Бескова Любовь Анатольевна, Удалова Елена Андреевна » Уроки соционики, или Самое главное, чему нас не учили в школе



40 страница


На этом уровне информацию тоже следует при любой возможности дублировать с дополняющих функций, чтобы знание, предназначенное для слабых функций, поддерживалось по сильным каналам. На ролевую и референтную функции информацию можно подавать в медленно нарастающем темпе, в расчете получить устойчивые навыки и определенный кругозор по предлагаемой теме.  

Итак, на втором уровне обучение должно происходить тоже двумя преподавателями в дополняющем режиме с постепенно нарастающим темпом. Задача этапа – сформировать представления и навыки, позволяющие использовать знание в стандартных жизненных ситуациях.  

Третий уровень– это знания, рассчитанные на восприятие сильными функциями. Здесь нагрузки могут быть очень большими, скорость нарастания сложности знания – высокой. Степень освоения знания должна позволять человеку не только отслеживать последние достижения в данной области, но и самому в перспективе создавать новые продукты.  

Особенности работы сильных функций таковы, что информация воспринимается адекватно, в полном объеме, во всем многообразии своих связей. Материал систематизируется и активно используется для решения актуальных задач, принося необходимый опыт работы.  

На этом этапе усвоение информации происходит крупными фрагментами, которые находят свое место в объемной картине мира, воспринимаемой сильными функциями. Занятия на этой стадии может вести узкий специалист в данной области знаний, сильные функции которого соответствуют предмету преподавания.  

Итак, каждый учебный предмет должен быть разделен на вышеописанные уровни и преподаваться в несколько этапов.  

Первый этап – общие сведения для всех учеников. Это мягкая подача материала, не травмирующая тех, для кого он попадает на болевые точки.  

Второй этап – сведения, формирующие пользовательские навыки для тех учеников, которые испытывают активный интерес к предмету. Это подача материала в умеренном объеме с большим количеством стандартных рецептов и упражнений. Слабые функции (3 и 6) должны быть насыщены, но не перегружены и снабжены достаточным количеством образцов.  

Третий этап – сведения, формирующие творческий, исследовательский подход к предмету. Это объемная и разноплановая подача материала, рассчитанная на тренировку сильных функций. Основная задача этого этапа – насытить информацией сильные функции, пробудить по ним творческий интерес, осознание своего таланта, укрепить самооценку.  

Отрезки времени, отведенные для каждого курса, должны быть кратными друг другу, чтобы программа могла набираться по модульному принципу. Пока одни проходят курс второй ступени по одному предмету, другие ученики занимаются такой же по продолжительности период времени другим предметом (например, могут пройти два первых курса по выбранным или обязательным предметам).  

Знание первого уровня для всех обязательно по всем восьми функциям.  

Знание второго уровня может подаваться в виде элективных курсов с фиксированным временем (два-три курса по выбору). Здесь допустим гибкий график вплоть до посещения элективных курсов вместе со старшими или младшими классами.  

Знание третьего уровня представляет собой самую важную часть школьного обучения. Дети выходят здесь на будущую профессию, так что требования на этом уровне могут быть самыми высокими.  

Пример.  

Рассмотрим вышеприведенные рассуждения на примере преподавания физкультуры.  

Сначала выявим, какие болевые точки могут затронуть аспекты этого предмета.  

Управление телом, ощущение его в пространстве, самочувствие – это сенсорика ощущений. Она приходится на болевую точку типов ГАМЛЕТ и ДЖЕК.  

Быстрота реакций, скорость – это интуиция времени, которая попадает на болевую точку типов ГЮГО и ШТИРЛИЦ.  

Силовые показатели, отжимания и подтягивания – это волевая сенсорика, т. е. болевая точка типов РОБЕСПЬЕР и ДОСТОЕВСКИЙ.  

Энтузиазм групповых игр, эмоциональное напряжение и азарт – это этика эмоций, задевающая болевую точку типов БАЛЬЗАК и ГАБЕН.  

Таким образом, половина учеников (8 из 16 типов) будет испытывать разного рода дискомфорт при увеличении нагрузки по упомянутым аспектам. Перегрузки болевой точки человек бессознательно старается избегать. Возможно, этим и вызвано несколько холодное отношения к физкультуре большого числа школьников.  

Теперь представим себе, как можно было бы организовать занятия с учетом соционических рекомендаций.  

Первый этап. Его задачи: дать детям необходимую физическую нагрузку, развить координацию движений, привить вкус к подвижным играм, чтобы снять гиподинамию.  

На этом этапе неуместны соревнования, трудные задания на выполнение норм, азартные командные игры. Во всех этих «мероприятиях», как говорилось выше, непременно будут затронуты болевые точки некоторых детей. Отвращение к физкультуре станет неизбежным.  

Здесь более уместны забавные подвижные игры, перемежающиеся с интересными рассказами об удивительных свойствах человеческого тела, о том, как надо беречь и развивать его. И если один преподаватель продемонстрирует сенсорные достижения, а другой интуитивные – дети еще раз убедятся, что у каждого типа есть свои достоинства. А значит, надо развивать свои сильные стороны и не следует завидовать другим. Не говоря уже о том, что рассказы на этом этапе должны быть как логические (о механизмах работы органов и систем), так и этические (о том, как хорошо быть здоровым и красивым).  

Второй этап. Он не должен быть обязательным для тех, кто не нашел себе радости в физкультуре. Задачи здесь следующие: помочь детям освоить навыки для выполнения стандартных упражнений (прыжки, бег, командные игры и т. п.).  

Дети разделяются на две группы в зависимости от силы или слабости функции, по которой проходит данная тренировка. Например, дети должны делиться на группы интуитов и сенсориков, если речь идет о силовых упражнениях.  

Учитель-сенсорик показывает конкретные приемы, а учитель-интуит следит, чтобы возможности каждого ребенка, с одной стороны, были максимально активированы, а с другой, не были перегружены.  

В этом случае соревнования возможны только внутри каждой группы, где у детей потенциально равные шансы для развития данного качества.  

Третий этап. Это развитие природного таланта, присущего ребенку в определенном виде спорта. Здесь все более или менее известно. Следует только понимать, что выбор вида спорта должен соответствовать типовым особенностям ребенка. Иначе высокие спортивные достижения обойдутся слишком дорого. Примеров этому мы имеем немало.  

Стандартные способы преподавания школьных предметов недогружают сильные функции учащихся (тогда они теряют интерес к учебе) и перегружают слабые (в этом случае дети стараются избегать дискомфортных состояний). Неудивительно, что от 50 до 75% детей не находят в школе своих интересов.  

Соционика делает возможным, казалось бы, невозможный режим учебы: она позволяет многократно увеличить учебную нагрузку и одновременно избавить ученика от разрушительных перегрузок. Потому что она знает, кого, чему и как учить.  

 

Зачем это нужно  

 

Зачем обществу необходима столь кардинальная перестройка школы?  

Это связано с целым рядом проблем, которые во весь рост уже встали перед нами сегодня.  

Во-первых, как мы уже говорили, это невозможность усвоить огромный объем информации, продолжающей нарастать, как снежный ком.  

Во-вторых, неграмотная профориентация порождает огромное количество посредственных специалистов во всех сферах жизни.  

В-третьих, полное игнорирование проблемы сознательного построения отношений между людьми приводит к неэффективным коммуникациям и стрессам.  

И это еще далеко не полный перечень проблем, которые мешают нам войти в цивилизованное общество.  

Соционическое знание уже в своей сегодняшней стадии развития успешно решает перечисленные выше проблемы. Мы не раз наблюдали, что те, кто овладел его языком, намного эффективнее решают и проблему самоидентификации, и проблемы межличностных отношений, и производственные вопросы.  

Внедрение соционики в массовое сознание сразу же мобилизует скрытые резервы каждого человека, от чего выиграет как все общество, так и каждый отдельный коллектив. Не говоря уже о каждом индивиде.  

Как показывает история, знание может входить в культуру разными путями. Например, можно просвещать отдельных людей, посылая их в престижные учебные заведения. Так, лидеры ряда азиатских и африканских государств имеют прекрасное европейское образование. Они, безусловно, по мере возможностей пытаются проводить прогрессивные преобразования в своих странах. Но при этом общий уровень развития всего народа, которым они управляют, повышается крайне медленно.  

Другим путем пошла Япония после Второй мировой войны. Осознав, что изоляция страны привела ее к техническому отставанию и поражению, правительство Японии решило ассимилировать достижения современной европейской культуры. В Европу были отправлены способные молодые люди, которые, получив образование, стали готовить школьных учителей в Японии. Учителя новой формации понесли это знание в школы. Таким образом, следующее поколение школьников уже владело основами европейских знаний. А феномен «японского чуда» известен во всем мире.  

Сейчас примерно по той же схеме в российские школы была введена информатика. В результате современные десятилетние дети свободно ориентируются в компьютерном мире, в отличие от многих родителей, которые плохо представляют себе, например, возможности Интернета.  

Именно поэтому магистральный путь введения соционики в культуру лежит через преобразование школьного обучения.  

Первым шагом на этом пути может быть внедрение этой науки в программы вузов, особенно педагогических. Вслед за этим необходимо разработать программы и методики на основе соционики для школы, а затем перестроить весь образовательный процесс.  

Для того чтобы общество могло эффективно использовать творческий потенциал каждого человека, необходимо, чтобы соционика стала фактом культуры. Это позволит, наконец, свернуть с пути узко технического прогресса на путь полноценного человеческого развития.  

 

Заключение  

 

А я за то, чтоб нравиться друг другу…  

Владимир Вишневский  

 

Итак, обучаемый и позитивно настроенный читатель, видимо, уже свыкся с мыслью, что все мы в чем-то очень похожи (в рамках одного социотипа), а в чем-то сильно отличаемся друг от друга (как представители разных социотипов). И тем не менее каждый тип необходим в социуме, у каждого есть свое предназначение. Можно даже, не побоясь этих слов, сказать, что каждый призван выполнить свою социальную миссию.  

Более того, если проанализировать с точки зрения соционики все поле культуры, то можно обнаружить в нем белые пятна еще невостребованных миссий. Это сопоставимо с тем, как в свое время в химии с помощью таблицы Менделеева были просчитаны еще не открытые учеными элементы.  

Например, в нашей преимущественно сенсорно-логической культуре недооцениваются усилия этиков, особенно в сфере развития производства и науки. Хотя можно с удовлетворением констатировать, что мир стал больше уделять внимания тому, что принято называть человеческим фактором.  

Никого не удивляет, что на любом производстве есть человек, который обеспечивает исполнение работы, сдачу отчетности или раздачу всем сотрудникам инструментов и т. д. То есть необходимость использования логического фактора не вызывает сомнений.  

Не так обстоит дело с этическим фактором. Как правило, на производстве нет таких людей, которые обеспечивали бы позитивные отношения, хорошее настроение, энтузиазм, умели бы предотвратить (или разрешить) конфликты между сотрудниками. Хотя многим уже понятно, что «хороший» коллектив, в отличие от «плохого», работает более эффективно и справляется с более сложными, комплексными задачами.  

То же можно сказать и о недооценке интуиции. Сенсорика – вещь более понятная, ощутимая и убедительная. Но мало кому из руководителей придет в голову, что рассеянный, увлекающийся всем подряд и не вполне практичный на первый взгляд экстравертный интуит может лучше всех показать пути перспективного развития фирмы. Пока что их находки оцениваются руководителями лишь как случайные удачи.  

Соционика показывает, что каждый тип вносит в общественную жизнь свой неповторимый вклад. И это не случайность, а закономерность. Таким образом, ясно, что обществу предстоит научиться использовать потенциал каждого типа социона.  

Надо понимать, что в соционе нет бесполезных или нежизнеспособных типов. И по мере дальнейшего усложнения общественной жизни в ней найдут место таланты каждого.  

В ожидании этого замечательного будущего нам следует уже сейчас вырабатывать в себе толерантность и исключать в зародыше элементы первобытного шовинизма. Соционика не должна стать орудием примитивного мировоззрения, которое только и ищет поводы для разделения и унижения других. Шовинистически настроенным людям не важно, по каким признакам делить и отсекать «чужих». Это может быть цвет волос и разрез глаз, цвет кожи, размер ботинок или соционический тип. Но в этом виновата не соционика, а примитивное мышление носителей таких идей.  

Пока же часто приходится сталкиваться с неофитами от соционики, которые с упоением обсуждают «типовую» склонность МАКСИМА к тоталитаризму, не менее «типовую» нравственность ДОСТОЕВСКОГО или безнравственность НАПОЛЕОНА и т. п. На самом деле, как уже говорилось выше, нравственность или безнравственность отражает лишь позитивную или негативную направленность самого человека. Она свидетельствует об определенной работе над собой, а вовсе не является типовой чертой.  

Из 18 000 ссылок, выпадающих сегодня в Интернете на слово «соционика», 17 990 переполнены идеями дискриминации людей по типам. Вам объяснят, что одному типу нечего делать там, другому – здесь, такой-то тип надо гнать оттуда, другой – отсюда… Неандертальский взгляд на «другого» как на конкурента у кормушки пытается опереться на соционические принципы. Но ничего не выйдет!  

Соционика не запрещает людям заниматься той деятельностью, которая попадает на болевую точку типа. Она не предписывает обязательную работу по сильным функциям. Наоборот, она просто помогает разобраться с собой, объяснить свои склонности и трудности, полюбить свой тип. Благодаря этому каждый может сделать свой выбор с открытыми глазами, а не покупать «кота в мешке». С помощью соционики человек сам открывает те области, в которых он наиболее эффективен, которые приносят ему наибольшее удовлетворение. После этого мало кому захочется заниматься тем, что удовлетворения не приносит, а зачастую просто ведет к неврозу.  

Как показывает наш собственный опыт консультаций, правильный, соответствующий типу выбор профессии, партнера, образа жизни гарантирует человеку высокую, стабильную самооценку и творческую реализацию.  

Мы уверены, что в обществе будущего человека будут ценить не только за то, что он пожилой и заслуженный, не только за то, что он молодой и информированный, не только за красивую внешность, группу крови или размер ботинок. Его будут ценить также и за то, насколько он сумел развить свои сильные функции и вписаться в соответствующие команды.  

 

Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что прочтение одной или даже нескольких книг (в том числе и этой) не гарантирует успешного овладения соционикой.  

На самом деле процесс приобщения к ней не так прост, как может показаться вначале. Ведь это знание еще не имеет официального статуса, а значит, и узаконенных авторитетов. И здесь происходит наиболее драматичное столкновение профессионализма и дилетантизма.  

Предположим, в Эрмитаж пригласили опытного реставратора, способного различать 120 оттенков черного цвета. Коллегам по цеху ясно, что доведенный до совершенства навык – результат его таланта и огромного опыта. Понятно и то, что они относятся к такому мастеру с большим уважением.  

Но представьте себе, что вы далеки от этого мира и встретились с тем же самым человеком в неформальной обстановке – на пляже в Турции или у кого-то в гостях. Тогда его высказывания о нюансах цвета, неподкрепленные официальным статусом (он же вам не известен), едва ли произведут на вас должное впечатление. Вполне вероятно, что вы не отнесетесь к его словам серьезно – вы же не видите этих оттенков и не обязаны верить ему на слово.




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 934
Категория: Библиотека » Популярная психология


Другие новости по теме:

  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь