Мещанская Ольга Александровна
У педагогов и родителей единые задачи: сделать всё, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями.
Для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным педагоги, с одной стороны, сохраняют всё лучшее и проверенное временем, с другой – ищут и стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых – достижение реального сотрудничества между детским садом и семьёй
Как показывает практика, эффективной является любая совместная деятельность родителей и педагогов. Так, уже коллективное обсуждение проблемы позволяет родителям почувствовать, что другие папы и мамы тоже столкнулись с похожими проблемами и сумели найти из них выход. А это рождает ощущение: любые трудности разрешимы.
Нетрадиционные формы взаимодействия с семьёй важны и для улучшения отношений между родителями и детьми. Родители учатся любить ребёнка таким, какой он есть, безоговорочно. Они имеют возможность увидеть собственного ребёнка в обстановке, отличной от семейной. Понаблюдать за его общением со сверстниками и педагогами, открыть в нём новые способности. В совместной деятельности, родители и дети учатся понимать друг друга, доверять друг другу, становиться настоящими партнёрами.
Трудностей в организации общения с родителями много:
это и не понимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение, и отсутствие единства требований в семье и детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а также с родителями из неблагополучных семей или имеющие проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогам снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнёрами в общем деле воспитания ребёнка.
Из чего складывается успех общения?
Прежде всего, из желания пойти на контакт, наладить отношения, помочь друг другу, увидеть в родителе равного себе партнёра, услышать его, признать право другого на иную позицию и понять эту позицию.
Общение будет успешным если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторон темах, если каждая из них в процессе общения обогащает свой информационный багаж.
Ведущая роль в организации общения с родителями воспитанников принадлежит воспитателям.
Чтобы выстроить его, воспитателю важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Он должен дать почувствовать родителям свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребёнка, показать родителям, что он видит в них партнёров, единомышленников. Всё это приводит нас к пониманию «профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников»
Давайте разберёмся: что такое, профессиональная компетентность и какого педагога можно назвать компетентным в сфере общения с родителями? Анализ современных требований в организации общения педагога с родителями воспитанников свидетельствует: его компетентность проявляется в способности организовать такое общение, которое характеризуется личностным интересом, педагогическим смыслом и значимостью. Профессиональная компетентность предполагает также прочность ценностных ориентаций, должны сформироваться значимые качества (выдержка, тактичность, наблюдательность, уважение и др.), глубокое овладение знаниями о семье, её воспитательным потенциале, специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания, методах изучения семьи, разнообразии практических способов организации общения.
В содержание профессиональной компетентности входят следующие личностные качества и установки, знания, умения и навыки.
Личностные качества и установки
(личностный компонент)
- Готовность к непрерывному профессиональному совершенствованию в области общения с родителями воспитанников.
- Осознание собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями.
- Установка на доверительное взаимодействие с родителями.
- Выдержка, тактичность, наблюдательность, уважительность и др.
Знания (содержательный компонент)
- О семье
- О воспитательном потенциале семьи.
- Об особенностях семейного воспитания.
- О специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания.
- О методах изучения семьи.
- О современных формах организации общения.
- О методах активизации родителей.
Умения и навыки
(деятельный компонент)
- Умение преодолевать психологические барьеры общения с родителями, осуществлять индивидуальный подход к ним в процессе общения.
- Владение методами изучения семьи и образовательных потребностей родителей.
- Умение прогнозировать результаты развития ребёнка в семье, определять оптимальные пути его развития и т.д.
- Умение ориентироваться в информации, отбирать необходимое для собственной работы с родителями, оценивать эффективность применяемых родителями методов воспитания детей в семье.
- Умение конструировать программу деятельности с родителями, отбирать содержание и методы её осуществления, моделировать ход и характер предстоящего общения с родителями и т.д.
- Умение организовать традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями, осуществлять педагогическое руководство и оказывать им действенную помощь.
Коммуникативные умения и навыки:
- устанавливать контакт с родителями, понимать их, сопереживать им, проявлять к ним внимание;
- предвидеть результаты общения, возможные трудности;
- управлять своим поведением, предупреждать и педагогически грамотно решать конфликтные ситуации; проявлять гибкость в общении родителями;
- создавать в процессе общения с родителями атмосферу совместного творчества;
- владеть этикетными нормами речи и поведения;
- организовывать содержательное общение;
- осуществлять индивидуальный подход на основе знания их конкретных особенностей.
Вывод: Педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение и каким оно должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует.
Профессиональную компетентность воспитателей в области с родителями (равно как и в любой другой области) необходимо развивать. Ведь развитие компетентности не может замереть на какой-нибудь одной точке: она либо будет постоянно развиваться, либо начнёт утрачиваться.
И основная нагрузка ложится на старшего воспитателя ДОУ.
Почему же именно методическая работа так значима? С её помощью создаются условия, помогающие компетентности находиться на достаточно высоком уровне. Эти условия заключаются в следующем:
- педагогам предоставляется возможность осваивать знания и навыки не только из основной области деятельности, но и из смежных областей, в том числе организация общения с родителями, демография, педиатрия и гигиена, культурология и т.д.;
- приобретаемые знания и умения должны быть такими, чтобы их можно было непосредственно и немедленно использовать в профессиональной деятельности;
- педагоги должны осознавать непрочность их компетенции, её зависимость от их собственной заботы, её поддержке.
Библиографический список:
- «Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект» Авторы: Зверева О.Л., Кротова Т.В.
- «Создание условий эффективного взаимодействия с семьей» Автор: Н.В. Микляева
|