Задачи:
- Способствовать повышению эффективности педагогического процесса
- Развивать у педагогов профессиональную рефлексию.
План проведения:
- Информационная часть.
- Дисциплина: что это такое?
- С какого возраста следует прививать дисциплину?
- Что необходимо для формирования дисциплины?
- Требования к правилам группы.
- Решение и обсуждение практических задач.
- «Дисциплина обязательно должна быть деятельной, активной. Обычно мы считаем индивида дисциплинированным только с той поры, как он станет молчаливым, как немой, и неподвижным, как паралитик. Но это личность уничтоженная, а не дисциплинированная».
- Основа современного дошкольного образования — личностно ориентированная модель взаимодействия ребенка и взрослого. Многие воспитатели считают, что при таком подходе добиться порядка в группе невозможно. А если порядок будет нарушен, то ни о каком развитии детей не может быть и речи. Решение проблемы — формирование дисциплины.
- Что такое дисциплина?
Если рассматривать дисциплину с точки зрения ее влияния на развитие ребенка, то можно сказать, что это система правил, ритуалов, традиций, отношений в коллективе, формирующая у ребенка чувство безопасности и принадлежности к группе и способствующая его гармоничному развитию.
Наличие дисциплины в группе детского сада способствует:
- профилактике межличностных проблем, установлению положительных отношений, сотрудничества между детьми и взрослыми;
- формированию у детей умений решать или предотвращать проблемы, принимать правильные решения и нести за них ответственность;
- развитию ребенка как личности — формированию лучшего мнения о себе, уверенности, умения полагаться на внутренний контроль и собственные правила.
Наличие дисциплины делает жизнь детей более понятной, предсказуемой и безопасной, а значит, достигнуть целей дошкольного образования становится легче.
3. С какого возраста следует прививать дисциплину?
Специалисты считают, что прививать дисциплину необходимо уже с трех лет. И в младшем, и в среднем дошкольном возрасте взрослыми должен осуществляться постоянный внешний контроль. Средства такого контроля для детей разного возраста будут разными: для младших дошкольников они должны основываться на изменении ситуации вокруг ребенка (переключить внимание, вывести из ситуации), организации деятельности. С детьми старшего дошкольного возраста — включать обсуждение их поведения с объяснением его положительных и отрицательных сторон.
Использование игр — оптимальный вариант для создания дисциплины в младшей группе. С их помощью дошкольники смогут освоить много правил — необходимо только подобрать подходящие игры.
В дальнейшем при условии контроля взрослых у детей формируются механизмы самоконтроля, которые позволяют им существовать по законам группы не потому, что они так должны делать, а потому что это их потребность, желание. Существующие правила становятся важной, неотъемлемой частью сознания и существования.
4. Что необходимо для формирования дисциплины?
Для создания и поддержания дисциплины важно наличие правил жизни группы детского сада, в создании которых должны принимать участие и сами дети. Правила могут отражать аспекты поведения:
- организационные (по лестнице идем друг за другом);
- коммуникативные (помогаем, если у кого-то что-то не получается);
- коммуникативно-организационные (если я тут играю, не убирайте).
Правила не могут быть унифицированными, общими для всех — они рождаются из конкретных ситуаций, событий, обстановки в группе. При их формулировании и введении необходимо соблюдать определенные требования.
5. Требования к правилам группы
Четкость — правила должны быть четкими, разумными, соответствовать уровню развития ребенка.
Без «не» — в формулировках необходимо избегать отрицательной частицы, доказано — мозг ее не воспринимает.
Эффективность — правило будет работать в том случае, если оно небольшое по объему и воспитатели также его придерживаются.
Количество — одновременно в группе действует не более 3–5 правил.
Согласованность — правила должны быть согласованными взрослыми между собой и детьми.
Тон обращения — требования, запреты сообщаются дружественно-разъяснительным тоном.
Альтернатива — к запрету предлагаются альтернативные способы поведения.
Повторяемость — введенные правила необходимо периодически повторять.
Наглядность — для усвоения правил используются плакаты с изображением определенных ситуаций. Когда они надежно приживутся в группе, плакаты можно убирать.
6. Решение и обсуждение практических задач.
Задача 1.
В воспитании ребенка предпочтительнее использовать ограничения или дисциплину?
Ответ. Если стремиться воспитывать самостоятельного свободного человека, то мы должны учить ребенка принимать решения.
Но решения должен принимать он сам, учитывая интересы, нормы общества, так как он живет среди людей.
Использование вместо дисциплины «ограничения» является более гибким способом регулирования детского поведения. Это труднее, чем командовать, наказывать. Ограничения охватывают следующие сферы:
- поведение ребенка должно быть безопасным для него самого и окружающих его людей
- предметы, которыми пользуется ребенок, не должны причинять травм
- ребенок должен уметь отвечать за свои поступки
- отношение к окружающим людям должно быть достойным и уважительным.
Задача 2.
Как разумнее вводить ограничения?
Ответ. Вводить ограничения можно разными способами, избегая директивных ( «Немедленно убери игрушки!»). Правильнее: «Очень неприятно, когда игрушки разбросаны по группе».
Цель ограничений — научить ребенка понимать то, что его поведение может быть неприемлемым для других. И он сам ответствен за свои поступки.
Смысл ограничений: «Твое поведение нежелательно, и я верю, что ты изменишь его».
Если ребенок игнорирует слова, то нужно повторить снова, еще тверже и точнее объяснить свои ожидания.
Задача 3.
В группу входит заведующая детским садом. Трое детей здороваются с ней, а большинство увлечены своим делом и не обращают на заведующего никакого внимания.
Дети объясняют свое поведение тем, что при входе в детский сад они уже здоровались с кем-то, а с кем именно — они не помнят и не придают этому значения.
Почему, зная правила поведения, дети часто их нарушают?
Дайте психологический анализ ситуации.
Ответ к задаче 3.
Дети были обучены правилу здороваться, приходя в детский сад, формально. Это правило не стало для них нормой поведения, у них не была выработана привычка.
Советы педагогам:
1. Формулируйте требования конкретно.
Например:
- В помещении группы ходи медленно.
- Поиграл — убери на место.
- Каждый имеет правило высказаться, но в свою очередь.
Так легче запомнить правило и понять его суть.
2. Любой запрет может быть выражен в позитивной форме.
Например:
- Не бегай! (Ходи медленно.)
- Не дерись! (Ребята, давайте жить дружно.)
- Не разрушай постройки! (Береги постройки.)
Обычно запрет притягивает и отвечает на вопрос: «Чего нельзя?», но не дает ответа на вопрос: «А что можно?»
3. Предлагайте детям альтернативные способы поведения, которые будут соответствовать правилам.
Например:
- Нельзя кричать в группе, во можно:
а) говорить спокойно;
б) кричать на открытой площадке, на футбольном матче и т. д.
- Нельзя бегать, но можно:
а) ходить в помещении группы медленно;
б) бегать на открытой площадке;
в) бегать на занятиях по физкультуре;
г) бегать в специально отведенном месте.
4. Обсудите с детьми возможные последствия нарушения правила.
Например:
- В помещении группы ходи медленно!
Сначала правило будет нарушаться очень часто, но постепенно дети привыкнут. Тогда напоминать о нем можно будет по-другому: «Вспомните правило!» Малыши проговаривают его вслух, а затем выполняют, контролируя себя и своих товарищей.
|