Митряшкина Н.В. "Эта нелегкая штука - жизнь…" или о психологической помощи детям

Как обычно, встреча началась с зажигания свечей. Когда очередь дошла до Кирилла, он зажег свою свечу и сказал о том, что у него сегодня плохое настроение, но он не знает почему. (Кирилл действительно выглядел хмурым и подавленным).

Артем: «Почему?»
Кирилл: «Не знаю»
Артем: «Может, ты с мамой поссорился?»
Кирилл: «Нет»
Катя: «Может, мама не дала тебе игрушку?»
Кирилл молчит.
Алена: «Может, ты не хочешь идти в сад?»
Даша: «Наверное, ему приснился плохой сон».
Кирилл: «У меня умерла бабушка».
Все затихли. И несмотря на то, что я знала о смерти бабушки, я не поняла сразу о какой бабушке идет речь.
Алена: «У меня тоже умерла бабушка, но только очень давно, когда я еще была неродившаяся. Мама очень сильно плакала и я плакала».
Катя: «Ты не могла плакать, если ты была неродившаяся, плачут, когда родятся».
Алена: «Я была в животике у мамы, и все видела, и слышала, как мама плакала и я плакала».
Кирилл: «Я не плакал».
Ведущая: «Ты помнишь, как плакала мама, но ты не плакал».
Кирилл: «Папа сказал, что мужчины не плачут».
Ведущая: «Тебе было плохо и грустно, и еще немного страшно, как ты будешь жить без бабушки. Ты ее очень любил и тебе очень хотелось плакать, но ты не плакал, потому что боялся папу».
Кирилл начинает плакать, Катя подходит к нему и начинает его успокаивать.
Ведущая: «Когда кому-то грустно и больно - он плачет, и девочки, и мальчики, и взрослые тети и дяди».
Артем: «Я тоже плачу, когда коленку разобью, а папа плакал, когда ушел жить в другой дом к другой тетеньке, и мама тогда плакала, и я плакал - все плакали. А потом он стал приходить ко мне, и мы ходили гулять с ним, а я все равно плакал, когда он уходил».
Ведущая: «Бывает больно, когда кто-то уходит или умирает, тогда кажется, что он ушел из-за тебя, потому что ты был плохим или что-то не так делал».
Даша: «Наверное, Кириллу сегодня вспомнилась бабушка, когда она умерла. Я тоже вспоминаю маму, когда она уходит на работу».
Ведущая: «Мы все бываем расстроены, когда не можем видеть того, кого любим».
Кирилл: «Мама сказала, что я могу увидеть бабушку, если посмотрю на небеса, ее туда Бог забрал», в этот момент Кирилл резко отбрасывает игрушку.
Ведущая: «Ты злишься на Бога, который забрал у тебя бабушку».
Кирилл: «Я смотрю на небо каждый день, а бабушки не вижу».
Ведущая: « И тогда ты думаешь, что мама тебя обманула?»
Кирилл: «У мамы теперь есть другой ребенок».
Даша: «У моей мамы тоже скоро будет ребенок, и я хочу сегодня поиграть в дочки-матери».
Артем: «А я хочу поиграть в Бетменов с Кириллом».
Кирилл: «О, давай играть в Бетменов!»

Это была редкая встреча, которая началась с таких важных тем, и я не настаивала на продолжении ритуала, с которого мы всегда начинали - рассказать о своем настроении, с которым пришли в группу. Они начали играть в Бетменов и дочки-матери, а потом объединились в одну игру - замок с королями и принцессами. В конце встречи Кирилл сказал, что ему сегодня понравилось, что они играли в Бетменов, в королей, а Даша добавила: «И что ты вспомнил про бабушку». «Я всегда про нее помню» - сказал Кирилл очень по-взрослому и серьезно.

Думаю, что каждый родитель прочитав этот отрывок, задумался о том, что же это за дети, что собрало их вместе, а главное, где их собрали вместе. Это самые обычные дети, с которыми вы каждый день встречаетесь в детском саду, куда приводите своего ребенка, в подъезде, где проживаете, в автобусе…и самое интересное - это могут быть и ваши родные дети. Но вы никогда не задумывались о том, что все они могут иметь душевную боль. Да и какая, по мнению взрослых, душевная боль может быть у трехлеток? А вот как раз детская душевная боль, или говоря профессиональным языком - психологические проблемы и собрали их вместе в психотерапевтической группе.

У Артема (3 года, 9 месяцев) недавно развелись родители и у мамы появился новый муж. Артем в последнее время стал агрессивным, отказывался общаться с мамой, новым мужем мамы, отказывался от еды и очень плохо спал, кроме этого у него появился сильный страх темноты, он не мог спать один, и даже если мама брала его к себе в кровать, он не мог уснуть без света. Он отказывался ходить в детский сад, мог плакать часами в детском саду после ухода мамы, и никто не мог его успокоить. 

Кирилл (3 года 10 месяцев) с неврозоподобным энурезом, и астматическими проявлениями. Мокрая постель и приступы кашля у него начались после смерти бабушки, которая была для него очень значимым человеком. Кроме этого, ситуация в семье была достаточно сложной. Кирилла воспитывала бабушка с 10 месячного возраста, в связи с тем, что у мамы Кирилла появился новый ребенок. Папа Кирилла - наркозависимый; он умер через несколько месяцев после смерти бабушки, когда Кириллу было 3 года. В связи со смертью бабушки Кирилл переехал к родителям, где и без него была очень сложная ситуация. 

Алена (3 года, 11 месяцев) - девочка из полной, достаточно благополучной семьи, где она единственный долгожданный и желанный ребенок. Недавно она пошла в детский сад, и те сложности, с которыми она столкнулась - это неумение и нежелание общаться со сверстниками. Ее желание быть единственной, значимой фигурой для воспитателя в детском саду провоцировало ее агрессивные проявления к детям, отказ от выполнения режимных моментов в детском саду. Дома, в семье она также агрессивно реагировала на требования взрослых, желая все делать в соответствии со своими желаниями. Кроме этого, мама жаловалась на беспокойный сон Алены, Алене часто снились кошмары, в которых часто повторялся один сценарий - Алену запирали в клетках, не давали из них выбраться, и она там умирала.

Кристина (3 года, 5 месяцев) - самая младшая в группе девочка. Она не разговаривала, у нее был поставлен диагноз задержка психического развития, она наблюдается у невропатолога и психиатра. Кристина замкнутая, отстраненная девочка, очень привязана к маме. То, что привело ее в психотерапевтическую группу - это устойчивое нежелание посещать детский сад. Кристину уже 2 раза оформляли в детский сад, но после первого дня в детском саду она заболевала. После того, как Кристина выздоравливала и выходила в детский сад, и снова заболевала после 1 дня пребывания в группе. Родители меняли группу и детский сад, но ситуация не менялась. 

Даша (4 года, 3 месяца) - очень чувствительная, эмоциональная девочка, очень похожая, по словам мамы, на маму. Она всегда была общительна, ее любили дети и взрослые, очень творческая и интеллектуально развитая. Но в последнее время Даша стала бояться темноты, одиночества и громких звуков после того, как ее отдали в детский сад и мама вышла на работу.

Катя (4 года, 6 месяцев) была очень упряма, настойчива в достижении желаемого. Она могла договориться с любым человеком: взрослым, ребенком, подкупая детей конфетами, а взрослых хорошим поведением. Маму Кати тревожила маниакальное стремление Кати любым путем добиваться желаемого. Для этого она могла брать тайком деньги у родителей и покупать на них конфеты, за которые потом в детском саду подкупать детей, или отдавать деньги подросткам во дворе, чтобы они что-то для нее сделали или неделями отказываться от сладостей ради покупки платья с зарплаты родителей. У нее все должно было быть лучшее, и одежда, и обувь, и игрушки, и ради этого она могла сделать все.

Как видите, действительно обычные дети и обычные жизненные ситуации. И что же делать спросите вы меня? Жить с нелюбимым мужем всю жизнь ради ребенка? Или никогда не отдавать в детский сад любимое чадо? А смерть это вообще событие, нам неподвластное. 

Самое главное, отвечу я - жить - как живется, как хочется, но всегда обращать внимание на ваших детей, на их реакции. Малыш перестал спокойно спать, задумайтесь - что его тревожит? Отказывается идти в детский сад - а может у него там трудный и, кажущийся ему неразрешимым, конфликт? Смерть попугайчика, потеря друга, не говоря уже о смерти близких людей - очень серьезные события в жизни вашего ребенка, влияющие на его эмоциональное состояние и развитие. Появление чего-то нового в поведении вашего ребенка, это повод задуматься о том, что происходит в душе вашего ребенка. Может быть, поговорить с ним о страшных кошмарах, преследующих его ночью, нарисовать этих чудовищ, а потом вместе их сжечь. Или поиграть дома в детский сад, где через игру помочь разрешить малышу его трудный конфликт. Или слепить из пластилина  Бетмена, который будет помогать малышу, бороться с врагами во сне. А любимому попугайчику нарисовать домик на листе бумаги и поселить его там, рассказав малышу о смерти, или просто нарисовав его портрет умершего друга на память. Через какое-то время ребенок забудет о своей беде, справится, и сохранит в своей душе благодарность к вам за помощь и, взрослея, он будет всегда знать, что родители - люди, которые не засмеют его страхи, не обесценят его трудности, а помогут разобраться вместе.

Но, к сожалению, иногда, в силу разных причин, родители оказываются бессильными помочь своему ребенку: нет времени, не знают как или сами переживают психологические трудности. В такие моменты целесообразно обратиться на консультацию к психологу, в ходе которой специалист даст вам необходимые рекомендации для того, чтобы помочь вашей семье. Он либо поможет  вам выбрать лучший способ, как вести себя с вашим ребенком, или порекомендует провести психокоррекционную или психотерапевтическую работу с вашим ребенком. И вы, вместе с психологом решите - какая форма работы адекватна именно для вашего ребенка.  Это может быть индивидуальная, когда психолог встречается с ребенком вдвоем, семейная, когда вы приходите к психологу всей семьей, или групповая, когда ваш малыш приходит в группу сверстников, имеющих  похожие психологические трудности и вместе с ними и психологом, ведущим группы, пытается эти сложности разрешить.

В любом случае, жизнь - нелегкая штука, и вы как родители можете помочь вашему ребенку стать более сильным, бесстрашным, не чувствовать себя одиноким в этом большом взрослом мире.




Просмотров: 428
Категория: Психоанализ, Психология




Другие новости по теме:

  • Варданян А. Когда одной консультации может быть достаточно
  • Пухова Т.И. «Когда муж не хочет работать» - размышляя о случае из практики
  • Волкан В. Смерть в семье: как скорбят родители и дети
  • Микаэлян Л.Л. Жить вместе или жениться: мозг замечает разницу
  • Самарина Н.П. Взаимодействие матери и ребенка в первые месяцы после рождения
  • Васильева Н.Л. Рецензия на книгу Бурлаковой Н.С., Олешкевич В.И. "Детский психоанализ: Школа Анны Фрейд"
  • Лиар Д. Существует ли детский юнгианский анализ?
  • Бэйдер Э. Семь шагов, которые нужно предпринять, если вы хотите заставить вашего супруга измениться
  • Ференци Ш. Путаница языков взрослых и ребенка. Язык нежности и страсти
  • Васильева Н.Л. Аня, или как далеко может завести фантазия
  • Благовещенская М.Н. Символическое проявление переживания смерти у детей и подростков, перенесших онкологическое заболевание
  • Кравцова М.М. Дети-изгои. Помощь родителей
  • Маккаллоф К. Использование ребенком переходных объектов в процессе арт-терапии в ситуации развода родителей
  • Савина Е.А. Забота, контроль и требования родителей как основные факторы воспитания ребенка
  • Березкина О.В. Исследование истории расширенной семьи на материале романа Л. Улицкой "Медея и ее дети"
  • Бриттон Р. До и после депрессивной позиции, Ps(n)--> D(n)--> Ps(n+1)
  • Характеристику острого стрессового расстройства и стратегии раннего вмешательства при работе со взрослыми и детьми непосредственно после травматических событий
  • Габбард Г.О. Судьба переноса: границы после завершения лечения
  • Хамитова И.Ю. Межпоколенные связи. Влияние семейной истории на личную историю ребенка
  • Догерти У.Дж. Плохая супружеская терапия: как этого избежать
  • Психотерапия с детьми, пациентами стационара детской онкологии и гематологии - примеры из практики
  • Розенфельд Г. Деструктивный нарциссизм и инстинкт смерти
  • Мирошкин Р.Б. Психологические проблемы семей с детьми, перенесшими онкозаболевание, на этапе ремиссии и методы работы с ними
  • Фурман Э. Некоторые трудности диагностики депрессии и суицидальных тенденций у детей
  • Венгер А.Л. "Симптоматические" рекомендации в психологическом консультировании детей и подростков
  • Шторк Й. Психическое развитие маленького ребенка с психоаналитической точки зрения
  • Золушка в сказке и на кушетке психоаналитика
  • Реутская Н.Г. Ребенок-инвалид в семейной системе как фактор, осложняющий сепарационные процессы
  • Зимин В.А. Функция трансгрессии. Проблема нарушения границ между полами и поколениями на материале фильма П. Альмодовера "Всё о моей матери"
  • Фисун Е.В. Брак и дети



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь