Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 44 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 45 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 47 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 48 Маркова Алефтина Алексеевна. Первые шаги в мире творчества



Маркова Алефтина Алексеевна. Первые шаги в мире творчества

Первые шаги в мире творчестваПервые шаги в мире творчества

Автор: Маркова Алефтина Алексеевна, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 110» г. Чебоксары

Аннотация. Статья представляет собой опыт работы дошкольного учреждения по развитию творческих способностей дошкольников через ознакомление их средствами изобразительного искусства.

Ключевые слова: изобразительная деятельность, искусство, творческие способности, художественное — эстетическое развитие.

 

Каждый ребенок уникален и талантлив. Задача педагога заключается в том, чтобы раскрыть эти таланты, создать условия для творческой реализации дошкольника. Особое место в формировании и развитии творческих способностей, нестандартного подхода к любому делу занимает художественно – эстетическое развитие.

В этой области в МБДОУ «Детский сад № 110» г. Чебоксары решается широкий круг задач: формирование эстетического отношения к явлениям окружающего мира, произведениям искусства; развитие творческого потенциала ребенка; развитие детского художественного творчества, интереса к творческой деятельности, удовлетворение потребности детей в самовыражении. Среди используемых средств самым высоким требованиям отвечают произведения искусства.

Искусство — это форма творчества, способ самореализации человека посредством чувственно – выразительных средств. Это и звук, и слово, и цвет. В искусстве каждый человек познает себя, постигает таинства жизни, открывает целый мир чувств. Поэтому очень важно приобщать к искусству и маленьких детей, так как произведения искусства обогащают впечатлениями, вызывают переживания, создают эмоциональный настрой. Кроме того, произведения искусства служат примером применения образно-выразительных средств, к которым прибегает художник при воплощении того или иного содержания. Иллюстрации, картины, эстампы даются не для копирования детям. Они используются в целях обогащения замысла детей, служат толчком в создании оригинальных детских композиций.

Б. М. Теплов отмечал, что произведения искусства выступают перед детьми как эстетические объекты только тогда, когда они становятся понятными, осмысленными.

В последние годы появились интересные исследования по проблеме ознакомления детей с изобразительным искусством и использования его как средство развития творческих способностей детей в изобразительной деятельности. Учеными специалистами эстетического воспитания предложены разнообразные формы и методы знакомства детей с изобразительным искусством.

Например, такой распространенный вид искусства, как живопись, в основном используется как средство для решения задач по ознакомлению с окружающим. Между тем способы работы с живописными полотнами весьма разнообразны. Они призваны, прежде всего, обогащать восприятие, углублять художественное познание жизни, знакомить с наиболее яркими и выразительными способами изображения. Очень важно научить детей «вслушиваться», «всматриваться» в картину, выделять выразительные средства (колорит, композицию, рисунок), которые использовал художник для передачи чувств и настроений. Выбор методов и приемов обучения детей пониманию живописи зависит от эстетического опыта детей, от уровня развития эстетического восприятия.

Используем три этапа в процессе ознакомления с произведениями живописи. На первом этапе в качестве основной задачи мы выдвигаем формирование интереса к живописи и умения внимательно рассматривать картину. С этой целью предлагаем использовать творческие задания, искусствоведческий рассказ, причем вхождение в картину, так как творческие задания вызывают большой интерес у детей. Они различного типа, например: «Сделай что-нибудь приятное и полезное своим близким в семье и посмотри, как изменится их настроение», «Вырази мимикой и жестами радостное настроение» и т.п. В связи с этим использование вхождения в картину или эмпатии, т.е. отождествления себя с каким-либо персонажем, помогает детям глубже прочувствовать настроение произведения.

Искусствоведческий рассказ следует использовать для того, чтобы не только познакомить с содержанием картины, ее создателем и показать, как с помощью второстепенных деталей подчеркивается главное, но и для того, чтобы дать образец личностного отношения к картине. Может быть, в этом главное назначение этого приема.

На втором этапе, когда решаются задачи формирования умений «читать» картину, анализировать ее содержание и выразительные средства, наиболее эффективным методом является беседа, основное содержание которой составляет обсуждение вопросов, раскрывающих содержание картины, средства выразительности, чувства и настроения. Используем метод акцентирования деталей. Воспитатель закрывает всю картину листом бумаги, «Волшебное окошечко», оставляя открытой какую-то определенную часть, например, глаза на портрете, позволяет сосредоточить внимание на выразительности одной части, что усиливает восприятие ребенка и помогает ему установить взаимосвязь между частью и целым, лучше понять ее значение в общем содержании произведения.

На заключительном этапе, решая задачи формирования творческого опыта восприятия живописи и собственно изобразительной деятельности, мы рекомендуем использовать дидактические игры типа «Живая картина», «Художественный салон», «Выставка картин».

На этом этапе, наряду с рассматриванием живописных полотен, можно использовать и другие приемы, активизирующие изобразительную деятельность детей. Так в детском саду «Дубравушка» накопился интересный опыт развития творческих способностей детей в пейзажном рисовании. Например, при рисовании темы «Осенний лес» используется сотворчество младших и старших дошкольников. Старшие дети рисуют деревья, а младшие дорисовывают «примакиванием» разноцветные листья. Применяются нетрадиционные способы создания изображения штампиками, вырезанными из картофеля или поролона.

Для создания общей идеи дети могут быть объединены в группы, каждая из которых готовит свою часть композиции. Например, одна подгруппа рисует столько деревьев, сколько захочет, другая подгруппа рисует обитателей леса или другие объекты осеннего леса. Если кто-то из детей изъявит желание дополнить сюжет изображением солнышка, облаков, идущего дождя, предоставляется эта возможность. Законченная композиция может послужить украшением зала к осеннему празднику, использоваться в играх, в театральных представлениях.

С детьми старшего дошкольного возраста может быть создана декоративная композиция по мотивам чувашского народного искусства. Организовать такую деятельность можно следующим образом. Например, каждый ребенок рисует чувашский узор на полоске бумаги или квадрате (предлагается на выбор), когда составление узоров закончится, все рисунки объединяют в общую декоративную композицию «Нарядная скатерть» на подготовленном большом листе бумаги. Узор в середине панно могут нарисовать дети, наиболее успешно владеющие кистью.

Многократно используются большие коллективные панно в младших группах. В течение ряда занятий дети создают на нем изображение. Например, на первом занятии рисуют траву, на втором – листочки на деревьях, на третьем – дождь. В своей работе воспитатели используют двухцветный фланелеграф и вырезанные изображения различных предметов и объектов. Размеры изображений изменяются от того, где они будут располагаться на первом плане или на линии горизонта. Перемещение изображений на фланелеграфе позволяет детям наглядно убедиться в возможности различного построения рисунка, поупражняться в составлении композиции.

Таким образом, одним из действенных направлений приобщения детей к общечеловеческим ценностям является эстетическое воспитание и развитие творческих способностей детей средствами изобразительного искусства. В этой работе необходимо использовать все многообразие созданных наукой и передовой практикой средств и методов организации самостоятельной художественной деятельности детей.

ЛИТЕРАТУРА

  • Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей. – Российское педагогическое агентство, 1998.
  • Лыкова И.А. Проектирование образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Новые подходы в условиях реализации ФГОС ДО. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2014.
  • От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2014.
  • Художественно-эстетическое развитие дошкольников: теоретические основы и новые технологии: сборник статей / авт. -сост. Т.В. Волосовец и др. М: ООО «Русское слово- учебник», 2015.
  • Чумичёва Р.М. Дошкольникам о живописи: Книга для воспитателя детского сада. — М.: Просвещение, 1992.
Просмотров: 630
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Старова К. В. Конспект НОД по музыкальной деятельности «Технология проектирования, как средство развития музыкально-творческих способностей детей старшего возраста «Так чудесно в космосе!»
  • Ткаченко Наталья Николаевна. Консультация для родителей «Развитие творческих способностей средствами хореографического искусства»
  • Данилова Ольга Николаевна. Роль декоративно — прикладного искусства и народного фольклора в развитии творческих способностей детей
  • Козулина Ирина Тагировна. Обобщение опыта на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности с учётом ФГОС»
  • Алексеева Наталья Сергеевна. Развитие познавательных и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам русского народного творчества
  • Салимова Вера Анатольевна. ПРОГРАММА по художественно-эстетическому развитию детей средствами изобразительного искусства в ДОУ (в соответствии с ФГОС)
  • Вечканова Татьяна Васильевна. «Развитие творческих способностей у детей через ознакомление с профессиональной деятельностью детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы)
  • Борисенко Татьяна Викторовна. «Формирование у дошкольников умения использовать выразительные средства художественных материалов в творческой деятельности»
  • Бувалина Елена Викторовна. Описание опыта инновационной педагогической деятельности по теме: «Развитие художественно — творческих способностей детей через использование нетрадиционных форм художественного труда в процессе познания окружающего мира»
  • Титова Наталья Александровна. Развитие художественно — творческих способностей в продуктивной деятельности детей младшего дошкольного возраста.
  • Петущенко Елена Станиславовна. ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ИЗ ОПЫТА)
  • Шамонова Кристина Юрьевна. Нетрадиционные методы изобразительной деятельности в художественно-эстетическом развитии творческих способностей детей в ДОУ
  • Лёвочкина Алла Алексеевна. Развитие художественно-эстетических творческих способностей детей дошкольного возраста нетрадиционными методами рисования.
  • Кудрявцева Нина Владимировна. Формирование художественно-творческих способностей детей через изобразительную деятельность (лепка)
  • Глухих Марина Николаевна. Возможности ЛЕГО-конструирования как средства развития творческих способностей детей дошкольного возраста
  • Мазурчук Ляйсан Гаряйевна. Теория решения изобретательских задач, как средство развития умственных и творческих способностей детей дошкольного возраста
  • Сазыкина Светлана Николаевна. «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
  • Мохначева Светлана Сергеевна. Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста как способ самовыражения посредством искусства
  • Клевко Анна Ивановна. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности
  • Фасхутдинова Елена Николаевна. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности
  • Каликина Ирина Юрьевна. Развивающая предметно-пространственная среда в эффективной реализации образовательной области ФГОС ДО «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста»
  • Хвостова Ирина Владимировна. «Использование нетрадиционных средств в аппликации для развития творческих способностей детей младшего и среднего дошкольного возраста»
  • Максименко Наталья Александровна. «РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА»
  • Габайдуллина Алена Владимировна. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в коллективной театрализованной деятельности
  • Дергунова Виктория Александровна. Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
  • Смолина Ольга Валентиновна. МАСТЕР-КЛАСС «Развитие творческих способностей дошкольников в изобразительной деятельности, посредством применением нетрадиционных методов и приёмов рисования».
  • Сольская Ирина Вячеславовна. Опыт работы «Формирование интереса к изобразительной деятельности детей 2 – 3 лет в процессе художественно – творческой деятельности»
  • Михайленко Екатерина Борисовна. Презентация «Развитие творческих способностей детей через декоративно – прикладное искусство».
  • Пушкина Е.В. Бонарева О.Н. Хафизова Н.В.. Методическая разработка «Пластилинография – как средство развития художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста»
  • Чеглокова Любовь Владимировна. Развитие художественно творческих способностей детей посредством освоения нетрадиционных техник рисования



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь