Автор: Васильева Дарья Дмитриевна, учитель-логопед.
Трехлетние дети – это активные, в меру самостоятельные люди, которые имеют уже достаточно большой словарный запас, активно общаются со взрослыми и сверстниками распространенными предложениями (из 3-4 слов) и даже используют сложносочинённые предложения. В их лексиконе появляется много вопросов: зачем? почему? как? и т.д. Иногда их речь может быть непонятна для окружающих, так как звукопроизношение еще не совершенно, им пока трудно связно и логично изложить увиденное или произошедшее с ними. Зато они активно запоминают простые стишки, небольшие сказки, копируют взрослых: их интонацию и манеру речи. В этом возрасте следует первый раз посетить логопеда. Если во время беременности и родов были осложнения, ребенок наблюдается у невролога, то в таких случаях надо особенно следить за развитием речи ребенка, чтобы в будущем избежать возможные трудности в становлении речи, которые могут возникнуть.
Скачать опросник (чек лист)
В 3 года ребенок должен:
- Понимать обращенную речь и простую инструкцию;
- Называть свое имя, возраст, пол;
- Говорить простыми предложениями;
- Знать основные цвета, формы, части тела;
- Называть животных, игрушки, одежду, мебель и т.д.;
- Различать понятия «один-много», «большой-маленький»;
- В речи появляется всё больше прилагательных, наречий, местоимений, предлогов;
- Произносить звуки раннего онтогенеза (б,п,м,т,д,н,г,к,х,ф,в,а, о, у, и) и свистящие С и З.
- Иметь словарный запас в 1000-1300 слов.
Если ребенок:
- Не понимает обращенную речь и простые инструкции;
- Не стремится к общению с близкими и сверстниками;
- Говорит на своем языке или предпочитает молчать;
- Не произносит не только фразы, но и отдельные слова;
- Неправильно произносятся целые группы звуков, ребёнок искажает или заменяет одни звуки другими, переставляет звуки и слоги не только в многосложных, но и в простых словах;
- Имеет словарный запас не более 20 слов и не может составить из них предложения;
То, необходимо показать ребенка специалистам.
Некоторые родители имеют такую позицию, как: «позже заговорит», «у меня трое детей, все начали поздно говорить и все хорошо», или «наш папа тоже поздно заговорил» и т.п. является ошибочной и ни к чему хорошему не приведет. Скорее всего эти родители одумаются и все равно обратятся за помощью, но драгоценное время будет потеряно и то, что можно было исправить в самом начале, очень трудно будет исправить потом!
Как же помочь ребенку трех лет овладеть чистой речью?
Во-первых, у трехлетних детей ведущей деятельность является игра, поэтому обучение малышей возможно только в игровой форме.
Во-вторых, нужно учитывать тот факт, что внимание ребенка непроизвольно и кратковременно, и чтобы избежать переутомления обучающая деятельность должна не превышать 15 минут.
В-третьих, для удержания внимания ребенка, необходима смена деятельности.
И не забывайте хвалить ребенка, даже за самые небольшие успехи.
- Развитие мелкой моторики. Моторика рук напрямую связана с развитием речи, поэтому разучивание четверостиший с использованием пальчиковой гимнастики, игры с сыпучими материалами (песок, крупы, камни, пуговицы, ракушки и многое другое), лепка (глина, пластилин, тесто), конструирование (лего, кубики, мозаика) и массаж пальцев рук (шарик Су-Джок), стимулирует развитие речи.
- Артикуляционная гимнастика. Это комплекс статистических и динамических упражнений, направленный на укрепление мышц артикуляционного аппарата (язык, губы, щеки). Гимнастика поможет выработать ребенку полноценную и правильную артикуляцию для четкого произношения звуков. Ее необходимо выполнять ежедневно перед зеркалом по 3-5 минут.
- Дыхательная гимнастика. Для развития плавности речи и силы воздушной струи, без которой невозможно произнесение многих групп звуков, важно выполнять дыхательные упражнения. Например, надувать мыльные пузыри, устраивать «бурю» в стакане с помощью коктейльной трубочки, сдувать перышко с ладошки и многое другое.
- Развитие фонематического слуха. Это способность к слуховому восприятию речи. Фонематический слух имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка. Развивать его можно дома, прислушиваясь к бытовым шумам (шум пылесоса, фена, чайника и т.д.) и пытаясь различить их на слух, или гуляя в парке, обращая внимание на пение птиц, шуршание листвы, шум машин. Кроме того, поможет слушание музыкальных инструментов и угадывание их на слух, а также игры со звуками и слогами, например, игра «Повтори за мной».
- Чтение и разучивание стихов. Книги для домашнего чтения необходимо подбирать в соответствие с возрастом ребенка. Желательно, чтобы это были простые, понятие для него сказки и рассказы, такие как: «Теремок», «Колобок», «Маша и медведь», «Репка» и т.д. А также, разучивание стихов, чистоговорок и потешек даст возможность развить у ребенка не только связную речь, но и память, внимание, словарный запас.
Таким образом, проявляя больше внимания, любви и регулярно занимаясь развитием ребенка, вы сможете предотвратить возникновение речевых трудностей и помочь ему познать мир правильно.
Список используемой литературы:
1. https: //ourkids. ru/razvitie/1-3/rech-3-goda/
|