«Здоровые дети – здоровая нация»
Семенихина Наталья Васильевна город Киселевск
Аннотация
Цель: В условиях современной природно-социальной и экологической ситуации проблематика здоровья детей приобретает глобальный характер.
Остро эта задача стоит в дошкольных учреждениях. Федеральные государственные образовательные стандарты основной образовательной программы дошкольного образования определяют как одну из важнейших задач: охрану и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого – педагогической, профилактической и оздоровительной работы. В соответствии с этим особую актуальность приобретает поиск новых средств и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях, создание оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития личности ребёнка. Основная проблема – это слабое физическое развитие детей при поступлении в детский сад. Общая картина такова: дети испытывают "двигательный дефицит", задерживается возрастное развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. При ходьбе волочат за собой ноги, чувствуется скованность, неуверенность, голова опущена, нет гордости в осанке. Анкетирование родителей детей, которые посещают детский сад, выявило следующую проблему, оказалось, что родители имеют недостаточные знания о том, как укрепить здоровье ребёнка с помощью физических упражнений, закаливания, подвижных игр. Они зачастую оберегают своих малышей от физических усилий ("не бегай, не прыгай, не лазай, а то упадёшь, посиди"), даже от здорового соперничества в подвижных играх.
Я считаю, что необходимо привлекать родителей (так как по ФГОС ДО родители являются самыми первыми воспитателями); преобразование развивающей предметно-пространственной среды – пополнение физкультурных уголков, соответствующих основным принципам здоровьесберегающей политике детского сада.
Эффективность работы по укреплению здоровья детей зависит от четкой слаженной работы с родителями.
Родители — активные участники оснащения предметно — развивающей среды, спортивных праздников, консультаций, проводимых в нашем детском саду.
Организация системы закаливания – важнейшая часть физического воспитания детей дошкольного возраста. Лучшими средствами закаливания являются естественные силы природы: воздух, солнце и вода.
Мне нравится работать с детьми, я работаю в старшей группе. Я считаю, что в этом возрасте начинается становление детской личности, и поэтому важно начинать развивать и воспитывать детей как можно раньше. Но очень важно помнить, что в таком раннем возрасте дети чаще подвержены различным недугам, и не последнюю роль в этом играет адаптация. Поэтому просто необходимо в этом возрасте уделять большое внимание оздоровительным процедурам.
Русский хирург, педагог и ученый с большой буквы Николай Иванович
Пирогов сказал:
"Будущее принадлежит медицине предохранительной. Эта наука, идя рука об руку с лечебной, принесёт несомненную пользу человечеству".
Я полностью разделяю эту точку зрения, перефразируя для себя данное высказывание, что главнейшую роль для здорового ребенка играет не лечение уже какого-либо приобретенного заболевания, а профилактическая работа, направленная на предотвращение заболевания. Оздоровительная работа в моей группе ведется в системе, мероприятия мы проводим регулярно, стараемся использовать для повышения иммунитета и сохранения здоровья детей все режимные моменты, в любое время года.
"Надо воспитывать детей так, чтобы они не боялись ни зноя, ни холода"
Считаю его изречение очень важным, потому что, если вчитаться в эту фразу внимательно, он не просто написал об оздоровлении детей, он сказал, что оздоровление должно проходить именно в воспитании. Но также надо учитывать, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, и одинаковые мероприятия, проводимые изо дня в день, становятся неинтересными и быстро надоедают детям. Я стараюсь разнообразить оздоровительные процедуры, используя различные методы, приемы и формы. Большое внимание я уделяю нетрадиционным формам работы, игровым и сюрпризным моментам. Например, мы отправляемся в гости к Мойдодыру, или в гости к нам приходит Буратино, и его надо научить мыть ручки.
В системе физкультурно-оздоровительной работы
ДОУ прочное место занимают физкультурные праздники,
спортивный досуг, дни здоровья.
Не буду перечислять все виды оздоровительных процедур, остановлю на некоторых, наиболее интересных и любимых детьми.
1. Точечный массаж по методу Аллы Алексеевны Уманской, кандидата
медицинских наук. Суть метода заключается в воздействии пальцами на 9 биоактивных точечных зон на теле малыша. Эти точки — как кнопки на пульте, управляющем всем организмом. Во время проведения пальцевого массажа происходит раздражение рецепторов кожи, мышц, сухожилий, пальцев рук, импульсы от которых проходят одновременно в головной и спинной мозг, а оттуда уже поступает команда включиться в работу различным органам и структурам. Массаж повышает защитные свойства оболочек носоглотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов.
2. Гимнастика с элементами "Хатха-йоги" Хатха-йога это древняя индийская система поддержания тела в оптимальном физическом состоянии. Практика хатха-йоги состоит главным образом в выполнении статических поз. Хатха-йога делает ударение на развитии гибкости и поддержании здоровья суставов. Особое внимание уделяется здоровью, гибкости и тонусу позвоночника. Каждое упражнение воздействует на определённую часть тела. Специально подобранные комплексы упражнений, в которых важную роль играет последовательность, применяют для улучшения и укрепления здоровья.
3. Дыхательная гимнастика в игровой форме.
Результаты моей работы по оздоровлению детей очень заметны. Это высокая посещаемость, прекрасные результаты диагностики и мониторинга, высокая умственная и физическая активность детей, внедрение моего опыта работы в работу воспитателей других групп.
|