Ненюкова О.Р. Как я лишилась нейтральности

С первых дней обучения нам объясняли про нейтральность. Объясняли подробно, аргументировано. Об этом говорили и психоаналитики, и те, кто обучал нас разным другим подходам, все начинали с того, как важна для успешного процесса нейтральная позиция терапевта.

На специализации по системной семейной психотерапии этому уделялось особенно много внимания. Нам говорили, что важнейший процесс, который обеспечивает эффективность работы с семьей, это нейтральность, т.е. пребывание в профессиональной позиции, независимо от того, что происходит на приеме. Понятно было и что конкретно может привести к потере нейтральности. Очень понятно! Теоретически! Теория и сейчас "от зубов отскакивает". Про детоцентризм, психо и гомофобии и т. д., я помнила всегда.

Мало того, мы воочию могли увидеть, как теряется эта самая нейтральность: и во время работы за зеркалом, и во время "сухих" супервизий.

Казалось, ничего сложного и страшного нет, и увидеть эту потерю достаточно легко, да и вернуть несложно. Особенно, когда слушаешь своих коллег, лишившихся…

Мне казалось, что все, что касается нейтральности у меня под контролем.

Я не хочу сказать, что ни разу не ощущала того, что вот- вот лишусь. Но, видимо осознавая всю важность этой самой нейтральности, и чувствуя поначалу безумный страх, что лишусь, или лишат, а я не замечу, я супервизировалась и супервизировалась… Чуть работа подзастряла - бегу.

Клиент описывает ситуацию, или реакцию на нее, как-то слишком для меня узнаваемыми словами и красками, и я понимаю, что цепляюсь, караул! теряю нейтральность!

На приеме мать с пятилетним мальчиком, которого, мягко говоря, триангулировали, и мне хочется мамочку потрясти, чтобы лучше понимала, что происходит. Я уже на приеме могла "поймать" опасную тенденцию, и справиться с этим. Главное заметить, главное не пропустить…

Но, мало-помалу приобретая опыт по отслеживанию риска потери нейтральности, решила, что проскочила!

Умные люди говорят: "Чтобы знать, что мы действительно знаем то, что мы знаем и чтобы осознанно включить это знание в свою жизнь, необходимо это пережить хотя бы в некоторой степени". Вероятно это обо мне.

Только лишившись этой самой нейтральности, прочувствовав, я могу сказать, что теперь я точно знаю, что это значит. Накатило и накрыло с головой, поэтому и голова не работала, абсолютно. Казалось - ничего особенного: частый случай - супружеская пара, назревает развод, он хочет брак сохранить, она нет, он за ней, она от него. Подобное не первый раз в моей практике.

Для начала этот случай я "взяла домой": я о них думала без конца, могла проснуться ночью, все время "вела беседы", надо бы это проверить, да то предложить, а вдруг предписание не то! и т.д. до головной боли. И ни одной мысли о потере нейтральности. На приеме большого труда стоило удерживать контроль, клиенты постоянно ругались, мне не хотелось с ними работать, после приема я была как выжатый лимон. И ни одной мысли о потери нейтральности. Только с помощью моего терапевта я смогла понять, что мои клиенты ругаются точно так же ( теми же словами , с теми же интонациями, в той же манере), как ругались мои родители. Я же при этом кроме страха и беспомощности ничего не испытываю, а, следовательно, ни на что не способна.

Только лишившись нейтральности, а потом обретя ее вновь (я надеюсь), я могу со всей уверенностью заявить "Дорогие коллеги: "Без нейтральности -никакой эффективности".




Просмотров: 485
Категория: Психоанализ, Психология




Другие новости по теме:

  • Калмыкова Е.С. Все-таки во мне что-то происходит, или развитие ментализации в жизни и в психоанализе
  • Манухина Н.М. "Нельзя" или "можно"? - заметки психолога о влиянии запретов
  • Митряшкина Н.В. "Эта нелегкая штука - жизнь…" или о психологической помощи детям
  • Круглый стол: Об опыте "живых" супервизий в обучении системной семейной терапии
  • Холлис Дж. Что такое «преодолеть» и «пережить»
  • Коттлер Дж. Лучшие психотерапевты - что они за люди?
  • Барская В.О. "Невидимые миру" силы: о некоторых факторах консультативной работы
  • Зимин В.А. Функция трансгрессии. Проблема нарушения границ между полами и поколениями на материале фильма П. Альмодовера "Всё о моей матери"
  • Валента М. Что такое драматерапия
  • Орел В.Е. Феномен "выгорания" в зарубежной психологии: эмпирические исследования
  • Венгер А.Л. "Симптоматические" рекомендации в психологическом консультировании детей и подростков
  • Стафкенс А. Психоаналитические концепции реальности и некоторые спорные идеи "нового подхода"
  • Моросанова В.И. Опросник "Стиль саморегуляции поведения"
  • Барлас Т.В. Достоверность вымысла. Возможности психологической интерпретации сна Татьяны из "Евгения Онегина"
  • Березкина О.В. Исследование истории расширенной семьи на материале романа Л. Улицкой "Медея и ее дети"
  • Васильева Н.Л. Рецензия на книгу Бурлаковой Н.С., Олешкевич В.И. "Детский психоанализ: Школа Анны Фрейд"
  • Зимин В.А. По ту сторону супружеской измены (на материале фильма Стенли Кубрика "Широко закрытые глаза")
  • Поперечный И.Ю. Аналитическое толкование творчества С.Дали на примере картины "Апофеоз Гомера (Дневной сон Гала)"
  • Варданян А. Когда одной консультации может быть достаточно
  • Зуева Н.А. Игра как пространство для развития в детской психоаналитической психотерапии
  • Васильева Н.Л. Аня, или как далеко может завести фантазия
  • Роут Ш. Пол и личность терапевта: все ли терапевты одинаковы?
  • Варячич-Райко Л.Ф. Работа с родителями как важный аспект психотерапевтической работы с детьми
  • Хуизенга Д.Н. Инцест как травма: психоаналитический случай
  • Волкан В. Смерть в семье: как скорбят родители и дети
  • Биркхойзер-Оэри С. Мать как судьба
  • Хамитова И.Ю. Практика в онкологическом центре как этап становления профессиональной идентичности
  • Савина Е.А. Забота, контроль и требования родителей как основные факторы воспитания ребенка
  • Ягнюк К.В. Как мы становимся другими или необходимые шаги в процессе изменения своего поведения
  • Чесноков Р.А. Фантазии об исцелении или «Почему же психологи все-таки не дают советов?»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь