Бескова Любовь Анатольевна, Удалова Елена Андреевна » Уроки соционики, или Самое главное, чему нас не учили в школе



38 страница


Этот список можно продолжать бесконечно. И хотя каждый знает, что эти утверждения в половине случаев не соответствуют реальному положению дел, все равно эти устарелые догмы все еще в ходу.  

Как ни странно, наряду с этими предубеждениями существует также ряд предрассудков прямо противоположного свойства, связанных с превосходством женщин в определенных областях жизни.  

Например, считается, что психологически мужчина не настолько тонок, как женщина, он хуже разбирается в отношениях, не умеет строить и регулировать их в семье. На самом деле психологический дар не связан с полом, и все эти задачи вполне по плечу мужчине этического склада. Только зачастую в силу устоявшихся представлений он не берет их на себя.  

Еще одно заблуждение касается того, что женщина лучше заботится о детях, понимает их чаяния и чувствует их потребности. Но, если задуматься, это тоже не связано с полом. Мужчина с развитой сенсорикой ощущений прекрасно справится с уходом за ребенком, причем гораздо лучше женщины-интуита.  

Очень распространены легенды о женской интуиции. Якобы женщина шестым чувством воспринимает измену, опасность, возможную удачу, грядущие несчастья с близкими. А ведь, как мы знаем, интуиция тоже не связана с полом человека. Мужчинам вполне свойственны интуитивные прозрения, но общество фактически игнорирует это, допуская подобные явления только в научной области.  

Вот так и получается, что когда в семье рождается ребенок, в основе его воспитания обычно лежат скрытые ожидания родителей, связанные, как правило, с полом.  

Если это мальчик, предполагается, что он должен стать в итоге сильным, умным, доминирующим, успешным, в будущем взять на себя роль главы семьи.  

При малейшем несоответствии этой программе – увлечении куклами, мечтами, лирическими историями, танцами, кулинарией и т. п. – мальчик обязательно услышит, что это не мужское дело. А если такой ребенок проявит чуть больше сострадания к другим или заплачет, то ему непременно скажут, что он раскис, как девчонка.  

Если в семье растет девочка, от нее, как правило, ожидается интерес к своей внешности, эмоциональность, умение подчиняться, способность к сопереживанию, кулинарный талант. Чумазая девчонка в рваных джинсах, самозабвенно лазающая с мальчишками по деревьям и заборам, не раз услышит, что девочка не должна так себя вести.  

Но раз такое регулярно случается, пора перестать упираться в старые догмы и признать, что как мальчики, так и девочки обладают качествами, никак не связанными с половыми различиями.  

 

На самом деле  

 

И теория, и практика соционики показывает, что ТИМ не зависит от пола. Сенсорно-логические мальчики и девочки демонстрируют хорошие способности к естественным и точным наукам, известную аккуратность и собранность, хорошую координацию движений, силу, волю, независимый характер, практичность в быту.  

Интуитивно-этические дети склонны к фантазированию, некоторой отвлеченности, широте интересов, гуманитарной направленности, способности к сопереживанию, умению нравиться людям, а также проявляют неистребимый интерес к житейским ситуациям и отношениям между людьми.  

Сенсорно-этические девочки и мальчики демонстрируют умение располагать к себе людей, упрямый характер, интерес к искусству, особенно в его прикладных аспектах, к литературе и театру, к психологической стороне жизни.  

Интуитивно-логические дети проявляют себя как исследователи, обычно способны к учебе и находят интерес в естественных и точных науках. Их занимает история и перспективы развития, то есть прошлое и будущее. Они могут усваивать большой объем информации, систематизировать ее и успешно использовать.  

Если, например, сравнивать девочку логического типа с мальчиком этического типа, то она, несомненно, будет успешнее его справляться с математикой, физикой, химией, информатикой. В любых спорах ей удастся более аргументировано отстаивать свою точку зрения, нежели ему. Девочки-логики обычно также более организованны и ответственны.  

Преимущества мальчика-этика перед девочкой-логиком будут видны на уроках по гуманитарным предметам. Кроме того, он более гибко ведет себя при контактах с другими. Он умеет творчески использовать свое обаяние для достижения целей, умеет произвести впечатление своей природной тонкостью, дипломатичностью, врожденным шармом.  

Интуитивный мальчик может испытывать трудности в присутствии девочки-сенсорика. Ему непросто доминировать, ведь она – решительнее и подчас сильнее физически. К тому же она лучше ориентируется в бытовых вопросах, быстрее осваивает практические навыки и потому испытывает превосходство над таким неприспособленным мальчиком.  

Нужно понимать, что его преимущество заключается не в силе, а в той скорости, с какой он ориентируется в обстановке, в объемном, целостном видении любой проблемы, в проницательности и изобретательности, в умении предвидеть возможности, таящиеся в ситуации, заметить неожиданный поворот в решении той или иной задачи.  

И это самые яркие из тех расхождений реальной жизни и традиционных ожиданий, с которыми мы сталкиваемся, но, конечно же, далеко не все.  

Отрадно, что в современной культуре жесткость этих рамок несколько размыта. Сегодня, когда вокруг множество девушек получает высшее техническое образование и защищает диссертации по «мужским» специальностям, примеры Софьи Ковалевской и Марии Склодовской-Кюри уже не поражают воображение. И тем не менее такие предубеждения сохранились в сознании многих людей. Это оборачивается тем, что к детям без учета типа предъявляются неадекватные требования, что в подавляющем большинстве случаев порождает у них комплекс неполноценности.  

С подачи прошлого современная культура связывает успешность восприятия той или иной информации с половыми различиями. На самом деле, как уже говорилось выше, ни эмоциональность, ни логические способности, ни воля, ни интуиция не связаны с полом. Осмысление и принятие этого факта лишит почвы еще одну шовинистическую идею, которая слишком надолго задержалась в нашей культуре.  

 

Взаимные партнерские ожидания  

 

Еще одна сторона этих псевдокультурных традиций проявляется в различных ожиданиях в сфере партнерских отношений. Подразумевается, что настоящий мужчина в паре должен проявить следующие качества:  

– ум и предприимчивость (логика);  

– силу и авторитетность (сенсорика);  

– стабильность и предсказуемость (рациональность);  

– активность, контактность, экспансивность (экстраверсия).  

Если перевести все эти качества на язык соционики, то получится описание типа ШТИРЛИЦ.  

Женщине традиция приписывает следующие качества:  

– сердечность и умение сопереживать (этика);  

– тонкость (интуиция);  

– гибкость (иррациональность);  

– сосредоточенность на внутреннем мире и отношениях в семье (интроверсия).  

Эти ожидания в соционике соответствуют типу ЕСЕНИН.  

Почему-то считается, что такие персонажи в браке будут счастливо дополнять друг друга. Однако соционический анализ показывает, что между этими типами существует информационный конфликт. Взаимопонимание здесь наиболее затруднено.  

Люди, оказавшиеся в отношениях информационного конфликта, сталкиваются с выбором: либо подавлять основу своей личности, либо разрушать основу личности партнера, дав волю собственным проявлениям.  

На самом деле прохождение информационного конфликта даже соционически грамотными людьми осуществляется с большим трудом. А если человек вообще не в курсе дела, без потерь такой конфликт разрешить невозможно. При этом культура, как видим, подталкивает нас именно к таким партнерским ролям! Неудивительно, что по поводу брака существует столько негативного фольклора, обоснованных опасений. В значительной мере трудности запрограммированы, видимо, именно этими социальными масками.  

Здесь мы попадаем в настоящую западню. Если люди соответствуют описанным типам (ШТИРЛИЦ – ЕСЕНИН), то между ними существует реальный информационный конфликт. Если же они живут в соответствии со своими типами, отличными от описанных, то они неминуемо приходят к мысли о собственном несоответствии нормам, принятым в общественном сознании. Это порождает ощущение дефектности и вины за собственную или досады за чужую «несостоятельность».  

Жесткое соблюдение предписанных обществом ролей приводит к искажению отношений внутри пары. А игнорирование традиции порождает разочарование со стороны партнера и ощущение собственного несоответствия социальным образцам.  

 

Представления о возрастной динамике  

 

На женский образ при этом накладываются еще и занятные представления о том, каким нормам женщина должна соответствовать в разные периоды своей жизни.  

Легкомысленный, романтический, подвижный и пленительный образ ЕСЕНИНА (описанный выше) на самом деле допускается только в период ухаживания и медового месяца.  

Настоящая хозяйка дома ассоциируется с другим образом. В России это женщина, которая «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет». Ясно, что женщине типа ЕСЕНИН такой героизм не по плечу.  

Подразумевается, что хозяйка и мать семейства и дом ведет, и детей воспитывает, и деньги считает. На ее плечи ложится забота о заготовках, а значит, сад и огород, а помимо этого, конечно же, уход за детьми и скотиной, не говоря уже о стирке, уборке, лечении, воспитании детей и удержании мужа от пьянства. А зачастую помимо всего этого на ней же лежит обязанность зарабатывать деньги. И на все это у нее должно хватить сил и ума. Здесь, безусловно, встает сенсорно-логический образ. В нашем быстро меняющемся мире, где к тому же приходится отстаивать право своей семьи на существование, причем часто в баталиях разного рода, скорее всего, речь идет о типе ЖУКОВ.  

Когда же большая часть жизненного пути пройдена, дети выросли и появились внуки, женщина опять видится в новой роли – в роли нежной, заботливой бабушки. Она должна уметь поиграть с младенцем, порадовать его сказочками и прибауточками, приласкать, утешить, кашкой накормить, вовремя заметить нездоровье, проявлять бесконечное терпение и заботу. Это – классический образ ДЮМА.  

Понятно, что одна и та же женщина не может выступать в трех лицах даже в разные периоды своей жизни без существенного насилия над своей информационной системой. Этим и объясняется, что разные женщины более успешны в разные фазы жизни. Одним легче дается веселье и легкомыслие, они – вечные невесты. Других с удовольствием берут на роль хозяйки дома. В стадии же ухаживания они отпугивают кавалеров своей решительностью и определенностью, а уж если говорить о преклонном возрасте, то кажется, что они превратятся в настоящих домашних тиранов. Третьи, заботливые и бесконечно терпеливые, не внушают мужчинам уверенности в том, что им можно доверить сложную экономику семейной жизни.  

Как видим, здесь снова нормы, предписанные обществом, расходятся с реальной природой женщины. Так социум провоцирует искажение типов, поскольку никто не может воплотить себя в этих трех ролях на протяжении одной жизни.  

Мужчине же в течение всего этого времени предписывается гордо исполнять роль кормильца, координатора, главы семьи, то есть ШТИРЛИЦА.  

А теперь задумаемся, как поощряемые социумом ролевые маски женщины могут взаимодействовать с типом ШТИРЛИЦ.  

ЕСЕНИН – конфликтер ШТИРЛИЦУ, и этот случай подробно описан выше.  

ЖУКОВ – тип квазитождественный для ШТИРЛИЦА. Здесь возможно взаимопонимание, общее завоевание и отстаивание социальных позиций, общая ориентация на статус и престиж и общие трудности с оценкой перспектив деловых начинаний и сути человеческих отношений. Эти типы – хорошие партнеры для работы, но не в состоянии освоить этическую сторону существования, столь важную в семье как для поддержания комфортных отношений, так и для передачи этого навыка детям.  

ДЮМА для ШТИРЛИЦА является подревизным. Он вызывает бесконечную критику со стороны последнего, упреки в бестолковости и лени. Ведь подревизный часто кажется ревизору малозначительным человеком, с которым незачем считаться. (Хотя известно, что ревизные браки могут быть устойчивыми при доминировании в сознании обоих партнеров чувства долга по отношению к семье и друг к другу.)  

Как видим, образцы, выработанные в социуме, не гарантируют счастья в личной жизни. Соционическое знание позволяет гораздо успешнее построить отношения и распределить роли так, что творческий потенциал конкретной пары будет использован более эффективно.  

Расхожие образцы партнерского поведения – слишком грубое приближение к реальным, сложным и тонким взаимодействиям между мужчинами и женщинами. Они не обеспечивают ни оптимального использования возможностей конкретных пар, ни сохранения устойчивой самооценки каждого из партнеров.  

 

Дополняющие отношения  

 

Соционика предполагает, что при выборе партнера могут реализоваться любые из 16 интертипных отношений в соответствии с теми жизненными задачами, которые актуальны для партнеров в данный момент. Причем ни одно из них не хуже, чем конфликт ШТИРЛИЦ-ЕСЕНИН, который предлагает нам традиция. Соционически грамотное партнерство не будет заставлять человека играть чужие роли, например, выставлять конфликтные отношения как идеальные.  

Поскольку мы не раскрываем в этой книге подробно тему интертипных отношений, в качестве примера возможного сотрудничества партнеров различных типов рассмотрим здесь лишь отношения дополнения.  

Все концепции развития личности предполагают некую цель, эталонный образец личности, к которому следует устремлять свои усилия. В соционике это – дуализированная личность. В вульгарном толковании речь идет о человеке, нашедшем партнера дополняющего типа, но другого пола, что якобы обеспечивает ему комфортную и счастливую жизнь автоматически.  

На самом деле это неверно. Все обстоит как раз наоборот. Дуализация – это такое полное освоение своего типа, настолько развитая толерантность к другим типам, что становится реально возможным продуктивное сосуществование с человеком совершенно противоположного склада, то есть с дуалом, причем без соперничества и разрушения своей и его личности.  

Это состояние не приходит автоматически после прочтения соционической книжки. Его наработка требует не только знаний, но и немалого душевного труда. Об этом написана вся наша книга, но в конце не лишним будет еще раз, уже конкретно показать, какой именно подход выведет каждого из нас на дорогу дуализации и гармоничной эволюции, соответствующей нашему типу.  

Как обычно здесь приведены только схемы рассуждений о взаимодействии партнеров в дополняющих парах в свете модели А. Наполнить эти схемы конкретным содержанием, взятым из собственной жизни, каждый может самостоятельно, если его привлекает освоение тех перспектив взаимопонимания, которые обещает соционика.  

Важно помнить, что сюжеты, находящиеся на периферии наших интересов, не являются незначительными для всего остального мира. Поэтому не следует вытеснять из сознания эти стороны бытия. Наоборот, постараемся проявить скромность и уважение к людям, экспертно разбирающимся в запутанных для нас вопросах, – к нашим дополняющим партнерам.  

 

 

 

Таким образом, при создании проектов, связанных с целостным охватом ситуации, выяснением причин и учетом психологических и нравственных качеств окружающих (а таковы практически все наши проблемы), ДОН КИХОТ и ДЮМА нуждаются друг в друге как равноправные партнеры.  

 

 

 

Итак, когда дело касается, например, отстаивания своих прав или территории, внедрения новой идеи или подбора команды – во всех этих случаях требуется объединенный потенциал пары ГЮГО – РОБЕСПЬЕР.  

 

 

 

При взаимодействиях с людьми, когда необходимо учитывать как гуманитарные, так и формальные стороны отношений, только совместное, равноправное участие ГАМЛЕТА и МАКСИМА обеспечит стабильность предприятия.  

 

 

 

В любых начинаниях, включающих как производственные, так и межличностные взаимодействия (а одно без другого, как правило, не существует), жизнь требует для успешной реализации совместных усилий ЖУКОВА и ЕСЕНИНА.  

 

 

 

Создание и поддержание программ, эффективно работающих в социальном окружении, в обязательном порядке должно учитывать полный набор способностей, представленных в паре НАПОЛЕОН – БАЛЬЗАК.




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1124
Категория: Библиотека » Популярная психология


Другие новости по теме:

  • Берн Эрик » Секс В Человеческой Жизни » 10 страница
  • Берн Эрик » Секс В Человеческой Жизни » 2 страница
  • Берн Эрик » Секс В Человеческой Жизни » 3 страница
  • Берн Эрик » Секс В Человеческой Жизни » 4 страница
  • Берн Эрик » Секс В Человеческой Жизни » 5 страница
  • Берн Эрик » Секс В Человеческой Жизни » 6 страница
  • Берн Эрик » Секс В Человеческой Жизни » 7 страница
  • Берн Эрик » Секс В Человеческой Жизни » 8 страница
  • Берн Эрик » Секс В Человеческой Жизни » 9 страница
  • Берн Эрик » Секс В Человеческой Жизни » 1 страница
  • Бескова Любовь Анатольевна, Удалова Елена Андреевна » Уроки соционики, или Самое главное, чему нас не учили в школе » 21 страница
  • Бескова Любовь Анатольевна, Удалова Елена Андреевна » Уроки соционики, или Самое главное, чему нас не учили в школе » 16 страница
  • Бескова Любовь Анатольевна, Удалова Елена Андреевна » Уроки соционики, или Самое главное, чему нас не учили в школе » 17 страница
  • Бескова Любовь Анатольевна, Удалова Елена Андреевна » Уроки соционики, или Самое главное, чему нас не учили в школе » 18 страница
  • Бескова Любовь Анатольевна, Удалова Елена Андреевна » Уроки соционики, или Самое главное, чему нас не учили в школе » 19 страница
  • Бескова Любовь Анатольевна, Удалова Елена Андреевна » Уроки соционики, или Самое главное, чему нас не учили в школе » 20 страница
  • Бескова Любовь Анатольевна, Удалова Елена Андреевна » Уроки соционики, или Самое главное, чему нас не учили в школе » 22 страница
  • Бескова Любовь Анатольевна, Удалова Елена Андреевна » Уроки соционики, или Самое главное, чему нас не учили в школе » 15 страница
  • Бескова Любовь Анатольевна, Удалова Елена Андреевна » Уроки соционики, или Самое главное, чему нас не учили в школе » 14 страница
  • Бескова Любовь Анатольевна, Удалова Елена Андреевна » Уроки соционики, или Самое главное, чему нас не учили в школе » 13 страница
  • Бескова Любовь Анатольевна, Удалова Елена Андреевна » Уроки соционики, или Самое главное, чему нас не учили в школе » 12 страница
  • Бескова Любовь Анатольевна, Удалова Елена Андреевна » Уроки соционики, или Самое главное, чему нас не учили в школе » 11 страница
  • Бескова Любовь Анатольевна, Удалова Елена Андреевна » Уроки соционики, или Самое главное, чему нас не учили в школе » 10 страница
  • Бескова Любовь Анатольевна, Удалова Елена Андреевна » Уроки соционики, или Самое главное, чему нас не учили в школе » 9 страница
  • Бескова Любовь Анатольевна, Удалова Елена Андреевна » Уроки соционики, или Самое главное, чему нас не учили в школе » 33 страница
  • Бескова Любовь Анатольевна, Удалова Елена Андреевна » Уроки соционики, или Самое главное, чему нас не учили в школе » 44 страница
  • Бескова Любовь Анатольевна, Удалова Елена Андреевна » Уроки соционики, или Самое главное, чему нас не учили в школе » 43 страница
  • Бескова Любовь Анатольевна, Удалова Елена Андреевна » Уроки соционики, или Самое главное, чему нас не учили в школе » 42 страница
  • Бескова Любовь Анатольевна, Удалова Елена Андреевна » Уроки соционики, или Самое главное, чему нас не учили в школе » 41 страница
  • Бескова Любовь Анатольевна, Удалова Елена Андреевна » Уроки соционики, или Самое главное, чему нас не учили в школе » 40 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь