- И. В. Курбатова, воспитатель МБДОУ «ДС №97 г. Челябинска»
- И. В. Воробьева, воспитатель МБДОУ «ДС №97 г. Челябинска»
От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш. В.А. Сухомлинский
Семья и детский сад составляют для ребенка основную образовательную микросреду – образовательное пространство. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт, накопленный поколениями. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Они, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга, а должны действовать в единстве. Роль педагога дошкольного учреждения – установление положительных взаимоотношений между воспитателями и родителями, выработка новых форм повседневной деятельности, предложенных ФГОС, их систематизация.
Чего ждут педагоги и родители от взаимодействия друг с другом?
Для полноценного представления об этом мы провели анкетирование семей воспитанников и педагогов ДОУ. Результаты анкетирования показали существенную разницу представлений о взаимодействии со стороны родительской общественности и педагогов ДОУ. А именно...
Если родителям основными источниками информации об особенностях развития ребенка в детском саду хотелось бы видеть встречи с разными специалистами (учителем-логопедом, педагогом-психологом, медицинской сестрой, музыкальным руководителем, инструктором физкультуры, воспитателем... — 42%), то сами воспитатели (95%) — считают, что эта информация почти полностью зависит от них, а также от информационных родительских стендов. Вывод: воспитателям выгоднее, чтобы представления родителей складывались только на основании их мнения, и при этом, чтобы подобная работа отнимала у них как можно меньше времени и усилий (родительские стенды, уголки).
Педагоги уверены, что регулярно информируют родителей воспитанников об изменениях в системе дошкольного образования и жизни ДОУ (80%). С этим согласились только 53% родителей. Вывод: методы информирования родителей — неэффективны.
Степень своего участия в жизни детского сада 42% родителей оценивают низко или ниже среднего уровня. Вывод: нет активной работы с родителями воспитанников, которая могла бы вызвать не только одобрение, но и желание работать, сотрудничать далее.
53% родителей воспитанников видят себя в качестве «советников» по отношению к педагогам в плане воспитания и образования собственных детей. 12% — в качестве помощников в организации предметно-развивающей среды, и только 10% — видят себя участниками образовательного процесса. Вывод: образовательная деятельность в семье остается формальной, не значимой для родителей.
Оптимальные формы взаимодействия семьи и ДОУ по степени актуальности можно представить следующим образом:
- родительские собрания;
- официальный сайт/блог ДОУ;
- индивидуальная работа (беседы и консультации);
- семинары-практикумы, мастер-классы;
- дни открытых дверей;
- совместные проекты, образовательная работа в семье;
- информационные стенды, газеты, буклеты.
Вывод: родители знакомы с формами взаимодействия семьи и ДОУ и готовы к этому взаимодействию.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что взаимодействие с родителями воспитанников не просто не систематизировано, а ограничено вообще. И если формы взаимодействия описаны уже давно и каждый год их список растет и ширится, то всегда ли мы, педагоги, используем их в своей работе? Или, озадаченные собственными трудностями в новых условиях, мы часто забываем о том, что родители — это наши партнеры. Ведь проще научить, дать консультацию, повесить информацию в родительском уголке, формализуя взаимодействие, чем пойти на открытый диалог, работая в интерактивном режиме.
Что такое взаимодействие? Это равенство целей в семье и ДОУ и способов достижения этих целей.
Организация взаимодействия с семьями воспитанников – это не кампания одного дня, а целенаправленная работа всего педагогического коллектива в течение длительного времени (в течение учебного года).
Цель работы – вовлечение родителей в единое образовательное пространство "Детский сад – семья".
Задачи:
- Пополнить знания родителей о воспитании детей общедоступными научными сведениями;
- Повысить психолого-педагогическую культуру родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста;
- Обучить родителей педагогически эффективному общению с детьми;
- Укрепить у родителей чувство уверенности в своих силах;
- Вовлечь родителей в орбиту педагогической деятельности, заинтересовать в образовательном процессе как необходимости развития собственного ребенка.
Ожидаемый результат:
1. воспитатели:
- обучение навыкам и умению ставить конкретные задачи в работе с каждой семьей (с учетом возраста, образования, культурного уровня и взглядов на воспитание) и выбору адекватных методов и форм
- установление полноценного взаимодействия с семьей.
2. родители воспитанников:
- повышение педагогической компетентности
- формирование интереса к себе как к педагогам-воспитателям
- установление доверительных отношений с сотрудниками детского сада.
3. воспитанники:
- полноценное усвоение содержания реализуемой программы
- адаптация в ДОУ
- подготовка к дальнейшим социальным отношениям.
Для полноценного диалога с родителями необходимо выработать определенный алгоритм вовлечения последних в образовательный процесс ДОУ, который можно представить следующим образом:
I. Аналитическая деятельность. Её цель: определить запросы родителей и воспитателей, выработать общие требования к ребенку в семье и дошкольном учреждении. Организуется она в начале учебного года.
- опрос родителей для выявления индивидуальных особенностей ребенка
- анкетирование родителей для сбора социологических данных о семье
- опрос родителей для получения их представлений и (или ожиданий), планов относительно сотрудничества со специалистами детского сада.
Эту работу можно организовать с помощью взаимодополняющих методов: специальной анкеты, устного опроса, беседы, совета и пр.
На основании этих данных составляется план работы с родителями воспитанников на текущий учебный год.
II. Практическая деятельность. Эта часть начинается с установления доверительных отношений с родителями. Следует отметить, что все затруднения проистекают от одного – видимого отсутствия доверия, взаимопонимания между сотрудниками детского сада и родителями, из неумения педагогов построить межличностные отношения с родителями. И здесь наиболее актуальным является умение воспитателя или специалиста выбрать наиболее приемлемый для данного родителя стиль общения. В этом выборе существенную помощь может оказать педагог-психолог учреждения.
Методы взаимодействия в этой части могут быть самыми разнообразными:
- диалог во время утреннего приема детей;
- родительская почта (почта доверия);
- индивидуальное консультирование;
- дни общения, дни открытых дверей;
- совместное создание предметно-развивающей среды;
- оформление фотомонтажей из жизни группы;
- обращение к родителям по имени;
- оформление выставочного стенда и размещение его в группе, а не в родительском уголке;
- прочее.
После того, как доверительные отношения уже установлены, следует приступить к непосредственному осуществлению мероприятий составленного плана взаимодействия с родителями.
III. Заключительный этап: подведение итогов работы за текущий учебный год.
Критерием оценивания проведенной работы может послужить повторное анкетирование родителей и педагогов. И если взгляды родителей воспитанников и сотрудников детского сада на образовательный процесс станут более едиными, и если увеличится процент родителей, считающих себя участниками образовательного процесса, то организованное в течение года взаимодействие было эффективным.
И наконец, для подведения итогов целесообразно организовать родительскую конференцию. Это особая форма работы с семьей, позволяющая родителям и педагогам разных групп поделиться опытом взаимодействия, решить насущные проблемы. А также задать вопросы заведующей и специалистам ДОУ.
Литература:
- Арнаутова Е. Методы обогащения воспитательного опыта родителей // Дошкольное воспитание. 2002. N 9. С. 52 — 58.
- Белоногова Г., Хитрова Л. Педагогические знания — родителям // Дошкольное воспитание. 2003. N 1. С. 82 — 92.
- Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса (методические рекомендации). — Оренбург: Оренбургский ИПК, 2003.
- Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. 2004. N 1. — С. 60 — 68.
- Дошкольное учреждение и семья — единое пространство детского развития / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина и др. — М.: Линка-Пресс. — 2001. — С. 25 — 26.
|