|
Бескова Любовь Анатольевна, Удалова Елена Андреевна » Уроки соционики, или Самое главное, чему нас не учили в школе– А вы легко преподаете, легко контактируете с людьми? – У меня обычно с человеком устанавливается какая-то связь, и поэтому я периодически окидываю всю аудиторию взглядом, а рассказываю одному-двум-трем людям, но вообще я чувствую себя легко. Мне кажется, что когда я оказываюсь в незнакомой аудитории, например, у меня новые студенты, первый курс, вот, и вначале ставишь блоки какие-то и начинаешь с ними общаться, а с каждым занятием вносишь что-то такое новенькое. А вот сегодня я это скажу. А вот я это могу, а вот я это могу. Постепенно смотришь, ага, аудитория как-то положительно реагирует, не негативно воспринимает, ну, соответственно, уже корректируешь… (Поэтапное снятие самоограничения по ограничительной функции интуиции возможностей по мере освоения обстановки.) – А вы чувствуете, как к вам люди относятся? – Да, наверное. У человека может быть плохое настроение, он на меня косо посмотрел – все, у меня будет драма личной жизни и так далее. А уж тем более если что-то сказать… Если человек обидит меня каким-то делом, например, он обещал мне принести какую-то книгу, но не принес, естественно, я буду ходить и всем вокруг рассказывать: «Ты представляешь, вот он мне не принес книгу! Я собирался статью по ней писать. Что у меня будет! У меня, там, тезисы летят!» Я это переживу потом. Но если человек это не действием, а словами скажет: «Ты знаешь, вот, ты не прав и так далее…» У меня может быть две реакции. Если я этому человеку доверяю, я тут же начну: «Я не прав?!» Я буду пытаться и эмоциями, если не получится эмоциями задавить, я буду пытаться чем-то логическим выстроить и так далее… – А вы в самом деле в это верите, что вы правы? – У меня такой жесткий принцип. Я в общении с людьми, не очень близкими… я никогда не опаздываю – я задерживаюсь. Я никогда не бываю не прав – я не могу быть не прав. Здесь что-то такое не в порядке. Это такая маска внешняя, которую я стараюсь как-то держать. (Смеется) (Суггестивная волевая сенсорика: попытка жестко продемонстрировать свой «авторитет», как это делают симпатичные ему люди, с одновременным пониманием, что для него это как-то неестественно.) – А если вы доказывали что-то одно, например, про какие-то материки, а вам говорят, все это было не так, они вот с неба свалились. – С неба свалились? Хорошо. Давайте от этой печки плясать. С какого неба, откуда конкретно, что… Попытайтесь меня в этом убедить. Я буду самым благодарным человеком на свете. Вы меня убедите так, чтобы мои другие убеждения действительно не могли никак… – Когда смыслы разрываются, это для вас понятно? Если что-то в концепции не сходится? – Я считаю, что любое мнение, наверное, имеет право на существование, но если оно не связывается с общей картиной, значит, надо что-то в других частях картины менять. Это очень сложно, поэтому любая такая волюнтаристская идея обречена на гибель. Пожалуйста, развейте ее – пусть она сама погибнет естественным путем. (Фоновая формальная логика: экспертная оценка наличия смысла, широкий обзор связи данной концепции с другими, но пассивный подход к опровержениям.) – И тот, кто ее выдвинул, тоже отправится вслед за ней, да? – А я буду стоять… А в конце концов я приду на могилу и скажу: «Ну, что сказать над гробовою урной? Вальсировала девушка недурно». (Характерное для третьей квадры обращение к мотиву кладбища и смерти.) – А как у вас в школе с подготовкой к занятиям, может, надо что-то писать? – Как правило, если надо что-то писать, какие-то планы, я, конечно, сажусь и пишу. Как правило, такие вещи, которые я не люблю, я оставляю на последний момент, потом сажусь и пишу быстро. Мне не проблема. Вот коллеги иногда жалуются, что надо написать какую-то статью, структурировать материал, передо мной, например, голая колонка цифр, которую я получаю, и я уже тут же могу сесть и написать… Моя коллега, которая вместе со мной работает и тоже пишет диссертацию, для нее, например, проблема написать тезисы. Для меня не составляет труда, например, вывести какую-то закономерность, как-то объяснить… (Творческая логика действий: смысловая организация материала, ясное представление о методах работы, быстрое изобретение подходящих к случаю приемов.) – В компании людей вы сразу чувствуете все отношения, взаимосвязи? – Ну, вообще да. Ну, я не знаю, насколько это правильно, но я для себя решаю, кто занимает какую нишу… Кто в каких отношениях с хозяином дома, кто где садится, кто задает вопросы, когда все люди молчат. У кого-то существует какая-то пара. – А вам видно, кто с кем спит? – Ну, что значит?.. Ну, вот над этим я как-то и не задумываюсь… (Логический подход к человеческим отношениям через внешние ритуальные проявления, отсутствие глубокого интереса к личной жизни окружающих.) – Почему у него такой энтузиазм, не БАЛЬЗАЧИЙ? – Может, потому что незнакомая аудитория… У меня всегда существует такая позиция… ослика Иа. Я всегда говорю, что во мне живет три существа из этой замечательной милновской сказки: это Пятачок, это Кролик, и это Ослик. (Е. А.: Пятачок – это ЕСЕНИН, Кролик – РОБЕСПЬЕР, а Ослик – БАЛЬЗАК (смех в аудитории – действительно, у Жени с ними много общего).) – А вы любите шумных, веселых людей, быть в большой компании? – (Морщится выразительно) Нет. Нет. (Смеется) (Болевая точка – этика эмоций: одно представление о шумных, веселых, энергичных людях вызывает автоматическую реакцию защиты.) – Как вы реагируете, когда вам приходится несколько раз объяснять один и тот же материал человеку? – Когда я готовился к поступлению в институт, родители меня отдали к репетитору. Я к ней приходил, и она начинала мне что-то объяснять, и в конце концов она говорила: «Ну почему ты не понимаешь?» То ли я не хотел понимать, то ли не мог, и тогда я говорил ей так: «Объясните мне как для идиота». И вот когда я кому-то начинаю что-то объяснять, меня за это очень ругают. Я спрашиваю, вам как объяснить, как нормальному человеку или как идиоту? То же самое я спрашиваю у своих студентов: «Как будем говорить, как крупные почвоведы-академики или как начинающие, мало понимающие и соображающие?» Если человек не понимает, значит, буду упрощать, буду прибегать к образам, в конце концов, буду показывать на пальцах. У нас у одной девочки в школе с головой не в порядке, в 9 классе она не может представить, что 9, деленное на 3, – это будет 3, а не 2. Мы и так делили и этак делили. Мы переходим на ручки, на карандаши, снова делим, вроде все понимаем. Через неделю она приходит, снова 9 на 3 – это 2. Снова с ручками, это как молитва еженедельная. (Творческая логика действий: в соответствии с задачей оперативно изобретаются методы ее решения, отношения переводятся в плоскость технологии.) – И так можете до бесконечности? – Ну, у нас школа-то специальная. Нет, ну я в глубине души надеюсь, что в конце концов произойдет… Что там существует вот эта вот какая-то щелочка маленькая, которая периодически приоткрывается, и я успею туда протолкнуть этот материал, и наконец-то 9, деленное на 3, будет 3. Самый-то ужас в том, что она помнит, что это ее самое проблемное место. Если ей сказать: «Анечка, давай начнем с нашего проблемного места», она 9, деленное на 3, напишет правильно, у нее уже рефлекс. А однажды перед ней стояла задача написать число 147. Как она его написала? Просто это было мое самое первое занятие… Я прибежал с воплями, крича, что я уйду, уволюсь отсюда! Она написала 100, потом 40, а потом 7. (Болевая точка – этика эмоций: неожиданное событие, вызвавшее сильное переживание (здесь потрясение глубиной непонимания) вызвало желание избежать подобного в будущем.)
Любопытные моменты из других интервью людей этого типа
Полина.В первых словах о своей преподавательской деятельности она сказала: «Раздражают тупые люди. Если я 5 раз объяснила, а они не понимают, я начинаю издеваться». Этим она завоевала себе устойчивую репутацию логика. Ее долго спрашивали о защите своей территории (в группе много волевых сенсориков). Никаких реакций, кроме переживаний по поводу факта нападения. Ребята долго не могли поверить, все спрашивали, неужели это – все? (У БАЛЬЗАКА воля – суггестивная функция, он программируется на волевое давление, уступает ему. Но чаще, как интуит, предвидит и заранее обходит подобные ситуации.) Юля.Интуитивность ребята увидели быстро, как только она рассказала про свои вышивки – две за три года по канве с рисунком (причем одна не закончена). Это называлось «люблю вышивать». Иррациональность проявилась, несомненно, в легком презрении к составлению планов. Да, она может вечером оказаться совсем не там, где собиралась, ну и что? Нет, это ее никогда не смущает. Она хозяйка своим планам – и это хорошо видно. (Выяснилось, что у нас уже третья девочка этого типа часто любит побродить по магазинам с тканями и помечтать о том, что бы из них пошить. Видимо, по ролевой функции, сенсорике ощущений, когда устает от социального давления, так решает проблему выживания.) Марина.Обратная сторона интуитивности – неуверенность в своей способности разбираться в вещах, фактурах материалов, здоровье: «Какое купят лекарство – такое и буду принимать». Алена.Она сказала, что не торопится взрослеть: это же все-таки страшно – жить самостоятельно. (Так часто бывает при слабой волевой сенсорике, человек не спешит брать на себя ответственность за то, что можно свалить на окружающих.) Саша.Интровертная логика проявилась сразу: он начал подробно объяснять разницу между компьютерами Николаю (ДЖЕК) и совершенно отключился от остальных, которые в это время дружно обсуждали его. Аня.Ребята попросили ее подробнее рассказать, чем ей не нравится учительница. Фразы неуверенные, незаконченные, на предположения отвечает: «Ну да, и это она себе позволяет». (Нет развернутой картины и экспертной оценки учительских безобразий, так как этика отношений – слабая, некритичная, плохо осознаваемая референтная функция. Но зато ее никто не убедит, что она (Аня) что-то неправильно сделала. Логика действий – экспертная.) Интуиция как слабая сенсорика проявилась в нашем фирменном вопросе об искусственных цветах. На столе в кружке стояли подвядшие синие мускари. Полина (БАЛЬЗАК) спросила, не видит ли Аня, настоящие это цветы или искусственные. Далее одновременно происходит вот что: Оля (ДЖЕК) быстро трогает листики, чтобы убедиться; Полина (БАЛЬЗАК) шепчет ей, что уже их потрогала, как только вошла в комнату; Оля (ШТИРЛИЦ) с полным недоумением, что можно задать столь очевидный вопрос, смотрит на Аню, ожидая примерно такого ответа: «Что, вы меня идиоткой считаете? Конечно, живые!»; Аня отвечает: «Ну, не знаю, надо приглядеться, может, потрогать…». Оля (ШТИРЛИЦ) очередной раз совершенно растеряна, не может поверить своим ушам. Очень трудно по сильной функции (сенсорика ощущений у ШТИРЛИЦА – творческая) привыкнуть к тому, что не у всех так. Катя.Интуиция проявилась в развернутом рассказе о том, как она воспринимает время: «оно течет у каждого в своем направлении, его можно ускорять и замедлять субъективно» и т. п. Дима К.Логика типа проявилась в жестких и ироничных высказываниях о людях: «Дискотека? Знаете, когда в зоопарке гуляешь, это может быть интересно: посмотреть, но быть внутри, убирать все это…» «Машину она разбила так, что столб оказался в середине радиатора – наверное, не там дорогу переходил. В стекле вмятина, но крови нет. Значит, одно из двух. Либо человек заранее надел шлем. Либо кость была сплошная». Интуиция, причем белая, проявилась в экспертных рассуждениях о четырехмерности текущего момента, в котором присутствуют и будущее, и прошлое, и что-то еще. И разрыв кривых социального развития, на его взгляд, происходит сейчас, а не как было предсказано, в 2025 г. Интуиты (они у нас в этой группе белые) в это время смотрели на него с живым интересом. А сенсорики – в потолок, пытаясь прорубиться сквозь такие дебри. Дима Ф.Он сначала много улыбался, на всех поглядывал. Но когда выяснилось, что он заканчивал МИФИ, потом получил социологическое образование, защитился и теперь доцент, сомнения в логике исчезли. К тому же он так ясно аргументировал свои решения. Та скорость, с которой он отвечал на еще недоговоренный вопрос, вызывала оживление аудитории. Все поняли, что интуиция работает на полную катушку. Классический вопрос о наличии мечты задал Кирилл (ЖУКОВ). Жаль, что некоторые смотрели на нас, а не на Диму. Он закатил глаза, несколько раз повторил: «мечта… мечта…», а потом стал рассуждать, что считать мечтой. Все как и было предсказано. Кажется, ребята не поверили, что мы не договаривались заранее – настолько текст совпал. Эгоцентризм и свернутую позу тоже все увидели. Чистый тип хорошо тестировать. Ира. Она справляется с жизнью, уверена в себе, поэтому все может. Но рассказ о том, что готовить себе каждый день как-то глупо, если не вносить в эту процедуру творчество, вызвал живой интерес Кати (ГЮГО). Однако «творчество» яичницы было в том, чтобы красиво ее оформить, украсить зеленью и соусом. Катя (ГЮГО) как-то опешила. Она имела в виду какой-то новый вкус, специи, наполнитель… Вот разница между ролевой и творческой белой сенсорикой. БАЛЬЗАКИ усвоили. Зато отчет о деньгах в кошельке был абсолютно четким и уверенным. Надежда.Она только что вернулась с книжной ярмарки во Франкфурте и путешествия на один из местных островов (конец октября, заметим). Очень довольна тихим отдыхом в уютном месте. Сразу стало ясно, что сенсорика слабая, этика еще слабее, интроверсия отчетливая, а предприимчивость выше всяческих похвал. БАЛЬЗАК, одним словом. Тут Гриша (БАЛЬЗАК) сознался, что сразу нашел ее похожей на себя. Чем привел в недоумение нашу гостью, которая с соционикой не знакома. Она этого не нашла. Лена.Интровертная логика и иррациональность сомнения не вызвали. Но роль матери семейства натренировала ролевую белую сенсорику. Она отвечала довольно уверенно на все кулинарные вопросы. В прогнозы свои не очень-то верила. Но в ситуациях ограничения естественные для ГАБЕНА реакции были несколько заторможены. К тому же рассказ о воспитании дочери был прошит словами «невозможно» и «как так можно?» – ограничительные речи БАЛЬЗАКА. Таня.Скромная Таня сразу проявила интроверсию и умение пользоваться своими прогностическими способностями. И на наш вопрос о том, что она сделает, если увидит человека, пилящего сук, на котором сидит, задумчиво ответила: «Ну, постою, посмотрю…» Публика была в экстазе. Мы попросили их запомнить этот ответ на такой вопрос. А Света (ГЮГО), хорошо знающая этот тип, уже шептала: «Это точно БАЛЬЗАК, точно». ДОНЫ удивлялись, неужели можно так к такому относиться. Да. И на это есть причины в модели А. Зоя (ДЮМА) спросила, как Таня будет делить шоколадку. Таня: «Поломаю на кусочки и положу. Кто захочет, сам возьмет». «Это – логика», – констатировали наши этики единодушно. Оля. Учится в МАДИ на экономическом отделении и танцует народные танцы. Пытается выбрать между этими занятиями то, что перспективнее. Но объяснять кому-то что-то она несколько раз не может: «Я начинаю беситься». Мягкие игрушки собирает: «Мне кажется, что это неплохо, когда человек сохраняет в себе частичку детства». Не успели мы констатировать интуитивную логику, как Зоя (ДЮМА) уже задала фирменный «БАЛЬЗАЧИЙ» вопрос про пиление сука. «Ну, конечно, мне интересно, я посмотрю…» – к восторгу публики скромно ответила Оля.
Характерные высказывания людей типа БАЛЬЗАК
Глаза боятся, а руки делают – это про нас. * Если в вагоне на мою полку сели другие люди? Я буду терпеть. * Мрачные прогнозы? Я называю это здравым смыслом. * Обязательно сходите в Исторический музей! Там такие кости! * Средневековье меня интересует довольно сильно, а настоящее – нет. * Люблю собирать негативную информацию, а потом начинаю всех пугать! * Раздражают тупые люди. Если я 5 раз объяснила, а они не понимают, я начинаю издеваться. * (О жене) Едешь отдыхать, а она звонит: «Ты меня любишь?» Ну, как люблю? Я здесь, а она – там! * Что можно сказать о кладбище? Нигде так не выражается дух времени, народа. Туда несут самое чистое – перед покойниками врать-то не будешь. Категория: Библиотека » Популярная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|