, как залог их жизненного успеха; активизировать работу родителей по пропаганде и развитию детского чтения в семье, вовлечь каждого родителя в решение проблемы детского чтения и развития.

Задачи: Рассказать родителям о важности чтения, которое является основой для изучения всех школьных дисциплин. Дать представление о том, что сегодня происходит с чтением и какое влияние это оказывает на наших детей. Рассказать родителям, как они могут помочь своим детям полюбить книгу и чтение, как сформировать домашнюю детскую библиотеку. Скоординировать совместную деятельность родителей, учителей и библиотекаря по привлечению детей к чтению.

Ожидаемые результаты: Возникновение заинтересованности со стороны родителей к чтению их детей. Расширение представления родителей о важности чтения в современном мире. Рост читательской активности детей.

Родительское собрание «Приобщение детей к чтению книг».

Цель: помочь родителям осознать ценность детского чтения как эффективного средства образования и воспитания школьников, интеллектуального ресурса их развития личности, как залог их жизненного успеха; активизировать работу родителей по пропаганде и развитию детского чтения в семье, вовлечь каждого родителя в решение проблемы детского чтения и развития.

Задачи: Рассказать родителям о важности чтения, которое является основой для изучения всех школьных дисциплин. Дать представление о том, что сегодня происходит с чтением и какое влияние это оказывает на наших детей. Рассказать родителям, как они могут помочь своим детям полюбить книгу и чтение, как сформировать домашнюю детскую библиотеку. Скоординировать совместную деятельность родителей, учителей и библиотекаря по привлечению детей к чтению.

Ожидаемые результаты: Возникновение заинтересованности со стороны родителей к чтению их детей. Расширение представления родителей о важности чтения в современном мире. Рост читательской активности детей.

Родительское собрание «Приобщение детей к чтению книг».

Цель: помочь родителям осознать ценность детского чтения как эффективного средства образования и воспитания школьников, интеллектуального ресурса их развития личности, как залог их жизненного успеха; активизировать работу родителей по пропаганде и развитию детского чтения в семье, вовлечь каждого родителя в решение проблемы детского чтения и развития.

Задачи: Рассказать родителям о важности чтения, которое является основой для изучения всех школьных дисциплин. Дать представление о том, что сегодня происходит с чтением и какое влияние это оказывает на наших детей. Рассказать родителям, как они могут помочь своим детям полюбить книгу и чтение, как сформировать домашнюю детскую библиотеку. Скоординировать совместную деятельность родителей, учителей и библиотекаря по привлечению детей к чтению.

Ожидаемые результаты: Возникновение заинтересованности со стороны родителей к чтению их детей. Расширение представления родителей о важности чтения в современном мире. Рост читательской активности детей.

Анкета для родителей.

Уважаемые родители!

Ответьте, пожалуйста, на вопросы данной анкеты. Ваше мнение для нас очень важно.

1. Есть ли у вас дома библиотека, и что она собой представляет?

  • несколько книжных полок
  • книжный шкаф
  • стеллажи с книгами
  • другое

2. Есть ли у вашего ребенка своя книжная полка или уголок с книгами?

  • да
  • нет

3. Часто ли вы читаете ребенку книги?

  • каждый день
  • каждый вечер перед сном
  • когда попросит
  • иногда.

4. Назовите, пожалуйста, самые любимые книги вашего ребенка

5. Назовите, пожалуйста, несколько недавно прочитанных вами ребенку произведений:

6. Беседуете ли вы с ребенком о прочитанном?

  • да
  • нет
  • иногда

7. Может ли ваш ребенок назвать недавно прочитанные с вами книги?

  • да
  • нет
  • не знаю

8. Имена, каких поэтов и писателей знает ваш ребенок?

9. Может ли ваш ребенок пересказать отрывок из любимой сказки, произведения?

  • да
  • нет
  • не знаю

10. Выписываете ли вы детские журналы? Какие?

11. Как вы считаете, в каком возрасте ребенок должен научиться читать?

13. Читает ли ваш ребенок детские книги самостоятельно?

да; нет.

Рекомендации родителям при чтении книг детям.

  • Только в союзе с родителями, возможно гармоничное, эффективное приобщение к чтению детей. В наши дома должна вернуться забытая и утраченная традиция семейного чтения – общего чтения книг, общения втроем: взрослый, ребенок и книга.
  • Как бы, не была неоспорима роль библиотек, воспитателей в начальном приобщении детей к чтению, первым и основным руководителем чтения является семья.
  • Обучая детей чтению, опирайтесь на его интересы. Ребенок, которого учили читать принудительно, неохотно пользуется этим своим умением.
  • Больше играйте с детьми. Путь к грамоте лежит через игры в звуки и буквы.
  • Рассказывайте детям сказки. Даже «совсем большие» ребята (мы часто говорим семилетнему ребенку «Ты уже большой») очень любят песенку, сказку перед сном. Это успокаивает их, помогает снять напряжение.
  • Чаще устраивайте семейные чтения. Выросшим детям читать вслух еще интереснее, чем маленьким.
  • Читайте сами, пусть ребенок видит, что свободное время мама и папа проводят не только у телевизора.
  • Есть вещи, которые детям лучше не слышать и не знать: например, споры родителей на бытовые темы и т. п. Но споры отца и матери по поводу прочитанной книги дети должны слышать обязательно.
  • Соберите дома различные словари: толковый, орфографический, энциклопедический и т. д. Вырабатывайте у ребенка привычку обращаться к словарям и работать с ними.
  • Вместе с ребенком создайте для него такую библиотеку, чтобы в ней были разные книги, а не только, например, сказки.

Список литературы.

  1. Болотская, С. Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе. Детский сад от А до Я. 2008. № 4.
  2. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой — М.: Мозаика-синтез, 2012. — 336 с.
  3. Прудовская, С.Н. Книжкины затеи: о том, что можно делать с книгой малышам. М.: Чистые пруды, 2007. — 30 с.
  4. Тимофеева, И.Н. Что и как читать вашему ребенку от года до десяти. Энциклопедия для родителей по руководству детским чтением / И.Н. Тимофеева — СПб., 2000. — 511с.
Просмотров: 530
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Скрипникова Анна Павловна. Памятки для родителей и детей для увеличения скорости чтения
  • Лах Ильмира Ильясовна. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РОЛЬ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ИНТЕРЕСА У РЕБЁНКА К КНИГАМ».
  • Басалыга Лариса Петровна. Рекомендации и советы родителям по чтению детям природоведческой литературы
  • Назаренко Елена Васильевна. Влияние чтения художественной литературы на детей старшего дошкольного возраста.
  • Редактор. Влияние чтения стихотворений детям на развитие интеллекта
  • Пыстина Татьяна Леонидовна. Книжный рюкзачок проект по продвижению книги и чтения
  • Уразбаева Е. С.. Статья «Духовно – нравственное воспитание детей посредством чтения художественной литературы»
  • Алмаева Нина Юльевна. Сценарий конкурса художественного чтения среди детей старшего дошкольного возраста групп комбинированной направленности «В гостях у сказки»
  • Попова П.Г., Попова О.Н., Краснокутская С.П.,. «Работа по предупреждению расстройств процессов письма и чтения у детей старшего дошкольного возраста в группе для детей с ТНР»
  • Стрельцова Ольга Викторовна. Как привить детям любовь к чтению книг
  • Тютюнова Виктория Викторовна. Консультация для родителей «Обучение детей чтению по кубикам Н.А. Зайцева».
  • Филатова Елена Викторовна. «Использование инновационных форм и методов работы для привлечения детей и их родителей к чтению — восприятию художественной литературы путем создания в ДОУ детской библиотеке»
  • Канева Ольга Ивановна. «Приемы работы по воспитанию у детей навыков выразительного чтения»
  • Балашова Вероника Юрьевна. Преодоление трудностей в обучении навыкам чтения у детей с речевыми нарушениями
  • Анастасия Cаратокина. Обучение ребенка чтению (рекомендации для родителей)
  • Соколова Людмила Викторовна. Мастер-класс на тему: «Методы и приёмы, формирующие мотивацию к обучению чтения у детей с ТНР»
  • Халюкова Ия Юрьевна. Консультация для родителей «Задачи и содержание музыкального воспитания детей в семье»
  • Уколова Ольга Анатольевна, Алмаева Нина Юльевна. Сценарий конкурса художественного чтения среди детей старшего дошкольного возраста групп комбинированной направленности «Мы снимаем поэтический фильм»
  • Щербакова Наталья Сергеевна, Сорокина Анастасия Александровна, Килина Ирина Юрьевна. «Взаимодействие учителя – логопеда и педагога – психолога в формировании навыков чтения у воспитанников детского дома»
  • Пашкова Елена Валериевна. Семейное чтение, как фактор развития речи детей дошкольного возраста консультация для родителей
  • Спиридонова Татьяна Владимировна. Чтения художественной литературы с использованием средств наглядного моделирования
  • Дудлив Ольга Константиновна. Система взаимодействия педагогов с родителями воспитанников по организации семейного чтения
  • Марина Геннадьевна Максимова. Консультация для родителей 'Как приучить ребенка к чтению?'
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Кухарева Ольга Анатольевна. Приобщение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к чтению с использованием приемов мнемотехники (из опыта работы учителя-логопеда)
  • Коллерова Светлана Владимировна. 'Зимние мотивы' урок внеклассного чтения в 4 классе
  • Редактор. Как развить навыки чтения
  • Ербулатова Надежда Владимировна. Тренажёр 'Работаем над техникой чтения'
  • Данилова Инга Валерьевна. Дошкольник и книга. Роль взрослых к приобщению детей к чтению
  • Мальцева Наталья Викторовна. Консультация для родителей. Какие сказки читать детям младшего дошкольного возраста?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь