Как улучшить память ребенка

К врачам детской поликлиники Литфонда часто обращаются родители учеников с вопросом: можно ли развить память у ребенка и что для этого нужно делать?

Прежде всего запомните: память поддается тренировке и развитию.

Вначале следует выявить слабые и сильные стороны памяти. Одни, лучше запоминают материал, который видят своими глазами (зрительный тип памяти), другие лучше усваивают услышанное (слуховой тип памяти), третьи хорошо заучивают материал, если делают при этом записи (двигательный тип памяти), у четвертых – отдельные типы памяти сочетаются и образуют зрительно-слуховой, зрительно-двигательный и другие варианты. Это наиболее часто встречающиеся типы памяти.

Обычно у каждого человека из многих типов памяти один или два развиты сильнее, остальные – слабее.

Чтобы хорошо овладевать материалом, необходимо выработать прежде всего навыки правильной и планомерной работы. Перед началом занятий надо просмотреть все, что было сделано в предыдущий раз. Это позволит сосредоточить внимание и восстановить в памяти уже имеющиеся знания по данному предмету. Кроме того это поможет лучше запомнить как старое, так и новое, углубит понимание того и другого, так как при этом устанавливаются связи нового со старым, что является не только обязательным, но и основным условием глубокого изучения материала. Чем детальнее изучаемое ассоциируется с известным ранее, тем прочнее сохраняется в памяти и тем быстрее вспоминается, когда требуется.

Довольно частая причина плохого запоминания заключается в неправильном усвоении заданного на дом учебного материала. Многие школьники многократно перечитывают текст, пока не покажется, что они уже все знают, а на следующий день, отвечая урок, с досадой убеждаются, что помнят материал очень плохо. В результате низкая оценка.

Лучше чередовать восприятие прочитанного с припоминанием – прочли в первый раз, еще далеко не все запомнили, но закройте книгу и попытайтесь пересказать прочитанное как можете. Когда уже ничего больше не припоминается, снова загляните в книгу. Прочитав, вновь пытайтесь пересказать текст уже полнее, и так до тех пор, пока не станете хорошо пересказывать прочитанное.

Чтобы надолго запомнить материал, необходимо прежде всего найти в нем так называемые опорные пункты (основные определения, ведущие формулировки, которые первыми будут приходить на память. Опорными пунктами могут служить и некоторые части текста с эмоциональной окраской – удачное сравнение, оригинальная мысль, интересный образ.

Более прочному запоминанию помогает также самостоятельное составление ребенком всевозможных схем, таблиц, рисунков, планов.

Из простейших методов тренировки памяти можно порекомендовать следующий. Нужно взять какое-нибудь художественное произведение и систематически заучивать отдельные небольшие его части. Это следует делать осмысленно, вдумчиво, не механически повторяя материал, а постоянно стремясь видеть внутреннюю связь одного отрывка с другим. С этой целью рекомендуется выбрать, например, какое-нибудь произведение А.С. Пушкина и начать его изучать по данной методике, т. е. По частям, с систематическим повторением. Через 1-2 мес, как правило, отмечается безусловное улучшение памяти. Важнейшим приемом улучшения запоминания является разгрузка памяти путем применения средств так называемой внешней памяти – записных книжек, дневников, еженедельников, карточек, таблиц, схем.

Еще один метод – метод минимизации, т. е. сокращения. В одном случае сокращения можно добиться редакторской правкой, в другом может быть применен литературный прием, т.е запись текстового материала по первым буквам высказывания, которое надо запомнить.

Приведенные примеры облегчают, главным образом, запоминание. Между тем большие трудности у детей часто возникают с воспоминанием. Для тренировки этого свойства памяти можно применять прием – обратную развертку памяти. Вспоминаются события прошедшего дня во всех подробностях, только в обратной последовательности.

Общие правила облегчения запоминания.

  • Материал, который не нужно разбирать по смыслу, а надо только выучит наизусть (слова иностранного языка, хронологические даты, списки исключений по русскому языку), лучше заучивать по возможности вечером, перед сном.
  • Материал по любому предмету нельзя просто перечитывать снова и снова, пересказывать или слушать чужой пересказ. Надо после каждого прочтения или прослушивания попытаться припомнить все что можно. Затем снова прочесть (прослушать) и снова припомнить и так до полного воспроизведения.
  • Учебный материал нужно делить на две части самое главное и не самое главное. Если в учебнике есть выделения шрифтом, это отчасти подсказывает, что главное, а что не столь важно.
  • Чтобы усвоить материал, нужно прочесть его например 6 раз, однако не следует делать это подряд; лучше прочитать сначала 2 раза, через некоторое время – еще 2 раза, потом еще 2 раза, т.е. не надо стремиться выучить все сразу, в один присест. Целесообразнее распределять повторения если не на несколько дней, то хотя на 2 дня.
  • По всем предметам, кроме математики, физики, химии, очень важно бегло прочитывать большие порции материала.
  • Очень важно уметь делить учебный материал в зависимости от того, в какой степени учащийся знаком с ним. Лучший способ самоконтроля при этом – придумывание своего примера или задачи на данный материал.
  • Развивать память, способности, учиться правильно организовывать свой труд, укреплять здоровье и тем самым повышать свои возможности для плодотворной работы никогда не поздно.


Просмотров: 422
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Информативность речи как инструмент влияния на собеседника. Или как тренировка памяти помогает выигрывать в споре!
  • А Вы врете для того, чтобы казаться лучше, чем есть?
  • Психолог Светлана Ройз: Родителям нужно запомнить и внутри себя удерживать ощущение того, что не ребенок – для школы, а школа – для ребенка
  • Напоминания, в которых вы нуждаетесь больше всего, когда всё идет не так, как надо
  • Чтоб полюбить, сначала надо как следует разочароваться
  • ВЫ МОЖЕТЕ ДЕЛАТЬ СВОЮ ЖИЗНЬ ЛУЧШЕ. КАЖДЫЙ ДЕНЬ. НА САМОМ ДЕЛЕ
  • Когда нужно Думать? Когда нужно Делать? И когда нужно Быть?
  • Когда в нашу жизнь снова и снова приходит беда...
  • Скрыть Себя нельзя найти, собой можно только Быть!
  • Менять профессию после 35 лет не можно, а нужно!
  • Что нужно знать о профессии, прежде чем ее выбрать?
  • Что нужно знать о себе, прежде чем выбрать профессию?
  • При отсутствии детей в браке, я считаю, вполне можно разводиться. При наличии детей – нужно сильно подумать.
  • Надо жить у моря, мама… Замечательный монолог, в котором можно бесконечно черпать вдохновение!
  • Отпустить, чтобы стало лучше ...
  • Что Надо Делать, Когда Проживаешь Кризис
  • Как эффективно общаться с людьми — что для этого нужно знать и делать
  • Уроки с ребенком делать не надо!
  • Что не надо делать, когда проживаешь кризис и не чувствуешь опоры
  • Собой можно только Быть!
  • 10 вопросов, чтобы лучше понять себя и свою проблему. В помощь клиенту и психологу.
  • Хотите об этом поговорить? Или кому надо к психотерапевту
  • Какой мне надо стать, чтобы он меня любил? Спасаем отношения вместе.
  • Прежде всего Я ЛЮБЛЮ СЕБЯ, а потом уже статных мужчин, пирог с яблоками и прочие необходимые мне для счастья вещи!
  • Если с мамой невыносимо общаться. Часть 1. Мама лучше знает
  • Как же мы не любим видеть свои теневые стороны. А что в этом может быть хорошего?
  • НАДО ТОЛЬКО ВЫУЧИТЬСЯ ЖДАТЬ
  • Какое тебе дело до того, что подумают другие?
  • Хвалить или критиковать — что лучше для ребенка?
  • Наказания или последствия для ребенка - что лучше?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь