Приобщение к книге начинается в семье
Автор:
Колесникова Светлана Владимировна Учитель-логопед МАДОУ №18 г. Салават, Республика Башкортостан
«Чтение – это окошко, через которое дети видят мир и познают себя». Какое окошко будет у наших детей, зависит от каждого родителя, так как воспитание начинается в семье. Надо как можно раньше приобщить ребёнка к книге и чтению, чтобы он был успешен в учёбе, не был отстающим среди сверстников, чтобы его уважали и ценили другие. В. А. Сухомлинский
Важную роль в познании окружающего мира играет книга. «Золото добывается из земли, а знания — из книги» говорит пословица.
Первая рукописная книга для детей в России была создана в 1441г. Известный русский дипломат того времени Дмитрий Герасимов специально для детей переработал латинскую грамматику «Донатус», он разделил ее на беседы в форме вопросов и ответов. Далее по инициативе царя издаются азбуки, эпизоды истории, правила жизни, мудрые советы.
Но в современном мире перед родителями встает вопрос читать книгу или включить планшет, телевизор? Включили телевизор, и ни каких забот, и поэтому дети вырастают похожими на «Машу» или на других героев мультфильмов Просмотр телевизора не заменит ребенку чтение книги с родителями, общение или ее пересказ «Я начну, а ты продолжи», потому что только в семье начинается настоящее приобщение к книге. И от родителей зависит, будет книга спутником на всю жизнь или очередной не нужной игрушкой.
Семейное чтение — эффективный способ социализации подрастающего
поколения, оно дает возможность почувствовать ценность жизненного опыта
старших членов семьи, узнать о своих близких что-то интересное. В процессе семейных чтений реализуется как психологическая, так и социальная функции общения. Его участники не только вступают в контакт между собой и отождествляют себя друг с другом, но и в их духовный мир входит социально значимые нравственные идеи, источником которых служат явления жизни, отраженные в произведениях литературы. Главным же действующим лицом в этом общении является ребенок.
Выбор книги – это как выбор друзей. Пройдут годы и наши малыши станут настоящими читателями и навсегда сохранят в памяти семейные чтения, волнения и переживания, связанные с первыми книжками.
Можно провести с родителями следующие мероприятия:
- Акции «Подари книгу малышу», «Подари книгу детскому саду»;
- Провести анкетирование родителей. (Приложение№1)
- «В библиотеку всей семьёй», выставки книг;
- «Чтение – занятие настоящих мужчин», акция «Читаем вместе с папой», фотовыставка «Папа и книга»;
- Проведение конкурсов: «Самая читающая семья»;
- Праздники – встречи с дедушками и бабушками «Разгладим морщинки, согреем ладошки» – рассказы о своей дружбе, общих увлечениях и любимых книгах.
- Оформить стенд «Рекомендации родителям при чтении книг детям».
- Проведение родительских собраний – викторин.
развитию детского чтения в семье, вовлечь каждого родителя в решение проблемы
детского чтения и развития.
Задачи: Рассказать родителям о важности чтения, которое является основой для изучения всех школьных дисциплин. Дать представление о том, что сегодня происходит с чтением и какое влияние это оказывает на наших детей. Рассказать родителям, как они могут помочь своим детям полюбить книгу и чтение, как сформировать домашнюю детскую библиотеку. Скоординировать совместную деятельность родителей, учителей и библиотекаря по привлечению детей к чтению.
Ожидаемые результаты: Возникновение заинтересованности со стороны родителей к чтению их детей. Расширение представления родителей о важности чтения в современном мире. Рост читательской активности детей.
Родительское собрание «Приобщение детей к чтению книг».
Цель: помочь родителям осознать ценность детского чтения как эффективного средства образования и воспитания школьников, интеллектуального ресурса их развития личности, как залог их жизненного успеха; активизировать работу родителей по пропаганде и развитию детского чтения в семье, вовлечь каждого родителя в решение проблемы детского чтения и развития.
Задачи: Рассказать родителям о важности чтения, которое является основой для изучения всех школьных дисциплин. Дать представление о том, что сегодня происходит с чтением и какое влияние это оказывает на наших детей. Рассказать родителям, как они могут помочь своим детям полюбить книгу и чтение, как сформировать домашнюю детскую библиотеку. Скоординировать совместную деятельность родителей, учителей и библиотекаря по привлечению детей к чтению.
Ожидаемые результаты: Возникновение заинтересованности со стороны родителей к чтению их детей. Расширение представления родителей о важности чтения в современном мире. Рост читательской активности детей.
Родительское собрание «Приобщение детей к чтению книг».
Цель: помочь родителям осознать ценность детского чтения как эффективного средства образования и воспитания школьников, интеллектуального ресурса их развития личности, как залог их жизненного успеха; активизировать работу родителей по пропаганде и развитию детского чтения в семье, вовлечь каждого родителя в решение проблемы детского чтения и развития.
Задачи: Рассказать родителям о важности чтения, которое является основой для изучения всех школьных дисциплин. Дать представление о том, что сегодня происходит с чтением и какое влияние это оказывает на наших детей. Рассказать родителям, как они могут помочь своим детям полюбить книгу и чтение, как сформировать домашнюю детскую библиотеку. Скоординировать совместную деятельность родителей, учителей и библиотекаря по привлечению детей к чтению.
Ожидаемые результаты: Возникновение заинтересованности со стороны родителей к чтению их детей. Расширение представления родителей о важности чтения в современном мире. Рост читательской активности детей.
Родительское собрание «Приобщение детей к чтению книг».
Цель: помочь родителям осознать ценность детского чтения как эффективного средства образования и воспитания школьников, интеллектуального ресурса их развития личности, как залог их жизненного успеха; активизировать работу родителей по пропаганде и развитию детского чтения в семье, вовлечь каждого родителя в решение проблемы детского чтения и развития.
Задачи: Рассказать родителям о важности чтения, которое является основой для изучения всех школьных дисциплин. Дать представление о том, что сегодня происходит с чтением и какое влияние это оказывает на наших детей. Рассказать родителям, как они могут помочь своим детям полюбить книгу и чтение, как сформировать домашнюю детскую библиотеку. Скоординировать совместную деятельность родителей, учителей и библиотекаря по привлечению детей к чтению.
Ожидаемые результаты: Возникновение заинтересованности со стороны родителей к чтению их детей. Расширение представления родителей о важности чтения в современном мире. Рост читательской активности детей.
Анкета для родителей.
Уважаемые родители!
Ответьте, пожалуйста, на вопросы данной анкеты. Ваше мнение для нас очень важно.
1. Есть ли у вас дома библиотека, и что она собой представляет?
- несколько книжных полок
- книжный шкаф
- стеллажи с книгами
- другое
2. Есть ли у вашего ребенка своя книжная полка или уголок с книгами?
3. Часто ли вы читаете ребенку книги?
- каждый день
- каждый вечер перед сном
- когда попросит
- иногда.
4. Назовите, пожалуйста, самые любимые книги вашего ребенка
5. Назовите, пожалуйста, несколько недавно прочитанных вами ребенку произведений:
6. Беседуете ли вы с ребенком о прочитанном?
7. Может ли ваш ребенок назвать недавно прочитанные с вами книги?
8. Имена, каких поэтов и писателей знает ваш ребенок?
9. Может ли ваш ребенок пересказать отрывок из любимой сказки, произведения?
10. Выписываете ли вы детские журналы? Какие?
11. Как вы считаете, в каком возрасте ребенок должен научиться читать?
13. Читает ли ваш ребенок детские книги самостоятельно?
да; нет.
Рекомендации родителям при чтении книг детям.
- Только в союзе с родителями, возможно гармоничное, эффективное приобщение к чтению детей. В наши дома должна вернуться забытая и утраченная традиция семейного чтения – общего чтения книг, общения втроем: взрослый, ребенок и книга.
- Как бы, не была неоспорима роль библиотек, воспитателей в начальном приобщении детей к чтению, первым и основным руководителем чтения является семья.
- Обучая детей чтению, опирайтесь на его интересы. Ребенок, которого учили читать принудительно, неохотно пользуется этим своим умением.
- Больше играйте с детьми. Путь к грамоте лежит через игры в звуки и буквы.
- Рассказывайте детям сказки. Даже «совсем большие» ребята (мы часто говорим семилетнему ребенку «Ты уже большой») очень любят песенку, сказку перед сном. Это успокаивает их, помогает снять напряжение.
- Чаще устраивайте семейные чтения. Выросшим детям читать вслух еще интереснее, чем маленьким.
- Читайте сами, пусть ребенок видит, что свободное время мама и папа проводят не только у телевизора.
- Есть вещи, которые детям лучше не слышать и не знать: например, споры родителей на бытовые темы и т. п. Но споры отца и матери по поводу прочитанной книги дети должны слышать обязательно.
- Соберите дома различные словари: толковый, орфографический, энциклопедический и т. д. Вырабатывайте у ребенка привычку обращаться к словарям и работать с ними.
- Вместе с ребенком создайте для него такую библиотеку, чтобы в ней были разные книги, а не только, например, сказки.
Список литературы.
- Болотская, С. Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе. Детский сад от А до Я. 2008. № 4.
- От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой — М.: Мозаика-синтез, 2012. — 336 с.
- Прудовская, С.Н. Книжкины затеи: о том, что можно делать с книгой малышам. М.: Чистые пруды, 2007. — 30 с.
- Тимофеева, И.Н. Что и как читать вашему ребенку от года до десяти. Энциклопедия для родителей по руководству детским чтением / И.Н. Тимофеева — СПб., 2000. — 511с.
|