С. Мадди. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

- Оглавление -




ТЕОРИЯ ФРЕЙДА


ЯДРО ЛИЧНОСТИ

Тенденция ядра

Максимизация удовлетворения инстинктов при одновременной минимизации наказания и вины (так называемый принцип реальности), что представляет собой компромисс, обусловленный неизбежностью конфликта между человеком (чьи инстинкты эгоистичны) и обществом (цель которого – достижение общественного блага). Принцип реальности детерминирует вторичные процессы мышления, отличительными особенностями которых являются формулирование и проверка стратегий максимизации удовлетворения потребностей при минимизации наказания и вины.

Характеристики ядра

Ид. Состоит из инстинктов, представляющих собой изначальное содержание психики. У всех инстинктов есть источник – биологические (метаболические) нужды организма, и из этого источника они черпают свою энергию. Цель всех инстинктов сводится к редукции напряжения (или удовлетворению), что достигается посредством получения объектов, адекватных источнику и цели инстинкта. Инстинкты функционируют в соответствии с принципом удовольствия или тенденцией максимизировать удовлетворение инстинктов без соотнесения их с внешней реальностью. Принцип удовольствия предполагает вовлечение первичных процессов мышления, где воображаемые объекты обеспечивают воображаемое (следовательно, лишь частичное) удовлетворение и снижение напряжения. Каждый человек обладает инстинктами жизни, смерти и сексуальным, причем последний является особенно важным.

Эго. С обретением опыта психика человека становится более дифференцированной; облегчается функционирование в соответствии с принципом реальности посредством вторичных процессов мышления. Основная функция эго – защитная, оно оставляет в сознании лишь те составляющие и формы инстинктов, которые с меньшей вероятностью влекут за собой наказания и вину. Соответствие принципу реальности обеспечивается посредством защитных процессов, которые сами по себе неосознаваемы.

Суперэго. Часть психики, дифференцированная от эго, содержит в себе традиционные ценности и табу общества, которые объясняются ребенку родителями. Именно наличие суперэго делает возможным переживание вины – внутреннего отражения наказания. Ценности и табу накладывают ограничения на возможные формы удовлетворения инстинктов. Когда какие-то инстинктивные импульсы приводят к наказанию и вине, в качестве предупреждения возникает тревога; человек начинает демонстрировать защитное поведение в той или иной форме, чтобы избежать тревоги, устранив инстинктивные импульсы из сферы сознания. Поскольку конфликт между ид, с одной стороны, и суперэго или обществом – с другой, неизбежен, все поведение человека защитно.

РАЗВИТИЕ

Стадии психосексуального развития

Оральная (первый год жизни): эрогенная зона – рот, основная активность – захватывание (оральная агрессивность) и получение (оральное слияние). Важнейшая область конфликта – кормление.

Анальная (второй год жизни): эрогенная зона – анус, основная активность – исторжение (анальная экспульсивность) и удержание (анальная ретенсивность). Важнейшая сфера конфликта – приучение к туалету.

Фаллическая (с третьего до пятого года жизни): Эрогенная зона – гениталии, основная активность предполагает гетеросексуальное взаимодействие. Это период актуализации эдипова комплекса, когда ребенок соперничает с родителем того же пола за внимание родителя противоположного пола. Для мальчиков особую важность приобретает комплекс кастрации, для девочек – зависть к пенису.

Латентная (с шести лет до достижения пубертата): сексуальные инстинкты дремлют, ребенок овладевает навыками, не имеющими прямой связи с сексуальностью.

Генитальная (от достижения пубертата до окончания жизни) характеризуется зрелой сексуальностью, где комбинируется все, чему человек научился на прегенитальных стадиях; эта стадия характеризуется сексуальными контактами и оргазмом. Человек, достигший этой стадии, способен к любви и плодотворной работе.

Фиксация

Когда конфликт, неизбежно разворачивающийся на каждой фазе развития, выражен минимально, ребенок благополучно переходит к следующей стадии. Если родители интенсифицируют конфликт, чрезмерно ограничивая ребенка или потакая ему, демонстрируя непоследовательность, развитие ребенка затрудняется чрезмерными проявлениями защитного поведения, цель которых – избавление от тревоги посредством избегания конфликта. Эта задержка развития называется фиксацией и свидетельствует о том, что активность соответствующей стадии психосексуального развития остается слишком важной для личности и после достижения пубертата.

ПЕРИФЕРИЯ ЛИЧНОСТИ

Типы характера (совокупность черт)

Типы личности во взрослом возрасте, отражающие ведущий тип деятельности и конфликт на различных стадиях психосексуального развития, а также защиты, характерные для этих стадий.

Оральный характер: в качестве ведущих видов защиты выступают проекция (приписывание человеком другим людям тех черт, которыми он обладает сам), отрицание (отказ воспринимать угрожающие объекты или события внешнего мира) и интроекция (процесс слияния с другим человеком с целью избежать столкновения с пугающей сущностью этого человека или столкновения со своими собственными пугающими инстинктами). Среди типичных черт оптимизм либо пессимизм, доверчивость либо подозрительность, восхищенность либо завистливость и манипулятивность либо пассивность.

Анальный характер: ведущие виды защиты – это интеллектуализация (замещение реальных, инстинктивного характера, причин своих желаний и поступков на вымышленные, социально более приемлемые), образование реакции (замещение своих реальных прямо противоположными), изоляция (разрыв существующих в норме связей между когнитивными и аффективными компонентами желаний и импульсов для устранения тревоги) и уничтожение содеянного (совершение таких поступков или такие мысли, которые сводят на нет или компенсируют предыдущие мысли и поступки, способные вызвать тревогу). Черты такого характера – скупость либо излишняя щедрость, зажатость либо экспансивность, аккуратность – нечистоплотность и скрупулезность либо рассеянность.

Фаллический характер: основной вид защиты – вытеснение (удаление из сознания инстинктивных желаний и действий с целью не допустить переживания тревоги), среди типичных черт можно выделить тщеславие либо ненависть к себе, элегантность либо склонность к простоте, целомудрие либо неразборчивость в связях.

Генитальный характер в качестве основной защиты использует сублимацию (смену объекта сексуального инстинкта на более социально приемлемый, чем изначальный, без нарушения или блокирования выражения инстинкта), типичные черты свидетельствуют о полной социализации, адаптации и эффективности деятельности.

 

ТЕОРИЯ МЮРРЕЯ


ЯДРО ЛИЧНОСТИ

Тенденция ядра

Аналогично позиции Фрейда, однако существует возможность того, что не все функционирование определяется стремлением избежать конфликта между человеком и обществом.

Характеристики ядра

Ид. Аналогично позиции Фрейда, с тем дополнением, что не все инстинкты эгоистичны и находятся в оппозиции социальным нормам.

Эго. Аналогично позиции Фрейда, однако выделяются процессы, не носящие защитного характера, посредством которых выражаются социально приемлемые инстинкты. Эти незащитные эго-процессы предполагают такие когнитивные процедуры, как рациональное мышление и точное восприятие.

Суперэго. Аналогично позиции Фрейда, с тем уточнением, что содержащиеся в нем ценности и табу не обязательно закладываются в детстве. В более поздние периоды на суперэго оказывают влияние окружающие люди и даже литературные произведения.

РАЗВИТИЕ

Стадии психосексуального развития

Аналогично позиции Фрейда, с дополнением еще двух стадий, а именно:

Клаустральная (внутриутробный период развития): четко определенные эрогенные зоны отсутствуют, имеет место пассивная зависимость от матери.

Уретральная (между оральной и анальной стадиями): когда эрогенной зоной является мочеиспускательный канал, а само мочеиспускание представляет собой основной тип активности.

ПЕРИФЕРИЯ ЛИЧНОСТИ

Комплексы Аналогичны представлению Фрейда о типах характера с добавлением двух типов, соответствующих выделенным стадиям психосексуального развития.

Клаустральный комплекс. Основная защита – отрицание, черты – пассивность и отчужденность.

Уретральный комплекс. Основные защиты аналогичны тем, что характерны для анального характера, черты – стремление к соперничеству и упрямство.

Потребности Концепция потребностей мало связана с прочими аспектами теории; потребность определяется как сущность, структурирующая восприятие, апперцепцию, мышление, волю и деятельность так, чтобы определенным образом трансформировать неудовлетворительную ситуацию. Был разработан перечень, состоящий из 40 потребностей (например, в достижении, власти, аффилиации), предложено несколько частично пересекающихся классификаций их функций и характеристик. Потребности актуализируются вследствие реального или воображаемого давления (сил окружающей среды). Дополняет концепцию потребностей понятие интеграта потребности, или совокупности стабильных ценностей и паттернов действия; интеграт потребности является результатом научения и обладает функцией выражения потребности.

 

ТЕОРИЯ ЭРИКСОНА


ЯДРО ЛИЧНОСТИ

Тенденция ядра

Аналогично позиции Фрейда, однако особый акцент делается на тот аспект функционирования, который не обусловлен стремлением избежать конфликта между человеком и обществом.

Характеристики ядра

Ид. Аналогично позиции Фрейда.

Эго. Аналогично позиции Фрейда, однако постулируются такие эго-процессы (например, рациональное мышление и реалистическое восприятие), которые не связаны с конфликтом между человеком и обществом. Полагается., что эго носит отчасти врожденный характер и обладает механизмами наподобие эго-инстинктов.

Суперэго. Аналогично позиции Фрейда.

РАЗВИТИЕ

Стадии психосексуального развития

Аналогично позиции Фрейда, однако уменьшается акцент на биологическую сексуальность при увеличении внимания к психосоциальным аспектам конфликта между ребенком и родителями. Развитие как процесс, длящийся всю жизни человека, подразделяется на 8 стадий.

Фиксации

Аналогично позиции Фрейда.

Доверие либо недоверие (аналогично оральному характеру в концепции Фрейда). Выраженность того или иного полюса определяется степенью интенсивности конфликта.

Автономия либо стыд и сомнение (аналогично анальному характеру в концепции Фрейда). Выраженность того или иного полюса определяется степенью интенсивности конфликта.

Инициатива и ответственность либо чувство вины (аналогично фаллическому характеру в концепции Фрейда). Выраженность того или иного полюса определяется степенью интенсивности конфликта.

Трудолюбие либо чувство неполноценности (аналогично латентной стадии в концепции Фрейда). Выраженность того или иного полюса определяется степенью интенсивности конфликта.

Идентичность либо ролевая диффузия (с началом пубертатного периода до конца подросткового возраста). Конфликт обусловлен навязываемой обществом задачей превращения подростка в активно действующего и независимого взрослого и трудностями при осуществлении этой задачи. Выраженность того или иного полюса определяется степенью интенсивности конфликта.

Интимность либо изоляция (период ранней взрослости). Конфликт обусловлен навязываемой обществом задачей установления тесных и удовлетворяющих отношений и сложностями при ее осуществлении. Выраженность того или иного полюса определяется степенью интенсивности конфликта.

Продуктивность либо стагнация (период средней взрослости). Конфликт обусловлен навязываемой обществом задачей отказа от непосредственных собственных забот по воспитанию детей и передаче своего опыта другим людям. Выраженность того или иного полюса определяется степенью интенсивности конфликта.

Эго-интегрированность либо отчаяние (с периода средней взрослости до окончания Жизни). Конфликт вызван уменьшением с возрастом количества социальных и биологических ролей и трудностями, возникающими при этом. Выраженность того или иного полюса определяется степенью интенсивности конфликта.

ПЕРИФЕРИЯ ЛИЧНОСТИ

Эриксон не говорит об этом прямо, но, по-видимому, выделяет типы характера, представляющие собой совокупности черт, соотносимых с какой-либо из восьми стадий. Поскольку развитие человека длится всю жизнь, необходимо знать не только историю его фиксаций, но и возраст; только сумма этих знаний позволяет определить личностные особенности. К примеру, для пожилого человека, не переживавшего фиксаций в ходе жизни, будут характерны эго-интегрированность, продуктивность, интимность, идентичность, трудолюбие, инициативность, автономия и доверие, тогда как молодой человек, также не имевший опыта фиксаций, по-видимому, еще не будет отличаться продуктивностью и эго-интегрированностью. Фиксация на одной из стадий оказывает влияние на весь ход последующего развития. Так, если молодой человек переживает изоляцию, а не интимность, он, скорее всего, обладает по крайней мере одной негативной чертой, обусловленной не решенным конфликтом на одной из предыдущих стадий.

 

ТЕОРИЯ САЛЛИВАНА


ЯДРО ЛИЧНОСТИ

Тенденция ядра

Исходная версия: стремление к удовлетворению (биологическое по своей природе) и стремление к безопасности (психологическое по своей природе). Пересмотренная версия: максимизация удовлетворения при одновременной минимизации переживания незащищенности.

Характеристики ядра

Релевантными стремлению к удовлетворению являются биологические потребности, например потребности в пище, воде, воздухе, сексуальных контактах и выделении. Как биологические, так и психологические основания имеют мотив власти (приводящий к состоянию, характеризуемому ощущением силы или доминирования) и желание физической близости (или избегание одиночества). Обе характеристики, берущие начало в биологической природе личности, неизбежным образом фрустрируются в ходе жизни, что приводит к возникновению чувства незащищенности. Салливан вводит понятие динамизма, представляющее собой относительно устойчивую структуру энергии, проявляющуюся в особенностях взаимоотношений человека с окружающими. Он говорит об оральном динамизме, который состоит из голода и удовольствия при стимуляции рта, и динамизме желания, связанном с сексуальными потребностями и удовольствием. Самым главным является самодинамизм, представляющий собой комплекс самоопределений, преимущественно неосознаваемых и формирующихся на основе переживания человеком одобрения и неодобрения окружающих; самодинамизм способствует такому поведению человека, которое позволяет избежать чувства незащищенности, вызванного неодобрением.

РАЗВИТИЕ

Стадии:

Младенчество (заканчивается с созреванием способности к речевому поведению) – период, когда человек практически беспомощен. Форму его существования Салливан обозначает как прототаксис, или фактическое отсутствие различия между "Я" и внешним миром. Такая форма опыта приводит к возникновению защиты по типу диссоциации (что аналогично выделяемому Фрейдом подавлению). Предпосылкой конфликта являются беспомощность ребенка и особенности родительского реагирования. Ближе к концу периода младенчества начинается развитие паратаксиса, предполагающего способность человека дифференцировать себя из внешнего мира, однако эта дифференциация не предполагает поиска оснований для этого разделения. Это в комплексе со способностью к речевому поведению приводит к формированию паратаксических символов хорошей матери и плохой матери (соотносящихся с переживанием одобрения и неодобрения). Их аналогами являются одновременно возникающие самодинамизмы хорошего "Я" и плохого "Я". Эти стереотипы одобрения и неодобрения проявляются посредством защитного поведения по типу паратаксического искажения (приписывания символам значения, позволяющего снять тревогу, вне зависимости от тех значений, которые приписываются этим стимулам в обществе).

Детство (заканчивается с появлением потребности в сверстниках) – период, когда ребенок познает существенные характеристики своей культуры. Основное влияние на развитие личности продолжают оказывать родители. Происходит дальнейшее развитие самодинамизма. Если при общении с родителями чувство незащищенности не превышает тех пределов, которые в принципе неизбежны, ребенок научается еще одной форме защитного поведения, а именно сублимации (выражения импульсов только в том виде, который принимается обществом и не вступает в противоречие с самодинамизмом), которая человеком не осознается. Одним из драматических событий детства является трансформация недоброжелательности (ощущение человеком того, что он живет среди врагов); если она становится достаточно сильной, ребенок утрачивает способность позитивно реагировать на доброжелательные советы окружающих.

Подростковый возраст ("Ювенильная эра") – время, когда человек становится социальным, начинает вступать в отношения кооперации и конкуренции, постигать суть общественного отвержения и пренебрежения, а также идентификации с группой. Подростки научаются тому, как избегать того, что неинтересно, у них появляются стереотипы, кроме того, они научаются проводить более четкую грань между фантазией и реальностью. Зрелая форма существования, синтаксис, начинает складываться именно в этот период. Она характеризуется полным пониманием логических взаимосвязей между используемыми символами, осознанием и принятием используемых в обществе значений этих символов.

Предъюношеский возраст (заканчивается формированием сексуального динамизма желания) – период, характеризующийся потребностью в установлении близких отношений со сверстником того же пола. Основная задача этого периода – начало перехода от эгоцентризма к любви. Отношения между сверстниками в этот период отличаются чувством равенства и взаимности. Эти переживания закладывают основу для преодоления стереотипов подросткового периода.

Юношеский возраст подразделяется на раннюю фазу (продолжающуюся до установления устойчивых паттернов удовлетворения генитальных драйвов) и позднюю фазу (продолжающуюся до полной межличностной зрелости). Очевидно, что задача юношеского периода заключается в том, чтобы привыкнуть к существованию динамизма желания. Весьма часто у подростка возникают такие проблемы с интеграцией личности, решить которые очень сложно, и он регрессирует к подростковому периоду, утрачивая ценности предъюношеского периода. В результате формируется эгоцентрическая личность. Однако если человек в этом периоде сталкивается с минимумом противостояния, он станет зрелой личностью, способной устанавливать с окружающими близкие отношения.

ПЕРИФЕРИЯ ЛИЧНОСТИ

Салливан выделяет ряд синдромов, каждый из которых характеризуется совокупностью черт, хотя они и не слишком специфичны; некоторые из них никак не соотносятся со стадиями развития.

Самопоглощенная личность характеризуется аутистическим (прототаксическим) мышлением. Подобно младенцу, такой человек продолжает верить в нереалистичные образы хорошей матери и плохой матери. Всех окружающих такой человек делит на исключительно замечательных и абсолютно несносных (поскольку они воплощение хорошей либо плохой матери). Он часто расстраивается, его легко ранить, он нередко чувствует себя непонятым. Его жизнь характеризуется периодами сильной привязанности и увлечения чем-либо, как правило, заканчивающимися глубоким разочарованием.

Безнадежная личность настроена враждебно по отношению ко всем, за исключением тех, кого она считает ниже самой себя.

В подростковый период такую личность побеждали соперники. Став взрослым, такой человек горько и публично сокрушается по поводу несовершенства властей и иррациональности происходящего, однако не предпринимает никаких конструктивных действий.

Негативистская личность характеризуется самодинамизмом, организованным вокруг идеи собственной неполноценности и незначимости. Негативизм используется как способ получить одобрение или хотя бы привлечь внимание окружающих. Подобная личность получается из проблемного ребенка, который во взрослом возрасте использует такие приемы, как циничное примирение, когда сама попытка достичь согласия всего лишь замаскированное стремление нанести удар оппоненту.

Неинтегрированная или психопатическая личность – это такая личность, у которой практически отсутствует самодинамизм; она представляет собой набор не согласующихся между собой, недостаточно развитых аспектов личности.

Заика – человек, чье нарушение развития выражается в специфическом использовании языка (языку как выражению личности в теории Салливана уделяется слишком большое внимание).

Личность, одержимая амбициями, характеризуется ненасытной жаждой соперничества. Способ существования, характерный для неуверенного школьника, консолидируется в общий стиль межличностного взаимодействия взрослого.

Асоциальная личность обычно хорошо осознает набор ценностей, среди которых часто присутствует и чувство собственной значимости. Проблемы коренятся в его убеждении в том, что другие не могут должным образом ценить и уважать его. Он чувствует себя отчужденным и одиноким, несмотря на то что обычно взаимодействует с окружающими в дружелюбной и внимательной манере.

Неадекватная личность строит свои отношения с другими на основе зависимости; зачастую ей требуется кто-то сильный, кто сказал бы, как нужно поступать. Этот синдром часто возникает вследствие добровольного подчинения доминирующему родителю или идентификации с беспомощным родителем.

Гомосексуальная личность испытывает любовь только по отношению к представителям своего пола; как правило, это – результат конфликта в подростковом периоде, когда такие отношения не выходят за пределы нормы.

Вечный подросток постоянно пытается достичь идеала, не находя его.

 

ТЕОРИЯ РАНКА


ЯДРО ЛИЧНОСТИ

Тенденция ядра

Минимизация страха жизни при одновременной минимизации страха смерти. Поскольку два эти страха имеют врожденный характер и находятся в оппозиции друг другу, конфликт неизбежен и необходим поиск компромисса.

Характеристики ядра

Страх жизни, вызванный тем, что жизнь предполагает неизбежную сепарацию и индувидуализацию, начинающуюся с самого рождения и продолжающуюся на всех жизненных этапах. Страх смерти связан с внутренней тенденцией к единению, слиянию и зависимости. Воля, или структурированное ощущение человеком того, кто он и каков он, в своей наиболее явно выраженной форме если не является защитой, то служит основанием для преодоления обоих страхов.

РАЗВИТИЕ

Контрволя и воля

Вскоре после рождения ребенок начинает отделять себя от других людей и у него развивается воля в рудиментарной ее форме. Эту рудиментарную форму Ранк обозначает как контрволю: ребенок начинает осознавать, что он может противостоять давлению родителей и своих собственных импульсов. Если эта негативистская контрволя нарушает единство между ребенком и родителями, в результате возникнет чувство вины (особое выражение страха жизни). Если же единство между ребенком и родителем не нарушено, контрволя перерастает в волю. Стадии развития Ранком не выделяются.

ПЕРИФЕРИЯ ЛИЧНОСТИ

Типы личности как совокупности черт

Художественный тип является продуктом идеального развития, когда страхи жизни и смерти эффективно минимизированы, а воля сильна. Для такой личности характерна высокая степень дифференциации и интеграции мыслей, чувств и действий, близость без рабской преданности или стремления обладать объектом любви; продукты ее деятельности необычны, но полезны.

Невротический тип характеризуется стремлением к сепарации при одновременном отказе от стремления к единству; контрволя проявляется в большей степени, нежели воля. Он обрекает себя на болезненную сепарацию от толпы, но, в отличие от художественного типа, не получает пользы от конструктивного взаимодействия с миром. Он враждебен, негативистичен, самонадеян, склонен к изоляции от окружающих, критичен к ним, склонен к переживанию чувства вины и т.д. В процессе развития контрволи он был вынужден чувствовать себя неправым и малоценным.

Средний человек выражает тенденцию к единению, но отвергает тенденцию к сепарации. Из-за страха жизни он никогда не испытывает позитивных переживаний относительно собственной индивидуальности. Он конформен, зависим, поверхностен, внушаем, не может получить удовлетворения. Такой тип личности – результат негативного реагирования родителей на проявление контрволи ребенка в процессе его развития.

 

ТЕОРИЯ АНГЬЯЛА


ЯДРО ЛИЧНОСТИ

Тенденция ядра

Попытка максимизировать одновременно и выражение автономии, и выражение капитуляции. Автономия и капитуляция – это врожденные и противодействующие тенденции, поэтому конфликт неизбежен и необходим поиск компромисса.

Характеристики ядра

Автономия соотносится с сепарацией от других людей и физического окружения с особым акцентом на независимость и отчуждение. Капитуляция соотносится с таким функционированием, которое приводит к слиянию, или единению, с другими людьми, идеями или неодушевленным окружением с акцентом на зависимость. Выражение обеих характеристик приводит к симультанной дифференциации и интеграции. Релевантной рассуждениям Ангьяла о взаимодействии между личностью и ее окружением является понятие биосферы, окружающей людей и их миры. Личность – одна из составляющих биосферы. Символическое "Я" – это вся совокупность представлений человека о самом себе, однако содержание этих представлений не уточняется.

РАЗВИТИЕ

Позиция автора относительно развития личности неясна.

ПЕРИФЕРИЯ ЛИЧНОСТИ

Хотя Ангьял проводит грань между ядром и периферией личности, содержание периферии практически не обсуждается. Возможно, релевантным понятием следует считать понятие измерения (по-видимому, нечто наподобие черт). Вертикальное измерение имеет два полюса: на одном – явные, конкретные поведенческие проявления, на другом – глубинные, основополагающие силы. Прогрессивное измерение представляет собой совокупность действий, организованных таким образом, чтобы приблизить человека к достижению цели. Поперечное измерение предполагает координацию отдельных действий в более крупные, лучше интегрированные и более эффективные элементы поведения (к примеру, типы).

 

ТЕОРИЯ БЕЙКАНА


ЯДРО ЛИЧНОСТИ

Тенденция ядра

Попытка максимизировать как проявление силы, так и ощущение принадлежности. Стремление к проявлению силы и к принадлежности – это внутренние, противостоящие друг другу тенденции, поэтому конфликт неизбежен и необходим поиск компромисса.

Характеристики ядра

Проявление силы предполагает сепарацию от других людей и физического окружения с акцентом на манипулятивность. Принадлежность соотносится со слиянием или присоединением к другим людям, идеям или неодушевленному окружению с акцентом на единство.

РАЗВИТИЕ

Позиция автора относительно развития личности неясна.

ПЕРИФЕРИЯ ЛИЧНОСТИ

Формальное описание позиции не приводится, хотя имплицитно акцент делается на важности компромисса между одновременным выражением силы и принадлежности, результатом которого являются симультанная дифференциация и интеграция. Когда стремление к действию реализуется, а стремление к принадлежности отвергается, возникает психологическая или физическая болезнь.

 

ТЕОРИЯ РОДЖЕРСА


ЯДРО ЛИЧНОСТИ

Тенденция ядра

Тенденция актуализировать свои внутренние потенциалы. Эта тенденция направлена на поддержание и обогащение жизни не только индивида, но и вида в целом. Поскольку во внутренних потенциалах нет ничего такого, что было бы неприемлемо для общества, конфликт не является неизбежным. Тенденция к актуализации универсальна для всех живых существ. У человека эта тенденция принимает еще одну форму, а именно стремление к актуализации своего "Я".

Характеристики ядра

Важную роль в тенденции к самоактуализации играют потребности в позитивном внимании, позитивном внимании к себе самому и "Я". Обе потребности проистекают из тенденции к самоактуализации. Потребность в позитивном внимании (со стороны других людей) делает человека восприимчивым к социальному одобрению и неодобрению. "Я" (представления человека о самом себе) – это осознание человеком того, кто он и каков он. Потребность в позитивном внимании к самому себе предполагает удовлетворение вследствие осознания соответствия между Я-концепцией и переживаемым "Я".

РАЗВИТИЕ

Стадии развития не выделяются. В целом большое значение придается тому, получает ли личность безусловное позитивное внимание со стороны значимых других (основополагающее, полное принятие и уважение), либо это позитивное внимание носит условный характер (принятие одних поведенческих появлений и отвергание других). Если имеет место безусловное позитивное внимание, то Я-концепция отражает все то, что содержится во внутренних потенциалах личности ("Я" воспринимается как конгруэнтное потенциалам). Если же личность в процессе развития испытывала к себе условное позитивное внимание, у нее сформируются условия ценности (оценочные стандарты того, какое поведение ценно, а какое нет). В этом случае Я-концепция детерминирована обществом и поэтому неконгруэнтна внутренним потенциалам. Для того, чтобы эта неконгруэнтность не стала осознаваемой (и, следовательно, для того, чтобы избежать связанной с ощущением малоценности тревоги), личность демонстрирует защитное поведение, которое выражается либо как подавление, либо как искажение.

ПЕРИФЕРИЯ ЛИЧНОСТИ

Типы личности как совокупности черт

Полноценно функционирующая личность (иными словами, идеальная личность) получала безусловное позитивное внимание. Поэтому у нее нет условий ценности, нет тенденции к защитному поведению; такую личность характеризует конгруэнтность между "Я" и потенциалами. Такой личности свойственны открытость к переживаниям (эмоциональная глубина и рефлексивность), экзистенциальность образа жизни (гибкость, адаптивность, спонтанность, индуктивное мышление), организмическое доверие (интуитивность, уверенность), эмпирическая свобода (субъективное ощущение свободы воли) и креативность (склонность к продуцированию новых действенных мыслей, действий и объектов).

Дезадаптированная личность получала условное позитивное внимание, поэтому у нее сформировались условия ценности и неконгруэнтность между "Я" и потенциалами, тенденция к защитному поведению. Кроме того, такая личность живет в соответствии с составленным заранее планом, а не экзистенциально и пренебрегает собственным организмом, вместо того чтобы доверять ему, чувствует, что ею манипулируют и не дают поступать в соответствии с собственными желаниями, ведет себя не креативно, а конформно. Роджерс придает огромное значение индивидуальности человека и поэтому выделяет лишь два типа личности. Если бы он определил содержание постулированных им внутренних потенциалов, было бы возможным построение подклассификаций.

 

ТЕОРИЯ МАСЛОУ


ЯДРО ЛИЧНОСТИ

Тенденция ядра

Попытка актуализовать внутренние потенциалы и попытка удовлетворить потребности, отвечающие за физическое и психологическое выживание организма. Тенденция к актуализации обеспечивает улучшение жизни (и называется мотивацией роста), тогда как тенденция к выживанию обеспечивает лишь ее поддержание (и называется мотивацией депривации). Хотя эти тенденции организованы иерархически (это предполагает, что реализации тенденции к актуализации должно предшествовать удовлетворение потребностей выживания), они не вступают в конфликт друг с другом.

Характеристики ядра

С тенденцией к выживанию соотносятся физиологические потребности (вода, пища и т.д.), потребности в безопасности (избегание боли), потребности в принадлежности и любви (близость, принадлежность к группе, идентификация) и потребность в уважении (одобрение самого себя и одобрение со стороны окружающих). Каждая из этих потребностей становится важной лишь тогда, когда удовлетворены все нижележащие. Когда удовлетворены все потребности, связанные с выживанием, на первый план выходят потребности в актуализации, а именно: потребность в самоактуализации (акцент на особые способности) и потребность в когнитивном понимании (акцент на информационный голод и потребность в стимуляции).

РАЗВИТИЕ

Эта часть теории не разработана, хотя в своих общих положениях схожа с теорией Роджерса. Если тенденция к выживанию не блокируется окружающими, то тенденция к актуализации может быть реализована, в противном случае человек демонстрирует защитное поведение.

ПЕРИФЕРИЯ ЛИЧНОСТИ

Типы личности как совокупности черт и ценностей

Самоактуализирующаяся личность (удовлетворившая потребности выживания) отличается реалистичностью восприятия, принятием себя, других и окружающего мира, спонтанностью, ориентацией на решение задачи, потребностью в уединении, независимостью, духовностью, которая не обязательно носит религиозный характер, чувством общности с человечеством, глубокими межличностными отношениями (такие отношения обычно устанавливаются лишь с несколькими людьми), приверженностью демократическим ценностям, разграничением средств и целей, чувством юмора (скорее философского, чем злого), креативностью и нонконформизмом.

 

ТЕОРИЯ АДЛЕРА


ЯДРО ЛИЧНОСТИ

Тенденция ядра

Стремление к превосходству или совершенству. Эта тенденция соотносится с функционированием человека не только самого по себе, но и как члена общества. Поэтому конфликт между человеком и обществом не является неизбежным. В более ранней версии теории Адлера тенденция ядра определялась как стремление к власти, что предполагало больший акцент на конкуренции между людьми.

Характеристики ядра

Основанием стремления к совершенству является неполноценность органа (реальная физическая слабость и ограниченная способность), чувство неполноценности (психическое состояние неполноценности, не зависящее от реального физического состояния) и компенсация (попытка преодолеть реальную или воображаемую неполноценность). Направление компенсации определяется спецификой неполноценности, а также идеалами совершенства (так называемыми фикционными финализмами). Адлер выделяет также довольно таинственное креативное "Я", определяющее способность личности к свободному самовыражению, посредством которого можно преодолеть воздействующие на человека силы.

РАЗВИТИЕ

Стадии развития не выделяются. Особое внимание уделено семейным констелляциям и семейной атмосфере. Под семейной констелляцией понимаются социологические характеристики семьи, влияющие на особенности каждого ее члена, такие, как последовательность рождения детей и наличие в семье отца. Семейная атмосфера определяется качеством эмоциональных отношений между членами семьи. Семейная констелляция (например, единственный или старший ребенок) влияет на то, какова будет специфика проблем ребенка. Семейная атмосфера определяет то, насколько активен будет ребенок в стремлении к совершенству, будет ли он конструктивен или деструктивен. Атмосфера сотрудничества, взаимного доверия и уважения поощряет конструктивность, тогда как противоположная атмосфера приводит к развитию деструктивности. Если в семье уделяется внимание инициативе, ребенок будет активен, в противном случае для него будет характерна пассивность.

ПЕРИФЕРИЯ ЛИЧНОСТИ

Стили жизни как совокупности фикционных финализмов и черт

Активно-конструктивный стиль в качестве фикционного финализма включает служение, а совокупность черт можно определить как честолюбие или ориентацию на успех. Возможно, именно этот тип, по мнению Адлера, является идеальным.

Пассивно-конструктивный стиль предполагает, что ведущим фикционным финализмом является привлечение внимания, а в совокупности черт выделяется обаяние, то есть привлечение внимания окружающих не вследствие того, что человек сделал, а того, каков он есть. Этот стиль также рассматривается как желательный.

Активно-деструктивный стиль в качестве фикционного финализма полагает отвержение власти, стремление к отмщению и требование оставить себя в покое. Черты такого стиля – надоедливость, злобность и клеветничество.

Пассивно-деструктивный стиль характеризуется тем же фикционным финализмом, что и предыдущий, однако отличается спецификой черт, а именно: ленью, упрямством, пассивной агрессивностью и отчаянием.

 

ТЕОРИЯ УАЙТА


ЯДРО ЛИЧНОСТИ

Тенденция ядра

Определяется как стремление достичь эффекта посредством собственных действий (мотивация эффективности) и стремление достичь компетентности в деятельности (мотивация компетентности). Возможно, что первой появляется мотивация эффективности, тогда как по мере достижения личностной зрелости к ней добавляется и мотивация компетентности.

Характеристики ядра

С мотивацией эффективности связана потребность нервной системы в информации, или стимуляции. С мотивацией компетентности связаны актуальная компетентность и чувство компетентности, хотя до конца не ясно, какую роль играют эти характеристики в структуре личности.

РАЗВИТИЕ

Позиция Уайта по этому вопросу не ясна, хотя в целом (по крайней мере в биологической ее части) он перенял идею Эриксона о восьми стадиях психосоциального развития.

ПЕРИФЕРИЯ ЛИЧНОСТИ

Эта часть теории мало разработана; однако значительно расширено положение Эриксона о важности фазы, на которой у ребенка формируется доверие либо недоверие.

 

ТЕОРИЯ ОЛПОРТА


ЯДРО ЛИЧНОСТИ

Тенденция ядра

Стремлении к выражению "Я" или проприума (так называемому проприативному функционированию) и к удовлетворению биологических потребностей, связанных с выживанием (так называемому оппортунистическому функционированию). "Я" определяется феноменологически; функционирование в соответствии с "Я" полагается более важным и релевантным человеческой природе, нежели функционирование в соответствии с потребностями выживания, и между двумя тенденциями существует некоторый конфликт. Стремление к выживанию должно быть удовлетворено первым, и после этого основным становится стремление к выражению "Я".

Характеристики ядра

Оппортунистическое функционирование связано с биологическими особенностями (потребность в пище, воде, воздухе и т.д.), проприативное функционирование – с ощущением своего тела, самоидентичностью, самоуважением, расширением своего "Я", рациональным решением проблем, "Я"-образом и проприативным стремлением. Проприативное функционирование проактивно (оказывает влияние на окружающий мир), тогда как оппортунистическое реактивно (находится под влиянием окружающего мира).

РАЗВИТИЕ

Стадии развития не выделены. Предполагается, что в момент рождения организм оппортунистичен, он нуждается в питании и заботе. Если удовлетворению биологических потребностей ничто не препятствует, то формируется проприативное функционирование. К концу первого года жизни начинает формироваться ощущение своего тела, на втором и третьем годах формируется самоидентичность и затем "Я"-образ, в период между 6 и 12 годами – способность рационального решения проблем. В подростковом возрасте увеличивается проприативное стремление. Хотя различные проприативные функции начинают формироваться в разные периоды жизни, к моменту достижения взрослости они уже выражаются в комплексе. Предпосылкой такого функционирования является достаточный уход и поддержка в детстве. Если их недостаточно, проприативное развитие нарушается и во взрослом возрасте оппортунистическое функционирование продолжает играть главенствующую роль. Переход от оппортунистического к проприативному функционированию совершается в соответствии с принципом функциональной автономии, заключающимся в том, что поведенческий паттерн, изначально нацеленный на удовлетворение биологических потребностей, может стать абсолютно самостоятельным аспектом существования и проявляться уже после того, как данная биологическая потребность утеряла свою значимость.

ПЕРИФЕРИЯ ЛИЧНОСТИ

Типология не разработана. Основной конкретной периферической характеристикой является личностная диспозиция, представляющая собой генерализованную нервно-психическую структуру (уникальную для данного человека), в соответствии с которой ряд стимулов воспринимается как функционально эквивалентный; личностная диспозиция отвечает и за продуцирование и управление согласованными формами адаптивного и стилистического поведения. Личностные диспозиции могут быть как динамическими (мотивационными), так и экспрессивными (стилистическими). Личностные диспозиции – элементы, составляющие и выражающие индивидуальность каждого отдельного человека. Говоря о личностных диспозициях, Олпорт придерживался морфогенического (идеографического) подхода, предполагающего поиск законов, которые нужно применять не к объяснению групп или типов, а к объяснению отдельного человека. Понятие общей черты – абстракции, описывающей средний, а не частный случай, – имеет меньшую значимость. Для изучения общих черт следует воспользоваться номотетическим подходом, цель которого – выявление законов посредством нахождения генерализации.

Учитывая столь выраженный акцент Олпорта на индивидуальности человека, неудивительно, что он не предлагал описание содержания личностных диспозиций. Ближе всего он подошел к этой цели при разработке критериев зрелости, среди которых были выделены следующие: расширение "Я", способность устанавливать теплые отношения с окружающими (основанная, в частности, на терпимости к людям), самопринятие или эмоциональная устойчивость, реалистическое восприятие, ориентация на решение проблем, способность к самопознанию и чувство юмора, целостная жизненная философия с четко определенными ценностными ориентациями, дифференцированное религиозное чувство и совесть. Эти критерии зрелости можно рассматривать как результат выражения проприативных функций.

 

ТЕОРИЯ ФРОММА


ЯДРО ЛИЧНОСТИ

Тенденция ядра

Стремление выразить свою человеческую природу. Человеческая природа и животная природа личности радикальным образом различаются. Однако в действительности они не вступают в конфликт между собой, во-первых, потому, что животная природа играет лишь второстепенную роль, и, во-вторых, потому, что животная природа обычно не испытывает особых лишений.

Характеристики ядра

Содержание человеческой природы выражается через потребность в установлении связей (контакте с людьми и физическим окружением), потребность в преодолении (отделении от других людей и мира), потребность в корнях (ощущении принадлежности), потребности в идентичности (знании, кто ты и каков ты) и потребности в системе взглядов (способе восприятия и понимания мира).

РАЗВИТИЕ

Существует три типа взаимоотношений между родителями и ребенком: симбиотическая связь (взаимозависимость, невозможность достичь самостоятельности), отчужденно-деструктивная (большая дистанция, равнодушие друг к другу) и любовь (взаимное уважение, поддержка и принятие). Развитие больше зависит от типа отношений между родителями и ребенком, нежели от прохождения каких-то стадий.

ПЕРИФЕРИЯ ЛИЧНОСТИ

Ориентации (или типы) как совокупности черт

Рецептивная ориентация формируется на основе мазохистических паттернов поведения, которым научается ребенок, играющий пассивную роль в симбиотических отношениях с родителями. При такой ориентации человек предполагает, что источник всего хорошего находится вне его самого, и пребывает в состоянии пассивного ожидания. Типичные черты личности с такой ориентацией – это пассивность, слабохарактерность, склонность подчиняться и малодушие.

Эксплуатирующая ориентация проистекает из садистских паттернов поведения, которым научается ребенок, будучи доминирующей стороной в симбиотических отношениях с родителями. При этой ориентации человек уверен в том, что источник всего хорошего находится вне его самого, однако не столько ожидает его получения, сколько пытается взять его силой. Черты, типичные для личности с такой ориентации, – это агрессивность, эгоцентризм, склонность к лести и заносчивость.

Накапливающая ориентация основывается на поведенческих паттернах деструктивности, которым ребенок научился, реагируя на отчужденность родителя при отчужденно-деструктивном типе взаимоотношений. Личность с такой ориентацией мало верит в то, что из внешнего мира может быть почерпнуто что-то новое; она чувствует себя в безопасности, накапливая и сохраняя то, чем уже обладают. Типичные личностные черты при такой ориентации включают в себя упрямство, подозрительность, язвительность, отсутствие воображения, собственнический инстинкт.

Рыночная ориентация формируется на основе поведенческих паттернов отчужденности, которым ребенок научился, реагируя на деструктивность родителя при отчужденно-деструктивном типе взаимоотношений. При такой ориентации человек воспринимает себя как товар, который можно выгодно продать или обменять, который обладает определенной ценностью на рынке. Для такой личности характерны оппортунизм, противоречивость, беспринципность, отсутствие целей, расточительность.

Продуктивная ориентация проистекает из поведенческих паттернов, которым научился ребенок, чьи отношения с родителями строились на любви. При этой ориентации человек уважает самого себя и других, чувствует себя защищенным и находится в ладах с самом собой. Типичные черты такой личности отражают и потенциально благоприятные аспекты других ориентации (например, скромность, адаптивность, доверие, активность, гордость, уверенность в себе, практичность, терпение, преданность, гибкость, открытость к миру и новому опыту, дух экспериментаторства). Очевидно, что этот тип Фромм считает идеальным.

 

ТЕОРИЯ КЕЛЛИ


ЯДРО ЛИЧНОСТИ

Тенденция ядра

Стремление прогнозировать и контролировать события своей жизни. Модель, используемая для объяснения природы человека, – это модель ученого, который формулирует конструкты, затем подвергает их проверке: прошедшие проверку конструкты принимаются, не прошедшие – отвергаются либо модифицируются.

Характеристики ядра

Конструкты – это абстракции или генерализации на основе конкретного опыта. Они дихотомичны (полюса имеют противоположные значения, например: хороший – плохой). Конструкты организованы в системы конструктов в соответствии с двумя иерархическими принципами. Во-первых, один конструкт может быть соподчинен другому, поскольку каждый полюс соподчиненного конструкта представляет собой часть контекста для обоих полюсов соподчиняющего. Во-вторых, целый конструкт может соответствовать одному полюсу другого конструкта и не иметь отношения к другому.

Прогнозируя события, человек отбирает конструкты, которые представляются ему релевантными, затем определяет, какой из полюсов каждого из конструктов он должен учитывать. Выбор полюса конструкта называется продуманным выбором: он отражает решение о том, какая из существующих альтернатив предлагает больше возможности для расширения и определения конструктной системы.

Хотя те конструкты, которые не подтверждаются реальными событиями, подлежат изменению либо устранению, Келли не говорит прямо о том, в чем сущность процедуры проверки конструктов. Однако он выделяет несколько эмоций, сопровождающих процесс опровержения и изменения конструктов. Тревога – это осознание того, что события, с которыми человек сталкивается, невозможно объяснить на основе существующей у него системы конструктов. Враждебность – это длительная попытка любой целью добиться подтверждения того социального прогноза, который, очевидно, уже не прошел проверку. Вина – это осознание удаления "Я" от собственной ролевой структуры.

РАЗВИТИЕ

Развитие в концепции Келли не рассматривается, за исключением положений, касающихся конструирования событий, а также изменения и устранения конструктов. Природе значимых отношений в детском и взрослом возрасте внимания не уделяется.

ПЕРИФЕРИЯ ЛИЧНОСТИ

Келли не выделяет стилей личности, соотносимых с типичными конструктами или системами конструктов. Однако он все же проводит дифференциацию конструктов, которая может оказаться полезной при объяснении индивидуальных различий. Конструкты различаются по степени проницаемости (если конструкт проницаем, то впоследствии в него могут быть включены события, с которыми прежде человек не сталкивался) и упреждающей силы (упредительный конструкт включает в себя те события, которые не могут быть отнесены к другим конструктам). Кроме того, конструкты могут быть превербальными (не обладающими для своего выражения последовательностью словесных символов), всесторонними (включающими широкий спектр явлений), второстепенными (включающими узкий спектр явлений), подчиняющими (включающими другие конструкты в качестве своих элементов), подчинительными (включенными в качестве элемента в другие конструкты), жесткими (ведущими к неизменным прогнозам) или свободными (ведущими к различным прогнозам, тем не менее сохраняя свою тождественность).

 

ТЕОРИЯ МАК-КЛЕЛЛАНДА


ЯДРО ЛИЧНОСТИ

Тенденция ядра

Стремление минимизировать значительные расхождения между ожиданиями и действительностью, максимизируя в то же время малые различия. Мак-Клелланд полагает, что люди стремятся к некоторой степени непредсказуемости жизни, чтобы избежать скуки, и, однако, остерегаются большой непредсказуемости, чтобы избежать страха.

Характеристики ядра

Ожидания – это когнитивные элементы, относящиеся к тому, каковы будут содержание и длительность событий будущего. Позитивный (приятный) и негативный (неприятный) аффект (эмоция) – это внутренние реакции соответственно, на большие и малые расхождения между ожиданиями и действительностью. Существуют внутренние механизмы, приводящие к тому, что позитивные аффекты обусловливают достижение, а негативные – избегание.

РАЗВИТИЕ

Мак-Клелланд не выделяет стадий развития. Его идеи относительно развития сводятся к следующему: если родители могут обеспечить ребенку получение в определенной сфере деятельности такого опыта, для которого характерны малые расхождения между ожидаемым и действительным, у ребенка сформируется устойчивый паттерн поведения достижения. Если будут преобладать большие различия, для ребенка будут характерны устойчивые паттерны поведения избегания. Если расхождения практически не будет, ребенок останется равнодушным к этой сфере деятельности.

ПЕРИФЕРИЯ ЛИЧНОСТИ

Что касается конкретных периферических характеристик, то Мак-Клелланд говорит о мотивах, чертах и схемах. Мотив – это сильная аффективная ассоциация, отличающаяся антиципацией целевой реакции и основанная на прошлой связи определенных стимулов с позитивным или негативным аффектом. Существуют мотивы достижения, когда человек пытается действовать таким образом, чтобы его антиципация стала реальностью, и мотивы избегания, когда человек пытается предотвратить ситуацию, где его антиципация может обернуться реальностью. Мотивы достижения представляют собой устойчивые паттерны поведения, сформировавшиеся вследствие превалирования в опыте малых различий между ожидаемым и реальным. Мотивы избегания являются результатом больших расхождений между ожиданиями и реальностью. Мак-Клелланд перенимает понятие потребности Мюррея (например, потребности в аффилиации или власти), выдвигая предположение о том, что каждая из потребностей имеет две разновидности: достижения и избегания.

Черта – это выученная тенденция личности реагировать так, как она с успехом реагировала ранее в сходных условиях и при сходной мотивации. Черта имеет некоторое сходство с привычкой; считается, что она не обладает мотивирующей силой, поскольку ведет к повторяющемуся, а не к целенаправленному поведению. Не вполне ясно, как происходит формирование черты, и очевидно, что черта не является выражением описанной выше тенденции ядра. Список черт Мак-Клелландом не приводится.

Схема представляет собой когнитивный элемент, символизирующий прошлый опыт. Три основных класса схем – это идеи, ценности и социальные роли. Что касается их содержания, то Мак-Клелланд считает, что самые важные идеи и ценности связаны с экономическими, эстетическими, социальными, политическими, религиозными и теоретическими вопросами. Социальные роли соотносятся с возрастом, полом, позицией в семье, профессией и групповым членством. Не вполне ясно, как формируются схемы, хотя и подчеркивается, что они представляют собой социально передаваемый культуральный опыт. Схемы также не являются выражением тенденции ядра.

Типы личности Мак-Клелланд не выделяет.

 

ТЕОРИЯ ФИСКЕ И МАДДИ


ЯДРО ЛИЧНОСТИ

Тенденция ядра

Стремление поддержать привычный (характерный для личности) уровень активации. В любой момент активация может быть ниже или выше привычного уровня, что приводит к поиску либо к избеганию дополнительной активации.

Характеристики ядра

Активация с психологической точки зрения рассматривается как возбуждение или напряжение, с физиологической – как возбуждение определенных мозговых центров. Обычный или характерный уровень активации – это типичный уровень активации, воспринимаемый человеком на протяжении дней. Уровень активации в любой момент детерминирован воздействием стимуляции, а именно: степенью интенсивности, значимости и разнообразия стимулов, поступающих из внутренних и внешних источников.

Когда уровень активации падает ниже обычного, поведение становится повышающим воздействие. Когда уровень активации превышает обычный, человек демонстрирует снижающее воздействие поведение.

РАЗВИТИЕ

Особого внимания вопросам развития личности авторы не уделяют. Предполагается, однако, что ранний опыт сказывается на определении обычного уровня активации. Люди будут различаться по степени необходимой им активации в зависимости от привычного для них уровня активации. Если этот уровень высок, у человека сформируется потребность в интенсивности, значимости или разнообразии стимулов. Если уровень низок, будет сформирован страх интенсивности, значимости или разнообразия стимулов. Далее предполагается, что некоторые люди научаются успешно антиципировать требования активации (то есть они активны), тогда как другие вынуждены корректировать расхождение между актуальным и привычным уровнем (то есть они пассивны). Люди первого типа демонстрируют одновременно увеличивающуюся дифференциацию и интеграцию мышления, чувств и действия (предстоящее воздействие повышается благодаря дифференциации и снижается посредством интеграции). Кроме того, предполагается, что некоторые люди научаются полагаться на внешние источники стимуляции, а некоторые – на внутренние.

ПЕРИФЕРИЯ ЛИЧНОСТИ

Типы личности как совокупности мотивов и черт

Высокоактивированная личность, обладающая чертами активности и экстернальности, жаждет вступать в поединки с физической и социальной окружающей средой. Она активна и ненасытна. Если ей свойственна также высокая потребность в значимости, она будет стремиться к поиску и решению различных проблем. Если для нее характерна высокая потребность в интенсивности, она может стремиться к активности, как таковой. И если ее отличает высокая потребность в разнообразии, ей будут свойственны любознательность, авантюрность и импульсивность.

Высокоактивированная личность, для которой характерны черты активности и интернальности, будет стремиться к воздействию, включая свое мышление и фантазии. Она будет мыслителем, мечтателем, отвечая на вызовы, бросаемые ограничениями со стороны разума и тела и не уделяя значительного внимания реальным событиям окружающего мира. Она будет отличаться тонкостью и сложностью. При высокой потребности в значимости она будет проводить много времени в размышлениях, при высокой потребности в интенсивности ее удел – переживания и эмоции, при высокой потребности в разнообразии – оригинальность и творческий подход.

Низкоактивированная личность с чертами активности и экстернальности будет вечно пытаться дать отпор социальным и физическим порокам и разрешать конфликты с помощью переговоров и контроля. Она будет демонстрировать конформизм и простоту во вкусах и увлечениях. Если она обладает страхом значимости, она будет пытаться упростить проблемы и избежать неопределенности. Если у нее будет высокий страх интенсивности, она проявит стремление успокаивающе воздействовать на потенциально разрушительные внешние условия. Если у нее будет выражен страх разнообразия, она постарается привнести рутину в окружающую ее среду, предпочитая знакомое и предсказуемое новому.

Низкоактивированная личность, отличающаяся активностью и интернальностью, будет консерватором с особым акцентом на собственном организме. Она будет сторонником золотой середины, тщательно избегая любых крайностей и излишеств. И будет стараться избегать любого напряжения, неважно, приятного или нет. Личность такого типа будет простой, несложной, лишенной противоречий. Если у нее выражен страх значимости, она будет демонстрировать отсутствие детализированных и разнообразных мыслей и грез. Обладая выраженным страхом интенсивности, она обретает налет аскетизма, избегая самих по себе переживаний. А если у нее выражен страх разнообразия, она заставит себя существовать согласованно и стабильно, что создаст образ надежности и стойкости, лишенных яркости.

Все четыре личностных типа являются зеркальным отражением друг друга. В том, что касается целей, ценностей и интересов, личности пассивного и активного типа идентичны. Однако, если мы проведем более тщательный анализ, мы обнаружим, что пассивные типы не могут реализовать на практике то, к чему стремятся. Если им свойственна высокая потребность в активации, они будет не столько творцами, сколько потребителями воздействия. Они часто будут оказываться в некомфортном положении, будучи вынуждены корректировать уровень активации, ставший слишком низким. Если им требуется низкий уровень активации, они не смогут активно и эффективно манипулировать миром или собою, чтобы поддерживать низкий уровень воздействия, скорее, им придется пытаться отвергать сложившуюся ситуацию и корректировать уровень активации, ставший слишком высоким.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 2214
Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование


Другие новости по теме:

  • Пятигорский А. М. "ЗНАНИЕ" КАК "ЗНАК ЛИЧНОСТИ" В ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ | Примечания См. С.Лем. Формула Лимфатераперевод с польского С.Ковалевского.
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 1. ВВЕДЕНИЕ Тот, кто обращается к психотерапевту, ищетспецифическое
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 4. ЧТО ТАКОЕ ЭКЗИСТЕНЦИЯ Коротко говоря, экзистенцией можно
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 2. ЧТО ТАКОЕ ПСИХОТЕРАПИЯ Психотерапия 150 это научно
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 3. ЧТО ТАКОЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ Экзистенциальный анализ 150
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 5. ЧЕТЫРЕ КОНСТИТУТИВНЫЕ ОБЛАСТИ ЭКЗИСТЕНЦИИ Все данности, с
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 6. СООТНЕСЕНИЕ С ТРАНСЦЕНДЕНТНЫМВ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОМ АНАЛИЗЕ Фундаментальные условия
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 7. СЛУЧАЙ ИЗ ПРАКТИКИ Эрика имя изменено, пятидесятилетняя
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | Литература Лэнгле А. 2001. Экзистенциальный анализ 150 найтисогласие
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 10. ТРЕТЬЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ: ИМЕТЬ ПРАВО БЫТЬ
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 9. ВТОРОЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ: НРАВИТСЯ ЖИТЬ Если
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 11. ЧЕТВЕРТОЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ: ДОЛЖЕНСТВОВАТЬ ДЕЙСТВОВАТЬ Если
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 8. ПЕРВОЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ: МОЧЬ БЫТЬ Первое
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 12. СПИРИТУАЛЬНОСТЬ СЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ В заключение обратимся
  • Ж. - П. Сартр. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ – ЭТО ГУМАНИЗМ | Примечания Золя Эмиль 1840-1902 150французский писатель. Принимал активное
  • И. Н. Гавриленко. ОТЧУЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ПРИ КАПИТАЛИЗМЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава II ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ НА
  • И. Н. Гавриленко. ОТЧУЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ПРИ КАПИТАЛИЗМЕ | Список использованной литературы Маркс К. Капитал. Т. 1
  • И. Н. Гавриленко. ОТЧУЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ПРИ КАПИТАЛИЗМЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава III ПРЕВРАЩЕНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В СРЕДСТВО
  • И. Н. Гавриленко. ОТЧУЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ПРИ КАПИТАЛИЗМЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава I ЧЕЛОВЕК В МИРЕ ОТЧУЖДЕНИЯ Отчужденные
  • И. Н. Гавриленко. ОТЧУЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ПРИ КАПИТАЛИЗМЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ Введение Настоящее исследование механизмов отчуждения личностипри капитализме
  • И. Н. Гавриленко. ОТЧУЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ПРИ КАПИТАЛИЗМЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ Заключение Проведенное нами исследование показывает, что в
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Примечания In Time and Eternity, A Jewish Reader,
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава V МОРАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА НАШЕГО ВРЕМЕНИ Пока в
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 6. АБСОЛЮТНАЯ И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ, УНИВЕРСАЛЬНАЯ И СОЦИАЛЬНО ИММАНЕНТНАЯ
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 5. МОРАЛЬНЫЕ СИЛЫ ЧЕЛОВЕКА Много в природе дивных
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 3. УДОВОЛЬСТВИЕ И СЧАСТЬЕ Счастье 150 не награда
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 2. СОВЕСТЬ. ОСОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ САМОГО СЕБЯ Всякий, кто
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава IV ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ЭТИКИ Самый очевидный аргумент
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ 3 Плодотворная ориентацияа Общая характеристикаСо времени классической
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ 2 Типы характера: неплодотворныеориентацииа Рецептивная ориентацияПри рецептивной



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь