Найман Е.А. » Философская мысль франции XX века



1 страница


ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ И ТЕКСТУАЛЬНОСТЬ  

 

ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ ФРАНЦИИ XX ВЕКА  

 

М. МЕРЛО-ПОНТИ | М. ДЮФРЕН | Э. ЛЕВИНАС | П. РИКЕР | А. КАМЮ | Ж. ДЕРРИДА | Ж.  

ДЕЛЕЗ | Ю. КРИСТЕВА | Ж.-Л. НАНСИ  

M.Merleau-Ponty | M.Dufrenne | E.Levinas | P.Ricouer | A.Camus | J.Darrida |  

G.Deleuze | J.Kristeva | J.-L.Nancy  

 

СОДЕРЖАНИЕ  

 

 

Е.А.Найман, В.А.Суровцев. От осмысления к чтению и письму  

......................... 6  

I. ФЕНОМЕН И СМЫСЛ  

В.А.Суровцев. Интенциональность и практическое действие (Гуссерль, Мерло-Понти,  

Рикер) .... 13  

М. МЕРЛО-ПОНТИ. Пространство Перевод Е.А.Наймана и В.А.Суровцева. ..... 27  

М. ДЮФРЕН. О Морисе Мерло-Понти Перевод Ж.В.Горбылевой ............... 96  

Э. ЛЕВИНАС. Философская интуиция Перевод С.Б.Степаненко .............. 110  

Э. ЛЕВИНАС. Диахрония и репрезентация Перевод В.В.Петренко ................ 141  

Знание и присутствие Инаковость и диахрония Время и социальность Незабвенное  

прошлое Чистое будущее  

С Богом [A-Dieu] Деформализация времени  

П. РИКЕР. Кант и Гуссерль Перевод В.А.Суровцева ............... 162  

I Критика как имплицитная феноменология  

II Критика как установление границ  

III "Конституирование Другого" и "Отношение"  

А. КАМЮ. Actuelles. Хроника 1944-1948 Перевод С.С.Аванесова ............... 194  

Предисловие Пессимизм и мужество Зараза Век Страха  

II. ЗНАК И ТЕКСТ  

Е.А. Найман. "Сцена письма" и "метаморфоза истины": Ж. Деррида - Ж. Делез  

....... 205  

Ж. ДЕРРИДА. Конец книги и начало письма Перевод Е.А.Наймана ................ 218  

 

Программа  

Ж. ДЕЛЕЗ. Платон и симулякр Перевод Е.А.Наймана ................ 225  

Ж. ДЕЛЕЗ. Лукреций и натурализм Перевод Ж.В.Горбылевой .............. 241  

Ю. КРИСТЕВА. Душа и образ Перевод Ж.В.Горбылевой .............. 253  

Медицина или философия? Существуют ли новые пациенты? Операциональная  

фантазматическая композиция  

Отрицание языка и его бессилие "Операциональный" сон катастрофической  

идентичности  

Теория в свете контр-трансфера Живопись и представление: называть не значит  

действовать  

"Набить морду" Сон о бифокальном симбиозе  

"Коллажи" и "деколлажи" операциональных фантазматических композиций  

Об анальной стадии в отношении к отцу. Наказание и символизация  

Портрет в подарок: психическая метаморфоза  

Ю. КРИСТЕВА. Читая Библию Перевод Ж.В.Горбылевой .............. 278  

Два отношения к сакральному  

Невообразимая любовь  

Является ли психоанализ "еврейской наукой"?  

Ю. КРИСТЕВА. Знамение на пути к субъекту Перевод Ж.В.Горбылевой ..............  

289  

Ю. КРИСТЕВА. Ребенок с невысказанным смыслом Перевод Ж.В.Горбылевой  

.............. 297  

Воображаемое как граница между биологией и языком Опера "Я иду, папа" Сказка как  

постановщик грамматических категорий  

Любовь размещает время  

Ж.-Л. НАНСИ. В ответе за существование Перевод Ж.В.Горбылевой .............. 306  

 

 

 

Издательство "ВОДОЛЕЙ" ТОМСК - 1998  

ББК Фр 7.3 И48  

Учредитель издательства "Водолей" - Томская областная научная библиотека им. А.  

С. Пушкина  

Издательство благодарит проф. Ж.-Л. Нанси за любезную помощь в приобретении  

авторских прав.  

Составление, общая редакция: канд. филос. наук Е. А. Найман канд. филос. наук В.  

А. Суровцев  

Редакция переводов: Ж. В. Горбылева  

И48 Интенциональность и текстуальность. Философская мысль Франции XX века.-  

Томск: Издательство "Водолей", 1998.- 320 с.  

В сборник статей включены работы наиболее значительных французских философов  

второй половины XX века, в которых нашли отражение важнейшие философские темы  

этого периода - проблема смысла, сознания, тела, текста, чтения и письма.  

Материалы сборника знакомят с особенностями феноменологического и  

постструктуралистского подхода к анализу этих тем.  

Сборник адресован специалистам в области философии, литературоведения,  

лингвистики, психологии и всем интересующимся историей французской философской  

мысли. Книга может быть использована в качестве хрестоматии для студентов и  

преподавателей гуманитарных факультетов.  

Все тексты впервые публикуются в русском переводе.  

c M.Merleau-Ponty. Phenomenologie de la perception. Editions Gallimard, 1945  

c A.Camus. Actuelles. Editions Gallimard, 1950  

c J.Derrida. De la grammatologie. Editions de Minuit, 1967  

c G.Deleuze. Logique du sens. Editions de Minuit, 1969  

c J.Kristeva. Les nouvelles maladies de 1'ame. Editions Fayard, 1993  

c J.-L.Nancy. De quoi sommes-nous responsables. Editions du Monde, 1997  

c Переводчики, 1998 c Издательство "Водолей", оформление 1998  

 

 

 

ОТ ОСМЫСЛЕНИЯ К ЧТЕНИЮ И ПИСЬМУ  

Е. Найман, В. Суровцев  

Э. Гуссерлю мы обязаны новым философским вопросом. Философская ситуация  

изменилась в тот момент, когда знаменитый кантовский вопрос "Что я могу знать?"  

зазвучал у Гуссерля по-новому - "В ч±м смысл того, что я знаю, и как  

использовать последствия этого факта?". А поэтому "коперниканский переворот"  

Гуссерля заключался в том, что истина переста±т быть чем-то скрытым за  

представлениями, не является объектом познания и не представляет некий высший  

идеал разума. Истина - основание познания, е± присутствие неоспоримо, е±  

манифестация очевидна. Она становится условием нашего понимания и действия.  

Важность для человека приобретает данность предмета сознанию, его отношение к  

нему и способ его существования в границах сознания. Вопрос уже не в том,  

существует вещь или нет (традиционный вопрос античной философии), и не в том,  

каким способом мы знаем о е± существовании (традиционный вопрос философии Нового  

времени), а в том, каким способом вещь явлена нашему сознанию и каков е± смысл.  

Феноменология вовсе не требует какой-либо особой способности понимания мира;  

вещь есть только то, что она нам показывает. Явленность нашему сознанию и есть  

е± реальность, гарантия подлинного существования.  

По Гуссерлю, сознание более не заключено в одиночную камеру, существуя  

независимо от внешнего мира. Оно есть лишь интенциональность, то есть нечто  

такое, что не есть оно само. Нет ничего "в" сознании, оно не субстанциально, оно  

- не вместилище содержаний. Его не было бы вовсе, если бы оно не было сознанием  

чего-то.  

Гуссерль привн±с новый освежающий и очищающий ветер, который избавил сознание от  

самого себя, вынес его за свои собственные пределы. И когда мы проникаем  

"внутрь" сознания, то обнаруживаем, что оно не имеет ничего "внутри" себя. И  

если нет у сознания "внутренности", то не есть ли оно не что иное, как "вне"  

сознания. Гуссерль освобождает от "внутренней жизни", потока психических  

От осмысления к. чтению и письму  

переживаний. Благодаря Гуссерлю, мы осозна±м себя пребывающими в мире и открыты  

ему. Интенциональность, по меткому выражению Сартра, вырвала человека из  

"зловонного океана духа". Мысль не есть более прибежище тайных умыслов и  

психологических состояний, она открыта в мир и устремлена "к самим вещам".  

Трудно представить себе последствия этой революции, которая нес±т с собой  

странное утверждение. Между мыслью, сознанием и предметом разрушается дистанция.  

Наши естественные органы чувств не стоят теперь между нами и миром и лишены  

права на посредничество. Не только наши чувственные способности (зрение,  

осязание, слух и др.), но и. само тело, как нечто единое, участвуют в придании  

смысла целому универсуму и являются средством его понимания.  

Ярко выраженный индивидуальный, субъективный характер гуссерлевского cogito  

скрывается в своей невыразимости и анонимности, в телесной интенциональности  

Мерло-Понти. Не сознание человека, а само тело является основанием его  

идентичности, а перцептуальный мир - основанием истины, знания и действия.  

Человеческий опыт не отчужд±н от объектов, а воплощ±н в теле и мире. Tacit  

cogito становится доперсональным и сохраняющим молчание. Оно видит мир, но не  

тематизирует сво± видение. В противоположность Гуссерлю, Мерло-Понти призывает  

нас к тому, чтобы начать действовать и понимать мир с того места, где мы  

пребываем в настоящий момент. Нельзя допустить epoche, которое уничтожало бы наш  

культурный и индивидуальный опыт и позволяло бы нам вс± начинать заново.  

Философское понятие основания изменяет сво± значение и устраняет дилемму,  

навязанную интеллектуализмом: либо субъективность является последним основанием  

мира, либо мир выступает как основание субъективности. Единство мира и сознания,  

обнаруженное в телесности как "естественном субъекте восприятия", - ответ  

Мерло-Понти на эту дилемму.  

Что труднее всего понять в феноменологии? Объективность эмоций. Сопротивление  

вызывает тот факт, что страх, удовольствие, отвращение открывают нам пота±нные  

стороны объекта, а не нас самих. Страх есть не то, что с нами случается, в  

момент его переживания мы и есть страх. Феноменология становится  

экзистенциализмом в тот момент, когда подменяется принципом существования самого  

сознания. Поскольку сознание всегда есть сознание чего-то, ибо оно не может  

повернуться к тому, чего не существует, то всякое чувство человека всегда нечто  

обозначает и всегда открывает некоторую часть истины. Всякое субъективное  

8 Е. Найман, В. Суровцев  

состояние становится средством понимания. Универсальность понятия смысла в  

структуре субъекта да±т возможность экзистенциальным философам обнаружить смысл,  

свойственный самому существованию.  

Э. Гуссерль, как и всякий новатор, - двуликий Янус. Его позиция в отношении мира  

оста±тся, по существу, созерцательной: "для того, чтобы прийти к самим вещам,  

нужно понять их". Для экзистенциалистов наше поведение в мире и есть его  

понимание, они нераздельны. Если Гуссерль сосредоточился на структурах, которые  

делают возможными наше понимание, то экзистенциализм - на факте существования  

всего того, с чем сталкивается сознание. Предметом философии становится целое  

существование сознания. "Человек есть вся сумма его действий", - говорил Мальро,  

и это напрямую связано со знаменитой формулой Ортеги-и-Гассета: "Я - это Я и мои  

обстоятельства".  

Мир есть только то, каким образом он проявляется через нас в структурах нашего  

понимания. Уникальность существования отвергает наличие "абсолютного  

существования", свидетельством конечности человека и его сознания является факт  

его пребывания в определ±нной "ситуации". Если же за сч±т меня мир открывается,  

то я несу, по выражению Сартра, груз ответственности за этот мир, будучи его  

свидетелем. "Я не могу судить мир, ибо мои суждения являются его частью" (Ж.-П.  

Сартр).  

Феноменология разрушила единый смысл бытия. Каждому региону сущего свойственно  

его собственное, уникальное существование, отличное от других регионов. Смысл  

интенционального анализа как раз и заключается в описании различных типов актов  

сознания, наделяющих смыслом и бытием (Э. Левинас).  

Интенциональность преодолевает не только отчужд±нность мира, но и отчужд±нность  

Другого в границах феноменологического пространства. Мерло-Понти преодолевает  

парадоксы трансцендентального солипсизма, выводя основание интерсубъективности в  

доперсональный телесный опыт. Восприятие не связано с индивидуальным опытом  

отдельного субъекта, его активностью и является достоянием всех тел, способных к  

восприятию. Иная тенденция решения этой проблемы связана с герменевтикой  

(Рик±р). Человек всегда обнаруживает себя включ±нным в различные дискурсивные  

практики, где текстовая и языковая коммуникация переста±т быть функцией  

субъективности, а определяется логикой контекста. Интерпретация, открывая  

контекстуальные границы как таковые, отталкивается от норм и правил самого  

9 От осмысления к чтению и письму  

контекста, который подчиняет субъекты, рассматривая их в изначальном  

со-присутствии. Именно нормативность контекста зада±т границы  

феноменологического метода. Я определен Другим в той же степени, в какой Другой  

определен мной. Отсутствие единого и всеобщего контекста рождает "конфликт  

интерпретаций", представляющий отношения между субъектами в их разнородности,  

множественности и взаимной открытости.  

По пути деструкции субъекта движется и философская традиция французской мысли,  

возникшая в 60-е годы нынешнего столетия (Деррида, Дел±з, Фуко, Лаку-Лабарт,  

Кристева). Этих философов вряд ли объединяет какая-либо связанная теоретическая  

концепция с определенным методом и конкретным набором аргументов. Возникают так  

называемые "серии", позиции и стили, которые сосредоточены вокруг наиболее  

важных тем: смерти "метафизики присутствия", трансцендентальной концепции  

истины, сущностной природы человека и целесообразности истории. Однако все они -  

деконструктивны. Деконструкция касается, прежде всего, авторитарных способов и  

форм мысли и дискурсивной практики. Французские мыслители не предлагают  

альтернативной философии, которая будет наиболее "адекватно" "решать"  

традиционные философские проблемы бытия, истины или субъективности. Скорее, они  

стремятся отговорить нас от задавания прежних вопросов и пытаются полностью  

изменить предмет разговора.  

Автономия субъекта пропадает в тот момент, когда он оказывается во власти  

"миража" языковых структур, переписывании кодов и "перспективе цитат". Мышление  

в границах современного мира не имеет практического эффекта, не будучи вовлечено  

в сферу письма или "рассеянных" текстов. Любая манифестация и присутственность  

уже зафиксирована в языковой системе и следует за е± игровой логикой.  

"Текстуализация" мира приводит к восстанию голоса Другого в противовес  

авторитарному голосу, захватывающему всю власть.  

Постструктуралисты не выступают в качестве авторитетов, открывающих истину, а  

предстают перед нами в качестве заинтересованных участников интерпретативных  

игр, предлагающих читателю весьма неожиданные и оригинальные движения, из  

которых, или вопреки которым, возникает возможность дальнейшего движения. Их  

втянутость внутрь самого текста заставляет их двигаться параллельно их смысловым  

линиям, прочитывая и реконструируя внутритекстовые "следы", которые были  

подавлены и невидимы при его обычном прочтении. Происходит отклонение от  

традицион-  

Е. Найман, В. Суровцев  

10  

ной герменевтики с ее идеей существования "единственного" и "глубинного" смысла  

текста, который может быть открыт "адекватной" интерпретацией и выступать  

стандартом для оценки других интерпретаций. Однако не существует единственного и  

корректного чтения - возможны вовсе даже противоречащие друг другу типы чтения.  

Вместо поиска "глубинного" смысла Ж. Деррида предлагает "рассеивание" -  

постоянное и открытое разрушение авторитета текста через вмешательства, творящие  

бесконечный поток интерпретаций и значений.  

С разрушением тотальных логик, с их насилием и ассимиляцией связана надежда на  

возможность открытия таких пространств, в которых по-новому предстанет  

подавляемая разнородность, несоизмеримость, девиантность и чуждость, становясь  

при этом равноправным участником истории и метафизики. Уйти от гомогенности  

господствующего дискурса в тень альтернативных практик, отказывающихся от  

"истинных" утверждений и всеведущих авторов и читателей, - это значит  

принципиально отказаться от единой точки зрения, универсального субъекта и  

представления о такой истине, которая, в конце концов, сделает нас свободными.  

Тем не менее, деконструкция предлагает путь выхода из закрытости знания.  

Расширение текстуальности до бесконечности открывает как соблазн полной свободы,  

так и страх перед "полным крушением мира и языка".  

ФЕНОМЕН И СМЫСЛ  

 

 

М. МЕРЛО-ПОНТИ М. ДЮФРЕН Э. ЛЕВИНАС П. РИКЕР А. КАМЮ  

 

 

 

 

Валерий Суровцев  

ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ  

(Гуссерль, Мерло-Понти, Рикер)  

Любая интерпретация, задающая контекст феноменологических штудий, как правило,  

отталкивается от взглядов Э. Гуссерля. Это связано не только с тем, что он  

фактически является создателем современной феноменологии,- по существу, его  

взгляды всегда были и остаются до сих пор узловым пунктом феноменологического  

движения. Центральное место, которое занимает Гуссерль, определяется не столько  

тем, что он произвел полные и неизменные анализы некоторых регионов бытия,  

которые, конечно, сохраняют за собой значение образца. Роль основателя  

феноменологии более значительна, что связано с характером его творчества.  

Большинство основных работ Гуссерля, за исключением самых ранних, носят


Просмотров: 843
Категория:


Другие новости по теме:

  • Найман Е.А. » Философская мысль франции XX века » 21 страница
  • Найман Е.А. » Философская мысль франции XX века » 9 страница
  • Найман Е.А. » Философская мысль франции XX века » 10 страница
  • Найман Е.А. » Философская мысль франции XX века » 11 страница
  • Найман Е.А. » Философская мысль франции XX века » 12 страница
  • Найман Е.А. » Философская мысль франции XX века » 13 страница
  • Найман Е.А. » Философская мысль франции XX века » 14 страница
  • Найман Е.А. » Философская мысль франции XX века » 15 страница
  • Найман Е.А. » Философская мысль франции XX века » 16 страница
  • Найман Е.А. » Философская мысль франции XX века » 17 страница
  • Найман Е.А. » Философская мысль франции XX века » 18 страница
  • Найман Е.А. » Философская мысль франции XX века » 19 страница
  • Найман Е.А. » Философская мысль франции XX века » 20 страница
  • Найман Е.А. » Философская мысль франции XX века » 8 страница
  • Найман Е.А. » Философская мысль франции XX века » 22 страница
  • Найман Е.А. » Философская мысль франции XX века » 23 страница
  • Найман Е.А. » Философская мысль франции XX века » 24 страница
  • Найман Е.А. » Философская мысль франции XX века » 25 страница
  • Найман Е.А. » Философская мысль франции XX века » 26 страница
  • Найман Е.А. » Философская мысль франции XX века » 27 страница
  • Найман Е.А. » Философская мысль франции XX века » 28 страница
  • Найман Е.А. » Философская мысль франции XX века » 29 страница
  • Найман Е.А. » Философская мысль франции XX века » 30 страница
  • Найман Е.А. » Философская мысль франции XX века » 31 страница
  • Найман Е.А. » Философская мысль франции XX века » 32 страница
  • Найман Е.А. » Философская мысль франции XX века » 37 страница
  • Найман Е.А. » Философская мысль франции XX века » 47 страница
  • Найман Е.А. » Философская мысль франции XX века » 46 страница
  • Найман Е.А. » Философская мысль франции XX века » 45 страница
  • Найман Е.А. » Философская мысль франции XX века » 44 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь