|
Бескова Любовь Анатольевна, Удалова Елена Андреевна » Уроки соционики, или Самое главное, чему нас не учили в школеМиша.Сидел он свободно, расставив локти, смотрел на всех сразу, объяснялся обобщенными сентенциями. Назвал себя жестоким человеком, объяснил принципы его работы с людьми: убеждение, принуждение, увольнение (или что-то в этом роде). Каждый этап был раскрыт в отдельности. Вопрос об опоздании девушки в ресторан был принят внешне вполне спокойно, но немедленно вызвал рассуждения о разнице между глупостью и дурью у женщин, которые надо различать. Сработала ограничительная структурная логика. Значит, тема задела за живое. Оля. Все фразы договаривались до точки. Варианты отношений с окружающими четко определялись. Это рациональность. Экстраверсия тоже была четкой. Она даже не рассматривала возможность отъезда на неделю: три часа уединения – предел фантазии. «Я редко бываю одна – ведь всегда кто-то где-то поблизости есть». В том смысле, что город полон людей. Забавно. Сенсорика проявилась как белая, в заботе о брате, в уверенности, что определит состояние своего здоровья и вовремя примет меры, – все это спокойно и без затруднений. Воля звучала в голосе, была видна также в освоении территории, хорошей координации, в стремлении заниматься спортом – «естественно».
Характерные высказывания людей типа ШТИРЛИЦ
Нравится ли мне руководить? Скажем, я умею руководить людьми, и мне кажется, что им от этого становится лучше. * Я все думаю, вот у нас с ГЕКСЛЯМИ активация – так мы весь мир охватим. А какая у интровертов может быть активация? Извините. * Когда ты пришел к ДРАЙЗЕРУ домой, ясно, что ты пришел здесь что-то пачкать. * – Я выбрала профессию стоматолога потому, что мне нравится общаться с людьми. – А без людей – никак? – Я не люблю бумажной работы. * Умей работать, умей отдыхать.
Тип ДОСТОЕВСКИЙ Этико-интуитивный интроверт
Татьяна
– Может быть, вы расскажете, чем занимаетесь? – В настоящий момент я сижу дома. – А кто вы по образованию? – Профессия у меня… Или по образованию? – Просто рассказывайте, что считаете нужным. – По образованию я инженер-электрик, а работала лет 15 экономистом во времена советской власти. После этого, как только произошел облом советской власти, у меня тоже наступил некий кризис… Ну, не кризис, просто у меня родился второй ребенок и я перестала работать. С тех пор уже не работаю. (Уточнение вопроса и подробное описание того, как человек попал в сегодняшнее состояние, – признак рациональности.) – Можно ли рассматривать рождение ребенка тоже как кризис? – Нет, это совершенно не приравнивается к кризису. Просто так сложились обстоятельства, что мой муж захотел, чтобы я сидела дома. И я послушала своего мужа и с удовольствием стала сидеть дома. – Вас не угнетает, что мало общения? – Сначала мне было трудно, потому что было мало помощи, и мне приходилось много заниматься своими двумя детьми (я люблю детей), а потом я как-то в это втянулась, и мне очень понравилось, мне стало очень интересно. – А ведь их двое – это не трудно? – Ну и что, мне с ними с двумя интересно очень. – То есть они вас творчески стимулировали? – Получилось, да, что все мои творческие способности распространились на моих детей. (Этика отношений – основа личности, и все, что происходит, оценивается именно с этических позиций.) – А как распределяются роли по хозяйству? Кто распределил, кто чем занимается? – У нас никто ничего не распределил, потому что каждый занимается своим. Я считаю, что поскольку я сижу дома, я должна заниматься чисто домашними делами. Я этим и занимаюсь, практически сама все время. Потому что муж работает, а дети учатся. Они очень заняты. Я это понимаю, поэтому стараюсь как можно меньше загружать их домашними делами. – А вам не трудно заниматься домашними делами? Вы любите готовить? – Я об этом просто не задумывалась как о деле, потому что это такой необходимый момент существования… Сначала это была очень сильная любовь к своей семье, а потом… Ну, нельзя любить все время готовить и убираться… А сейчас это, наверное, такое обязательное дело. Ну, не знаю, мне, конечно – бывает иногда – что не хочется готовить, но я все равно это делаю, потому что кто, кроме меня, это будет делать? (Слабая референтная сенсорика ощущений (вопросы кулинарии и уборки) переводятся в категории нравственного долга, с которыми по сильной базовой этике отношений разобраться не составляет труда.) – Что вы делаете с большим удовольствием – готовите или убираетесь? – Не могу сказать, что я делаю это с удовольствием – ни то, ни другое. – А вы можете быстро собраться куда-то в поездку или изменить свои планы? – Сейчас нет таких ситуаций. Практически все планируется. – Вас не угнетает, что все планируется? – Нет, нисколько. (Рациональность – планы воспринимаются как поддержка.) – А вы часто опаздываете? – Я практически всегда опаздываю. – Как вы себя при этом чувствуете – неудобно или это для вас в порядке вещей? – Нет, я не чувствую себя неудобно. – То есть это нормально – опоздать? – Нормально. – А на много вы опаздываете? – На пять минут. (Дружный хохот) (Ребята уже знакомы с типами, которые помимо воли опаздывают на полчаса и более. Такое «безобразие», как пятиминутное опоздание, вызывает всеобщий восторг. Это без слов на деле работает фоновая интуиция времени.) – А если к вам на встречу кто-то опаздывает? Вас это беспокоит? – Если больше двадцати пяти минут, то да. А если меньше, то нет. – А какая первая мысль возникает в голове по поводу причин? Как вам кажется, почему человек опаздывает? – Никакая не возникает. Я говорю, что если до 25 минут, то я об этом просто не думаю.
Любопытные моменты из других интервью людей этого типа
Оля.Интровертная этика определилась сразу, как только она стала рассказывать, как она хорошо анализирует что-то, «особенно когда не думает». И как она жалеет тех, кто сидит на скучной лекции, так, что готова их всех увести в кино. При этом, несмотря на бурное обсуждение ее типа на одном конце стола, Оля не отрываясь говорила с Юлей на другом конце. Интуиция проявилась немедленно, как только речь зашла о защите территории. Нет, она не знает, как это делается. Тут не выдержала душа МАКСИМА, и он заявил: «Да в ней ничего нету!» Имелось в виду, что она не логик и не сенсорик, – вот он, образец ролевой этики у МАКСИМА. Рациональность была в последовательных ответах, в уточнении вопросов, в определенности заявлений. Маша.Интуиция и этика не вызвали сомнений. Она не защищает территорию, поддается давлению, хотя чувствует свою правоту. Не конфликтна, интересуется людьми больше, чем экономикой, не знает, что делать, чтобы сменить вуз: «Теперь поздно что-то делать, придется так…» Рациональность проявилась в четкой картине ожидаемого будущего: понимающий, заботливый спутник, интересная работа, хорошая семья и т. п. Организованна, до потери здоровья занималась, чтобы попасть в институт. Но не ГАМЛЕТ – никаких лишних эмоций, этика явно белая. Контрольный вопрос о техническом прогрессе выявил тихое сожаление о том, что люди не становятся добрее. Причем эту тихую грусть не удалось развеять даже, когда вся группа хором возражала, что на кол уже не сажают, детей в школах не порют и т. п. Никакого эффекта – она твердо уверена, что мир нисколько лучше не стал. Это, безусловно, ДОСТОЕВСКИЙ. Его визитная карточка. Лена.Интуитивная этика проявилась в рассказе о том, как она уже 13 лет каждый день по три раза готовит свежую пищу своим домашним. И логики, и сенсорики были в ужасе от такой самоотверженности. А когда она сказала, что если муж ее позовет вместо ужина в ресторан, то она, конечно, пойдет, а приготовленную еду выбросит, – это уже навело на серьезную мысль о рациональности. Что и подтвердилось дальнейшими ответами. Но, поскольку эмоции у Лены не проявлялись ярко, этика была признана белой. Тогда последовал контрольный вопрос о техническом прогрессе. По настоянию Л. А. его задала Юля (ДРАЙЗЕР). Не слишком провокационно у нее вышло, однако ответ был вполне четким. «Да, технический прогресс у нас налицо. А нравственный – на другое место». И опять никакой уступки возражениям группы. Александр Павлович.Интроверсия и рациональность проявились во всей красе. Он не поднимал глаз, но подробно рассказывал свою историю, объясняя все побочные вопросы, но не забывая возвращаться к основному. Интуиция просто не вызывала сомнений: угловатые движения, неудобная поза, тонкая кость, отсутствие малейшего напора. Он даже предпочел работать с машинами, так как с людьми ему тяжело (болевая точка, воля плохо противостоит напору энергичных сограждан). Больше всего сомнений опять в этике. Но услужливость, ориентация на человека, категорическое нежелание обидеть в конце концов были замечены. На вопрос о нравственном прогрессе он ответил, что в исторической перспективе он, конечно, есть. И он, безусловно, верит, что красота спасет мир.
Характерные высказывания людей типа ДОСТОЕВСКИЙ
Если мне нужно знать, что будет вечером на работе, я сосредотачиваюсь на вопросе и ложусь поспать. Просыпаюсь – и уже знаю, что там будет. * Она мне не очень понравилась. Она иногда слишком напирала. Это не потому, что мне не нравится. Я знаю, это всем неприятно. * Мое представление о герое: холм, травка зеленая, конь, плащ – и поскакал! * Да, я могу делать несколько дел одновременно: например, сидеть и читать. * Вот, кстати, интересно, что когда срываешься куда-то, никогда об этом потом не жалеешь. * Я раньше интересовался психологией. Думал найти что-то о том, чем люди отличаются друг от друга. Ведь если люди такие разные, они зачем-то нужны такие. А там все про отклонения. * Как я ни прошу, мой парикмахер красит мне волосы всегда в этот (светлый) цвет. * Как бы она ни была права или неправа, я ее бить не буду. Это все равно женщина, моя любимая…
Тип ГЕКСЛИ Интуитивно-этический экстраверт
Александр
– Как вы сюда добрались? – Ну, непросто было добраться… На самом деле, я не первый раз здесь. То есть у меня была уже попытка сюда попасть, но она была спонтанная такая, просто наобум пошел сюда, вот мне объяснили, что вот ГИТИС, какой-то подъезд, и где-то здесь. Ну, я так вот просто спонтанно пришел сюда, и ничего… – А наобум, как вы думали найти? Что значит наобум? – Ну, я, ну, как-то так… У меня настроение такое было, хотелось куда-то сходить, я как-то вспомнил, что… был как раз, по-моему, четверг, и мне вспомнилось, что у вас занятия, и как раз, и я чего-то думаю: надо сходить… Вот и приехал, ничего не нашел, не расстроился, посмотрел, там в ГИТИС зашел куда-то там, еще чего-то там, то есть… (Ярко выраженная иррациональность – спонтанное принятие решения и непринужденная коррекция планов. И все это выражается отрывочными фразами, недоговоренными до конца.) – Про соционику давно услышали? – Про соционику да, то есть ну я как-то… она у меня… так вот… постоянно… сбоку где-то идет, вот, и я вроде никак не займусь ею, и вроде как-то и чего-то такое… – А вот вы сказали, что зашли в ГИТИС… Что вы любите смотреть в театре? – В театре?.. Ну, театр начинается с вешалки… – А какой последний спектакль запомнился? – Ой, ну я не был в театре уже знаете сколько? – Ну, а когда вы в ГИТИС заходили? – Ну, я зашел, посмотрел, а время-то уже было позднее, семь часов, то есть я пришел сюда в семь, а там в семь спектакль начинается. То есть я просто так зашел, поностальгировал… Вот, посмотрел, что там идет… – А сегодня вы тоже зашли к нам случайно? – Нет, ну мне сказали номер квартиры, я записал… Вы меня вчера разбудили утром… вечером, я проснулся… (Этика выражена в ответах не совсем на тот вопрос, который задан, в сообщении о настроении и отношении, а не о фактах.) – А вы работаете? Чем вы вообще занимаетесь? – Ну, скорее, собственный бизнес… Я сегодня такой, тоже, в свободном полете, сдавал баланс сегодня. Началась… первый квартал, надо балансы сдавать… – Так вы бухгалтер? Это сложно для вас, балансы сдавать? Любите это делать? – Ну, вообще-то нет. Какая необходимость? – А как же вы справляетесь? – Ну, у меня мама – налоговый инспектор… Она их заполняет. – А вы что делаете? – Я хожу, отвожу их! У нас просто фирма небольшая, у нас все должности совмещены. То есть я и бухгалтер, и чтец, и жнец, и… (Болевая точка – формальная логика. Все, что связано с расчетами, соблюдением инструкций и заполнением бланков, по возможности перекладывается на окружающих. Зато отвезти бумаги и улыбнуться инспектору не составляет труда.) – А чем фирма занимается? – Фирма… ну… электрика, то есть электрика, монтаж… – А кто же это все делает? – Я! Я все делаю. – И вы проводите все эти… пожароопасные шнуры… – Да. – А потом это все взрывается? – Нет, нет, я проверяю все. – Ау вас такое было, что вы не те проводки соединили? – Не, ну… Когда это уже отточено, то на одни и те же ошибки многократно не наступаешь. – А раньше, когда не было отточено, случалось? – Ну, конечно же, это же особенность… – А вот эти схемы всякие… – Ну, я вообще инженер, то есть мне интересны все эти вещи… – А где вы обучались? – Московский энергетический институт. У меня вообще две специальности – инженер и экономист. То есть я многопрофильный такой. – То есть вы еще и что-то по экономике заканчивали? – По экономике, и работал на нескольких работах, в общем, у меня несколько специальностей… – А если вы вдруг раз – и потеряли работу? – Ну, у меня было это уже несколько раз, и я как-то уже… Конечно, напрягает. Ну, кому приятно потерять работу? Привычка же, привычка такая. – А вообще есть это опасение, что работу можете потерять? – Н-н-н-у, ну я не знаю, ну почему? – А часто вы ее теряете? – Ну, уже года два, я уже давно не терял. – А почему теперь не теряете? – Ну, я искал, вообще это какие-то жизненные поиски были… Да вообще, во-первых, потому что своя, то есть, ну специальность, конечно, как бы так, сбоку припека, вот… – Скажите, а вам нравится эта электрика… – Ну, есть, знаете, такой вот момент, когда берешь один провод, берешь другой провод, тебя бьет током… так хорошо, бодрит… Вот это вот действительно жизнь! (Референтная логика действий: нравится делать что-то серьезное, но отчитаться об этом трудно, так как функция слабая, хоть и обучаемая, к тому же находится в области подсознания.) – А как вы заказы получаете? – Ну, заказы… Это же все по рукам идет, ты мне сделаешь, я тебе сделаю, везде же люди… – А что же вы делаете? Просто делаете ремонт, всю проводку? В чем это заключается? Для кого вы работаете? Для фирм или для людей? – Ну конечно, ну, все для людей! – А сколько вы берете? – Ну, понимаете, ну, все настолько индивидуально… Вот я разговариваю, то есть я буду смотреть на вас, сколько я с вас могу взять, буду общаться, буду другие деньги брать, буду совсем другие!.. – То есть вы цену по глазам определяете? – Ну конечно! Глаза – это же зеркало души! То есть вы смотрите так, ага: с него я возьму столько-то, с него я возьму столько-то… А обосновать же надо, подвести под какую-то черту! Подводится под какие-то правила… (Основа личности – интуиция возможностей. Возможности клиента определяются непосредственно«на глаз» в процессе общения. Обоснование как что-то вторичное подводится потом – для клиента.) – А как вы отдыхаете? – Я вот здесь сижу, отдыхаю с вами. Общаемся очень приятно. – Ну, а с друзьями… Вы внезапно срываетесь или планируете куда-то поехать? – Вы знаете, я замечал, что когда запланируешь куда-то, то ничего не получается. То есть ты приезжаешь туда, а там ничего не получается. – Значит, вам случалось, например, сказать, что вот все: 25 градусов, завтра на работу не пойду, поеду я на Канары. – Ну, практически да. Ну, на Канары у меня, конечно, средств таких нету… – Ну, куда-нибудь, на Селигер? – Ну, да. – То есть вот так – вечером решили, собрали рюкзак и назавтра отправились… – Ну да, у меня вот летом была такая ситуация: что-то так надоело все, и что-то в голову пришло – а, вот у меня друзья поехали в Крым, я думаю: съезжу в Крым. А другой говорит: я еду в Сочи. Ну и я говорю: о, я из Крыма в Сочи к тебе приеду. – Ну, и что, и вы вот так в Крыму, в целом Крыму способны найти человека? Категория: Библиотека » Популярная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|