Мещанская Ольга Александровна. Как стать компетентным в общении с родителями воспитанников

Как стать компетентным в общении с родителями воспитанников

Мещанская Ольга Александровна

У педагогов и родителей единые задачи: сделать всё, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями.

Для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным педагоги, с одной стороны, сохраняют всё лучшее и проверенное временем, с другой – ищут и стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых – достижение реального сотрудничества между детским садом и семьёй

 

Как показывает практика, эффективной является любая совместная деятельность родителей и педагогов. Так, уже коллективное обсуждение проблемы позволяет родителям почувствовать, что другие папы и мамы тоже столкнулись с похожими проблемами и сумели найти из них выход. А это рождает ощущение: любые трудности разрешимы.

Нетрадиционные формы взаимодействия с семьёй важны и для улучшения отношений между родителями и детьми. Родители учатся любить ребёнка таким, какой он есть, безоговорочно. Они имеют возможность увидеть собственного ребёнка в обстановке, отличной от семейной. Понаблюдать за его общением со сверстниками и педагогами, открыть в нём новые способности. В совместной деятельности, родители и дети учатся понимать друг друга, доверять друг другу, становиться настоящими партнёрами.

Трудностей в организации общения с родителями много:

это и не понимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение, и отсутствие единства требований в семье и детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а также с родителями из неблагополучных семей или имеющие проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогам снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнёрами в общем деле воспитания ребёнка.

Из чего складывается успех общения?

Прежде всего, из желания пойти на контакт, наладить отношения, помочь друг другу, увидеть в родителе равного себе партнёра, услышать его, признать право другого на иную позицию и понять эту позицию.

Общение будет успешным если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторон темах, если каждая из них в процессе общения обогащает свой информационный багаж.

Ведущая роль в организации общения с родителями воспитанников принадлежит воспитателям.

Чтобы выстроить его, воспитателю важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Он должен дать почувствовать родителям свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребёнка, показать родителям, что он видит в них партнёров, единомышленников. Всё это приводит нас к пониманию «профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников»

Давайте разберёмся: что такое, профессиональная компетентность и какого педагога можно назвать компетентным в сфере общения с родителями? Анализ современных требований в организации общения педагога с родителями воспитанников свидетельствует: его компетентность проявляется в способности организовать такое общение, которое характеризуется личностным интересом, педагогическим смыслом и значимостью. Профессиональная компетентность предполагает также прочность ценностных ориентаций, должны сформироваться значимые качества (выдержка, тактичность, наблюдательность, уважение и др.), глубокое овладение знаниями о семье, её воспитательным потенциале, специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания, методах изучения семьи, разнообразии практических способов организации общения.

В содержание профессиональной компетентности входят следующие личностные качества и установки, знания, умения и навыки.

Личностные качества и установки

(личностный компонент)

  • Готовность к непрерывному профессиональному совершенствованию в области общения с родителями воспитанников.
  • Осознание собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями.
  • Установка на доверительное взаимодействие с родителями.
  • Выдержка, тактичность, наблюдательность, уважительность и др.

Знания (содержательный компонент)

  • О семье
  • О воспитательном потенциале семьи.
  • Об особенностях семейного воспитания.
  • О специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания.
  • О методах изучения семьи.
  • О современных формах организации общения.
  • О методах активизации родителей.

Умения и навыки

(деятельный компонент)

  • Умение преодолевать психологические барьеры общения с родителями, осуществлять индивидуальный подход к ним в процессе общения.
  • Владение методами изучения семьи и образовательных потребностей родителей.
  • Умение прогнозировать результаты развития ребёнка в семье, определять оптимальные пути его развития и т.д.
  • Умение ориентироваться в информации, отбирать необходимое для собственной работы с родителями, оценивать эффективность применяемых родителями методов воспитания детей в семье.
  • Умение конструировать программу деятельности с родителями, отбирать содержание и методы её осуществления, моделировать ход и характер предстоящего общения с родителями и т.д.
  • Умение организовать традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями, осуществлять педагогическое руководство и оказывать им действенную помощь.

Коммуникативные умения и навыки:

  • устанавливать контакт с родителями, понимать их, сопереживать им, проявлять к ним внимание;
  • предвидеть результаты общения, возможные трудности;
  • управлять своим поведением, предупреждать и педагогически грамотно решать конфликтные ситуации; проявлять гибкость в общении родителями;
  • создавать в процессе общения с родителями атмосферу совместного творчества;
  • владеть этикетными нормами речи и поведения;
  • организовывать содержательное общение;
  • осуществлять индивидуальный подход на основе знания их конкретных особенностей.

Вывод: Педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение и каким оно должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует.

Профессиональную компетентность воспитателей в области с родителями (равно как и в любой другой области) необходимо развивать. Ведь развитие компетентности не может замереть на какой-нибудь одной точке: она либо будет постоянно развиваться, либо начнёт утрачиваться.

И основная нагрузка ложится на старшего воспитателя ДОУ.

Почему же именно методическая работа так значима? С её помощью создаются условия, помогающие компетентности находиться на достаточно высоком уровне. Эти условия заключаются в следующем:

  • педагогам предоставляется возможность осваивать знания и навыки не только из основной области деятельности, но и из смежных областей, в том числе организация общения с родителями, демография, педиатрия и гигиена, культурология и т.д.;
  • приобретаемые знания и умения должны быть такими, чтобы их можно было непосредственно и немедленно использовать в профессиональной деятельности;
  • педагоги должны осознавать непрочность их компетенции, её зависимость от их собственной заботы, её поддержке.

Библиографический список:

  1. «Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект» Авторы: Зверева О.Л., Кротова Т.В.
  2. «Создание условий эффективного взаимодействия с семьей» Автор: Н.В. Микляева
Просмотров: 364
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Дорохина Наталья Дмитриевна. Трудности, возникающие при организации общения с родителями в ДОУ.
  • Гимазутдинова Наталья. «Практикум для педагогов ДОУ по построению эффективного общения с родителями воспитанников по теме: «Общаться позитивно – что это значит».
  • Брысина Ольга Юрьевна. Семинар-практикум для педагогов по теме: «Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников: атмосфера понимания и эффективного общения»
  • Корепанова Т.А. Меджидли Г.Г. Гилязова Л.В.. Конспект педагогического часа 'Формы и методы взаимодействия с родителями, дискуссия «+» и «-» взаимодействия с родителями, с помощью гаджетов'
  • Дудлив Ольга Константиновна. Система взаимодействия педагогов с родителями воспитанников по организации семейного чтения
  • Котенкова Марина Михайловна. Консультация для педагогов «ОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ)»
  • Гандабеско Татьяна. Активные формы взаимодействия педагогов с родителями воспитанников в рамках ФГОС
  • Кузьмина Татьяна Валерьевна. Общение педагогов с родителями в ДОУ.
  • Лепехина Елена Александровна. Общение воспитателя с родителями. Секреты взаимопонимания.
  • Анна Хмарун. Психологические аспекты взаимодействия с родителями воспитанников
  • Красильникова Сауле Тлектесовна. Статья: «Общение воспитателя с родителями» «Секреты взаимоотношений»
  • Чернова Наталья Михайловна. Из опыта работы «Нетрадиционные формы работы с родителями как эффективный способ взаимодействия ДОО и семьи».
  • Новоселова Екатерина Викторовна. Сообщение на тему: «Газета для родителей, как одна из форм взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников»
  • Рыдаева Юлия Александровна. Интерактивные формы взаимодействия с родителями по формированию семейного здорового образа жизни
  • Гришина Ольга Михайловна. Система работы педагога ДОУ с родителями воспитанников.
  • Андреенко Татьяна Александровна. НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
  • Шабардина Елена Геннадьевна. Роль и влияние общения в семье на развитие ребёнка
  • Виноградова Елена Константиновна. Формирование коммуникативной компетентности педагогов во взаимодействии с родителями воспитанников
  • Давыдова Людмила Борисовна. АКЦИЯ КАК ИНТЕРАКТИВНАЯ ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС ДО
  • Кривонос Анна Васильевна. «Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями в группе «Сообщество» в стихах
  • Курик Светлана Владимировна Топоева Ирина Владимировна. Организация нетрадиционных форм взаимодействия педагога с родителями в области подготовки детей к школе
  • Двинских Елена Александровна. «Взаимодействие воспитателя с родителями воспитанников»
  • Анна Хмарун. Преодоление психологических барьеров в общении с родителями воспитанников
  • И. В. Курбатова, И. В. Воробьева. Организация партнерских отношений с родителями воспитанников
  • Степанюк Наталья. Буклет 'Современные формы взаимодействия с родителями'
  • Котова Ольга Алексеевна. Нетрадиционные формы работы с семьёй — Клуб общения детей и взрослых
  • Свинина Ирина Геннадьевна. «Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями в ДОУ».
  • Карташова Екатерина Александровна. «Нетрадиционные формы работы педагогов с родителями детей раннего возраста».
  • Макарова Татьяна Сергеевна. Сценарий совместной досуговой деятельности с воспитанниками и родителями воспитанников «КАРГОПОЛЬСКИЕ ПОСИДЕЛКИ»
  • Верещагина Ольга Дмитриевна. Совместная работа с родителями, в целях нравственного воспитания дошкольников средней группы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь