В. В. Иванова. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ

- Оглавление -



Имя собственное. Имя как знак

Это звено структуры самосознания выделяется, фактически, только В.С.Мухиной. По сути это знак, позволяющий причислить человека к определенному социальному слою, этносу, месту в общественных отношениях, полу. При этом имя глубинно идентифицируется с телесной оболочкой, самим телом человека и его внутренней духовной сущностью105. Хотя "привязанность" имени к социальному слою в настоящее время гораздо меньше, чем в прошлом, определенную информацию о своем носители оно несет до сих пор.

И если имя сейчас рассматривается скорее как знак, то в истории человечества имени часто приписывалось некоторое магическое свойство. Оно часто рассматривалось как часть личности, его иногда скрывали, оберегали, как оберегают, например, глаза, а пользовались вымышленным именем. А.А.Ивин106 говорит о том, что существует факт иллюзии "приклеенности" имен не только к людям, но к вещам, что нуждается в специальном объяснении психологов. (Например, А.А.Ивин приводит воспоминания астронома, которого на лекциях спрашивали о том, откуда узнавали названия небесных светил.)

По представлениям П.А.Флоренского, за распространением известного имени скрывается, вероятно, не вполне осознанная убежденность, что имя есть действительно нечто, существенный дар. Убеждение в силе и существенности имен есть непрекращающееся, постоянное явление в жизни общества, важный фактор общественной жизни. Однако, гипотетические заявления и феноменология предполагает переход к конкретным эмпирическим исследованиям. И здесь обнаруживается, что ряд предположений имеет право быть признанным как факт.

В частности, О.Д.Волчек107 представляет данные, которые свидетельствуют о существовании резкого несоответствия между частотой встречаемости имен и числом "замечательных" людей в выборке. Так, для мужчин самыми высокими по численности оказались группы с именами Александр, Михаил, Николай; для женщин – Наталия, Татьяна. В то же время имена Николай и Михаил не лидировали по частоте встречаемости. Сравнительный анализ позволил выделить имена-фавориты в связи с профессией у наших современников. У писателей ими оказались, в порядке убывания, Виктор, Григорий, Юрий, Дмитрий, Михаил. Выдающихся актеров было удивительно много среди Олегов. Среди ученых чаще всего встречаются Иваны, Игори, Владимиры, Михаилы. В группах высших чиновников и общественных деятелей лидирующее место занимает Николай. (По представленным ей же данным, согласно сведениям об именах за 1911 г. в Сибирской губернии для чиновников трех высших классов и крестьян, у крестьян лидировали Иваны, у чиновников Николаи. Закономерность? Однозначно ответить трудно.)

По признаку "универсальность" (многогранность талантов) наивысшие значения оказались для Игорей (42,8%) и минимальные – для Анатолиев. По выраженности чувства юмора первенство держат Михаил (34,1%), а также Олег, Виктор, Евгений. Фактически для всех изученных показателей зафиксированы достоверные различия в частоте встречаемости тех или иных имен.

У женщин писательниц больше всего среди Светлан, актрис – среди Елен (40%). Замечательные певицы имеют в основном имена Надежда, Людмила, Ирина, а женщины ученые чаще всего носят имя Наталья (34,4%). В карьере чиновника наиболее успешны Людмила, Татьяна, Наталья; педагога и психолога – Татьяна, Людмила, Ирина. Самые высокие значения "универсальности" имеют Светланы и Татьяны (45,4 и 38,9%), самые низкие – Елена, Мария, Ольга.

Вероятно, это подтверждение того, что имя определенным образом связано с профессиональной направленностью и успешностью в жизни.

Естественно, что описанные результаты справедливы прежде всего для конкретного исторического периода. В силу особенностей используемого метода они достаточно субъективны, не являются отражением генеральной выборки и должны рассматриваться как своеобразное пилотажное исследование. Однако высокая достоверность различий по исследуемым признакам профессиональной успешности в связи с именем, на уровне р < 0.01-0.001, позволяет получить подтверждение о существовании взаимосвязи между именем и успешной реализацией человека в профессии. Подобные факты обусловлены, по-видимому, рядом причин. Среди них О.Д.Волчек выделяет влияние самого имени как сложного акустического сигнала, вибрационным воздействием доминирующих формант имени и кумуляцией этих эффектов на протяжении многих лет.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 1406
Категория: Библиотека » Общая психология


Другие новости по теме:

  • Пятигорский А. М. "ЗНАНИЕ" КАК "ЗНАК ЛИЧНОСТИ" В ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ | Примечания См. С.Лем. Формула Лимфатераперевод с польского С.Ковалевского.
  • Ж. - П. Сартр. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ – ЭТО ГУМАНИЗМ | Примечания Золя Эмиль 1840-1902 150французский писатель. Принимал активное
  • Р. Бах. ЧАЙКА ПО ИМЕНИ ДЖОНАТАН ЛИВИНГСТОН | ЧАСТЬ ВТОРАЯA потом однажды вечером, когда Джонатан спокойно
  • С. С. Аверинцев. МИР КАК ШКОЛА | Примечания Certamen Hesiodi et Homeri. Anstotelis Poetica 2,
  • Джон Пауэлл. КАК УСТОЯТЬ В ЛЮБВИ | Глава 6 УПРАЖНЕНИЯ В ДИАЛОГЕ Если бы мне
  • Джон Пауэлл. КАК УСТОЯТЬ В ЛЮБВИ | ЗАКЛЮЧЕНИЕ Диалог для любви 150 то же самое,
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §22 Эта вещь в себе удержим кантовский термин
  • Джон Пауэлл. КАК УСТОЯТЬ В ЛЮБВИ | Глава 5 НАСУЩНЫЙ ХЛЕБ ДИАЛОГА Они оба были
  • Джон Пауэлл. КАК УСТОЯТЬ В ЛЮБВИ | Глава 4 ОБ ЭТИХ ЭМОЦИЯХ Уик-энд, посвященный улучшению
  • Джон Пауэлл. КАК УСТОЯТЬ В ЛЮБВИ | Глава 3 ЛЮБОВЬ И ОБЩЕHИЕ Это произошло, когда
  • Джон Пауэлл. КАК УСТОЯТЬ В ЛЮБВИ | Глава 1 ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ПОТРЕБHОСТИ, ЗАМЕЩЕHИЯ И ЗАВИСИМОСТИ
  • Джон Пауэлл. КАК УСТОЯТЬ В ЛЮБВИ | Глава 2 ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ПОТРЕБHОСТИ И ПЕРЕЖИВАНИЕ ЛЮБВИ Эта
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §28 Мы рассмотрели великое многообразие и различие явлений,в
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §58 Всякое удовлетворение, или то, что обычно называютсчастьем,
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | Книга Третья О МИРЕ КАК ПРЕДСТАВЛЕНИИ Второе размышление:
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | Книга Вторая О МИРЕ КАК ВОЛЕ Первое размышление:
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §15 И вот, если при нашем убеждении, что
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §11 В этом отношении действительной противоположностьюзнания является чувство,
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §8 Как из непосредственного солнечного света взаимствованное отражение
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §6 Пока же, в этой первой книге, мы
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | Книга Первая О МИРЕ КАК ПРЕДСТАВЛЕНИИ Первое размышление:
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | Ob nicht Natur zulezt sich dochergr252ndeИ не раскроется
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §44 То, чем для низших ступеней объектности воли
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §50 Итак, если целью всякого искусства служит передачапостигнутой
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §52 Мы рассмотрели все искусства в той общности,
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | Книга Четвертая О МИРЕ КАК ВОЛЕ Второе размышление:
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §55 Воля как таковая свободна: это следует уже
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §56 Эта свобода, это всемогущество, обнаружением иотпечатком которых
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §26 Нижней ступенью объективации воли являются всеобщие силыприроды,
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §66 Мораль без обоснования, т.е. простое морализирование, неможет



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь