Бескова Любовь Анатольевна, Удалова Елена Андреевна » Уроки соционики, или Самое главное, чему нас не учили в школе



37 страница


Вопрос развития человеческой личности всегда был интересным, но непростым. Родители, друзья, психологи, журналы с предлагаемыми в них советами – кто только не рассказывал нам, какими мы должны быть. Не поспоришь, конечно, надо быть и здоровым, и богатым, и успешным, и т. д. Только непонятны критерии, которыми руководствуются советчики, их объяснения многословны, но неубедительны.  

Соционику можно сравнить с появлением арабских цифр в математике. То, что раньше осваивали лишь мудрецы (например, о делении римскими цифрами можно думать только с ужасом), стало преподаваться в первом классе.  

Адекватный предмету язык и аналитические модели позволяют разобраться в вопросах взаимоотношений, выявлять и разрешать трудности, точно описывать эффекты, обсуждать их, не выходя из зоны взаимопонимания.  

Но, в отличие от случая с арабскими цифрами, здесь мы должны принять не только логический, но и огромный этический потенциал нового знания. Мало выучить термины и описания типов. Надо научиться с этим жить, преодолеть страхи, пересмотреть свои представления о гуманизме, избавиться от ксенофобии. Тогда соционическая концепция жизни сможет стать фактом культуры.  

 

Созидательная сила соционики  

 

Как ни богато естество,  

Играющее в нас,  

Необходимо мастерство,  

Гранящее алмаз.  

Игорь Губерман  

 

Существующая в нашей культуре установка на всестороннее развитие, как мы видели выше, не так уж безобидна. Она не оставляет нам иного выхода, кроме бесконечного соперничества по нашим сильным функциям и сокрытия своих «слабостей». Как, в таком случае, мы собираемся на этом пути научиться, например, «радоваться чужим успехам» и «строить отношения на основе доверия»? Ведь каждый чужой успех показывает нам, что мы – хуже. Если же мы доверимся другим, не исключено, что будет раскрыта наша «ужасная тайна».  

Таким образом, если мы додумаем идею универсального совершенства до конца, то увидим, что она резко расходится с любыми моральными требованиями, ориентирующими нас на то, чтобы не быть завистливыми, доверять другим людям, проявлять открытость и доброжелательность. Видимо, надо что-то менять: или представления о моральных нормах, или представления о всесторонне развитой личности.  

 

Гармония, которую обещает соционика  

 

Соционика предлагает начинать с развития личности, но, как мы уже говорили, совсем в другом ключе. Она вводит понятие информационного разделения труда (специализации). В основе соционического подхода лежит идея равной ценности для общественного прогресса всех шестнадцати типов восприятия информации. Их взаимодействие (коммуникация) и обеспечит дальнейший социальный прогресс на пути человечества к информационному обществу.  

Тогда всестороннее развитие личности нужно будет понимать как полное освоение своих типовых возможностей, которое включает не только творчество и ответственность по сильным функциям, но и понимание того, где человеку необходимо обратиться к экспертам.  

Тогда талант эксперта перестанет быть немым укором нашей «бестолковости», а будет нашим ресурсом, на который можно опереться в трудном вопросе. И нас будут радовать его успехи – ведь в них мы будем видеть увеличение нашего собственного ресурса. И нам не надо будет скрывать свои «недостатки» – чем больше мы спросим, тем больше получим ответов. Это не должно отразиться на нашей репутации: наш тип силен в других аспектах бытия.  

Представим, что соционическая грамотность стала фактом культуры. Представим, что типовые особенности человека учитываются в семье, в школе, в обществе. Тогда:  

– каждый человек будет получать достаточно информации для развития своих сильных функций (а усвоить здесь он может гораздо больше, чем дает усредненная школьная программа);  

– информация по слабым функциям будет строго дозирована, чтобы не снижалась самооценка человека (а усвояемость материала здесь ниже, чем предполагает усредненная школьная программа);  

– задевать болевую точку человека будет так же стыдно, как обидеть ребенка;  

– каждый человек будет четко знать зону своей ответственности и экспертного видения предмета, и, наоборот, те аспекты, где он может рассчитывать на помощь других.  

Возможно, тогда такое распространенное явление, как комплекс неполноценности со всеми вытекающими из него сложностями, уйдет в прошлое. Люди перестанут бояться коммуникаций и захлопывать друг от друга свои информационные каналы. Вообразим себя без скафандра. Вообразим свободное общение и нескрываемый интерес друг к другу, постоянную готовность помочь и оценить наши находки. Просто как норму жизни.  

Что может дать нам такая коммуникационная открытость? Рассмотрим вот какую аналогию.  

Вспомним атом углерода, имеющий четыре валентных связи. Благодаря этим четырем каналам «коммуникации» с другими атомами он может составлять разветвленные сложные многомерные соединения, которые изучает органическая химия. Они бесконечно разнообразны и сложны, к их числу относится и молекула, в которой записаны наши наследственные признаки – ДНК.  

В конечном итоге, жизнь обязана своим существованием замечательному свойству углевода – четырехвалентности.  

Вот так и люди в их информационной ипостаси. Если мы с трудом открываем один-два канала навстречу нашим партнерам и при малейшем испуге разрываем связи и «закукливаемся», информационные комбинации, в которые мы включены, будут простыми и неустойчивыми. И эволюция нашего сообщества, как эволюция простых неорганических веществ, будет занимать тысячи лет из-за очень вязкого и неэффективного обмена информацией.  

Но представьте себе только, какие неописуемо сложные композиции могут создать элементы с восемью каналами коммуникации! Органическая химия отдыхает! Здесь возможны многомерные разветвленные структуры для чрезвычайно эффективного усвоения и переработки информации, ускоряющие ее обмен в миллионы раз, принимающие экспертные решения по любой проблеме бытия.  

Каким сверхсознанием обладала бы эта информационная молекула? Основой ее работы была бы подлинная соборность – осознанное принятие общих ценностей каждой личностью, видение общих целей как обеспечивающих наибольшее развитие интересов каждого. Это не консенсус, не демократический централизм, не простое большинство голосов, не прочие способы договора, где согласные уламывают несогласных потерпеть последствия нежеланного решения.  

Такое сообщество было бы заинтересовано не в нивелировке всех под одну гребенку, а в максимальном развитии специальных (с помощью соционики известно каких) способностей каждого, в сохранении его свободы, развитии творчества и уважении человеческого достоинства. Иначе дефектное звено грозило бы разрушить всю конструкцию.  

Очевидно, что переход на следующую эволюционную ступень лежит именно в информационных сферах. В наши дни все более актуальным становится вопрос создания команд, эффективно решающих трудные проблемы. И хотя эти попытки пока делаются вслепую, поскольку идут просто от потребностей практики, направление приложения сил нащупано верно. Соционика же предлагает теорию, которая может описать конкретные пути решения этой проблемы.  

С позиции соционики видно, что каждый человек обладает необходимыми «стыковочными узлами», чтобы решать свои вопросы с помощью коллективного разума. Но, как уже говорилось, они забиты страхами и комплексами, а секреты их взаимодействия, по сути дела, утеряны. И мы толчемся, как атомы идеального газа, испытывая только упругие столкновения: столкнулись – разлетелись, а не столкнулись – проскочили мимо без какого-то следа в своей личной истории. Всем известен эффект одиночества в толпе. И это при таких удивительных потенциях взаимодействия! Согласитесь – крайне противоестественное положение.  

Не говоря уже о том, что проблемы, стоящие перед человечеством, требуют быстрого и компетентного решения многофакторных задач (включая этические аспекты).  

Разве это не странно, что люди готовы вкладывать огромный ресурс в разработку немыслимых суперкомпьютеров, которые способны, по их мнению, решить все проблемы, в то время как ключ к решению общечеловеческих проблем – совсем в другом? На самом деле следовало бы вложить средства в развитие соционической культуры, чтобы просто прекратить создавать себе эти проблемы.  

 

Соционическая грамотность в семье  

 

Вообразим себе семью, в которой соционика стала фактом культуры. Грамотные родители учитывают соционический тип наравне с полом ребенка и другими объективными данными.  

В этом случае при выборе сферы развития способностей ребенка перестают иметь значение общественные предрассудки, профессия бабушки или папы, несбывшиеся надежды родителей в отношении самих себя. Взрослые исходят из типа ребенка и его естественных способностей.  

Соционический подход показывает на практике, что все дети действительно талантливы. Только теперь эта фраза превращается из пустой декларации в констатацию реального положения вещей. Родителям становится ясно, какими именно способностями обладает их ребенок и куда следует прикладывать усилия по их развитию.  

Итак, они помогают ребенку развить сильные функции. Он успешно усваивает информацию, которая его активно интересует, его успехи заметны другим, и он получает от взрослых заслуженную похвалу. Вся эта цепочка с неизбежностью приводит к тому, что его самооценка становится высокой и стабильной.  

Что касается слабых функций, то здесь нагрузки аккуратно дозируются. Никто не предъявляет ребенку претензий в несообразительности в этих вопросах. Здесь он всегда может рассчитывать на помощь и поддержку окружающих. Родителям не приходит в голову упрекать его в отставании от других детей и ставить ему в пример их успехи. У ребенка не появляется комплекса неполноценности и ощущения собственной несостоятельности.  

Но, кроме того, у ребенка отпадает необходимость притворяться кем-то другим, чтобы соответствовать родительским и учительским ожиданиям и заслужить их похвалу. А когда снимается чувство вины, тогда уходит и необходимость самоутверждаться за чужой счет. Человек становится гораздо более устойчивым и уверенным не только в себе, но и в окружающем мире.  

Таким образом, если у ребенка будет возможность проявить творчество по сильным функциям и удовлетворить свое любопытство к жизни, то во взрослую жизнь выйдет интересный, самостоятельный, ответственный, открытый и незакомплексованный человек. Творческий потенциал общества, в котором будет все больше таких людей, неизмеримо возрастет.  

 

Роль интертипных отношений  

 

Но это еще не все позитивные эффекты, которые принесет в общество соционика.  

На самом деле развитие ребенка тормозится не только тем, что родители зачастую не понимают, каковы его возможности и способности. Немалую роль здесь играют также взаимоотношения внутри семьи.  

Вообще интертипные отношения – это большая и важная область соционического знания, которой следует посвятить отдельное исследование. Но в силу чрезвычайной важности этой проблемы мы коснемся здесь некоторых ее моментов.  

Не только дети, но и родители имеют свои соционические типы. Так что в любой семье представлен определенный набор интертипных отношений. Каждый тип воспринимает текущую информацию по-своему. То, что кажется очевидным одному, очень сложно для другого, причем это не зависит от пола и возраста.  

В нашей современной культуре принято считать, что родитель превосходит ребенка во всем – он умнее, сильнее, опытнее. Соционика позволяет подойти к этой проблеме более дифференцировано. Тогда ситуация высвечивается точнее и зачастую предстает в неожиданном ракурсе.  

В нашей практике известны случаи, когда родителям-сенсорикам интуитивный ребенок казался легкомысленным и неусидчивым. В силу своих типов они не могли себе представить ту страшную скорость обработки информации, которая присуща интуиту. Ребенок в этой ситуации вынужден был имитировать усидчивость, читая посторонние книги, чтобы родители думали, что он делает уроки в течение положенных, по их представлениям, двух часов.  

И наоборот, в интуитивной семье сенсорный ребенок казался всем тугодумом из-за того, что не успевал за бешеным темпом, заданным двумя интуитами. Девочка вынуждена была применять волю для защиты комфортного для себя режима.  

Оба этих случая из нашей практики закончились хорошо, потому что родители обратились за соционической консультацией. Но сколько таких заблуждений продолжает существовать в семьях, незнакомых с соционикой, порождая непонимание и проблемы.  

Родители, ориентируясь на свои сильные функции, пытаются навязать детям свои способы освоения жизни, не учитывая, что иногда именно эти способы категорически противопоказаны их ребенку. Чтобы понимать это, необходимо знать свой тип и тип своего ребенка, а также эффект их взаимодействия.  

Однажды в нашей практике нам довелось встретиться с мамой-ГЮГО, абсолютно убежденной в том, что ребенок пропадет в жизни без умения общаться, заводить знакомства и производить на людей приятное впечатление своим ярким темпераментом и красноречием. В принципе против этих требований трудно возразить, если бы не случилось так, что ее ребенок был типа ГАБЕН. А ему-то как раз противопоказана бурная эмоциональная активность и чрезмерное общение.  

В данном случае здесь реализовались отношения ревизии (ГЮГО – ревизор своему сыну). Если бы родители мальчика были знакомы с соционикой, ситуацию для него можно было бы облегчить. При игнорировании рекомендаций соционики и без того напряженные отношения между матерью и сыном имеют тенденцию только ухудшаться.  

Нередки случаи, когда ребенок-этик воспитывается в семье двух логиков. И, наоборот, ребенок-логик растет среди этиков. В обоих случаях у ребенка оказываются не сформированы важные личностные свойства, на которые он мог бы успешно опираться в будущем. Но он не может на них опереться, поскольку его сильные функции в свое время оказались не наполнены соответствующей информацией.  

Причина здесь в том, что в обоих случаях родители даже не подозревали, что их ребенку как воздух нужна совершенно другая информация, без которой сами они прекрасно обходились всю жизнь. Ребенок просто казался им безнадежным, неприспособленным к жизни «инопланетянином». А при этом его собственный творческий потенциал оставался неразвитым.  

Без информационного анализа отношений невозможно домашними средствами снять проблемы, обусловленные глубинными структурами психики. Ведь участники отношений просто не подозревают об их существовании. Здесь нет виноватых, просто людям не хватает элементарной соционической грамотности.  

 

Мужчина и женщина в свете соционики  

 

Женщины – те же мужчины, только еще лучше.  

Андрей Кнышев  

 

Как мы уже не раз подчеркивали в нашей книге, соционика не замахивается на все традиции психологии, педагогики и социальной жизни. Знание человеком своего типа не отменяет необходимости получать образование, воспитывать детей, участвовать в социальной жизни, не стирает половых различий. Однако внедрение социального знания в культуру способно внести ряд существенных поправок в некоторые (весьма важные) социальные сюжеты и навсегда изменить систему приоритетов в них.  

 

Полоролевые программы  

 

Еще одним архаическим пережитком (не хуже идеи всестороннего развития личности) является идея доминирования мужчины во всех областях жизни, кроме, может быть, мытья посуды.  

До сих пор необъяснимым казусом считается тот факт, что девочки чаще лучше сдают вступительные экзамены в вузы, а также сессии. Все объясняется исключительно их старательностью и усидчивостью.  

Существует предубеждение, что женщины хуже справляются с руководящей работой и не могут организовать производственный процесс. Хотя с организацией сложной экономики семьи справляются именно женщины.  

Считается, что мужчина лучше водит машину, а женщина только создает аварийные ситуации на дороге. Хотя мужчин, не понимающих, как устроен двигатель, сейчас не меньше, чем женщин. Зато совершенно точно известно, что последние реже выезжают на дорогу в нетрезвом виде.  

Принято считать, что мужчина автоматически является главой семьи, хотя зачастую у него нет никаких оснований для этого. Женщине приходится играть в эту игру, чтобы сделать вид, что она соблюдает субординацию в семье. На самом деле у нее иногда просто нет другого выхода: возложить на него ответственность за семью она не может, потому что он не справится, а открыто объявить себя главой семьи она тоже не может, потому что это спровоцирует скандал.




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 905
Категория: Библиотека » Популярная психология


Другие новости по теме:

  • Бескова Любовь Анатольевна, Удалова Елена Андреевна » Уроки соционики, или Самое главное, чему нас не учили в школе » 36 страница
  • Бескова Любовь Анатольевна, Удалова Елена Андреевна » Уроки соционики, или Самое главное, чему нас не учили в школе » 25 страница
  • Бескова Любовь Анатольевна, Удалова Елена Андреевна » Уроки соционики, или Самое главное, чему нас не учили в школе » 26 страница
  • Бескова Любовь Анатольевна, Удалова Елена Андреевна » Уроки соционики, или Самое главное, чему нас не учили в школе » 27 страница
  • Бескова Любовь Анатольевна, Удалова Елена Андреевна » Уроки соционики, или Самое главное, чему нас не учили в школе » 28 страница
  • Бескова Любовь Анатольевна, Удалова Елена Андреевна » Уроки соционики, или Самое главное, чему нас не учили в школе » 29 страница
  • Бескова Любовь Анатольевна, Удалова Елена Андреевна » Уроки соционики, или Самое главное, чему нас не учили в школе » 30 страница
  • Бескова Любовь Анатольевна, Удалова Елена Андреевна » Уроки соционики, или Самое главное, чему нас не учили в школе » 31 страница
  • Бескова Любовь Анатольевна, Удалова Елена Андреевна » Уроки соционики, или Самое главное, чему нас не учили в школе » 32 страница
  • Бескова Любовь Анатольевна, Удалова Елена Андреевна » Уроки соционики, или Самое главное, чему нас не учили в школе » 33 страница
  • Бескова Любовь Анатольевна, Удалова Елена Андреевна » Уроки соционики, или Самое главное, чему нас не учили в школе » 34 страница
  • Бескова Любовь Анатольевна, Удалова Елена Андреевна » Уроки соционики, или Самое главное, чему нас не учили в школе » 35 страница
  • Бескова Любовь Анатольевна, Удалова Елена Андреевна » Уроки соционики, или Самое главное, чему нас не учили в школе » 11 страница
  • Бескова Любовь Анатольевна, Удалова Елена Андреевна » Уроки соционики, или Самое главное, чему нас не учили в школе » 38 страница
  • Бескова Любовь Анатольевна, Удалова Елена Андреевна » Уроки соционики, или Самое главное, чему нас не учили в школе » 39 страница
  • Бескова Любовь Анатольевна, Удалова Елена Андреевна » Уроки соционики, или Самое главное, чему нас не учили в школе » 40 страница
  • Бескова Любовь Анатольевна, Удалова Елена Андреевна » Уроки соционики, или Самое главное, чему нас не учили в школе » 41 страница
  • Бескова Любовь Анатольевна, Удалова Елена Андреевна » Уроки соционики, или Самое главное, чему нас не учили в школе » 42 страница
  • Бескова Любовь Анатольевна, Удалова Елена Андреевна » Уроки соционики, или Самое главное, чему нас не учили в школе » 43 страница
  • Бескова Любовь Анатольевна, Удалова Елена Андреевна » Уроки соционики, или Самое главное, чему нас не учили в школе » 44 страница
  • Бескова Любовь Анатольевна, Удалова Елена Андреевна » Уроки соционики, или Самое главное, чему нас не учили в школе » 2 страница
  • Бескова Любовь Анатольевна, Удалова Елена Андреевна » Уроки соционики, или Самое главное, чему нас не учили в школе » 1 страница
  • Бескова Любовь Анатольевна, Удалова Елена Андреевна » Уроки соционики, или Самое главное, чему нас не учили в школе » 23 страница
  • Бескова Любовь Анатольевна, Удалова Елена Андреевна » Уроки соционики, или Самое главное, чему нас не учили в школе » 12 страница
  • Бескова Любовь Анатольевна, Удалова Елена Андреевна » Уроки соционики, или Самое главное, чему нас не учили в школе » 13 страница
  • Бескова Любовь Анатольевна, Удалова Елена Андреевна » Уроки соционики, или Самое главное, чему нас не учили в школе » 14 страница
  • Бескова Любовь Анатольевна, Удалова Елена Андреевна » Уроки соционики, или Самое главное, чему нас не учили в школе » 15 страница
  • Бескова Любовь Анатольевна, Удалова Елена Андреевна » Уроки соционики, или Самое главное, чему нас не учили в школе » 10 страница
  • Бескова Любовь Анатольевна, Удалова Елена Андреевна » Уроки соционики, или Самое главное, чему нас не учили в школе » 9 страница
  • Бескова Любовь Анатольевна, Удалова Елена Андреевна » Уроки соционики, или Самое главное, чему нас не учили в школе » 8 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь