Психологический холдинг - продолжение симбиотического единства мамы и ребенка.

Задумывались ли вы когда-нибудь, как много среди нас замечательных, очень разумных и добрых людей, которые вместе  с тем не умеют ощущать особую легкость самодостаточности и счастья не из-за чего-то, а просто так? Знаете ли вы что возможность быть личностью гармоничной, незакомплексованой, со стабильной и уравновешенной психикой (а именно такими мы хотим видеть своих детей) напрямую зависит от того, насколько в каждый период существования жизнь человека соответствует его ожиданиям?

Возвращаясь к внутриутробному опыту плода, мы видим его теснейшую связь с матерью. Новорожденный помнит, что, когда его окружали материнские запахи, вкусы, звуки, прикосновения и т.д., ему было хорошо и спокойно, он переживал положительные эмоции и чувствовал себя в полной безопасности. После рождения ребенок нуждается в сохранении прежних ориентиров, что может быть достигнуто лишь за счет постоянного присутствия рядом с ним мамы. Продолжение физического союза с мамой позволяет младенцу достичь чувства защищенности и ощущения прежнего комфорта. Кроме этого, мама создает для новорожденного множество стимулов, которые необходимы для полноценного развития его нервной системы. По сути, все эти стимулы она создавала для него еще во время беременности. После рождения ребенка разница состоит лишь в том, что теперь дитя находится снаружи.

Физический контакт с мамой — это первое и самое важное условие мягкой адаптации новорожденного к новым условиям жизни, выполнение которого является гарантией полноценного развития младенца. Для новорожденного важно всё — прикосновения и материнское тепло, ношение на руках, укачивание, совместный сон, запахи и звуки, издаваемые ее организмом. Стимуляция кожных покровов. Физический контакт выражается прежде всего в материнских прикосновениях, поглаживаниях, поцелуях, ощупывании всех частей тела малыша, а также в простых объятиях и тисканье. Находясь внутри матки, в последние недели беременности плод все время испытывает непосредственный контакт тканей матки с кожей. Поэтому для воспроизведения привычных ощущений малышу необходимы материнские объятия и постоянные прикосновения к его коже. У новорожденного прекрасно развито осязание. Исследователи наблюдали, как возрастает циркуляция крови в коже, пальцах, кистях, стопах младенца, когда мать и дитя находятся в контакте «кожа к коже». Материнские прикосновения стимулируют не только кровообращение ребенка, они обеспечивают развитие его эндокринной, иммунной и нервной систем, способствуют развитию головного мозга. Для большей убедительности в необходимости физического контакта матери и ребенка приведем выдержки из статьи «Протяните руку помощи» Сары ван Бовен. В этой статье описывается особое значение тактильной стимуляции младенца для его полноценного роста и развития:

Тиффани Филд, директор Института тактильных исследований при Майамском университете, объясняет, в чем именно заключается благотворное воздействие таких контактов. Недоношенные дети, ежедневно получающие сеанс массажа, набирают в весе на 47 процентов больше и покидают родильные дома на шесть дней раньше... Тактильная терапия помогает при коликах, расстройствах сна и повышенной возбудимости. По словам Филда, «прикосновения и поглаживания имеют не только психологический эффект — это важнейший стимулятор центральной нервной системы.

Учеными доказано, что беременность у женщины должна была бы длиться не девять месяцев, а восемнадцать, но тогда ребенок просто не смог бы родиться по своим физическим особенностям, именно поэтому физиологически предопределено как рождение деток незрелыми, так и необходимость их донашивания на руках. Известный психотерапевт Жан Ледлофф написал об этом так:

Младенец живет в вечном «сейчас», у него еще не сформировано понятие времени и пространства. Когда его держат родные руки, он бесконечно счастлив, если нет – впадает в состояние пустоты и отчаяния. Разница между уютом материнского чрева и незнакомым ему внешним миром необыкновенно велика, но так задумано природой, и человек готов к этому шагу – переходу из чрева на руки матери. Именно на руки – для того, что бы продолжить сформировавшуюся во время беременности, прочную, неразрывную связь между матерью и ребенком. Для того что бы слышать звуки материнского сердца и ритм дыхания, чувствовать родной запах и привычный ритм шагов.

Чувствовать знакомые по внутриутробному периоду запахи, ритмы очень важно для регулировки всех систем жизнеобеспечения новорожденного: материнские прикосновения и объятия стимулируют дыхание, кровообращение, пищеварение, развивают вестибулярный аппарат, регулируют движения конечностей ребенка, способствуют правильному развитию нервной, иммунной, эндокринной систем.

Укачивание младенца всегда вызывало много споров. Раньше считалось, что это дурная привычка, которую не стоит поддерживать. Укачивание так же необходимо ребенку, как и непосредственный контакт с матерью. Более того, это физиологическая потребность, удовлетворение которой необходимо для полноценного развития вестибулярного аппарата младенца. Во время беременности мать постоянно качала ребенка в ритм своих шагов, обеспечивая развитие его органа равновесия. После рождения малыш тоже нуждается в развитии вестибулярного аппарата. Ношение младенцев на руках и укачивание — это необходимые действия взрослых, обеспечивающие полноценное развитие нервной системы и вестибулярного аппарата ребенка. Поэтому можно рекомендовать матери укачивать младенца в коляске или на руках, укладывая его спать. Следует отметить, что размеренное укачивание младенца на руках оказывает положительный эффект и на нервную систему матери. Ритмичные движения успокаивают и расслабляют женщину, создают у нее ощущение комфорта и улучшают сон.

Совместный сон с мамой также является физиологической потребностью и необходим новорожденному для полноценного развития нервной системы. Малыш нуждается в чувстве безопасности и постоянном присутствии мамы, без которой он не в состоянии выжить. Совместный сон матери и младенца обеспечивает малышу привычный внутриутробный комфорт. Во время сна ребенок прекрасно понимает, находится ли его мать рядом с ним или отсутствует. Более 50% сна новорожденного составляет парадоксальный, поверхностный сон, во время которого он контролирует окружающую обстановку. Если мама рядом и малыш окружен ее теплом и запахами, слышит спокойный ритм ее сердца, то он чувствует себя в безопасности; а если мамы рядом нет — малыш испытывает дискомфорт и чувство глубокой тревоги.

Психологический холдинг.

Слово холдинг, ставшее широко используемым психоаналитическим термином, ввел Винникот. «Осуществлять холдинг» означает «нянчить», «заботиться». В узком смысле «to hold» означает «держать на руках». Другими словами, холдингом называют условия, в которых происходит общение, когда ребенок только начинает жить. Холдинг, или ношение ребенка на руках, необходим, поскольку наиболее полно обеспечивает физический контакт с матерью, а следовательно, и ежедневную физиологическую норму тактильной стимуляции кожи ребенка. Кроме этого, очень важно, что, когда ребенок находится на руках у мамы, она согревает его своим теплом и окружает аурой запахов и звуков, которые ему прекрасно знакомы. Поэтому маме следует использовать любую возможность, чтобы взять ребенка и поносить его на руках.

Осуществляя холдинг, или нянчась с младенцем, очень важно делать это правильно. От умения мамы держать малыша на руках, от ее ловкости и уверенности зависит его самочувствие. Этот навык женщина приобретает в процессе обучения и практики общения с ребенком. Польза длительного ношения на руках заключается в следующем:

Во-первых, ношение ребенка на руках усиливает родительскую привязанность, заботливость и нежность, способствует формированию точных, четких, своевременных реакция мамы в ответ на нужды малыша, помогает маме и ребенку обрести уверенность в своих силах, ведь они быстрее учатся понимать друг друга и устанавливать гармоничный контакт. Пара «мама и новорожденный, которого она носит на руках» ощущает постоянное чувство счастья, когда они вместе, и определенный дискомфорт, когда они не рядом.

Во-вторых, ношение ребенка на руках способствует более частым прикладываниям, что обеспечивает стабильную лактацию у мамы и хороший набор веса новорожденным.

В-третьих, организм мамы, ребенок которой «живет» на руках, постепенно привыкает к увеличивающемуся весу, поэтому она носит ребенка без ущерба для своего здоровья. Мама, которая старается не приучать ребенка к рукам, все равно периодически делает это, что бы перепеленать, помыть и т.д., но е физическая подготовка не будет успевать за увеличивающимся весом малыша, поэтому высока вероятность повреждения спины.

В-четвертых, мама, которая уметет носить своего ребенка грамотно, да еще использует слинг (на сегодняшний день это одно из самых безопасных приспособлений для ношения детей с рождения), очень мобильна: она может бывать в гостях, посещать магазины или музеи, кафе или парки и при этом получать удовольствие от совместного отдыха с ребенком.

Мама, умеющая грамотно носить малыша, может заниматься вместе с ним домашним хозяйством. Следовательно, во время сна ребенка мама может вздремнуть вместе с ним, а может почитать, посидеть за компьютером или у телевизора, найти время для хобби. Вы даже не представляете, как много успевают мамы, умеющие носить своих деток! И устают они гораздо меньше мам, которые все дела стараются переделать только тогда, когда малыш спит или когда им занимается папа или другие родственники.

Носим правильно.

Ребенка нужно носить не только длительно, но и грамотно. Что же это значит?

  • Корпус ребенка поддерживают в области грудной клетки; нельзя одной рукой держать голову, а другой туловище малыша (можно повредить шейные позвонки).
  • Маме нельзя носить ребенка спиной к себе: малыш может испугаться, потому что не видит мамы, и, кроме того, ему необходимо греть животик.

Необходимо использовать разные способы ношения новорожденного на руках. Остановимся на них подробнее.

«Колыбелька» (используется с рождения):

    Относительно мамы ребенок лежит на боку таким образом, что его животик оказывается плотно прижатым к маме, голова лежит в локтевом сгибе маминой руки (мама должна следить, что бы голова не откидывалась назад);Руки ребенка не должны болтаться, они сложены на животике и прижаты к маме (если ребенок не спеленат, за руками следит мама); ножки зажаты у мамы под мышками;У мамы прямая спина и расправлены плечи, между локтями и телом не должно быть пустоты; основная нагрузка приходиться на локти мамы, а не на запястья;Ребенок прижат плотно, он не двигается относительно маминого тела (это важно при укачивании малыша: чем плотнее прижат ребенок, тем быстрее о успокаивается и засыпает).

«Колыбелька на бедре» (можно использовать с рождения):

  • Мама берез ребенка в позу «колыбелька»;
  • Устраивает ребенка на одной руке: в локтевом сгибе лежит голов, а кистью мама поддерживает ребенка под коленки, при этом спина ребенка провисает, а не лежит на руке;
  • Мама сдвигает руку с ребенком к бедру и прижимает к нему попу малыша;
  • У мамы прямая спина и расправлены плечи; нагрузка идет на мамино бедро;
  • Попу ребенка прижимаем к бедру, а не к животу мамы.

«Из-под мышки» (используется с рождения):

  • Мама берет ребенка в позу «колыбелька»;
  • Меняет запястья своих рук местами: рука, которая была внизу, теперь оказывается сверху и поддерживает головку малыша за ушами, вторая рука поддерживает снизу попу малыша;
  • Мама сдвигает малыша к себе на бедро в ту сторону, где у него находится попа;
  • Подбородок ребенка наклонен к грудной клетке;
  • У мамы прямая спина и расправлены плечи; нагрузка идет на мамино бедро;
  • Попу ребенка прижимаем к бедру, а не к животу мамы.

«Столбиком» (эта и любые другие вертикальные позиции используются с 3-х недель):

    Руки ребенка должны быть согнуты  в локтях и прижаты к его грудной клетке;Подбородок находится чуть выше маминого плеча;Если ребенок лежит на правом плече, его нужно держать правой рукой; если на левом – левой;Мама держит ребенка за грудную клетку, поддерживая ребенка вдоль всего позвоночного столба, равномерно распределяя нагрузку; не поддерживает ему голову и попу;У мамы прямая спина и расправлены плечи; нагрузка идет на ее корпус, а не на руку.
И самое главное, при любом способе ношения ребенок нуждается, что бы его держали с любовью, то есть уверенно, без суеты, тревоги, напряжения, спешки. Только так можно обеспечить удовлетворяющий младенца холдинг, который полностью избавит малыша от ощущений дискомфорта на грани страдания (согласно Д.Винникоту, чувства разрывания на части, чувства вечного падения, ощущения зыбкости внешней реальности, ощущения бесконечной тревоги).

Носите своего малыша с удовольствием!

С уважением!



Просмотров: 713
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Младенчество - точка отсчета для мамы и ребенка
  • Развод глазами ребенка. Если мама и папа не вместе
  • Как подготовить ребенка к рождению малыша. Пошаговое руководство
  • Что делать, если у ребенка умерла мама
  • Когда ребенок в опасности в собственной семье? Часть 2. Влияние семейного насилия на развитие ребенка
  • ВЛАСТЬ В РУКАХ РЕБЕНКА ИЛИ ВЛАСТЬ ИМУЩИЙ НАРЦИСС
  • Психолог Светлана Ройз: Родителям нужно запомнить и внутри себя удерживать ощущение того, что не ребенок – для школы, а школа – для ребенка
  • Здесь и теперь в контакте матери и ребенка. Как быть плохой матерью
  • Как приучить ребенка к детскому садику. 5 советов адаптации ребенка в саду.
  • «Мама-квочка» - горе для ребенка!
  • КАК ПРАВИЛЬНО ВОСПИТАТЬ РЕБЕНКА С РОЖДЕНИЯ
  • Как не разрушить семью после рождения первого ребенка?
  • Бабушки: как установить правильные отношения после рождения ребенка?
  • Семейный кризис после рождения ребенка или почему многие пары не переживают первый год родительства?
  • Второй ребенок. Адаптация для мамы
  • Чего ждать, когда ждешь второго ребенка?
  • "Мамы разные нужны, мамы всякие важны"
  • ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА: ГЛАВНОЕ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ВЗРОСЛЕНИЯ
  • Хобби ребенка: выбор между своим и родительским желанием.
  • Как воспитывать ребенка. Этапы развития
  • ПОКИНУТОСТЬ В ОТНОШЕНИЯХ МАТЕРИ И РЕБЕНКА
  • Как воспитать более уверенного в себе ребенка: 12 советов психолога
  • ПСИХОСОМАТИКА В РАМКАХ РАННИХ ОТНОШЕНИЙ МАТЕРИ И РЕБЕНКА
  • Отцы и дети, или Как запрет матери на отношения с отцом формирует судьбу ребенка.
  • Детская жестокость. Что делать, если ребенка обижают сверстники
  • Мы так боимся, что ребенка заберет у нас смерть, что забираем у него жизнь
  • Я срываюсь на своего ребенка: что мне делать?
  • Можно ли разбаловать ребенка похвалой.
  • 17 игр для снятия стресса и тревоги у ребенка
  • УГОМОНИТЕ СВОЕГО РЕБЕНКА



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь