Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений. Занятие «Моё имя»
Цели
- способствовать гармонизации осознания ребенком своего имени;
- учить обращаться друг к другу по имени, запоминать имена своих товарищей;
- развивать эмпатию и навыки общения.
Оборудование
- кукла;
- колокольчик;
- индивидуальные листки на каждого ребенка и цветные карандаши.
Ход занятия
Скачать: Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений. Занятие «Моё имя» (материалы к проекту)"
Педагог. Здравствуйте, дети! Сегодня к вам пришла гостья – кукла. Давайте с ней познакомимся. Когда знакомятся, всегда спрашивают: «Как тебя (или вас) зовут?» Вот давайте и познакомимся с куклой и спросим, как ее зовут.
Кукла называет свое имя – Маша.
Упражнение «Приветствие»
Педагог. Для этого я возьму колокольчик, подойду к кому-то из вас и позвоню около ушка, пропою его имя и приветствие: «Миша, доброе утро!» Миша отвечает: «Доброе утро». Теперь уже Миша берет колокольчик и подходит к тому, чье имя он хочет пропеть, итд.
Педагог подходит к ребенку, приветствует его, звеня колокольчиком. Ребенок берет колокольчик и подходит к следующему ребенку с приветствием. Так дети всей группы поприветствовали друг друга. Если ребенок забыл имя кого-то из детей, педагог помогает ему.
Педагог. А теперь давайте и мы назовем кукле наши имена.
Упражнение «Приветствие»
Педагог. Для этого я возьму колокольчик, подойду к кому-то из вас и позвоню около ушка, пропою его имя и приветствие: «Миша, доброе утро!» Миша отвечает: «Доброе утро». Теперь уже Миша берет колокольчик и подходит к тому, чье имя он хочет пропеть, итд.
Педагог подходит к ребенку, приветствует его, звеня колокольчиком. Ребенок берет колокольчик и подходит к следующему ребенку с приветствием. Так дети всей группы поприветствовали друг друга. Если ребенок забыл имя кого-то из детей, педагог помогает ему.
Педагог. Кукла Маша тоже захотела, чтобы и ее имя пропели. Давайте вместе пропоем: «Маша». А сейчас кукла Маша хочет посмотреть, как вы умеете говорить громко и тихо.
Игра-упражнение «Скажи как я»
Педагог. Послушайте внимательно, как я произнесу ваши имена: громко или тихо, и вы их повторите так же.
Педагог произносит имена то громко, то тихо. Ответы детей могут быть как индивидуальные, так и групповые.
Педагог. А теперь встаньте в кружок. Кукла Маша хочет посмотреть, как вы умеете делать зарядку.
Игра-имитация «Имена»
Педагог. Я буду произносить имя одного из вас и выполнять какое-то действие, а вы его повторяйте.
Варианты заданий: произнести имя и прохлопать его, держа руки прямо, вверху над головой, внизу; произнести имя и хлопать по коленям; при произнесении имени присесть наклониться вперед, подпрыгнуть, повернуться, топнуть ногой итп.
Педагог. А сейчас давайте отдохнем.
Игра «Ласковые слова»
Педагог. Кукла Маша попросила меня сказать вам ласковые слова.
Педагог выбирает по очереди ребенка, ставит его рядом с собой, ласково смотрит на него, гладит его по голове, побуждая его внимательно слушать.
Педагог. Я на Коленьку (или называется другое имя), на моего милого погляжу, про хорошего расскажу. Посмотрите, у Коленьки ясные глазки. Посмотрите, какай наш Коленька добрый, ласковый. А какой наш Коленька сильный и ловкий. А как мой дорогой замечательно поет: «Ля-ля-ля».
Педагог побуждает ребенка вместе с ним спеть «ля-ля-ля» и похлопать в ладоши.
Педагог. Кукла Маша хочет проверить, как вы запомнили имена друг друга.
Игра-загадка «Постарайся отгадать
Педагог. Садитесь на коврик.
Один ребенок – водящий — поворачивается к нам спиной. Дети по очереди дотрагиваются до его плеча, спинки, гладят его и говорят:
Раз, два, три, четыре, пять,
Постарайся отгадать.
Я с тобою рядом тут,
Скажи, как меня зовут.
Водящий ребенок пытается отгадать, кто же его погладил. Если ребенок не может произнести все слова, тогда первые три строчки говорит педагог (или вместе с остальными детьми), а четвертую – ребенок сам либо вместе с педагогом. Если водящий никак не может правильно угадать, он поворачивается лицом к играющим и ему показывают, кто его гладил, а он просто пытается вспомнить и назвать по имени этого ребенка.
Педагог. Кукле Маше понравилось у нс в гостях, но ей пора домой. А на прощанье давайте подарим Маше рисунки с вашими именами.
Рисование на тему «Раскрась имя»
Педагог. Откройте альбомы. На первом листочке написано ваше имя (имя написано объемными буквами). Раскрасьте буковки внутри разноцветными карандашами.
Домашнее задание для родителей!!!
- Расскажите ребенку, что у каждого человека, как и у него, есть имя. Попросите, чтобы ребенок назвал свое имя. Скажите ребенку, что его имя можно назвать по-разному, например: Саша, Сашенька, Санечка, Сашок, Сашуля.
- Попросите ребенка назвать имена мамы, папы, бабушки, дедушки, брата или сестры.
- Разучите с ребенком стихотворение с движениями, подставляя настоящее имя ребенка.
Катя, Катя маленькая, Присесть.
Катенька удаленькая, Погладить руками по голове.
Пройди по дороженьке, Шагать на месте.
Топни, Катя, ноженькой. Топнуть ногой.
(Русская народная потешка)
Ваня, Ваня маленький, Присесть.
Ванечка удаленький, Погладить руками по голове,
Пройди по дороженьке, Шагать на месте.
Топни, Ваня, ноженькой. Топнуть ногой.
Занятие «Кто такой «Я»
Цели
научить детей различать индивидуальные особенности своей внешности, лица, роста, возраста;
развивать у детей умение мысленно воспроизводить образ себе подобного через собственное видение человека;
учить детей выделять общие и отличительные признаки человека и его подобия – куклы.
Оборудование
Зеркало;
Кукла Аленушка;
Магнитофон;
Аудиокассета с записью веселой музыки;
Индивидуальные альбомы, карандаши.
Ход занятия
Педагог. Доброе утро, дети! Садитесь поудобнее.
Педагог показывает детям куклу.
АЛЕНУШКА
А у нас есть девочка, Как у нашей дочки
Звать ее Аленушка. Розовые щечки.
Девочка-припевочка, Как у нашей птички
Круглая головушка. Темные реснички…
Целый день «уа-уа» -
Вот и все ее слова.
(Е. Благинина)
Посмотрите, какая красивая кукла к нам пришла. Вы запомнили, как ее зовут? (Аленушка.) Расскажите, как выглядит наша кукла.
Педагог побуждает детей использовать слова из стихотворения.
Педагог. Кукла Аленушка хочет посмотреться в зеркало. Кого она там увидит? (Себя.) Правильно: в зеркале всегда отражается тот, кто в него смотрит. С помощью этого зеркала можно узнать, как мы выглядим.
Упражнение «Отражение в зеркале»
Дети по очереди смотрятся в зеркало. Педагог помогает детям рассказать о своей внешности: волосы светлые, черные, коричневые, длинные, короткие; нос курносый, прямой итд. Затем педагог привлекает внимание детей к особенностям их внешности, делает вывод о разнообразии во внешнем облике, подчеркивает, что каждый – особенный и красивый.
Педагог. В зеркало мы посмотрелись, а теперь – поиграем.
Подвижная игра «Дотронься до…»
Педагог. Вы все одеты по-разному. Я буду говорить: «Дотронься до…синего!» Все должны быстро сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого цвета.
Затем педагог просит дотронуться до того, на ком надет джинсовый сарафан, черные шорты, кто самый высокий, у кого самые светлые волосы и др.
Педагог. А теперь давайте посмотрим на нашу куклу Аленушку и на Таню (выбирается одна девочка из подгруппы).
Упражнение «Ребенок и кукла»
Педагог. Чем кукла похожа на девочку, а чем отличается?
Дети высказывают свои предположения. Педагог поощряет высказывания детей типа: «У меня две руки и две ноги, и у куклы тоже», «У куклы короткие волосы, а у меня длинные», «Я живая, а кукла хоть и двигается, но все равно не живая, а только кукла» и др.
Педагог. А сейчас я вам буду загадывать загадки.
Дети сидят в кругу.
Игра-загадка «Угадай, кто это?»
Педагог. Я буду рассказывать о ком-нибудь из вас: какой он (а), какого цвета волосы, глаза, какое лицо, во что одет, а вы угадаете, о ком я говорю. Например, это девочка. У нее светлые длинные волосы, синие глаза, курносый носик; одета в красное платье с белыми горошинами.
Выслушав рассказ, дети угадывают, о ком шла речь. Тот, кто первым угадает, подходит к узнанному по описанию ребенку, выводит его в середину круга к рассказчику, и они втроем, взявшись за руки, шагают под пение всех детей (включить музыку).
Станьте, дети,
Станьте в круг,
Станьте в круг,
Станьте в круг,
Я твой друг,
И ты мой друг,
Добрый, добрый друг.
Ля-ля-ля, ля-ля-ля.
На слова «Ля-ля-ля» все дети хлопают в ладоши, весело кружатся. Игру можно повторять многократно.
Педагог. А теперь давайте порисуем в альбомах.
Рисование на тему «Моя ладошка»
Педагог. Возьмите в одну руку карандаш, а другую, свободную ладошку положите на серединку листа. Аккуратно обведите каждый пальчик. И вот у каждого получилась нарисованная ладошка.
Лети рисуют карандашами, цвет которых выбирают на свое усмотрение.
Педагог. Давайте вспомним, чем мы занимались на занятии.
Педагог коротко напоминает детям игры и упражнения, в которые они играли. Дети подсказывают, если педагог что-то «забыл».
Педагог. До встречи!
Домашнее задание для родителей!!!
- Сядьте с ребенком перед большим зеркалом. Расскажите ребенку о его внешности. Например: «Ты – мальчик. У тебя короткие светлые волосы, голубые глаза, курносый носик с веснушками. Ты одет в синюю рубашку и джинсовые шорты итп» Побуждайте ребенка внимательно рассмотреть себя.
- Продолжая сидеть перед зеркалом, начните читать текст рифмовки. Дотрагивайтесь до тех частей тела, о которых в данный момент говорится. Попросите ребенка выполнять все движения вместе с вами (упражнение «Малютка и я»).
Посмотри, малютка, — это я, И носик у тебя.
А это деточка моя. У меня два уха,
У меня глазки есть, Два ушка у тебя.
И глазки у тебя. Это ты, а это я,
У меня есть нос, Крошка, деточка моя.
Рисование на тему «Моя ладошка»
Педагог. Возьмите в одну руку карандаш, а другую, свободную ладошку положите на серединку листа. Аккуратно обведите каждый пальчик. И вот у каждого получилась нарисованная ладошка.
Лети рисуют карандашами, цвет которых выбирают на свое усмотрение.
Тема: «Мои игрушки»
Цели
- учить детей определять свои предпочтения по отношению к игрушкам;
- развивать познавательную активность и способность к целенаправленным усилиям,
которые приводят к построению обязательного образа воспринимаемой формы.
Оборудование
- кукла-мальчик;
- игрушки контрастной формы средних размеров (пирамидка, мячик, пупсик, неваляшка,
птичка, кубик, машинка, и др.);
- мешочек из мягкой непрозрачной яркой ткани, который задергивается на шнуре;
- альбомы и цветные карандаши для каждого ребенка.
Ход занятия
Педагог. Здравствуйте, ребята! Посмотрите, кто к нам сегодня пришел (достает куклу). Это
Андрюшка. А посмотрите, что принес с собой Андрюшка.
В кузове большой машины находятся игрушки контрастной формы средних размеров, хорошо знакомые детям. Это могут быть следующие игрушки: пирамидка, мячик, пупсик, неваляшка, птичка, кубик, машинка и др. Педагог показывает игрушки детям, читает стихотворение:
Игрушки для Андрюшки
Все игрушки в детский сад
Взял с собой Андрюшка.
Очень рады все ему
И его игрушкам.
(Ю. Марков)
Педагог. Давайте повнимательнее рассмотрим игрушки.
Игра-упражнение «Возьми игрушку»
Педагог. Я буду шепотом называть одну из игрушек, лежащих в кузове машины, рядом сидящему ребенку. Этот ребенок так же шепотом должен назвать его соседу.
Слово передается по цепочке. Ребенок, который услышал слово последним, встает и отыскивает нужную игрушку и громко называет ее. Затем этот ребенок становится первым звеном цепочки.
Педагог. Эти игрушки привез Андрюшка, а теперь вы вспомните свою самую любимую игрушку.
Упражнение «Назови любимую игрушку»
Педагог. Расскажите о своей игрушке: какого она цвета, размера, как с ней можно играть. Педагог по необходимости оказывает детям помощь, задавая наводящие вопросы.
Педагог. Как много вы вспомнили игрушек. И в них любят играть дети. Дети любят играть и в куклы.
Игра-упражнение «Куклы»
Педагог. Вот и мы с вами сейчас поиграем в куклы. Но куклы у нас будут живыми. Вам нужно разделиться на пары. В куклу-девочку или в куклу-мальчика превратится один из пары.
Затем педагог предлагает помыть кукле руки, каждый пальчик в отдельности, потом покормить обедом, поправить одежду и др. После окончания игры педагог обсуждает с детьми, как они чувствовали себя в роли кукол, понравилось ли им быть в роли кукол.
Педагог. А сейчас мы поиграем в прятки.
Игра-упражнение «Отгадай, что в мешочке»
Педагог. Но прятки будут особенные, потому что прятаться будут не дети, а игрушки. Вот они эти игрушки (показывает набор игрушек Андрюшки). Прятаться игрушки будут в мешочек. Все мы выберем какую-нибудь игрушку и положим ее в мешочек. А искать будет тот, кого я назову.
Педагог показывает детям, как искать: нужно просунуть руку в мешочек через узенькое отверстие, потрогать рукой спрятанную там игрушку и по форме, материалу отгадать, что это такое. Затем педагог выставляет перед детьми игрушки и задает им вопросы, направляющие их на зрительное обследование формы предметов: что это такое? Что у него есть? (Назови части предмета. Какие на ощупь: мягкие или твердые и др.) Педагог подзывает к себе одного из наиболее смелых и смышленых детей и предлагает ему отойти подальше, повернуться к стенке, закрыть глаза. Предупредив остальных участников игры о необходимости сохранять тишину и о том, что нельзя называть игрушку, которая прячется, педагог вызывает еще одного ребенка и предлагает ему выбрать одну игрушку и положить ее в мешочек. Затем ребенок начинает «искать» игрушку, ощупывая ее рукой, называет спрятанный предмет, вынимает из мешочка и показывает остальным детям. Если он отгадал загадку, то будет награжден аплодисментами. Выбирается новый ребенок, игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все игрушки.
Педагог. А теперь давайте нарисуем на память Андрюшке одну из его игрушек.
Рисование на тему «Игрушка»
Педагог. Давайте посмотрим, какого цвета игрушка? Какой формы? Из каких частей состоит? О чем мы говорили сегодня?
Дети рисуют.
Педагог. До встречи!
Домашнее задание для родителей
- Пройдите с ребенком в его игрушечный уголок и предложите ему выбрать 4-5 игрушек.
- Поиграйте с ребенком в «Магазин игрушек». Скажите ребенку: «У нас открылся магазин игрушек. Посмотри, сколько в нем красивых игрушек! Ты будешь продавцом, а я — покупателем. Я буду покупать игрушку. Но чтобы купить ее, нужно выполнить одно условие: не называть игрушку, а рассказать о ней. По моему рассказу ты узнаешь игрушку и продаешь ее мне. Итак, магазин открылся».
- Здравствуйте! Я хочу купить игрушку. Она круглая, резиновая, умеет прыгать, с ней можно играть в футбол.
Ребенок должен узнать мяч по описанию и отдать его вам. Затем вы предлагаете ребенку еще 1-2 алгоритма описания игрушек. А потом предложите поменяться ролями: ребенок становится покупателем и ему нужно будет самостоятельно описать игрушку. Если ребенок затрудняется, помогите ему, задавая наводящие вопросы.
3. Пусть ребенок выберет одну игрушку. Помогите нарисовать ее. Раскрасит ее пусть ребенок сам.
Тема: «Мои любимые сказки»
Цели
- учить детей определять свои предпочтения по отношению к сказкам и сказочным
героям;
- развивать творческое воображение ребенка, способствовать освоению образных
движений.
Оборудование
- магнитофон;
- аудиокассета с записью звуков леса;
- мяч «Колобок»;
- альбомы и цветные карандаши для каждого ребенка.
Ход занятия
Педагог. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправимся в путешествие. Мы все вместе погуляем по сказочному лесу, послушаем, какие звуки слышны в этом необычном лесу, и, может быть, кого-нибудь там встретим... А может быть, они будут добрыми и веселыми — те, кого мы найдем в загадочном лесу, — и тогда веселые игры и интересные занятия нас ждут впереди. Вы согласны отправиться со мной в это увлекательное путешествие? Тогда приготовьтесь — мы отправляемся...
Присказка
Летела сова — веселая голова. И опять полетела.
Вот она летела, летела и села, Летала, летала и села.
Хвостиком повертела Хвостиком повертела.
Да по сторонам посмотрела... Да по сторонам посмотрела...
Это присказка.
А сказка?
Сказка вся впереди.
(Русское народное
творчество)
Педагог. Мы отправляемся в сказочный лес (включает кассету с записью звуков леса).
Добрый день, старый лес!
Полон сказочных чудес!
Мы идем гулять сейчас
И зовем скорее вас!
(Н. Воронова)
Педагог. Посмотрите, кто нам повстречался.
Игра-упражнение «Колобок»
Педагог. Кто это? (Колобок.) Мы с вами встаем в круг и будем катать друг другу мяч — «Колобок». Тот, к кому попадает «Колобок», должен сказать ему несколько слов или задать вопрос, т.е. Спросить о чем-либо. Например:
- Как тебя зовут?
- Колобок, я знаю, из какой ты сказки.
- Колобок, давай с тобой дружить.
- Приходи ко мне в гости, Колобок... и др.
Педагог. После того как вы сказали слова Колобку, передавайте его соседу или кому захотите.
Дети садятся в круг и играют. Педагог помогает тем, кто затрудняется в выборе.
Педагог. А теперь садитесь на стульчики. Колобок хочет спросить есть ли у вас любимые сказки?
Рассказы детей «Моя любимая сказка»
Педагог. Назовите сказку. В сказках у нас живут разные звери, птицы, люди. Они называются «сказочные герои». Назовите своего любимого героя.
Дети вспоминают названия сказок и рассказывают, о чем они.
Педагог. А сейчас Колобок расскажет вам, кого он повстречал, гуляя по сказочному лесу.
Игра-имитация «Лесная зверобика»
Педагог. Мы будем слушать и этих зверей изображать. Вставайте каждый на свою тропинку леса.
Мышка, мышка, Мягкий, пружинистый шаг, спина
Серое пальтишко. слегка прогнута вперед, «лапки» перед
Мышка тихо идет, грудью.
В норку зернышко несет.
А за мышкой шел медведь, Ноги слегка расставлены, колени чуть
Да как начал он реветь: согнуты, корпус прямой. Пружинистый
«У-у! У-у! шаг на всей ступне. Руки перед
Я вразвалочку иду!» грудью слегка согнуты в локтях, словно
мишка держит бочонок с медом.
А веселые зайчата — Легкие прыжки, ноги мягко пружинят в
Длинноухие ребята — коленях, руки перед грудью, кисти свободно
Прыг да скок, прыг да скок опущены.
Через поле за лесок.
Шел по лесу серый волк, Широкий пружинистый шаг с чуть
Серый волк — зубами щелк! наклоненным вперед корпусом. Руки
Он крадется за кустами, попеременно выносятся вперед.
Грозно щелкает зубами.
Вот лягушка по дорожке Прыжки из положения «вприсядку»,
Скачет, вытянувши ножки, колени разведены.
По болоту скок-скок-скок,
Под мосток — и молчок.
Птички в гнездышках Легкий бег врассыпную; птички чистят
проснулись, крылышки, машут хвостиком
Улыбнулись, встрепенулись: (руки сзади, ладошками друг к другу);
«Чик-чирик, всем привет! легко прыгают.
Мы летаем выше всех!»
(Н. Воронова)
Педагог. И полетели птички на свои места и превратились опять в ребят. И вот пора нам прощаться со сказочным лесом и его сказками.
До свидания, старый лес,
Полный сказочных чудес!
По тропинкам мы гуляли,
На полянке поскакали.
Подружились мы с тобой,
Нам теперь пора домой.
(Н. Воронова)
Педагог. А на прощанье давайте нарисуем тех, кто нам повстречался в нашем путешествии. С кем мы встречались? (Колобок, мышка, медведь, зайчик, волк, птицы.) Откройте альбомы и нарисуйте одного из этих сказочных героев.
Рисование на тему «Сказочный герой»
Дети рисуют в альбомах.
Педагог. О чем мы сегодня говорили?
Ответы детей.
Педагог. Дома выберите с мамой книжку с любимой сказкой и прочитайте ее.
До встречи!
Домашнее задание для родителей
- Вместе с ребенком отберите 2-3 сказки, желательно русские народные, которые вы ему читали. Например: «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок», «Козлятки и волк», «Репка», «Лиса, заяц и петух», «Маша и медведь», «Снегурушка и лиса», «Кот, петух и лиса», «Петушок и бобовое зернышко».
- Спросите у ребенка, какая сказка нравится ему больше всего. Перечитайте сказку, рассмотрите картинки. Спросите, кто живет в этой сказке (какие животные, люди). Ребенок должен назвать героев этой сказки. Выясните у ребенка, кто из героев ему нравится больше всего.
- Нарисуйте вместе с ребенком этого наиболее симпатичного ему героя. Раскрасит его ребенок сам. Подпишите название сказки. По готовому рисунку составьте вместе с ребенком описание этого сказочного героя. Например: это Колобок, он круглый, желтый, румяный, веселый.
ГБОУ Начальная школа – детский сад №1674
Воспитатель: Демянко Татьяна Вячеславовна
|