Первые шаги в мире творчества
Автор: Маркова Алефтина Алексеевна, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 110» г. Чебоксары
Аннотация. Статья представляет собой опыт работы дошкольного учреждения по развитию творческих способностей дошкольников через ознакомление их средствами изобразительного искусства.
Ключевые слова: изобразительная деятельность, искусство, творческие способности, художественное — эстетическое развитие.
Каждый ребенок уникален и талантлив. Задача педагога заключается в том, чтобы раскрыть эти таланты, создать условия для творческой реализации дошкольника. Особое место в формировании и развитии творческих способностей, нестандартного подхода к любому делу занимает художественно – эстетическое развитие.
В этой области в МБДОУ «Детский сад № 110» г. Чебоксары решается широкий круг задач: формирование эстетического отношения к явлениям окружающего мира, произведениям искусства; развитие творческого потенциала ребенка; развитие детского художественного творчества, интереса к творческой деятельности, удовлетворение потребности детей в самовыражении. Среди используемых средств самым высоким требованиям отвечают произведения искусства.
Искусство — это форма творчества, способ самореализации человека посредством чувственно – выразительных средств. Это и звук, и слово, и цвет. В искусстве каждый человек познает себя, постигает таинства жизни, открывает целый мир чувств. Поэтому очень важно приобщать к искусству и маленьких детей, так как произведения искусства обогащают впечатлениями, вызывают переживания, создают эмоциональный настрой. Кроме того, произведения искусства служат примером применения образно-выразительных средств, к которым прибегает художник при воплощении того или иного содержания. Иллюстрации, картины, эстампы даются не для копирования детям. Они используются в целях обогащения замысла детей, служат толчком в создании оригинальных детских композиций.
Б. М. Теплов отмечал, что произведения искусства выступают перед детьми как эстетические объекты только тогда, когда они становятся понятными, осмысленными.
В последние годы появились интересные исследования по проблеме ознакомления детей с изобразительным искусством и использования его как средство развития творческих способностей детей в изобразительной деятельности. Учеными специалистами эстетического воспитания предложены разнообразные формы и методы знакомства детей с изобразительным искусством.
Например, такой распространенный вид искусства, как живопись, в основном используется как средство для решения задач по ознакомлению с окружающим. Между тем способы работы с живописными полотнами весьма разнообразны. Они призваны, прежде всего, обогащать восприятие, углублять художественное познание жизни, знакомить с наиболее яркими и выразительными способами изображения. Очень важно научить детей «вслушиваться», «всматриваться» в картину, выделять выразительные средства (колорит, композицию, рисунок), которые использовал художник для передачи чувств и настроений. Выбор методов и приемов обучения детей пониманию живописи зависит от эстетического опыта детей, от уровня развития эстетического восприятия.
Используем три этапа в процессе ознакомления с произведениями живописи. На первом этапе в качестве основной задачи мы выдвигаем формирование интереса к живописи и умения внимательно рассматривать картину. С этой целью предлагаем использовать творческие задания, искусствоведческий рассказ, причем вхождение в картину, так как творческие задания вызывают большой интерес у детей. Они различного типа, например: «Сделай что-нибудь приятное и полезное своим близким в семье и посмотри, как изменится их настроение», «Вырази мимикой и жестами радостное настроение» и т.п. В связи с этим использование вхождения в картину или эмпатии, т.е. отождествления себя с каким-либо персонажем, помогает детям глубже прочувствовать настроение произведения.
Искусствоведческий рассказ следует использовать для того, чтобы не только познакомить с содержанием картины, ее создателем и показать, как с помощью второстепенных деталей подчеркивается главное, но и для того, чтобы дать образец личностного отношения к картине. Может быть, в этом главное назначение этого приема.
На втором этапе, когда решаются задачи формирования умений «читать» картину, анализировать ее содержание и выразительные средства, наиболее эффективным методом является беседа, основное содержание которой составляет обсуждение вопросов, раскрывающих содержание картины, средства выразительности, чувства и настроения. Используем метод акцентирования деталей. Воспитатель закрывает всю картину листом бумаги, «Волшебное окошечко», оставляя открытой какую-то определенную часть, например, глаза на портрете, позволяет сосредоточить внимание на выразительности одной части, что усиливает восприятие ребенка и помогает ему установить взаимосвязь между частью и целым, лучше понять ее значение в общем содержании произведения.
На заключительном этапе, решая задачи формирования творческого опыта восприятия живописи и собственно изобразительной деятельности, мы рекомендуем использовать дидактические игры типа «Живая картина», «Художественный салон», «Выставка картин».
На этом этапе, наряду с рассматриванием живописных полотен, можно использовать и другие приемы, активизирующие изобразительную деятельность детей. Так в детском саду «Дубравушка» накопился интересный опыт развития творческих способностей детей в пейзажном рисовании. Например, при рисовании темы «Осенний лес» используется сотворчество младших и старших дошкольников. Старшие дети рисуют деревья, а младшие дорисовывают «примакиванием» разноцветные листья. Применяются нетрадиционные способы создания изображения штампиками, вырезанными из картофеля или поролона.
Для создания общей идеи дети могут быть объединены в группы, каждая из которых готовит свою часть композиции. Например, одна подгруппа рисует столько деревьев, сколько захочет, другая подгруппа рисует обитателей леса или другие объекты осеннего леса. Если кто-то из детей изъявит желание дополнить сюжет изображением солнышка, облаков, идущего дождя, предоставляется эта возможность. Законченная композиция может послужить украшением зала к осеннему празднику, использоваться в играх, в театральных представлениях.
С детьми старшего дошкольного возраста может быть создана декоративная композиция по мотивам чувашского народного искусства. Организовать такую деятельность можно следующим образом. Например, каждый ребенок рисует чувашский узор на полоске бумаги или квадрате (предлагается на выбор), когда составление узоров закончится, все рисунки объединяют в общую декоративную композицию «Нарядная скатерть» на подготовленном большом листе бумаги. Узор в середине панно могут нарисовать дети, наиболее успешно владеющие кистью.
Многократно используются большие коллективные панно в младших группах. В течение ряда занятий дети создают на нем изображение. Например, на первом занятии рисуют траву, на втором – листочки на деревьях, на третьем – дождь. В своей работе воспитатели используют двухцветный фланелеграф и вырезанные изображения различных предметов и объектов. Размеры изображений изменяются от того, где они будут располагаться на первом плане или на линии горизонта. Перемещение изображений на фланелеграфе позволяет детям наглядно убедиться в возможности различного построения рисунка, поупражняться в составлении композиции.
Таким образом, одним из действенных направлений приобщения детей к общечеловеческим ценностям является эстетическое воспитание и развитие творческих способностей детей средствами изобразительного искусства. В этой работе необходимо использовать все многообразие созданных наукой и передовой практикой средств и методов организации самостоятельной художественной деятельности детей.
ЛИТЕРАТУРА
- Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей. – Российское педагогическое агентство, 1998.
- Лыкова И.А. Проектирование образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Новые подходы в условиях реализации ФГОС ДО. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2014.
- От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2014.
- Художественно-эстетическое развитие дошкольников: теоретические основы и новые технологии: сборник статей / авт. -сост. Т.В. Волосовец и др. М: ООО «Русское слово- учебник», 2015.
- Чумичёва Р.М. Дошкольникам о живописи: Книга для воспитателя детского сада. — М.: Просвещение, 1992.
|