Гиперактивный ребенок. Часть 1.

Устрашающее "у нас гиперактивный ребенок" или диагноз  СДВГ звучит среди современных мамочек достаточно часто. В интернет - ресурсах можно найти достаточно много информации для самостоятельной постановки диагноза своему чаду. Давайте разберемся, что же это такое? Чем оно страшно и чем оно грозит? Что с этим делать и что с этим могут делать специалисты?
 
Понятие СДВГ расшифровывается как синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Также можно встретить такие названия как синдром двигательной расторможенности, синдром гиперактивности, гиперкинетический синдром или даже гипердинамический синдром. Все эти названия достаточно сложны и в равной мере не однозначны.
 
Для удобства, давайте рассмотрим некий портрет ребенка с таким синдромом. Может это вовсе и не о Вашем ребенке.

Портрет ребенка 

Такого ребенка называют «непоседой», «неугомонным», «вечным двигателем», «живчиком». Такой ребенок, встав на ножки, сразу побежал и с тех пор он торопится везде и всегда. Он очень активный, особенно у него непослушны руки: они все трогают, хватают, ломают, дергают, бросают. Про ноги такого ребенка можно сказать, что они не устают никогда. Они весь день где-то носятся, кого-то догоняют, скачут, перепрыгивают. Такой ребенок старается все время увидеть больше, он часто вертит головой и находится в движении. Такому ребенку трудно сосредоточится и он редко улавливает суть, удовлетворяя, зачастую, лишь сиюминутное любопытство. Координация движений у такого ребенка нарушена, он неуклюж, при беге и ходьбе роняет предметы, ломает игрушки, ударяется, часто падает. У такого ребенка инстинкта самосохранения как будто вовсе нет. Он весь в царапинах и синяках, выводов он увы не делает и это повторяется снова и снова. Неусидчивость, рассеянность, невнимательность, негативизм – характерные черты его поведения. Такому ребенку свойственна импульсивность с частой сменой настроения: то безудержная радость, то бесконечные капризы. Часто ведет себя агрессивно. Обычно он самый шумный, в центре драки, где баловство и проказы. Ему тяжело дается усваивать новые навыки, плохо понимает многие задания, тяжело обучатся. Самооценка чаще всего занижена. Он не умеет расслабляться и успокаиваться. Тишина наступает только во время его сна. Днем спят редко, только ночью и то беспокойно. В общественных местах такого ребенка видно сразу. Он кричит, стучит ножками, валяется по полу, все трогает, везде старается залезть, что-то схватить, на родителей не реагирует. Родителям совсем не просто с самого рождения малыша. Им приходится самостоятельно справляться со своим стыдом и виной по отношению к своему чаду. И, как правило, только когда трудности переходят все границы они могут обращаться за помощью.

Причины

Существуют несколько вариантов классификации причин приводящих к СДВГ у ребенка. Предлагаю рассмотреть одну из концепций причинно-следственной связи:
  • Нейрофизиологическая  - нарушение формирования функциональных взаимосвязей между внутренними структурами мозга. А именно , срединными структурами и различными областями коры. Импульсы, которые генерируются в различных отделах головного мозга плохо взаимодействуют друг с другом, что приводит к расторможенности, утомляемости ребенка.
  • Биохимическая  - доказано влияние таких медиаторов и гормонов, как адреналин, норадреналин, дофамин. Эти вещества называются катехоламинами, а их обмен в организме – катехоламиновый. Данная функция, вероятнее всего, еще плохо сформирована у молодого организма. Биохимическая причина подтверждается эффективностью лечения некоторыми психостимуляторами, которые воздействуют на этот обмен.
  • Нейропсихологическая – недоразвитие и/или отклонение в развитии высших психических функций, отвечающих за моторный контроль, саморегуляцию, внутреннюю речь, внимание и оперативную память.
  • Генетическая - 10-15% детей имеют наследственную предрасположенность к данному заболеванию. С развитием молекулярной генетики были обнаружены нарушения нескольких генов, которые связаны с симптомами СДВГ.
Кроме этого, причины гиперактивности ребенка можно рассматривать с таких двух позиций:
  • Биологические - органические повреждения головного мозга во время беременности, родовые травмы
  • Социально - психологические - микроклимат в семье, алкоголизм родителей, условия проживания, неправильная линия воспитания

Диагностика

В основе синдрома гиперактивности в первую очередь лежат функциональная незрелость  или нарушения работы специфической системы головного мозга - ретикулярной формации. Именно она обеспечивает координацию обучения и памяти, обработку поступающей информации, удержание внимания.
Для более точной постановки диагноза, этот синдром занесен в диагностическое руководство по психическим расстройствам DSM-IV. Так мы можем просмотреть критерии, на основании которых врач может установить этот диагноз.
 
 
Диагностировать такой синдром зачастую не очень просто. Диагностику проводят в двух направлениях: нарушения внимания и гиперактивность/импульсивность.
Для постановки такого диагноза необходимо присутствие 6-ти из 9-ти критериев как в нарушении внимания так и гиперактивности.
При преобладании одного из симптомов в диагнозе он указывается. Например: «синдром дефицита внимания с преобладанием гиперактивности и импульсивности». Также встречается и «сочетанная форма СДВГ».
Из очень важных диагностических критериев симптомов:
  • симптомы расстройства должны появляться до 8 лет;
  • наблюдаться не менее 6-ти месяцев в 2-х сферах деятельности ребёнка (в школе и дома);
  • не должны проявляться на фоне общего расстройства развития, шизофрении, каких-либо нервно-психических расстройств;
  • должны вызывать значительный психологический дискомфорт и дезадаптацию.
Последний критерий крайне важен. Это не просто активный, неугомонный, изматывающий родителей ребенок, это в первую очередь заболевание, которое приводит к сильному психологическому дискомфорту ребенка и его близких. Это расстройство не периодически, и не только дома или на улице на площадке, не по пути домой из магазина или у любимой тети в гостях.  Такому ребенку очень сложно адаптироваться, приспособиться к социальной жизни, ему необходима помощь как специалистов так и родственников.
 
Для диагностики врач психиатрического профиля, медицинский психолог, клинический психолог используют ряд психологических методик, а также нейропсихологичеких методик, наблюдение, диалог. Немаловажную роль в развитии данной симптоматики играют родители и близкое окружение ребенка.  Специалист наблюдает такого пациента обязательно в динамике.
Невозможно установить диагноз СДВГ за одну консультацию.  
 
В связи с тем, что у детей с СДВГ есть двигательная расторможенность, которая проявляется во всех видах движения тела, а также глаз, рекомендовано обязательное неврологическое обследование, при необходимости даже дополнительные методы: ЭЭГ, КТ и др.
 
Синдром гиперактивности у ребенка ставить сложно. Такие проявления имеют большую схожесть с ряжом других состояний и заболеваний. В первую очередь , важно разграничить СДВГ и нормальную, свойственную многим детям высокую двигательную активность. Эти симптомы могут быть индивидуальными особенностями черт темперамента Вашего ребенка. Не стоит забывать, что функции внимания и самоконтроля у детей находятся в процессе естественного развития и могут быть попросту еще незрелы.
Существуют и другие случаи особенного поведения ребенка.
  • Это может быть реакция на кризисную ситуацию в семье, развод родителей, плохое отношение к ребёнку, педагогическую запущенность, иногда гиперопеку.
  • Причиной также могут быть нарушения адаптации к школе, конфликт между ребёнком и учителем, ребёнком и родителями, ребенком и друзьями.
Нельзя оставаться в стороне, ведь эти симптомы могут проявляться и при более серьезных заболеваниях, таких как депрессивные состояния, расстройствах сна, маниакально-депрессивном синдроме, языковых и коммуникативных нарушениях, расстройстве координации, хронических тиках и др.
 
 
 


Просмотров: 542
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей(СДВГ)
  • Пять фраз,которые могут сделать Вашего ребенка несчастным.
  • Синдром удобного ребенка во взрослой жизни
  • Как родители могут повлиять на повышение самооценки ребенка
  • Как приучить ребенка к детскому садику. 5 советов адаптации ребенка в саду.
  • Когда ребенок в опасности в собственной семье? Часть 2. Влияние семейного насилия на развитие ребенка
  • Психолог Светлана Ройз: Родителям нужно запомнить и внутри себя удерживать ощущение того, что не ребенок – для школы, а школа – для ребенка
  • Ребенка положили в стационар. Правила поведения для родителей
  • Бабушки: как установить правильные отношения после рождения ребенка?
  • Можно ли разбаловать ребенка похвалой.
  • Гиперактивность ребенка, неочевидные причины.
  • Откуда берется идеальный образ ребенка в головах родителей
  • Л.С.ВЫГОТСКИЙ Игра и ее роль в психическом развитии ребенка
  • Этот «великий и ужасный» или Как пережить подростковый возраст ребенка?
  • Хобби ребенка: выбор между своим и родительским желанием.
  • Как подготовить ребенка к рождению малыша. Пошаговое руководство
  • Реакция ребенка на развод в разном возрасте
  • Как воспитать более уверенного в себе ребенка: 12 советов психолога
  • Как воспитывать ребенка. Этапы развития
  • Здесь и теперь в контакте матери и ребенка. Как быть плохой матерью
  • Почему так сложно отлучить ребенка от груди
  • Роль отца в жизни ребенка
  • Так и не смогла полюбить ребенка: ПРИЧИНЫ
  • Семейный кризис после рождения ребенка или почему многие пары не переживают первый год родительства?
  • ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА: ГЛАВНОЕ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ВЗРОСЛЕНИЯ
  • Драйвера, которые управляют нашей жизнью или Как научить ребенка жить счастливо?
  • Установки, которые управляют нашей жизнью или Как научить ребенка жить счастливо?
  • Как улучшить память ребенка
  • Я не знаю, что хочу: как разбудить Естественного Ребенка
  • Психотравма у ребенка. Как понять? Что делать?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь