Цель: Создание условий для формирования правосознания у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи:
- Продолжать знакомить детей с понятием «право»;
- Обозначить основные права детей в доступной для их возраста форме;
- Уточнить представления о том, что значит «жить дружно, без ссор». Формировать представления детей о дружбе, дать понятие «друг», «подруга».
- Воспитывать доброжелательное и заботливое отношение друг к другу.
Образовательные области: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Предварительная работа: • Чтение Я. Тайца «Кубик на кубик», С. Прокофьева «Сказка про волшебные пёрышки», К. Ушинского «Сила – не право» с последующим обсуждением. • Игровое упражнение «Мирись, мирись, мирись». • Беседа «Мы дружные ребята, не ссоримся совсем». • Пальчиковая гимнастика «Мы дружные ребята». • Игровая ситуация «Другу плохо (больно) – помоги (пожалей)». • Средства: ИКТ (подборка картинок о дружбе), песни: «Неприятность эту мы переживём» из м/ф «Кот Леопольд», «Улыбка» из м/ф «Крошка Енот».
Ход:
В-ль: Ребята, я приглашаю вас поиграть в игру «Ты и я» (встаем в круг)
Ты и я, ты и я, (дети указывают пальчиком друг на друга)
Мы с тобой одна семья (кладут руки на плечи друг другу)
Вместе читаем, (делают «очки»)
Вместе играем, (прыгают на одной ноге)
Вместе и во всем мы друзьям помогаем (хлопаем в ладоши)
Мы немножко порезвились
По местам все разместились.
(дети садятся)
В-ль: Мамы, папы всей страны
Это знать давно должны
Есть права у их детишек
Например, на чтенье книжек
Также на заботу, ласку
И на жизнь, как будто в сказке,
Ещё право быть счастливым
В нашем самом лучшем мире!
Ребята, а вы знаете, какие права есть у детей? (шкатулочка)
Я-ребенок,
Я имею право:
- родиться
- жить
- расти и развиваться
- быть здоровым и любимым
-играть и дружить.
В-ль показывает картинку «Кот Леопольд»:
Ребята, вы узнали героя? Да, это кот Леопольд. Вспомните, какие слова говорит Кот Леопольд мышатам? Верно. Давайте жить дружно. (проговариваем) Молодцы! А теперь подумайте и скажите, что значит жить дружно? (не драться, играть вместе, делиться игрушками, уступать друг другу в игре, помогать, не обижать и т.д.)
Умнички! А вот если человек делится игрушками, он какой? (добрый) а если помогает другим, заботиться о других, он какой? (заботливый, внимательный) (проговариваем)
Ребята, как много хороших слов мы с вами вспомнили! Добрый, внимательный, заботливый! Как можно назвать такого человека? Кто он? (друг, настоящий друг) (проговариваем)
Друг-мы говорим про мальчиков, а про девочек как сказать? (подруга)
Воспитатель обращается к одной из девочек: А у тебя есть друг (подруга)?
Что вы вместе любите делать?
Вы помогаете друг другу? А как?
Значит, между вами начинается дружба (проговариваем)
Воспитатель: Дружба возникает тогда, когда два или три друга вместе играют, вместе гуляют, помогают, сочувствуют друг другу, делятся игрушками, не обижают друг друга.
Воспитатель: А если человеку плохо, больно, что должен сделать настоящий друг?
Дети: Пожалеть, помочь, развеселить, поиграть и т.д. Воспитатель: То есть, если твоему другу (подруге) больно, то надо пожалеть, выразить сочувствие. Если плохо, то помочь, развеселить, поиграть вместе. И про такого друга говорят, что он отзывчивый, чуткий, умеет переживать и сочувствовать. А сейчас мы узнаем, умеете ли вы переживать, выражать сочувствие?
Следующее эмоциональное состояние — весёлое настроение. Дети должны угадать состояние друга. Вместе с друзьями радуемся и веселимся.
Третье эмоциональное состояние – грусть. Что нужно сделать, если ваш друг загрустил. Дети должны подойти к другу, обнять, взять за руку и развеселить его, улыбнуться ему.
Воспитатель: Ребята, а с чего начинается дружба? Дети: С улыбки! Воспитатель: Верно. Дружба начинается с улыбки, посмотрите как вам улыбаются дети с фотографий. С такими веселыми и приветливыми ребятами хочется дружить! Давайте и мы улыбнемся друг другу и вместе поиграем.
Физминутка: «Улыбка»
А теперь все вместе встали,
Руки дружно вверх подняли,
Руки в стороны, вперед
А теперь наоборот.
Влево-вправо повернулись
И друг другу улыбнулись
Тихо сели и опять будем мы беседовать…
Воспитатель приглашает детей присесть на свои места.
Воспитатель: Посмотрите картинки и скажите, о чём они?
(О дружбе, друзьях, дети вместе играют, читают, слушают музыку)
Воспитатель: А сейчас возьмите своего друга за руку, крепко-крепко обнимитесь, ещё раз улыбнитесь, и постарайтесь не ссориться. Ведь каждый из вас имеет право на настоящую, крепкую, сильную дружбу.
Далее воспитатель рассматривает картинки о дружбе: людей и животных, мальчиков и девочек, героев мультфильмов. Дети узнают и называют героев иллюстраций, их действия, эмоциональное состояние и т.д. В завершении занятия показываю «Весёлое солнышко». Воспитатель: Посмотрите, ребята, от наших улыбок и хорошего настроения выглянуло солнышко. Оно светит, улыбается радуется нам, потому что каждый из нас хороший друг и умеет дружить!
|