МУЛЬТФИЛЬМЫ И МАЛЫШИ

Каждый современный родитель рано или поздно решает для себя когда уже можно включать мультики или давать планшет с играми. Мотивы у всех разные: кто-то считает, что мультфильмы нынче развивающие — поэтому можно да и нужно как можно раньше (и производители ж пишут 0+), кому-то нужно просто освободить время для себя и домашних дел, кто-то полагает что это все равно рано или поздно случится, поэтому не беда, если малыш приобщится к экранной жизни с пеленок, к тому же современные мониторы не портят зрение, а для кого-то это единственный способ накормить ребенка.Да, сложно представить современного ребенка, не видевшего мультфильм, телевизор или любой иной монитор (планшет, телефон, компьютер). Более того, мультфильмы — это действительно часть культурной и социальной среды, которая также развивает и обучает. Поэтому мы не исходим из позиции, что мультики — это «зло». Но, как говорил один древний ученый «Все есть лекарство и все есть яд. Одно от другого отличает лишь количество». А в случае с мультиками еще и возраст, в котором они становятся неотъемлемой частью жизни ребенка. Итак, когда же уже безопасно и полезно включать ребенку мультики?

Начну с того, как развивается мозг ребенка в раннем детстве и как телевизор и мультики влияют на его развитие. Итак, пару слов о скучной, но важной для понимания теории развития мышления в онтогенезе. Познание окружающей действительности начинается с ощущения и восприятия, затем оно переходит к пространственно-образному мышлению (к 4 годам). Иными словами, мышление начинает формироваться со стадии сенсомоторного интеллекта (0-2 года), которое развивается в процессе действенного, практического взаимодействия с окружающей средой. Ребенок находится «в плену» у ситуации и действия, т.е. его мышление не способно осуществляться без опоры на «созерцание» ситуации и возможности действовать в ней. Такое мышление еще называют «ручным». Следовательно, ребенку для развития его познавательных процессов необходимо изучать этот мир и его составляющие всеми доступными для этого способами – смотреть, трогать, нюхать, пробовать на вкус, ощупывать, производить элементарные манипуляции для изучения разных свойств предметов – кидать, сжимать, жевать и т.д. Именно поэтому все, что попадает малышу в ручки непременно тянется в рот, кидается на пол и т.д.

Что же происходит с восприятием во время просмотра мультфильма у ребенка до 2 лет? Мультик — это набор картинок и звуков, с которыми ребенок может делать только одно – смотреть и слушать, с ним не произведешь никаких манипуляций, ребенок никак не участвует в нем. Мультфильм предлагает готовый образ (к тому же не всегда реалистичный, ведь даже родитель порой затрудняется определить кто же это изображен) – визуальный, звуковой, который еще и представлен в плоском 2D формате и производит непонятные для этого уровня развития интеллекта ребенка действия – «падает» за экран монитора, появляется ниоткуда, как правило лишен соответствующей ситуации мимики и эмоционально искаженный (либо лишен соответствующих эмоций вообще, либо эти эмоции гипертрофировано выражены). Но чтобы мышление вышло на следующий уровень – пространственно-образное, ребенку необходимо создать в голове «картотеку» из всевозможных предметов окружающей действительности (производя с ними описанные выше манипуляции и изучая их свойства), а не поглощать готовые абстрактные образы. Поэтому приобщая ребенка к просмотру мультиков с раннего детства, родители обедняют среду его познания, «заливая» в сознание готовые придуманные кем-то образы и лишая возможности ребенка самому этот образ создать в 3D формате.

Еще хотелось бы сказать пару слов о том, как мультфильмы влияют на воображение и фантазию ребенка. Воображение является основой наглядно-образного мышления и представляет собой одну из форм психического отражения мира. Оно формируется в непосредственном практическом опыте ребенка. Предлагая готовый, полностью «укомплектованный» образ, мультфильм снижает мыслительные усилия для его самостоятельного создания, существенно обедняя фантазию. Именно мультфильмы с раннего детства часто становятся главной причины нелюбви к книгам у детей – ведь малыш привыкает, что ему подается готовая визуально-звуковая картинка, и воспринимать на слух чтение книги ему становится неинтересно.

Также просмотр телевизора и мультфильмов влияет на развитие внимание. Результаты исследований показывают, что с каждым дополнительным часом просмотра телевизора ребенком до трех лет, вероятность проблем с концентрацией внимания к семилетнему возрасту возрастает приблизительно на 10%. А низкая произвольность внимания – это один из факторов неготовности к школьному обучению и неуспеваемости по школьной программе [тут и далее – результаты исследований приведены из книги Дж. Медины, Правила развития мозга ребенка].

Также данные различных исследований свидетельствуют о том, что дети, которые до 4 лет проводят время перед телевизором, склонны к худшей эмоциональной и поведенческой саморегуляции. Просмотр телевизора и мониторное время в целом тормозит также и развитие речи ребенка. И это касается как «развивающих» мультфильмов и игр, так и просто включенного телевизора в качестве «фона». Известно, что в целом современные дети начинают говорить на пол года позже, чем предыдущее поколение. Исследования раннего развития показывают, что младенцы и малыши остро нуждаются в непосредственном ЖИВОМ общении со взрослыми для здорового роста мозга и развития соответственных социальных, эмоциональных и когнитивных навыков. Общение же с мониторами это развитие тормозит.

Важно также помнить, что то, что мы пропускаем к сознанию ребенка, влияет и на его поведение. Да, для многих способ включить мультик или рекламу становится подобием «смирительной рубашки» для малыша – ведь он гарантированно «залипнет» (рекламу же тоже неглупые специалисты придумывают, она и должна таковой быть даже для взрослых, не то что для ребенка). В психологии есть понятие отсроченной имитации – способность воспроизводить поведение, увиденное лишь раз (многие родители, к примеру, радуются тому, что мультик «научил» малыша махать «привет» или «пока»). Ребенок способен впервые воспроизвести увиденное даже спустя несколько месяцев, поэтому засорять познавательное пространство ребенка просмотром телевизора, а тем более рекламой не совсем разумно. Всегда нужно помнить о том, какое влияние это оказывает на ребенка. И оно не столь очевидно и последствия этого влияния будет заметно далеко не сразу, ведь оно имеет «накопительный» эффект.

Исследования также подтверждают тот факт, что просмотр телевизора (и самых развивающих мультфильмов в том числе) способен вызывать агрессию и может привести к проблемам в общении со сверстниками. Не зря психологи при обращении родителей с проблемой агрессивного поведения у детей сразу интересуются количеством времени, которое ребенок проводит перед мониторами.

Еще важно помнить о том, что экранное времяпрепровождение подавляет двигательную активность и наоборот – возбуждает нервно-эмоциональную. Именно поэтому неврологи не рекомендуют просмотр мультфильмов перед сном, а также настоятельно советуют ограничить (вплоть до полного исключения) экранного времени при проблемах со сном, чрезмерной возбудимости, гиперактивности.

Следующий момент на котором я бы хотела акцентировать внимание, это мотивация родителей включить малышу мультфильм. Как показывает практика, наблюдается тенденция «омоложения» приобщения к мониторному времяпрепровождению, то есть родители начинают включать мультики или телевизор малышу все раньше — буквально с месяца жизни. Мама обычно мотивирует такое свое решение желанием чем-то занять ребенка, пока она занимается домашними делами, отвлечь, развивать, заинтересовать его. Да, безусловно, проще включить волшебно-магнетический монитор, чем придумывать и организовывать занятие для такого крохи, а тем более просто взять на ручки и удовлетворить главную психоэмоциональную потребность крохи – контакт с мамой.

Но, во-первых, стоит помнить о том, что в первый год жизни ребенок развивается через тело, ему необходима двигательная активность. Погружение в экранную реальность буквально гипнотизирует малыша, лишая его возможности двигаться. А во-вторых, привычка мамы увлекать ребенком только телевизором или планшетом формируется очень быстро, и к 3 годам это может перерасти в просто-таки зависимость — и у ребенка, и у мамы, которая не будет понимать чем можно еще заинтересовать и увлечь ребенка. Да, на первый взгляд кажется, что 10-15 минут в день не нанесет вреда развитию крохи. Но практика показывает, что это время никогда не ограничивается 15 минутами — родитель (не ребенок!) «подсаживается» на эту привычку — включать телевизор при каждом малейшем капризе, непослушании и своей потребности освободить себе 15 минут времени, и уже к 2-3 годам мониторное время для ребенка увеличивается до 2-3 часов в день. Мультфильмы и планшет становятся той волшебной «конфетой», с помощью которой родители мотивируют ребенка — поощряют и  наказывают. Постепенно монитор становится еще одним членом семьи, без которого эта семья себя уже не мыслит.

И, что немаловажно, ребенка, который с пеленок приобщился к мониторным развлечениям, действительно гораздо сложнее чем-то увлечь, потому как мультик объективно гораздо интереснее книги или самостоятельной игры. И здесь мне бы хотелось еще раз подчеркнуть то, что такое отношение формирует у ребенка именно родитель. Для многих мам со временем становится просто непосильным трудом увлечь ребенка книгой, ведь движущая и издающая звуки картинка мультика для малыша намного привлекательнее книжных статичных рисунков.

Хотелось бы также отметить, что одним из наиболее частых запросов к психологу у родителей младших школьников и подростков является отсутствие мотивации к учебе и другим занятиям, интернет- и игрозависимость. Корни этих проблем лежат как раз в лояльном отношении родителей к мониторной зависимости с раннего детства. И к своей этой зависимости в первую очередь. Странно ожидать от ребенка иного поведения, если для мамы и папы круглосуточно включенный телевизор, компьютерные игры и постоянное «висение» в интернете являются нормой жизни.

Еще один из очень частых запросов к психологу является отсутствие самостоятельности, «болезненная» зависимость от мамы у ребенка, неумение и нежелание играть самому своими играми и игрушками. Ребенку этой самостоятельности также необходимо учиться. Но не «приучением» к ней, оставляя проплакаться младенца в кроватке или как можно раньше отдавая в сад. А путем предоставления ребенку времени играть самостоятельно. После полутора лет, когда ребенок овладевает способностью манипулировать предметами (чему предварительно его должна научить мама, проделывая эти действия вместе), ему нужно предоставлять время для самостоятельной игры. И увеличивать это время с возрастом. К трем годам у ребенка должно быть не менее 4 часов в день для самостоятельных занятий — когда он играет и развлекает себя сам. Реальность же такова, что этого времени у ребенка катастрофически недостаточно.

У современных мам присутствует навязчивая потребность постоянно ребенка чем-то развлекать и занимать, создавать какие-то специальные для него условия (искать и покупать все «детское»), перманентно с ним что-то «делать». Мультики также становятся той кнопочкой, включая которую мама минимизирует свою тревогу — ведь ребенок чем-то «занят», еще и «развивающим» да и маме не мешает заодно. Телефон с мультиками или планшет с игрой становится психологической «соской», которую мама вручает ребенку, чтобы «не крутился под ногами», «не кричал», «не бегал» в большинстве бытовых ситуаций — общаясь с подругой в кафе, разговаривая по телефону, находясь в очереди в магазине или поликлинике, готовя ужин. Дети буквально не научаются ждать, пребывать в состоянии «ничегонеделанья».  И получается, что бОльшую часть своего времени ребенок проводит в саду и/или на занятиях, а время дома распределяется между мониторами телевизора и планшета. У ребенка просто не остается свободного времени, в которое он мог бы придумывать себе занятие без внешних «стимуляторов» — мониторов, аниматоров и игровых комнат. И это также неблагоприятно сказывается на развитии малыша, обедняя его фантазию, лишая его возможности активно познавать мир — через прикосновение, взаимодействие, конструирование и т.д.

Еще один «бич» нашего времени — кормление под мультики (и, кстати, также частый потом вопрос на консультациях: «как отучить?»). Таким образом очень быстро сформируется привычка кушать ТОЛЬКО под мультики. А это чревато тем, что нарушается пищевое поведение ребенка: он открывает рот и ест не потому, что голоден, а потому что готов делать что угодно, лишь бы смотреть мультик. Даже взрослому человеку диетологи и специалисты по питанию не рекомендуют смотреть телевизор или читать во время еды — ведь когда внимание рассосредоточено, желудочный сок выделяется позже и чувство насыщение также опаздывает, что может привести к перееданию и лишнему весу. Это также чревато тем, что ребенок не учится ощущать свои потребности — голода, жажды. Еда начинает ассоциироваться только с получением удовольствия, а это также прямой путь к проблемам пищевого поведения и отсутствием контакта со своим телом в будущем.

Итак, в каком возрасте оптимально вовлекать ребенка в виртуальный мир экрана? При условии контроля за длительностью просмотра и содержанием предоставляемого контента — не раньше 2 лет (Американская ассоциация педиатрии настоятельно рекомендует воздержаться от просмотра ТВ до 2 лет). Увы, виртуально-экранный мир устроен таким образом, что последствия его влияния заметны далеко не сразу. И в сущности измерить уровень вреда или пользы на данный момент не представляется возможным.

Напоследок мне бы также хотелось акцентировать внимание на том факте, что вредны не столько мультики сами по себе, сколько мультики как СПАСЕНИЕ для родителей (очень часто звучит эта формулировка из уст самих мам и пап). Делегирование планшетам и телевизорам воспитательной и «успокоительной» функций наносит огромный вред авторитету родителя, его контролирующей функции. Ребенок всегда чувствует, когда родитель не справляется, а чем раньше мама или папа начинают использовать монитор в качестве спасательного круга для себя, тем вероятней, что они станут зависимы от него еще раньше, чем сам ребенок. Поэтому вывод однозначный: чем позже произойдет знакомство малыша с виртуальным миром, тем лучше. И для родителей в том числе.



Просмотров: 372
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Когда ребенок в опасности в собственной семье? Часть 2. Влияние семейного насилия на развитие ребенка
  • Психолог Светлана Ройз: Родителям нужно запомнить и внутри себя удерживать ощущение того, что не ребенок – для школы, а школа – для ребенка
  • Как приучить ребенка к детскому садику. 5 советов адаптации ребенка в саду.
  • Ребенка положили в стационар. Правила поведения для родителей
  • Откуда берется идеальный образ ребенка в головах родителей
  • Как подготовить ребенка к рождению малыша. Пошаговое руководство
  • Что делать, если у ребенка умерла мама
  • Развод глазами ребенка. Если мама и папа не вместе
  • ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА: ГЛАВНОЕ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ВЗРОСЛЕНИЯ
  • “Не игрушка”: как игрушки влияют на развитие ребенка
  • Как воспитывать ребенка. Этапы развития
  • Как школьные оценки влияют на самоценность ребенка и развитие его личностного потенциала...
  • Как воспитать более уверенного в себе ребенка: 12 советов психолога
  • Неблагодарные дети или как реализовать свои мечты через ребенка
  • Безопасность ребенка в общении с посторонними. Что нужно знать родителям.
  • Чего ждать, когда ждешь второго ребенка?
  • Можно ли разбаловать ребенка похвалой.
  • «Мама-квочка» - горе для ребенка!
  • Нужно ли учить ребенка давать сдачи?
  • Младенчество - точка отсчета для мамы и ребенка
  • Есть ли у ребенка выбор?
  • 5 шагов эмоциональной поддержки ребенка (в том числе и внутреннего)
  • Уберечь ребенка… от жизни.
  • Психологический холдинг - продолжение симбиотического единства мамы и ребенка.
  • День Внутреннего Ребенка
  • Роль отца в жизни ребенка
  • Наказания или последствия для ребенка - что лучше?
  • Я срываюсь на своего ребенка: что мне делать?
  • Как родители могут повлиять на повышение самооценки ребенка
  • Синдром удобного ребенка во взрослой жизни



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь