Горнева О.А. Использование танцевально-двигательной терапии в работе с символом лабиринта

"Этот путь есть тропа красоты, 
Где все живое совершает танец жизни 
И движется к свету". 
Кеннет Медоуз "Там, где летают орлы".

Всем известно, что в прямом переводе психология - это наука о душе, о душе как психологической реальности, которая оказывает глубокое воздействие на нашу жизнь. К.Г. Юнг считал, что душа - "приемник и передатчик" образов из бессознательного к сознательной Эго-структуре (Юнг, 1994). Таким образом, душа (и особенно ее бессознательная часть) проявляется через сны, фантазии, свободные ассоциации и все формы спонтанного творческого выражения.

Современный человек недооценивает роль символов в собственной жизни, обесценивает их значение, считая их только фантазией или иллюзией, то есть тем, что реально не существует. Так из реальности человеческой жизни уходит душа, теряется "путь на небо", а зачастую и смысл собственной жизни. Но у нас есть возможность снова найти свой путь, свою душу, так как она рядом и ждет, что бы мы ее позвали. Для меня работа с символами и есть способ вернуть душу в повседневную жизнь и напитать ее, чтобы наполнить свою жизнь собственным смыслом, творческой энергией и поддержать способность делиться всем этим с другими. А так как символ лабиринта является одним из самых любимых мною, то на нем я и остановлюсь в этой статье.

Лабиринт - это дверь, возможность встречи со своим большим Я. Сначала мы постоим у этой двери на некотором расстоянии и внимательно ее рассмотрим, чтобы познакомиться с историей этого символа. Потом подойдем поближе и узнаем современную точку зрения на лабиринт, а далее осознанно и с трепетом приоткроем эту дверь и заглянем за нее. Я проведу вас через лабиринт этого текста, который уже начал свою работу, и вы прикоснетесь к источнику жизни в центре вашего существа, выйдя из него обновленными.

Я сейчас пишу о том, что люблю всем сердцем, поэтому для меня история лабиринта начинается с нашей первой встречи, которая состоялась в 1999 году на международной конференции по терапии творчеством, организованной институтом "Гармония" в Санкт-Петербурге. В один из дней конференции, выбирая на какой мастер-класс пойти, я прочитала в программе: "Применение семикольцевого классического лабиринта для личностного и духовного развития". Смысл мной едва улавливался, но я почувствовала, что сердце стало биться быстрее, и ноздри затрепетали в предчувствии добычи: я уже была рядом со своей тропой, и тело реагировало на это. Голова с трудом понимала, что происходит, и требовала дополнительной информации. Слова моей подруги, что сама она в прошлом году на этой мастерской не была, но другие говорили, что это был невероятный опыт, решили мои последние сомнения. Ведущая сначала рассказывала об истории лабиринтов с показом слайдов, а я слушала и не могла отвязаться от мысли, что многое из этого знаю. Потом она расстелила тканевое полотнище с его изображением, и я первый раз путешествовала по нему. Путь был долгим и одномоментным одновременно. Я покинула лабиринт уже несколько измененной, но будучи Собой, как никогда. Позже я поняла, что не бывает для человека двух одинаковых лабиринтов. То, что в одну реку нельзя войти дважды осознается всем своим целостным существом после неоднократного прохождения лабиринта. Сам по себе факт, что хотя вход и выход совпадают на плоскости, но они не совпадают в пространстве сознания, является символом неповторимости Бытия.

Необходимо уточнить один момент, при слове "лабиринт" у большинства людей в воображении возникает запутанная хаотическая конструкция с множеством тупиков, входов и выходов, целью которой является поймать попавшего туда и не дать выйти. В данной статье под лабиринтом понимается строгая геометрическая форма, построенная по принципу золотого сечения, содержащая в себе спираль, мандалу и крест, имеющая один вход, который также служит и выходом из лабиринта. С древних времен крест, спираль и точка рассматривались как символы, содержащие законы Космоса в его бесконечности от микрокосма до макрокосма. Прохождение такого лабиринта структурирует и обновляет.

Форма лабиринта относится к так называемой, священной или сакральной геометрии, основанной на принципе золотого сечения, одним из законов которой является влияние формы на пространство и время. В дальнейшем я подробнее остановлюсь на этом. А сейчас наш путь продолжается в глубь веков.

Древние авторы (Геродот, Диодор и др.) сообщают о четырех Великих лабиринтах. Первый - Египетский, относящийся к одному из семи чудес света, он был построен фараоном Аменемхетом около 2200 г. до н.э. на озере Моэрис. Второй - Критский (или Кносский) лабиринт, по преданию, построенным Дедалом (Стародубцева, 1999). Там проходила важная часть Элевсинских мистерий, которыми жила и дышала Древняя Греция. Они были связаны с годичным движением планет. В этих празднествах непосредственные участники переживали таинство смерти-возрождения, преодолевая очередную ступень в своем внутреннем духовном развитии (Лауэнштайн, 1996). Третий лабиринт существовал на острове Самос, от него не уцелело никаких следов; и четвертый - в Италии в Клузиуме (ныне Кьюзи), представляющий собой огромный курган 250 метров в окружности. Ученые считают, что приблизительно в тоже время, то есть около двух тысяч лет до нашей эры, были построены лабиринты, которые найдены в Европе (лишь в одной Англии их обнаружено более шестисот) и на нашем Севере. Интересно, что на некоторых древнегреческих монетах с острова Крит, оказалось точное изображение именно такого северного лабиринта. Их находят на каменистых мысах Белого и Баренцева морей, в глубине Кольского полуострова. Иногда они расположены по одиночке, или по двое, по трое, а иногда они образуют полукруг. Интересно, что время постройки каменных лабиринтов на Беломорье совпадает со временем сооружения других мегалитических построек в Европе. Например: Стоунхедж в Южном Уэлсе, Кромлех в Йоркшире (Великобритания) и многие другие, которые являются одной из величайших загадок Земли и человечества ( Ланд, Глазкова, 1999). Пожалуй, нет места на нашей планете, где не находили бы изображения этого символа, есть он и в христианской символике. В соборе Шартрезе во Франции (1194 г.) выложен мозаичный лабиринт, центр его изображен в виде шестилепесткового цветка, который олицетворяет Деву Марию. Каждый верующий на коленях, с молитвой в сердце и на устах мог пройти этот путь, который приравнивался к паломничеству на Святую Землю. В США, в Северной Аризоне на территории резерваций Хопи сохранились лабиринты, относящиеся к ХII веку нашей эры. Индейцы племени Хопи одни из немногих, кто сохранил знания о лабиринтах, и кто использует их в жизни. Они считают себя хранителями земной цивилизации (в переводе "хопи" означает "правильные люди"). Использование лабиринтов в магических обрядах, по их верованиям, является важным условием для поддержания равновесия на Земле.

В последние двадцать лет интерес к данному символу сильно возрос, особенно в Америке, Европе, а также у нас в России. Ландшафтные дизайнеры строят их из камней, дерна, высаживают кустарником. Некоторые из них являются только украшением пространства, по другим можно пройтись любому желающему. Психологи используют данный символ для помощи своим клиентам в нахождении новых путей решения их проблем, а так же в тренингах личностного роста. Специалисты, занимающиеся проблемами работы мозга, отмечают, что после прохождения лабиринта наблюдается гармонизация взаимодействия двух полушарий, которая выражается в синхронизации их ритмов, в улучшении физических и психологических параметров самочувствия людей. Такие результаты наблюдаются не только после фактического прохождения лабиринта, но и после движения лишь пальцем по его рисунку на бумаге. Это связано с тем, что направление движения меняется с правого на левое, что активизирует то одно, то другое полушарие, а так же с принципом золотого сечения, по которому построена данная форма. (золотое сечение - это такое пропорциональное деление отрезка на неравные части, при котором меньший отрезок так относится к большему, как большее ко всему целому). В 16 веке эту пропорцию называли священной, много внимания ее изучению уделял Леонардо да Винчи и Гете. По этому принципу построены все спиральные формы жизни, начиная от молекул ДНК и заканчивая спиралями Вселенных, по этому же принципу построено человеческое тело (Кудряшов, 1997).

Во всех культурах древнего мира данный символ использовался в ритуалах Инициации или Перехода. Следуя логике обряда, тот человек, который входил в лабиринт, считался уже "умершим", а выходил иной, преображенный, "вновь рожденный". Само движение по лабиринту трансформировало сознание человека.

При всем многообразии этих ритуалов во всех случаях происходит переход с одного уровня сознания на другой - более расширенный, который включает в себя предыдущий, но свободен от его ограничений. И если на предыдущем уровне мы решали вставшие перед нами вопросы по алгоритму: "или-или", то на новом появляется вариант: "и-и" (Кулагина, 1999).

Подошло время рассмотреть символ лабиринта как метафору сознания. Пространственные перемещения в лабиринте в поисках выхода аналогичны поискам смысла. Идея лабиринта динамична - это непрерывный переход от периферии к центру и от центра к периферии, сворачивание бесконечности в точку и разворачивание точки в бесконечность. Постоянно только само движение. Лабиринт может стать символом абсолютно всего, любых пар противоположностей: земли и неба, смерти и рождения, материального и духовного, свободы и несвободы, движения к свету и погружения в темноту, конца и начала и т.д.

Этот символ как никакой другой не только выражает идею тождества различий, но и показывает, как противоположные понятия перетекают друг в друга. Символ лабиринта оказывается выше любых противопоставлений, объединяя их в сфере "исконного единства", вне времени и вне пространства. Путь по лабиринту сознания к самому себе вертикален, путь к вершине самого себя и путь в глубину - один и тот же. Эта идея четко отображена в изображении лабиринта, в центре которого был символ "мирового" древа. А центр лабиринта можно назвать точкой "совпадения с самим собой". Это то, что К.Г. Юнг называл центром индивидуации (Юнг, 1994), К. Кереньи - "основанием себя", (Кереньи, 2000), а М. Элиаде - "возвращение к истокам" (Элиаде, 1994). К. Кереньи (2000) писал, что в этой центральной точке, прорывается сам мир и открывается подобное бездне чудо живого зародыша нашей цельности. А зародыш это то, чему предопределено развитие, поэтому итоговой интеграцией, по словам Э. Минделл, является "развитие знания о непрерывном - на протяжении всей нашей жизни - течении процесса. Это фокус на динамичных и изменяющихся движениях внутри нас и способность трансформировать их творческую силу, что бы мы ни делали".

Как же можно объединить в психотерапевтическом подходе работу с символом лабиринта и танцевально-двигательную терапию? В данном номере уже достаточно подробно говорилось о сути и возможностях применения данного вида психотерапии. Мне бы хотелось подчеркнуть базовый принцип танцевально-двигательной терапии - это единство тела и психики, когда все процессы, которые происходят на психическом уровне, имеют свою репрезентацию на телесном плане. Изменяя отношение к проблеме на психологическом уровне, мы в праве ожидать изменений и на телесном уровне. Это может быть снижение напряжений в мышцах, увеличение гибкости и подвижности в суставах, более целостное восприятие тела, более свободное освоение пространства во всех направлениях и на всех его уровнях, все большее проявление таких качеств движения как непрерывность и текучесть, и многое другое. Так же справедливо и обратное, если осознанно работать на уровне телесного выражения, то будут происходить изменения и на уровне внутрипсихического функционирования. Поэтому перед прохождением лабиринта хорошо давать упражнения, которые способствуют нахождению ресурсов и их закреплению на телесно-двигательном уровне: это может быть работа со стопами, позвоночником, с центром тела, с весом. Так как во время прохождения лабиринта происходят изменения на уровне сознания, то после взаимодействия с данным символом для повышения осознания и закрепления изменений можно предложить спонтанный аутентичный танец, который через тело будет способствовать интеграции новых смыслов.

Так же как и лабиринт, танец с древних времен используется в ритуальных, священных обрядах. Были такие танцы и в лабиринте. Когда танец, как и лабиринт, объединяет все уровни человеческого функционирования, он становится выражением внутреннего духа, а исполняющий такой танец человек превращается в священнослужителя своей жизни. "Ритуальный танец всегда был синтезом духа и движения", и таким образом он несет трансперсональный аспект, помогая раздвинуть границы нашего личного сознания и стать мостом между землей и небом внутри нас, вырастить свои корни и бесстрашно развернуть свои крылья, которые простираются за пределы персональной истории. С годами практики я все больше рассматриваю использование символа лабиринта как аспект трансперсональной танцевально-двигательной терапии. Как ведущая группы, я никогда специально не предлагаю людям танцевать во время прохождения Лабиринта. С момента вхождения в Лабиринт, каждый человек вступает в свои интимные отношения с этой формой. Кто-то идет медленно или меняет темп передвижения, останавливаясь, и даже иногда "теряясь" в пути. Многие сами начинают танцевать в Лабиринте. Танец будто восходит их глубины веков в тело современного человека, как глубоко и внутренне присущее людской душе ритуал самоисцеления, становления и перехода из одного состояния в другое. С позиции танце-терапевта я рассматривала бы прохождение лабиринта как форму Аутентичного движения, которое идет из глубины и неповторимо выражает суть человека в данный и момент его Бытия. Приведу один из последних примеров такого опыта, который особенно заполнился мне. Женщина вошла в лабиринт и ее тело стало спонтанно двигаться. Волнообразные движения проходили через нее от кончиков пальцев на ногах до макушки головы, нигде не прерывая свой поток. Волны меняли плоскости, распространяясь горизонтально, вертикально, саггитально. Разной была и амплитуда движения Волнообразные движения сочетались со спиральными. Наблюдая это, я испытывала необычайное состояние гармонии и красоты, целостности женского воплощения в теле и полного присутствия, включенности в момент. Это был завораживающий танец, который, по словам самой исполнительницы, был очень энергитизирующим и дающим ей силу. Ее состояние стало легким, окрыленным и радостным. Я разговаривала с этой женщиной через две недели после прохождения лабиринта. Она поделилась со мной, что продолжает испытывать необычайную ясность сознания, появился больший интерес к другим людям и к жизни, при этом ей стало удаваться активно воплощать свои замыслы, даже те, о которых она боялась мечтать до танца в лабиринте.

Использование этого символа с необычайной силой наглядности раскрывает целительное воздействие танца на человека, особенно органично его применение в танцевально-двигательной терапии, так как лишь движение в лабиринте постоянно и присутствует всегда, поэтому хочется закончить эту статью так же, как закончила свою замечательную книгу-притчу "Надежда каждого цветка" про жизнь бабочек Трина Паулус:

Конец … или начало…

Литература

1. Кереньи К. Элевсин. "Рефл-бук", М.: 2000.

2. Кудряшов Н. Магия движения. М.: "Велигор", 1997.

3. Кулагина Н.В. Символ как средство мировосприятия и миропонимания. М.- Воронеж, 1999.

4. Ланд В., Глазкова Н. Космические следы исчезнувших цивилизаций. М.: "Муравей"., 1999.

5. Лауенштайн Д. Элевсинские мистерии. М.: "Энигма", 1996.

6. Стародубцева Л.В. Метафизика лабиринта, или Лабиринт как метафора сознания. "Мир психологии", 1/1999.

7. Элиаде М. Священное и мирское. М.: Московский университет, 1994.

8. Юнг. К.Г. Психология и алхимия. М.: 1994.

9. Юнг К.Г. Психология бессознательного. М.: "Канон", 1994.




Просмотров: 1182
Категория: Психоанализ, Психология




Другие новости по теме:

  • Манухина Н.М. "Нельзя" или "можно"? - заметки психолога о влиянии запретов
  • Митряшкина Н.В. "Эта нелегкая штука - жизнь…" или о психологической помощи детям
  • Стафкенс А. Психоаналитические концепции реальности и некоторые спорные идеи "нового подхода"
  • Круглый стол: Об опыте "живых" супервизий в обучении системной семейной терапии
  • Барская В.О. "Невидимые миру" силы: о некоторых факторах консультативной работы
  • Венгер А.Л. "Симптоматические" рекомендации в психологическом консультировании детей и подростков
  • Березкина О.В. Исследование истории расширенной семьи на материале романа Л. Улицкой "Медея и ее дети"
  • Орел В.Е. Феномен "выгорания" в зарубежной психологии: эмпирические исследования
  • Васильева Н.Л. Рецензия на книгу Бурлаковой Н.С., Олешкевич В.И. "Детский психоанализ: Школа Анны Фрейд"
  • Барлас Т.В. Достоверность вымысла. Возможности психологической интерпретации сна Татьяны из "Евгения Онегина"
  • Зимин В.А. Функция трансгрессии. Проблема нарушения границ между полами и поколениями на материале фильма П. Альмодовера "Всё о моей матери"
  • Моросанова В.И. Опросник "Стиль саморегуляции поведения"
  • Зимин В.А. По ту сторону супружеской измены (на материале фильма Стенли Кубрика "Широко закрытые глаза")
  • Поперечный И.Ю. Аналитическое толкование творчества С.Дали на примере картины "Апофеоз Гомера (Дневной сон Гала)"
  • Чодороу Дж. Тело как символ: танец и движение в анализе
  • Шавеко Е.Ю. Крылья белого мотылька или мой путь к пониманию бессознательного
  • Хирш М. Отыгрывание на телесном уровне – функция тела в обществе и психотерапии
  • Льюис П. Объектные отношения и психология самости в психоаналитической танцевально-двигательной терапии
  • Бирюкова И.В. Применение танцевально-двигательной терапии в реабилитации онкологических пациентов
  • Калмыкова Е.С. Все-таки во мне что-то происходит, или развитие ментализации в жизни и в психоанализе
  • Егорова А. Строим мостик между мирами (случай работы с синдромом Аспергера в танцевально-двигательной терапии)
  • Варданян А. Когда одной консультации может быть достаточно
  • Как когнитивный диссонанс вызывает дистресс. Грачев В.Н. Пути преодоления когнитивного диссонанса в душе человека: о целебном воздействии музыки А. Пярта, написанной на религиозные тексты
  • Холлис Дж.. Семья во второй половине жизни
  • Хильдебранд П. Брак во второй половине жизни
  • Бэйдер Э. Семь шагов, которые нужно предпринять, если вы хотите заставить вашего супруга измениться
  • Бирюкова И.В. Философские и духовные основы московской школы танцевально-двигательной психотерапии: 25 лет пути
  • Кейсмент П. Обучаясь у жизни
  • Кризис тридцати лет, кризис середины жизни (40-45 лет), кризис позднего возраста (55-60 лет)
  • Иванова Н.В. Феноменология жизни с инсультом



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь