Поперечный И.Ю. Аналитическое толкование творчества С.Дали на примере картины "Апофеоз Гомера (Дневной сон Гала)"

Творчество Сальвадора Дали всегда привлекало внимание психоаналитиков. Ж.Лакан длительное время общался с С.Дали, вел переписку. З. Фрейд имел возможность несколько часов наблюдать за поведением набирающего силу художника, почитателя таланта основателя психоанализа. Фрейд, критически отзывавшийся о сюрреалистах, был вынужден изменить свое мнение после встречи с Дали.

Имея воистину природный дар самонаблюдения, Сальвадор Дали отточил свое умение благодаря раннему знакомству с основным трудом Фрейда "Толкование сновидений", что навсегда определило линию его творческого поиска. Используя принцип "сновидения наяву", играя сновидческой символикой, представляя сон как гипнотическую реальность, С.Дали и в настоящее время завораживает умы, представляя на суд зрителя особенности своей жизни.

Обладая знаниями значений символов в подсознании человека, воспринимая их интуитивно, художник зашифровал свое душевное состояние, свои эмоции, чувства на холсте. Когда начинаешь понимать игру символов Дали, "тайна в тайне" становится доступной.

Я уверен, что исследованием символики в картинах С.Дали занимались многие. Сам Сальвадор Дали пытался объяснять смысл своих произведений, хотя признавался, что не всегда может рассказать о том, что написал. Данный материал является свидетельством неиссякаемого интереса к творчеству великого испанского художника и значительному полиморфизму трактовок его полотен. Обращение к картинам Дали стало возможным благодаря некоторым особенностям моего понимания их содержания и попыткам приписать несколько иное мнение, не звучащее в известных исследовательских материалах.

Приступая к изложению своего взгляда на содержание картин Дали, я хочу предупредить читателя о влиянии на интерпретацию моего опыта врача сексопатолога и самостоятельного изучения основ психоанализа.

Выбор картины "Апофеоз Гомера (Дневной сон Гала)" неслучаен. По моим наблюдениям данное произведение является своеобразным "водоразделом" сюжетных линий творчества художника. Если до написания этой картины основной питающей силой творчества Дали были его сексуальные проблемы, идеи кровосмешения, то последующие полотна приобрели откровенный религиозный контекст с явно выраженной мегаломанией. Что тоже поддается объяснению.

Для большей достоверности моих интерпретаций рекомендую читать данный материал, имея под рукой альбом с фоторепродукциями картин С.Дали под редакцией Р. и Н. Дешарнов.

Приступая к анализу картины, необходимо отметить, что художник умело использует прием "позитив-негатив". В теневой части картины заключается явный смысл произведения, а в освещенной выставляется на показ его подсознательное содержание.

Разделив картину на свет и тень, Дали вынес на передний план полотна осколок плиты с печатью, как бы подчеркивая ценность информации и в тоже время сохраняя тайну своей исповеди. На мой взгляд, кроме символического значения данного объекта, печать сама по себе несет глубокий смысл, открывая и подводя итог всему содержанию картины. К этой теме я вернусь в конце данного материала.

Исследователи от психоанализа давно пришли к выводу, что люди искусства (художники, поэты, актеры) страдают известной долей эксгибиционизма. Эксгибиционизм Сальвадора Дали в "Апофеозе Гомера…" достиг своего апогея.

За печатью, в тени, лежит спящая Гала.

Томление полуденного сна. Поза спящей женщины, ее правая рука и переплетенные ноги красноречиво говорят о скрытых сокровенных желаниях. Во сне, во время погружения в нирвану, неосуществимые желания обретают гипнотическую реальность. Но желания этой женщины ни для кого не являлись секретом. Состояние менады давно стало визитной карточкой Гала. А вот желания самого Дали для многих остаются загадкой. В картине, сразу за Галой, мы видим совокупление женщины без головы и причудливо развернутым торсом с каким-то фантастическим монстром. Невероятно искаженный мужской образ, с которого стекает белая жидкость на обнаженное тело женщины.

Я думаю, что эта сцена символизирует страстный половой акт во время оргазма, когда нет необходимости о чем либо думать, когда кипит накал страстей и теряется реальное ощущение себя. Женщина без головы продолжает отображать давнюю проблему страха Дали перед прекрасным полом, и, в частности, перед матерью. Во многих картинах Дали компенсирует подобные страхи мстительностью, уродуя лица женщин. Вероятно, он видит в каждой женщине свою мать и продолжает мстить за ее инцестуозное отношение к нему. Но не только похотливые желания Галы и собственные страхи прописал автор в этом фрагменте. Дали демонстрирует свое неосуществимое желание преодолеть барьеры, взломать несуществующие замки и двери, выпустить из заточения давно погребенную страсть, которая в хитроумно переплетенном экстазе, с вожделенно высунутым языком, громко охая и сопя, будет снова и снова овладевать женщиной без лица, заливая ее тело тягучей спермой.

В центре картины, на заднем плане, по зеркальной глади моря возле мыса Креус, где прошло самое лучшее время жизни Сальвадора Дали, мчится колесница Вакха. Лошади вздыбились. Обнаженный возница удерживает поводья. Нагая женщина подставила свое лицо ветру, амуры трубят гимны. Где-то там далеко, в самом рассвете молодости остались счастливые дни Дали, которые уже никогда не возвратишь, в которых Дали предавался рукоблудию, вожделенно желая свою мать и сгорая от страха. Сожаление, как "Постоянство памяти", остается с художником навсегда.

Слева, на переднем плане картины, представлено хромое потрескавшееся каменное изваяние с элементами человеческой фигуры. Каменная глыба потеряла свою вертикальность. В ней уже нет былой стати. Она заметно нуждается в подпорке-костыле, в посторонней помощи, в твердом эректоре. Потеряли свою твердость и усы Дон Кихота, с которым себя часто сравнивал Дали. Гордость художника, торчащие вертикально загнутые вверх усы, его, можно сказать, фамильный герб, свисают. На голове изваяния ползают муравьи, обнаруживая скрытую прямую связь отрицания смерти матери и пребывания ее в летаргическом сне. Былая удаль скульптуры исчезла. "Памятник" падает, и ничто не может остановить процесс разрушения.

Подобной откровенной иронии над собой я не встречал. Если не уделять внимания мелким деталям, то вся глыба очень напоминает наклонившийся, уже ни на что не способный пенис, который не может удовлетворить все желания матроны, да и не желает, так как любит другую женщину. Женщину без головы, в прямом и переносном смыслах этого слова, свою мать. Так Дали отобразил свою импотенцию и инцестуозные желания. В 40 лет. Необходимо отдать должное смелости Сальвадора Дали и его способности так зло и иронично шутить над собой и над своей "любимой" женщиной.

Но основной темой "Апофеоза Гомера…" является признание художника, прежде всего самому себе, в том, что все его труды будут иметь только познавательный смысл, так как основную работу в своей жизни он так и не сделал, да и не сделает уже никогда. Подобно яблоку Ньютона, на голову бюста художника в левом краю картины падают фекалии, бобы, атомы, пустая скорлупа ореха. В совокупности с круто сваренными яйцами, являющимися продуктом питания, но не возникновения новой жизни, эти символы означают понимание Сальвадором Дали своей неспособности и нежелания оставить после себя потомство. Не реализованные символы плодородия "подтверждены" той самой печатью в кельтском стиле с двойной спиралью, означающую плодовитость и деторождение. Дали осознал свое одиночество. Где-то, на задворках сознания, художник стремится через гниение вознестись, возвыситься.

А пока, после него останутся только его картины и чьи-то воспоминания. Жизнь потеряла смысл. Необходимо отметить, что тема "пустоты-бесплодия" очень часто обретает прописку в самых удачных, на мой взгляд, работах художника, которые по сути своей станут отображать депрессивное расстройство, смиренное ожидание и желание смерти.

"Апофеоз Гомера.…" подводит итог первой половины жизни художника, где признаются нелицеприятные обстоятельства, которые когда-то тонко Дали высмеивал у своего отца ("Загадка Вильгельма Телля". 1933 г.).

Завершая анализ, я хочу структурировать смысловое содержание картины по ранжиру.

  1. Импотенция Сальвадора Дали.
  2. Амбивалентное отношение к женщине в виде страсти и страха, смешанного с ненавистью.
  3. Осознание положения "заключенного" в союзе с Галой и последующий депрессивный фон жизни.
  4. Осознание собственной бесплодности в детородном смысле.
  5. Непреодолимое желание своей матери.

Теперь, созерцая картину "Апофеоз Гомера (Дневной сон Гала)" слышишь действи-тельно гомерический хохот Дали над собой.

Литература

1. К.Г.Юнг. Символы трансформации. М. Penta Graphic. 2000.

2. М.Кляйн и др. Эдипов комплекс и эротические сны. Сб. М. Note Bene. 2002.

3. О.Кернберг. Отношения любви. М. "Класс". 2000.

4. О.Кернберг. Агрессия при расстройствах личности и перверсиях. М. "Класс". 1998.

5. О.Кернберг. Тяжелые личностные расстройства. М. "Класс". 2000.

1. З.Фрейд. Толкование сновидений. Минск. "Попурри" 2000.

2. Современная теория сновидений. Сб. пер. с англ. М. ООО "Издательство АСТ" Релф-Бук.1998.

3. С.Дали. Дневник гения. С-П. "Азбука". 2002.

4. С.Дали. 50 магических секретов мастерства. М. "ЭКСМО" 2002.

5. М. Этерингтон-Смит. Сальвадор Дали. Минск. "Попурри". 2000.

6. Р.и Н. Дешарн. Сальвадор Дали. "Эдита" Лозанна. 1986.

7. Ж.Нере. Дали. TASCHEN. Koln. 2001.

8. Ф.Дзери. Сальвадор Дали. "Постоянство памяти". М. "Белый город".

9. Э.Свинглхарст. Сальвадор Дали. "Исследуя иррациональное". Минск. "Белфакс". 2001.

10. Энциклопедия символов, знаков и эмблем. М. "Астраль-Миф". 2002.

11. Энциклопедия символов. В. Бауэр и др. М. Крон-Пресс. 2000.




Просмотров: 2668
Категория: Психоанализ, Психология




Другие новости по теме:

  • Манухина Н.М. "Нельзя" или "можно"? - заметки психолога о влиянии запретов
  • Митряшкина Н.В. "Эта нелегкая штука - жизнь…" или о психологической помощи детям
  • Васильева Н.Л. Рецензия на книгу Бурлаковой Н.С., Олешкевич В.И. "Детский психоанализ: Школа Анны Фрейд"
  • Стафкенс А. Психоаналитические концепции реальности и некоторые спорные идеи "нового подхода"
  • Барлас Т.В. Достоверность вымысла. Возможности психологической интерпретации сна Татьяны из "Евгения Онегина"
  • Орел В.Е. Феномен "выгорания" в зарубежной психологии: эмпирические исследования
  • Венгер А.Л. "Симптоматические" рекомендации в психологическом консультировании детей и подростков
  • Барская В.О. "Невидимые миру" силы: о некоторых факторах консультативной работы
  • Круглый стол: Об опыте "живых" супервизий в обучении системной семейной терапии
  • Моросанова В.И. Опросник "Стиль саморегуляции поведения"
  • Березкина О.В. Исследование истории расширенной семьи на материале романа Л. Улицкой "Медея и ее дети"
  • Зимин В.А. По ту сторону супружеской измены (на материале фильма Стенли Кубрика "Широко закрытые глаза")
  • Зимин В.А. Функция трансгрессии. Проблема нарушения границ между полами и поколениями на материале фильма П. Альмодовера "Всё о моей матери"
  • Калмыкова Е.С. Все-таки во мне что-то происходит, или развитие ментализации в жизни и в психоанализе
  • Холлис Дж. Что такое «преодолеть» и «пережить»
  • Коттлер Дж. Лучшие психотерапевты - что они за люди?
  • Коростелева И.С. Психосоматическое измерение: процесс сна как нормативный психосоматический феномен и его изменение в ходе развития психики
  • Валента М. Что такое драматерапия
  • Васильева Н.Л. Агрессивные желания как результат эдипальных фантазий
  • Солоед К.В. Раннее разлучение ребенка с матерью и его последствия
  • Марс Д. Случай инцеста между матерью и сыном: его влияние на развитие и лечение пациента
  • Психотерапия тяжелых психологических нарушений, возникающих в результате участия в военных действиях
  • Варданян А. Когда одной консультации может быть достаточно
  • Мучник М.М. Время в групповом анализе
  • Симингтон Дж. Бион: его характер
  • Идентификации стыда и его обсуждения в процедуре психоанализа
  • Хирш М. Тело как объект психоанализа
  • Васильева Н.Л. Аня, или как далеко может завести фантазия
  • Белкин М. Диалектика любови и желания в романтических отношениях
  • Кэхеле Х. Сны Амалии - последовательности сновидений как инструмент процессуального анализа



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь