В. В. Иванова. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ

- Оглавление -



Физическое Я

Однако, имя как звено самосознания предполагает обозначение его носителя не только как социальное, но и как "физическое" и "духовное". Здесь следует отметить, что "физическое Я" часто рассматривается в отрыве от остальных звеньев самосознания. Некоторые исследователи практически не уделяют внимания телесному самосознанию, другие подчеркивают его важность, особенно в онтогенезе. Особенно большое значение телесное Я приобретает в подростковом возрасте, когда собственное Я начинает выходить для человека на передний план, а другое стороны Я еще отстают в своем развитии. По определению Д.А.Леонтьева108, физическое Я – это переживание своего тела как воплощения Я, образ тела, переживание физических дефектов, сознание здоровья или болезни. В форме телесного или физического Я представлена не столько личность, сколько ее материальный субстрат – тело – через посредство которого она проявляет себя и иначе проявить себя не может. Поэтому А.А.Налчаджян говорит о том, что схему тела можно назвать телесным Я-образом личности. Тело вносит очень большой вклад в целостное ощущение собственного Я. Роль телесного Я можно проиллюстрировать открытым в начале нашего столетия эффектом компенсации и сверхкомпенсации органических дефектов, Наполеоновским комплексом и т.д.

Схема тела и самочувствие (как переживание актуального восприятия собственного тела и его функционального состояния) являются не "аналогами Я на уровне организма", а полноценными "блоками" или подструктурами Я-концепции. Схема тела является относительно устойчивой подструктурой Я-концепции, тогда как самочувствие более динамично. В качестве доказательства А.А.Налчаджян109 приводит, в частности, данные некоторых патологий. Так, патологические изменения схемы тела наблюдаются при деперсонализации, которая является более широким патологическим синдромом и включает в себя, в качестве частного случая или аспекта, нарушения схемы тела (анозогнозию). Однако психиатры заметили, что анозогнозия, возникающая отдельно, т.е. не в составе деперсонализации, имеет особенность: "больному с деперсонализацией свое тело или часть его кажется "как чужое", а больному с анозогнозией тело или часть тела "является чужим".

И наоборот, поскольку схема тела входит в общую структуру Я-концепции, ее нарушения никогда, по-видимому, не бывают полностью изолированными. Было замечено, что явления отчуждения собственного тела, потеря наглядности восприятии и представлений сопровождаются тонким снижением "чувства Я". Вследствие различных фрустраций образа телесного Я, чаще всего в подростковом возрасте, возникает синдром дисморфофобии или бред физического недостатка. Наличие этого синдрома означает дезадаптированность личности, поскольку он вызывает серьезные трудности в общении и другие характерологические изменения, препятствующие процессам нормальной адаптации в широких сферах социальной жизни. В частности, Р.Мейли110 приводит данные, согласно которым удовлетворенность физическим обликом имеет высокую корреляцию с удовлетворенностью своими психическими качествами. В таких случаях, когда собственный физический недостаток ясно осознается и фрустрирует личность, могут развертываться процессы компенсации и сверхкомпенсации. Однако они не являются единственными адаптивными стратегиями личности, у которой образовался фрустрирующий образ собственного тела и, следовательно, комплекс неполноценности. У других людей, недовольных своей внешностью, преобладающей адаптивной стратегией становится агрессивность, одновременно у них развиваются такие черты характера, как мнительность и пессимистичность. Человеку кажется, что из-за его физического недостатка окружающие плохо относятся к нему или не принимают его всерьез: он становится раздражительным и агрессивным, и окружающие действительно начинают не любить его, "подкрепляя" тем самым его первоначальную установку. Такой результат приводит к вторичным фрустрациям, отсюда – к дальнейшему усилению агрессивных реакций.

Описывается еще один вариант приспособления у людей с физическим недостатком. Этот вариант состоит в том, что такие люди приспосабливаются к установкам окружающих. Например, к низкорослым многие люди склонны относится покровительственно, как к "маленьким" не только по росту, но и по возрасту. Можно оскорбляться этим и затевать конфликты, а можно и в самом деле вести себя инфантильно, пользуясь покровительством "больших". Любая из этих адаптивных стратегий может привести к временному "устойчивому состоянию".

С другой стороны, "физическое Я", в некоторой степени меняется. Далее, оно несет в себе несколько функций, особенно если рассматривать его более широко, не только как образ тела, но и одежду, атрибутику и т.д. С одной стороны, это функция идентификации с некоторой социальной группой. Так, существуют такие понятия как "молодежная прическа", "деловой костюм". Но образ или имидж служит также для определенных знаков относительно своей индивидуальности. Как считают Дж.Кокс и С.Дайнов111, люди часто прячутся за одеждой, одеваясь либо классически, либо "ярко наступательно", частью "выставки" являются украшения, духи и одеколоны. Люди подчеркивают тем самым свои взгляды, юмор, сексуальность. При этом исследователи также полагают, что эти изменения вполне могут дать человеку возможность чувствовать себя соответственно, а не только казаться таковым для других.

Как считает Е.Т.Соколова112, в самосознании физического Я присутствуют два компонента – когнитивный и эмоциональный. Когнитивный компонент – совокупность представлений индивида о своей внешности, или, в других терминах, набор признаков, в которых он ее описывает. Хотя многие из признаков выглядят чисто описательными, большинство из них допускает возможность количественной оценки. Два уровня сравнительной оценки признака достаточно очевидны: а) интерсубъектный, на котором сравнение происходит в рамках сопоставления "Я – Другой" по принципу "больше или меньше, чем у другого (других)"; б) интрасубъектный, где сравнение происходит в рамках сопоставления "Я-Я", например во временной перспективе: "Я наличное – Я прошлое", либо в пространственно-временной перспективе: "Я в одной ситуации – Я в другой ситуации", либо в аспекте желаемого: "Я наличное – Я идеальное" и т.п. Таким образом, функционирование физического Я в целом не сильно отличается от иных компонентов самосознания.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 1404
Категория: Библиотека » Общая психология


Другие новости по теме:

  • "ПОКРОВЫ", "ТЕЛА" и "ПЛАНЫ": СВОДНАЯ ТАБЛИЦА | СВОДНАЯ ТАБЛИЦА ПОКРОВЫ, ТЕЛА, ПЛАНЫ И СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ИМ
  • В. В. Иванова. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ | Самосознание как предмет философского познания Проблема самосознания относится
  • В. В. Иванова. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ | Примечания Гарнцев М.А. Проблема самосознания в западноевропейской философии
  • В. В. Иванова. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ | Резюме Итак, самосознание личности является, безусловно,сложным по структуре,
  • В. В. Иванова. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ | Личностное Я В структуру настоящего Я включают то,
  • В. В. Иванова. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ | Имя собственное. Имя как знак Это звено структуры
  • В. В. Иванова. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ | Самопринятие. Структура феномена Принятие себя, по определению С.Л.Братченко
  • В. В. Иванова. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ | Смысл жизни Как считает В.Н Колесников, при отсутствии
  • В. В. Иванова. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ | Жизненный путь Проблема психологического времени человека практическивсегда рассматривалась
  • В. В. Иванова. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ | Жизненное пространство в самосознании Прежде чем перейти к
  • В. В. Иванова. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ | ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ СТРУКТУРЫ САМОСОЗНАНИЯ Здесь мы находим еще
  • В. В. Иванова. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ | Личностные типы сознания Я 150 обществоЦенностиПроблемность социального мышленияОптимизм
  • В. В. Иванова. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ | Психологический подход к самосознанию. Общие теории самосознания Часто
  • В. В. Иванова. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ | Самореализация и самоактуализация Многими исследователями в связи со
  • А. Миллер. ДРАМА ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА И ПОИСК СОБСТВЕННОГО Я | Послесловие После выхода книги Драма одаренного ребенка прошло
  • А. Миллер. ДРАМА ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА И ПОИСК СОБСТВЕННОГО Я | I I I ПРЕЗРЕНИЕ КАК ЗАКОЛДОВАННЫЙ КРУГ К
  • А. Миллер. ДРАМА ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА И ПОИСК СОБСТВЕННОГО Я | I I ДЕПРЕССИЯ И СТРЕМЛЕНИЕ К ВЕЛИЧИЮ 150
  • А. Миллер. ДРАМА ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА И ПОИСК СОБСТВЕННОГО Я | I. ДРАМА ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА, ИЛИ КАК СТАНОВЯТСЯ ПСИХОТЕРАПЕВТАМИ
  • А. Миллер. ДРАМА ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА И ПОИСК СОБСТВЕННОГО Я | Обращение редактора к читателям Ну вот, 150 возможно
  • КОНЦЕПЦИИ ЦЕЛОСТНОСТИ | ГЛАВА 1ГЕНЕЗИС КОНЦЕПЦИИ ЦЕЛОСТНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ Обычно
  • И. С. Кон. В ПОИСКАХ СЕБЯ | Мочь, сметь и уметь ...Не только музыке надо
  • И. С. Кон. В ПОИСКАХ СЕБЯ | Выбор и ответственность Чтобы быть, нужно сначала принятьна
  • И. С. Кон. В ПОИСКАХ СЕБЯ | Глава пятая СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕHHОСТЬ Генезис морального Я
  • И. С. Кон. В ПОИСКАХ СЕБЯ | От самоопределения к самореализации Мыслю юность, как цирковую
  • И. С. Кон. В ПОИСКАХ СЕБЯ | Биография и судьба Все человеческие судьбы слагаютсяслучайно, в
  • И. С. Кон. В ПОИСКАХ СЕБЯ | Глава вторая ДОРОГА ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ У истоков
  • И. С. Кон. В ПОИСКАХ СЕБЯ | ЧАСТЬ ВТОРАЯ: СТАHЬ ТЕМ, ЧТО ТЫ ЕСТЬ Глава
  • И. С. Кон. В ПОИСКАХ СЕБЯ | Марксистский гуманизм ...Развитие способностей родачеловек, хотя оно вначале
  • И. С. Кон. В ПОИСКАХ СЕБЯ | Крушение богоподобного Я Маленькая рыбка сказала морскойцарице: Я
  • И. С. Кон. В ПОИСКАХ СЕБЯ | Глава пятая КРИЗИС ЧЕЛОВЕКА И СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ АЛЬТЕРHАТИВА Освобождение



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь