Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно – речевому направлению развития детей № 63 «Жемчужинка» Проект «Безопасность на дорогах» Возраст: старшая группа Подготовила воспитатель высшей категории Самигуллина М. Х. г. Набережные Челны 2013- 2014 уч. год Актуальность: Проблема обеспечения безопасного поведения человека в дорожном движении возникла одновременно с появлением автомобиля и обострилась в процессе бурного развития автомобилестроения в XX-XIX вв. Никого не оставляют равнодушными неутешительные сводки о ДТП, где потерпевшими, к сожалению, являются и дети. По статистике, чаще всего причиной дорожно-транспортных происшествий являются сами дети.
Ребёнок – это не маленький взрослый, его организм находится в состоянии роста и развития, и не все психические функции, необходимые для адаптации в окружающем мире, полностью сформированы. Дети очень возбудимы, динамичны и в то же время рассеяны, не умеют предвидеть опасность, правильно оценить расстояние до приближающегося автомобиля, его скорость и свои возможности, поэтому необходимо привлекать внимание средств массовой информации, общественности, работников автотранспортных предприятий, родителей к этой проблеме. По этой причине обеспечение безопасности движения на дороге становится всё более важной государственной задачей. Обучение детей правилам дорожного движения и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма – неотъемлемая часть воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Анализируя программные задачи по обучению детей дорожной азбуке, следует отметить последовательное усложнение программных требований в зависимости от возраста детей. Так для детей средней группы стоит задача: «Совершенствование умение свободно ориентироваться в помещении и на участке детского сада. Закреплять знание правил дорожного движения». С каждым годом всё интенсивнее становится дорожное движение. В числе проблем, порождённых избыточным числом автомобилей, на первом месте стоит аварийность и дорожно-транспортный травматизм, поэтому обучению детей Правилам дорожного движения необходимо уделять особое внимание. В связи с этим было решено провести в детском саду анкетирование семей воспитанников с целью получения сведений о том, как родители знакомят своих детей с правилами дорожного движения. Был получен следующий результат: даже в полных многодетных семьях родители затрудняются в объяснении детям правил дорожного движения, не имеют книг, игр по данной теме. Несмотря на то, что на улице проще рассказать правила дорожного движения (так делает большинство родителей), правильнее это делать дома в форме игры в силу психолого-возрастных особенностей дошкольников, а закреплять их на улице, во время прогулок, поездок. Цель: Сформировать навыки адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях, которые могут возникнуть на улице через познавательно-игровую деятельность детей. Задачи проекта: Образовательные: Создать условия в группе для обучения детей правилам движения на улицах, дорогах, в транспорте. Способствовать формирования у родителей воспитанников ответственности за жизнь и здоровье детей. Создать условия для формирования социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности с родителями и взаимной помощи; Активизация пропагандистской деятельности среди родителей ДОУ по правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге. Формировать у детей старшего возраста знания о культуре поведения на дороге. Обучать умению использовать макет для моделирования ситуации в игровом пространстве. Развивающие: Объединение усилий педагогов и родителей в вопросе ознакомления детей с правилами дорожного движения и их соблюдению в жизни; планомерное и активное распространение знаний о правилах дорожного движения среди родителей. Разработка наглядных материалов, оказывающих развивающее воздействие и познавательную стимуляцию на детей подготовительного возраста. Воспитательные: Воспитание патриотического чувства по отношению к родному посёлку. Воспитывать ответственность за безопасность своей жизни и жизни других людей. Воспитывать потребность в соблюдении правил дорожного движения. Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатель группы, старший воспитатель Место реализации проекта: республика Татарстан, город Набережные Челны, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно- речевому направлению развития детей № 63 «Жемчужинка» Создание педагогических условий: 1. Создание педагогических условий. 2. Проведение систематического знакомства с правилами дорожного движения 3. Привлечение к данному проекту родителей. Принципы реализации проекта: 1. Актуальность. 2. Системность. 3. Доступность. 4. Наглядность. Этапы реализации проекта:
1 этап. Подготовительная работа.
1. Выбор и утверждение темы.
2. Определение цели задач проекта.
3. Побор информационного материала, иллюстрации, научно – популярной литературы.
4. Пополнение уголка в группе наглядным материалом.
5. Создание картотеки игр.
6. Составление перспективно – тематического плана.
7. Проведение анкеты с родителями.
8. Обеспечение условий для реализации данного проекта.
9. Осуществление контроля за реализацией проекта «Безопасность на дорогах».
2 этап. Основной этап.
1. Ознакомление дошкольников художественными произведениями детских писателей.
2. Знакомство детей с народными, подвижными, дидактическими играми.
3. Организация выставок.
4. Разучивание песен, хороводов.
5. Экскурсия.
3 этап. Заключительный этап.
1. Презентация проекта на заседании педагогического совета МБДОУ № 63 «Жемчужинка».
2. Обработка результатов по реализации проекта.
3. Внесение дополнений, поправок.
4. Развлечение «Мы знатоки правил дорожного движения».
Ожидаемые результаты: создание оригинальной активизирующей предметной среды в группе;
расширение кругозора воспитанников;
повышение социальной компетенции дошкольников;
повышение культуры поведения детей на улице и в общественном транспорте;
вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, помощь в формировании правильного отношения родителей к развитию своего ребёнка, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом.
План мероприятий по реализации проекта
«Безопасность на дорогах».
№
|
Организационная образовательная деятельность
|
Совместная работа воспитателя и детей
|
Самостоятельная деятельность детей
|
Совместная работа с родителями
|
1
|
Формирование целостной картины мира «Транспорт».
|
Беседа “Как правильно вести себя на улице».
Чтение В.Арбекова «Про умных зверюшек».
|
Рассматривание иллюстраций с видами улиц, перекрестков.
Сюжетно – ролевая игра «Регулировщик»,
|
Родительское собрание «Безопасность на дороге».
|
2
|
Рисование «Транспорт».
|
Дидактическая игра: «Угадай транспорт».
Беседа «Правила для
пешеходов
Разучивание пальчиковой гимнастики «Светофор».».
|
Х?р?к?тле уен “Машина лар ??м ??я?лел?р”.
|
Консультация «Профилактика детского дорожно-транспортного транспорта»
|
3
|
Развитие речи «Безопасность на дороге».
|
Чтение стихотворения «Шофер буласым кил?».
Беседа «Мы –пассажиры».
|
Игра «Красный, желтый, зеленый».
Сюжетно-ролевая игра ««Мы автомобилисты»,
|
Анкета для родителей «Я и мой ребенок на улице».
|
4
|
Рисование «Машины нашего города»
|
Дидактическая игра «Подумай-отгадай».
Наблюдение за автомобилями и за водителями.
|
Игра «Запрещающие – разрешающие знаки».
|
Найти пословицы и загадки про дорожные знаки
|
5
|
Коммуникация"Приключения Незнайки в городе"
|
Чтение «Сказка про дорожные знаки». Беседа – рассуждение «Что случиться, если…»;
|
Прослушивание песни «Дорожные знаки».
|
Изготовить дорожные знаки.
|
|
Рисование «Дорожные знаки».
|
Н.Носов «Автомобиль».
Разучивание физкультминутки «Автобус».
|
Штриховка «Машина». «Дорожные знаки», настольно – печатная игра
|
Папки раскладушки « Что должны знать дети о правилах дорожного движения».
|
|
ФЦКМ «Дети, автомобиль, дорога».
|
Беседа «зачем нужно соблюдать правила дорожного движения»
Составление рассказов «Интересный случай на улице (дороге).
|
Подвижная игра «Цветные автомобили»
|
Встреча с сотрудником ГИБДД в рамках проведения акции «Дорога и дети».
|
|
Коммуникация «Наша улица».
|
Чтение «Дорожная сказка». Обыгрывание проблемной ситуации: «Помоги кукле перейти дорогу»,
|
Математическая игра «Автомобильная стоянка»
|
Изготовление макета перекресток, зебра.
|
|
ФЦКМ «По дороге в детский сад».
|
Чтение «Подарок от Зебры». Обыгрывание проблемной ситуации: «Зайка на дороге»,
|
Сюжетно – ролевая игра: «Пешеходы»,
|
Конкурс рисунков родителей с детьми «Это папа, это я, это улица моя»,
|
|
Развлечение «Мы знатоки правил дорожного движения».
|
Дидактическая игра «Веселый жезл».
|
Дидактическая игра «Где мы были, мы не скажем, на чем ехали, покажем».
|
|
Список литературы 1. О.А.Скоролупова “Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме “Правила и безопасность дорожного движения”. М.: “Издательство Скрипторий 2003”. 2004 г. 2. Э.Я.Степанкова, М.Ф.Филенко “Дошкольникам – о правилах дорожного движения”. 3. “Правила дорожного движения”. Сост. Н.А.Извекова и др. М: “ТЦ Сфера”. 2005 г. 4. “Правила дорожного движения”. М: “Третий Рим”. 2006 г. 5. “Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения”. № 2/2007 г. 6. “Советский энциклопедический словарь”, М: “Советская энциклопедия”. 1987 г. 7. “Добрая Дорога Детства”, № 18 (156). 2007 г.
|