Касаткина Ирина Владимировна, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 29» г. Саров Нижегородской области
Раннее детство – фундамент общего развития ребенка, рассматривается как стартовый период всех высоких человеческих начал. Организуя деятельность детей, нам, взрослым, следует помнить, что именно в этом возрасте ребенок особенно близок к своей биологической природе, а насущной потребностью развивающегося организма являются движения. Изречение русского физиолога И.М. Сеченого «Функция творит орган» подтверждает, что развитие любого органа происходит благодаря действию, движению, тренировке. Идеи Сеченова были подтверждены учеными нескольких поколений.
«Движение – здоровье, движение – радость, движение – развитие», — заверяют врачи, психологи, педагоги и все, кто общается с малышами. Движение – это жизнь ребенка, это стихия! Не случайно Е.А. Аркин назвал младшего дошкольника существом преимущественно моторным.
Скачать конспект
Как показывают исследования физиологов, гигиенистов, педагогов ребенок XXI века сталкивается с такими пороками цивилизации как гиподинамия и накапливание отрицательных эмоций, а это ведет к детским стрессам, которые являются причиной многих серьезных заболеваний. Наши наблюдения также показывают, что современные дети испытывают двигательный дефицит. Принимая во внимание все изложенное, напрашивается вывод: надо изменить пассивный образ жизни на активный, приобщить детей к здоровому образу жизни. Чтобы помочь всем педагогам нашего ДОУ увидеть в ребенке личность, мы перестроились на личностно-ориентированную модель общения с ребенком. Главным в работе стал принцип: «Не делаем за ребенка, а делаем вместе с ним».
Перед коллективом нашего ДОУ была поставлена основная цель: совершенствование педагогического процесса воспитания детей дошкольного возраста в целях физического благополучия и психического развития.
Исходя из этого, были определены задачи:
- гуманизировать воспитательный процесс так, чтобы каждый ребенок чувствовал защищенность со стороны взрослых;
- удовлетворять естественную потребность детей в движениях;
- прививать детям интерес к движениям, вызывать у них чувство радости и удовлетворение от собственных движений.
В нашем детском саду 10 возрастных групп, 5 из которых посещают дети раннего возраста с 8-10 месяцев и до трех лет.
- первая группа раннего возраста (где воспитываются дети до 1 года);
- вторая группа раннего возраста (для детей от 1 года до 2лет);
- 1 младшая группа (для детей от 2 до 3 лет).
Среда, созданная в группах, удовлетворяет основные потребности детей раннего возраста: в деятельности и в движении, в общении, а также в познании. Жизненное пространство детского сада дает возможность нашим детям заниматься по желанию любимым делом, не пересекаясь друг с другом, благодаря легкому «зонированию», которое создаем, используя предметы мягкой мебели, легкие ширмы, модули, а также размещению игровых зон вдоль и поперек основной стены.
Выстраивая пространственную среду, особое внимание уделяем ее сходству с домашней обстановкой. Ведь присутствие милых малышу вещей снимает стрессообразующий фактор, помогает легче адаптироваться к образовательному учреждению (ковровые покрытия на полу теплых светлых тонов, поглощающие звук, мягкие уголки с креслами и диваном, яркие разноцветные подушечки-думки, салфеточки и пр.).
Наполняя содержание групповых ячеек, учитывали специфику каждого возраста.
Организация предметной среды в группе детей 1 года жизни построена с учетом удовлетворения, в первую очередь, сенсомоторных и двигательных потребностей детей. Все оборудование и игровой материал подобраны таким образом, чтобы стимулировать малышей к формирующимся движениям: барьерное ограждение, мостик, деревянная горка, пластмассовая горка с качелями и всевозможными окошками для пролезания, ходунки, манежи, крупные двигатели и разнообразные каталки с рукоятками. Все это вызывает у «ползунов» эмоциональную реакцию и побуждает их к проявлению двигательной активности.
Во 2-ой группе раннего возраста пространственное окружение организовывали с учетом становления в этом возрасте предметной деятельности. Небольшое зонирование организованного пространства позволяет малышам проявлять самостоятельность в различных действиях с предметами, а также вступать во взаимодействие со взрослыми и детьми на уровне «игра рядом».
Организацию предметной среды в 1 младшей группе подбирали таким образом, чтобы она способствовала накоплению ребенком разнообразных представлений об окружающем мире природы, обогащению словаря детей и речевому общению через знакомство с различными объектами.
Известно, что работа с детьми раннего возраста имеет свою специфику. Дети первых лет жизни не вербализуют в достаточной степени свои действия: они импульсивны, эмоциональны, неустойчивы. Наблюдения за работой наших педагогов показали, что организация бодрствования малышей вызывает у них особые затруднения, особенно в плане обеспечения интересной продуктивной деятельности и хорошего эмоционального состояния.
Вместе с заведующим ДОУ мы наметили пути повышения мастерства педагогов. В течение последних трех лет провели ряд методических мероприятий. На педсоветах ставили на обсуждение не только вопросы физического воспитания детей, но и эмоционального благополучия, которые на прямую связаны со здоровьем малышей ( «Обеспечение режима двигательной активности детей в самостоятельных играх», «Роль воспитателя в формировании положительного микроклимата в группе» и др.). Провели ряд смотров-презентаций РППС «Смотр уголков психологической разгрузки», «Формирование первичных представлений о ценностях здорового образа жизни у детей раннего возраста», «Дорожки здоровья в РППС групп раннего возраста», «Смотр спортивных центров».
На семинарах, консультациях глубже изучали теоритическую сторону вопросов.
К вопросам приобщения детей к движениям привлекаем и семьи воспитанников. Так были записаны родителями ролики к конкурсу «Я выбираю спорт как альтернативу пагубным привычкам».
Осуществляя контроль, проводя тематические проверки, мы выявляли определенные трудности педагогов в проведении занятий, прогулок, режимных моментов. Проводили открытые просмотры этих процессов.
Большое внимание уделили созданию благоприятных условий для пребывания детей. Во всех группах предусмотрели комфортное, безопасное пространство (в свободное от занятий время сдвигаем столы, чтобы высвободить больше площади для игр детей). В каждой группе есть центр движения с огромным количеством разнообразных пособий.
Музыкальный зал стараемся использовать многофункционально: не только для проведения музыкальных занятий, но и утренней гимнастики, физкультурных занятий, музыкальных и физкультурных досугов, организации подвижных игр и т.п. Стимулируем детей к движениям. В этом помогают крупный игровой материал, модули, двигатели, а также нестандартное физкультурное оборудование: разнообразные игровые дорожки; пенечки для перешагивания, змейки, сплетенные косички и т.п. Все это активизирует движение малышей.
Малый спортивный зал по своим размерам хорошо подходит для детей 2-го г.ж. Поэтому здесь проводятся физкультурные и музыкальные занятия. А достаточное наполнение физкультурным оборудованием позволяет использовать его и при неблагоприятной для прогулок погоде.
Комната творчества служит не только для занятий продуктивными видами деятельности (рисованием, лепкой, конструированием), она своего рода является зоной релаксации и психологической разгрузки. Здесь можно поиграть с водой и песком, сенсорными тренажерами, понаблюдать за плавающими рыбками.
В ДОУ игровая среда организована таким образом, что дети могут свободно подойти к понравившейся игрушке, играть индивидуально или небольшими подгруппами.
Разумно чередуем все виды деятельности в течение всего дня, предохраняя детей от переутомления. Особое внимание при этом обращаем на то, чтобы этот переход осуществлялся без спешки. Важным моментом считаем предварительный настрой детей на предстоящий вид деятельности.
При организации рациональной жизнедеятельности детей мы стараемся бережно относиться к детям, учитываем их желание, избегаем метода «насильственности» во всем.
Установление гибкого «комфортного» режима дает детям возможность чувствовать себя так же уютно, как дома. Этот режим более удобен детям, чем взрослым, так как он позволяет обеспечить индивидуальную приспособляемость каждого малыша к условиям группы.
Осуществляя постепенный подъем детей после сна, учитываем индивидуальные особенности каждого малыша. Чтобы плавно пробудить детский организм ото сна, вот уже много лет проводим вторую гимнастику. Разнообразить формы ее проведения педагогам помог семинар-практикум: «Новые формы организации сна в ДОУ», на котором воспитатель Садовникова Т.Я. продемонстрировала показ необходимых пособий. Провели «Неделю педагогического мастерства» с показом гимнастик-пробуждений опытными педагогами.
В своей работе воспитатели широко используют приемы «музыкотерапии» для нормализации эмоционального состояния детей, приемы релаксации, аутотренинга.
Доброжелательное, заинтересованное отношение взрослых к освоению движений детьми, частое использование приемов похвалы, поощрений создает эффект заинтересованного, эмоционального «зрителя», стимулирующего двигательную активность ребенка.
Все это направлено на поддержание положительных эмоций у детей, вызывает у них желание двигаться.
На современном этапе одним из актуальных вопросов является поиск новых форм и методов обучения. Посещая группы, мы отмечали быструю утомляемость и неустойчивость интересов наших детей, однообразие форм проведения физкультурных занятий. Поэтому запланировали и провели консультации для педагогов по данной теме, семинар-практикум, круглый стол. С родителями воспитанников было организовано родительское собрание в форме деловой игры «Здоровье ребенка в Ваших руках».
В настоящее время педагоги владеют разнообразными формами проведения физкультурных занятий: это игры-занятия сюжетного типа, занятия на основе подвижных игр, игровые занятия с элементами фольклора, занятия с использованием квест-технологий для детей со второй младшей группы.
Радость, удовольствие и желание двигаться вызывает у детей музыка, пение взрослых. Сколько эмоций и какое желание двигаться вызывает у детей музыкальное сопровождение утренней гимнастики и физкультурного занятия!
В плане оптимизации двигательной активности большая роль принадлежит подвижным играм, в которых все играющие обязательно вовлекаются в активные двигательные действия. Воспитатели проводят их живо, интересно, под текст художественного слова, что повышает эмоциональный настрой детей. Огромный заряд бодрости несут в себе народные подвижные игры. По желанию воспитателей организовали семинар-практикум по теме. Все педагоги были активными участниками разучиваемых игр.
Решить проблему психофизического благополучия детей раннего возраста помогает нам народная культура, фольклор, которые, согласно концепции Л.Н. Павловой, несут в себе «генетическую матрицу», адекватную системе «мать-дитя» и программирующую состояние эмоционального комфорта для детей. Используемые нами разные виды народного творчества наполняют жизнь детей радужным многоголосьем и многоцветьем, рождая чувство защищенности и радости.
Организовать режимные моменты, встретить новичка, наладить эмоциональный контакт с ним, успокоить не в меру расшалившихся малышей помогают потешки, прибаутки, колыбельные. И что примечательно: так называемые малые фольклорные жанры, помогая воспитателям в работе, помогают и детям. Слушая их, малыши постигают окружающий мир, учатся быть добрыми и ласковыми, погружаются в стихию исконно русской народной речи.
При проведении утренней гимнастики и физкультурных занятий организовать детей также помогает поэтическое слово. Были разработаны новые комплексы утренних гимнастик и гимнастик-пробуждений на основе потешек, коротких стишков. Чтение небольшого стихотворения облегчает восприятие задачи, вызывает интерес, воспитывает уверенность в своих силах.
Но как бы ни была хороша развивающая и окружающая детей среда, но одухотворяется она именно взрослыми – педагогами, заботливо и трепетно работающими с самыми «важными людьми на земле».
Четкая и заинтересованная работа педагогического коллектива позволила нам:
- разнообразить физкультурно-оздоровительную работу с детьми;
- найти пути повышения двигательной активности детей;
- снизить заболеваемость;
- реализовать в педагогическом процессе самоценность раннего возраста как фундамента общего развития ребенка.
Детство – уникальный период в жизни человека. В настоящее время вряд ли кого нужно убеждать в том, что период от рождения до трех лет является наиболее важным в становлении личности, формирования здоровья и сензитивным к педагогическим воздействиям. Это еще и очень трудный возраст для того, кто посвятил себя воспитанию детей. Дети раннего возраста особенно чувствительны к тому, как к ним относится взрослый. Доброжелательность и эмоциональная выразительность взрослого, спокойные ласковые интонации, взгляд глаза в глаза, внимание к настроению ребенка – все эти качества помогают нашим воспитателям в работе с малышами. К маленьким детям нужен особый подход, который отвечал бы их потребностям и возможностям. Только личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми – главное условие их эмоционального благополучия.
Занимайтесь, играйте вместе с малышами, просто живите их жизнью, получайте удовольствие от волшебного мира детства, мира игры и фантазии и Вы всегда будете молоды, счастливы, энергичны.
Желаю всем дальнейших творческих успехов в нашем нелегком, но очень нужном деле, здоровья и процветания всем!
|