Ермакова Нурия Насимовна. Использование развивающих игр в интеллектуальном развитии детей. Из опыта работы.

Использование развивающих игр в интеллектуальном развитии детей. Из опыта работы.Путь, который ребенок проходит в своем развитии в дошкольные годы огромен, за это время он приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. На протяжении дошкольного детства "складывается" человек. Те изменения, которые происходят в развитии ума ребенка-дошкольника, удивительны и неуловимы. Тем не менее, это удивительное и неуловимое надо увидеть и понять.
Перемены последних лет показали несостоятельность "стандартной личности". Сегодня нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не бояться этого.

Помочь в формировании такой личности может "Развивающее обучение".
Активно используя в работе элементы развивающего обучения, убедилась, что у детей обогащается круг представлений, растет словарный запас, развиваются творческие способности. Развивающие игры помогают формировать диалектику и логику, преодолеть застенчивость, замкнутость, робость. Маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а .попав в трудную ситуацию, самостоятельно находить оригинальные решения.
Изучив широко известные книги: Б.Н.Никитина "Ступеньки творчества или развивающие игры", З.М.Богусловского "Развивающие игры", Л.А.Венгера "Игры и упражнения по развитию умствен¬ных способностей детей", М.И."Чистяковой "Психогимнастика", учебно-методические пособия, разработанные коллективом научного центра имени Л.А.Венгера, а также ряд других изданий, я поняла, что развивающие игры способны помочь научить детей фантазировать, придумывать, исследовать, помочь им почувствовать радость от маленьких, но самостоятельно сделанных открытий. Учитывая все эти возможности, я создала в группе студию "Развивающее обучение".
Прежде чем начать работу, провела диагностику развития у детей памяти, внимания, воображения, других мыслительных процессов. Предложенные детям тесты помогли разделить детей на подгруппы по уровню развития.
Затем, опираясь на результаты диагностики, я составила перспективный план работы, где отразились следующие задачи:

  • * Развитие коммуникативных качеств.
  • * Развитие воображения, как основы творческой деятельности.
  • * Развитие образной, ассоциативной памяти, внимания.
  • * Формирование нестандартного мышления.
  • * Развитие координации и мелкой моторики.
  • * Развитие представлений об окружающем мире и о себе.
  • * Ориентировка в пространстве.

Обучение рассчитано на четыре года, начиная со II младшей группы.
  • 1 год обучения Развитие речи. Развитие координации и мелкой моторики. Развитие коммуникативных качеств.
  • 2 год обучения Развитие образной, ассоциативной памяти, внимания.
  • 3 год обучения Развитие воображения, как основы творческой деятельности.
  • 4 год обучения Формирование нестандартного мышления.
Задачи распределяются по всем возрастам. Методика моих занятий направлена на развитие:
  • 1) Творческого воображения (через нестандартный взгляд на систему, преодоление психологических стереотипов и использование методов фантазирования).
  • 2) Памяти и внимания (через систему специальных игр с использова¬нием методов ассоциаций).
  • 3) Речи (через пальчиковые игры, игры со словом и звуком, методы сочинения сказок).
  • 4) Логического мышления, пространственного воображения (через развивающие игры).
  • 5) Коммуникативных качеств (через психотехнические игры и театрализацию).
  • 6) Координации и мелкой моторики.
В младшей группе начинала с простого: с малышами развивала речь, координацию, мелкую моторику, учились общаться, пересказы¬вая стихи, играя пальчиками.
В д/играх "Что катится?", "Построим башню", "Найди такой же" и др. Сравнивая разнообразные предметы с образцами-эталонами, дети стали различать шесть цветов спектра, пять геометрических фигур, три градации величины (большой, средний, маленький).
Играя с именами ("Круг имен", "Ласковое имя", "Передай по кругу" и т.д.) дети полюбили себя, свое имя, свое "я".
Через игры на выражение эмоций ("Золотые капельки", "Король Боровик", "Солнышко и тучка" и т.д.), дети научились контролиро¬вать свои эмоции.
Подражая звукосочетанию персонажей сказок (му-му, гав-гав, ква-ква и т.п.), дети стали четче произносить звуки.
С возрастом задачи усложнились, усложнился и дидактический материал. В средней группе кроме прежних задач, добавила развитие представлений об окружающем мире и о себе, ориентировку в пространстве, развитие образной, ассоциативной памяти и внимания.
Развитие представления об окружающем мире и о себе начала со знакомства с ближнего, самого себя, своей семьи
(рассматривали семейные фотоальбомы, рассказывали о своих близких, их нравах, семейных традициях).
В играх "Назови предмет", "Что за чем" и т.д., учились устанав¬ливать взаимосвязь между явлениями живой и неживой природы.
Очень понравились детям игры: "Что где?", "Лабиринт", "Найди клад", и т.п. Дети с удовольствием учились составлять план, ориенти¬роваться на местности и в помещении.
Выполняя задания "Уникуб", "Собери квадрат", "Сложи узор" и др., учила детей последовательно составлять целое из частей.
Большой интерес вызывали игры "Что было, есть и будет?", "Что изменилось?", "Что похоже на...?", "Я знаю". Дети по памяти создавали образ с помощью схемы, предлагаемой на образце. Тем самым, все больше развивалось внимание детей, активизировались мыслительные процессы.
Рассказывая детям сказки -"Смоляной бычок", "Пых", "Заяц и лиса" и др., учила детей использовать элементы замещения персона¬жей при пересказе (кружки разного цвета и размера, полосочки и др. модели).
Игровые упражнения: "Цепочка слов", "Съедобное-несъедобное", разного рода языколомки и скороговорки помогли мне научить детей видоизменять слова, выделять нужный звук в слове.
Обыгрывая персонажей сказок дети научились выражать свои эмоции в мимике.
Взрослели дети и усложнялись задачи. В старшей группе больше внимания уделяла развитию воображения, - как основы творческой деятельности, и формированию логического мышления. Основой всей работы остались развивающие игры, но варианты их стали сложнее, использовала больше игр на создание новых образов: "Волшебная мозаика", "Где чей дом?", "Наоборот", "Пазлы", "Составь из палочек". Рисование, аппликация, конструирование способствует активному развитию воображения. Дети после прочтения сказок "Красная Шапочка", "Снежная Королева", "Двенадцать месяцев" и т.д. лепили героев сказок из соленого теста, на следующем занятии оформляли свои фигурки цветной бумагой, аракалом, гуашью, природным материалом. Из конструктора "Лего", крупного строительного материала, кубиков, коробок строили жилище для своих героев (замок Снежной Королевы, домик Красной Шапочки и т.д). После прочтения произведений о природе (Тютчева, Пушкина, Я.Акима и др. поэтов) дети рисовали пейзажи нетрадиционными способами (по мокрому, на мятой бумаге, через тюль, палочками, листиками, перышками, пальчиками и т.п.), составляли картинки из природного материала и соленого теста, выполняли аппликацию из подручного материала (рваная бумага, фантики, вата, крупы и др.).
Продолжала работу по укреплению эмоциональной сферы детей, с помощью упражнений психогимнастики "Разное настроение", "Хорошо в осеннем лесу", "Минутка шалости". Выразительность движений (имитация движений животных или явлений природы) развивается в таких играх: "Танцующие человечки", "Каждый спит", "Волны" и др.
Предлагала детям этюды на выражение различных чувств: удовольствия, радости, горя, гнева и т.д. - "Злой и добрый", "Два клоуна", "Греемся на солнышке". Дети мимикой и жестами изображали как им тепло на солнышке, холодно под дождем, как они радуются, злятся и т.п.
Готовила интересные задания в тетрадях "Подарок зайчику", "Елочка" и т.д, заштриховка моделей разными способами ( ; ; ), дорисовывание, обводка по точкам, клеткам. Это помогло мне развить у детей мелкую моторику рук, внимание, глазомер, ориенти¬ровку на листе, усидчивость.
Совместно с детьми велась и работа с родителями. Провела консультации "Развивающие игры", "Кубики Никитина", "Сложи узор", "Пальчиковые игры". Родители присутствовали на всех открытых мероприятиях. Для них провела выставки работ детей. Совместно с детьми готовила подарки родителям к различным праздникам. Родители свободно посещали занятия в нашей студии, это помогло им глубже понять своих детей и познакомиться с различными развивающими играми. Свое мнение о работе нашей группы родители высказывали как в устной, так и в письменной форме.
В конце каждого учебного года проводила диагностику детей для определения уровня развития. Тесты показали, что дети освоили конструктивные умения, научились ориентироваться в графических схемах, овладели пространственными отношениями, научились пересказывать произведения, пользуясь условными обозначениями.
Хорошо владеют методами психогимнастики. Они стали более активными, любознательными, эрудированными, организованными.
Автор: Ермакова Нурия Насимовна


ДОУ№ 51, город Альметьевск, Татарстан.

Руководитель ДОУ  Сахавова Галина Ивановна.

Просмотров: 556
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Радюкова Е.В.. Кукушкина М.В.. «Формирование логического мышления у детей с задержкой психического развития через развивающие игры»
  • Ершова Ирина Леонидовна. Развитие умственных способностей детей через развивающие игры.
  • Костыгина Юлия Юрьевна. Развивающие игры с дошкольниками для развития внимания и памяти
  • Ямгутдинова Елена Анатольевна. Конспект занятия «Игры на развитие зрительной памяти, произвольного внимания с детьми 3-4 лет»
  • Волкова Галина Николаевна. «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через дидактические игры»
  • Подольская Ксения Каримовна. Дидактические и развивающие игры: «Развитие крупной и мелкой моторики рук в средней группе»
  • Ткаченко Светлана Владимировна. ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ, ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ
  • Варламова Светлана Станиславовна. Игры на развитие внимания, памяти и наблюдательности «Смотри и запоминай»
  • Шибаршина Татьяна Александровна. Работа с родителями по развитию мелкой моторики рук у дошкольников с частичной потерей зрения через развивающие игры
  • Фёдорова Елена Валентиновна. Развитие познавательного интереса у дошкольников через развивающие игры.
  • Каталкина Римма Львовна. Методическая разработка 'Развитие речи через развитие воображения у детей дошкольного возраста'
  • Ячменева Анна Вячеславовна. Перспективный план «Развивающие игры и игры с элементами ТРИЗ в совместной деятельности» для детей старшего дошкольного возраста
  • Грибкова Н. Н. и Орлова Н.В. Игры на развитие внимания у детей дошкольного возраста
  • Дещинская Нина Николаевна. Рекомендации для родителей на тему «Развитие у дошкольников внимания и памяти, как предпосылка успешного обучения в школе»
  • Чернова Алла Андреевна. Развитие зрительной памяти и воображения детей с задержкой психического развития.
  • Ушакова Ирина Сергеевна. Статья из опыта работы «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук детей раннего возраста»
  • Саргас Надежда Борисовна. Мастер-класс «Развитие внимания у дошкольников с задержкой психического развития, через систему игр и упражнений»
  • Лобастова Галина Александровна. Педагогический проект на тему «Развитие связной речи детей раннего возраста через дидактические игры и пособия»
  • Безукладова Екатерина Геннадьевна. Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей дошкольного возраста.
  • Лобастова Галина Александровна. Педагогический проект «Играем и говорим» на тему «Развитие связной речи детей раннего возраста через дидактические игры и пособия»
  • Бунчеева Любовь Валентиновна. Развитие внимания и воображения, дошкольников по средствам развивающих игр.
  • Барсукова Ольга Викторовна. Сенсорное развитие детей через дидактические игры
  • Александрова Радина Раисовна. МАСТЕР — КЛАСС «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ, ТЕХНИКИ РЕЧИ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ»
  • Сулейманова Зилара Минисламовна. Интегрированное занятие тема: «Дружба народов через игры» возрастная группа: дети 5-6 лет с нарушениями речи
  • Ершова Маргарита Витальевна. «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры»
  • Кузнецова Марина Николаевна. Развитие мелкой моторики и воображения у детей младшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
  • Шевчук Ольга Валерьевна. План работы по самообразованию. «Развитие мелкой моторики рук детей 5-6 лет с ЗПРР через занятия пластилинографией»
  • Замалова Эльвира Наилевна. Мастер – класс для педагогов на тему: «Развитие познавательной активности детей через игры – экспериментирование»
  • Семенова Мария Виталиевна, Попова Марина Сергеевна. РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С ЗПР ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
  • Смирнова Валентина Ивановна. Статья «Развивающие игры как средство интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь