|
Митряшкина Н.В. "Эта нелегкая штука - жизнь…" или о психологической помощи детямКак обычно, встреча началась с зажигания свечей. Когда очередь дошла до Кирилла, он зажег свою свечу и сказал о том, что у него сегодня плохое настроение, но он не знает почему. (Кирилл действительно выглядел хмурым и подавленным). Артем: «Почему?»
Это была редкая встреча, которая началась с таких важных тем, и я не настаивала на продолжении ритуала, с которого мы всегда начинали - рассказать о своем настроении, с которым пришли в группу. Они начали играть в Бетменов и дочки-матери, а потом объединились в одну игру - замок с королями и принцессами. В конце встречи Кирилл сказал, что ему сегодня понравилось, что они играли в Бетменов, в королей, а Даша добавила: «И что ты вспомнил про бабушку». «Я всегда про нее помню» - сказал Кирилл очень по-взрослому и серьезно. Думаю, что каждый родитель прочитав этот отрывок, задумался о том, что же это за дети, что собрало их вместе, а главное, где их собрали вместе. Это самые обычные дети, с которыми вы каждый день встречаетесь в детском саду, куда приводите своего ребенка, в подъезде, где проживаете, в автобусе…и самое интересное - это могут быть и ваши родные дети. Но вы никогда не задумывались о том, что все они могут иметь душевную боль. Да и какая, по мнению взрослых, душевная боль может быть у трехлеток? А вот как раз детская душевная боль, или говоря профессиональным языком - психологические проблемы и собрали их вместе в психотерапевтической группе. У Артема (3 года, 9 месяцев) недавно развелись родители и у мамы появился новый муж. Артем в последнее время стал агрессивным, отказывался общаться с мамой, новым мужем мамы, отказывался от еды и очень плохо спал, кроме этого у него появился сильный страх темноты, он не мог спать один, и даже если мама брала его к себе в кровать, он не мог уснуть без света. Он отказывался ходить в детский сад, мог плакать часами в детском саду после ухода мамы, и никто не мог его успокоить. Кирилл (3 года 10 месяцев) с неврозоподобным энурезом, и астматическими проявлениями. Мокрая постель и приступы кашля у него начались после смерти бабушки, которая была для него очень значимым человеком. Кроме этого, ситуация в семье была достаточно сложной. Кирилла воспитывала бабушка с 10 месячного возраста, в связи с тем, что у мамы Кирилла появился новый ребенок. Папа Кирилла - наркозависимый; он умер через несколько месяцев после смерти бабушки, когда Кириллу было 3 года. В связи со смертью бабушки Кирилл переехал к родителям, где и без него была очень сложная ситуация. Алена (3 года, 11 месяцев) - девочка из полной, достаточно благополучной семьи, где она единственный долгожданный и желанный ребенок. Недавно она пошла в детский сад, и те сложности, с которыми она столкнулась - это неумение и нежелание общаться со сверстниками. Ее желание быть единственной, значимой фигурой для воспитателя в детском саду провоцировало ее агрессивные проявления к детям, отказ от выполнения режимных моментов в детском саду. Дома, в семье она также агрессивно реагировала на требования взрослых, желая все делать в соответствии со своими желаниями. Кроме этого, мама жаловалась на беспокойный сон Алены, Алене часто снились кошмары, в которых часто повторялся один сценарий - Алену запирали в клетках, не давали из них выбраться, и она там умирала. Кристина (3 года, 5 месяцев) - самая младшая в группе девочка. Она не разговаривала, у нее был поставлен диагноз задержка психического развития, она наблюдается у невропатолога и психиатра. Кристина замкнутая, отстраненная девочка, очень привязана к маме. То, что привело ее в психотерапевтическую группу - это устойчивое нежелание посещать детский сад. Кристину уже 2 раза оформляли в детский сад, но после первого дня в детском саду она заболевала. После того, как Кристина выздоравливала и выходила в детский сад, и снова заболевала после 1 дня пребывания в группе. Родители меняли группу и детский сад, но ситуация не менялась. Даша (4 года, 3 месяца) - очень чувствительная, эмоциональная девочка, очень похожая, по словам мамы, на маму. Она всегда была общительна, ее любили дети и взрослые, очень творческая и интеллектуально развитая. Но в последнее время Даша стала бояться темноты, одиночества и громких звуков после того, как ее отдали в детский сад и мама вышла на работу. Катя (4 года, 6 месяцев) была очень упряма, настойчива в достижении желаемого. Она могла договориться с любым человеком: взрослым, ребенком, подкупая детей конфетами, а взрослых хорошим поведением. Маму Кати тревожила маниакальное стремление Кати любым путем добиваться желаемого. Для этого она могла брать тайком деньги у родителей и покупать на них конфеты, за которые потом в детском саду подкупать детей, или отдавать деньги подросткам во дворе, чтобы они что-то для нее сделали или неделями отказываться от сладостей ради покупки платья с зарплаты родителей. У нее все должно было быть лучшее, и одежда, и обувь, и игрушки, и ради этого она могла сделать все. Как видите, действительно обычные дети и обычные жизненные ситуации. И что же делать спросите вы меня? Жить с нелюбимым мужем всю жизнь ради ребенка? Или никогда не отдавать в детский сад любимое чадо? А смерть это вообще событие, нам неподвластное. Самое главное, отвечу я - жить - как живется, как хочется, но всегда обращать внимание на ваших детей, на их реакции. Малыш перестал спокойно спать, задумайтесь - что его тревожит? Отказывается идти в детский сад - а может у него там трудный и, кажущийся ему неразрешимым, конфликт? Смерть попугайчика, потеря друга, не говоря уже о смерти близких людей - очень серьезные события в жизни вашего ребенка, влияющие на его эмоциональное состояние и развитие. Появление чего-то нового в поведении вашего ребенка, это повод задуматься о том, что происходит в душе вашего ребенка. Может быть, поговорить с ним о страшных кошмарах, преследующих его ночью, нарисовать этих чудовищ, а потом вместе их сжечь. Или поиграть дома в детский сад, где через игру помочь разрешить малышу его трудный конфликт. Или слепить из пластилина Бетмена, который будет помогать малышу, бороться с врагами во сне. А любимому попугайчику нарисовать домик на листе бумаги и поселить его там, рассказав малышу о смерти, или просто нарисовав его портрет умершего друга на память. Через какое-то время ребенок забудет о своей беде, справится, и сохранит в своей душе благодарность к вам за помощь и, взрослея, он будет всегда знать, что родители - люди, которые не засмеют его страхи, не обесценят его трудности, а помогут разобраться вместе. Но, к сожалению, иногда, в силу разных причин, родители оказываются бессильными помочь своему ребенку: нет времени, не знают как или сами переживают психологические трудности. В такие моменты целесообразно обратиться на консультацию к психологу, в ходе которой специалист даст вам необходимые рекомендации для того, чтобы помочь вашей семье. Он либо поможет вам выбрать лучший способ, как вести себя с вашим ребенком, или порекомендует провести психокоррекционную или психотерапевтическую работу с вашим ребенком. И вы, вместе с психологом решите - какая форма работы адекватна именно для вашего ребенка. Это может быть индивидуальная, когда психолог встречается с ребенком вдвоем, семейная, когда вы приходите к психологу всей семьей, или групповая, когда ваш малыш приходит в группу сверстников, имеющих похожие психологические трудности и вместе с ними и психологом, ведущим группы, пытается эти сложности разрешить. В любом случае, жизнь - нелегкая штука, и вы как родители можете помочь вашему ребенку стать более сильным, бесстрашным, не чувствовать себя одиноким в этом большом взрослом мире. Категория: Психоанализ, Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|