Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1. 1. Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Паучок» — социально-педагогической, направленности ориентирована на развитие логического мышления детей дошкольного возраста средствами информационно-коммуникационных технологий, является хорошим стартом для ознакомления дошкольников с интерактивной доской.
Использование интерактивной доски на занятиях позволяет перейти от объяснительно- иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками.
Скачать конспект
Дополнительная общеразвивающая программа «Паучок» с использованием интерактивной доски разработана в соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29. 12. 2012 N 273-ФЗ (действующая редакция, 2016) Глава 10. Дополнительное образование, действующим приказом от 17. 10. 2013 № 1155 Минобразования РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», общеобразовательным программам, Приказом от 29 августа 2013 года № 1008 Об утверждении и Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам.
- с п.1. 6. ФГОС ДО программа направлена на "обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей";
- п.2. 6. "Содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности";
Дополнительная общеразвивающая программа «Паучок» в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 4.09. 2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей», Обучение детей младшего возраста становится более привлекательным и захватывающим. Интерактивные и мультимедийные средства призваны вдохновить и призвать их к стремлению овладеть новыми знаниями. Интерактивная доска значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Применение мультимедийных технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации и среды. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность обучающихся и усиливают усвоение материала.
Интерактивные средства обучения, такие как интерактивные доски, компьютеры, станут отличными помощниками в диагностики развития детей: развития внимания, памяти, мышления, речи.
Таким образом, дополнительная общеразвивающая программа «Паучок», составленная с опорой на положения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования будет способствовать интеграции дошкольного и дополнительного образования, как необходимого условия достижения новых образовательных результатов.
При написании данной рабочей образовательной программы руководствовалась нормативными правовыми документами:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования";
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4. 1. 3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
- Основной образовательной программой дошкольного образовательного учреждения.
- Уставом ДОУ.
Отличительные особенности данной дополнительной общеразвивающей программы.
Использование интерактивной доски на занятиях позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками. Благодаря наглядности и интерактивности, ребята охотнее вовлекаются в активную работу. У дошкольников повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала, обостряется восприятие. Наличие и умение использовать интерактивную доску существенно повышает уровень компьютерной компетенции педагога, который получает статус современного воспитателя, идущего в ногу с развитием информационных технологий. Это средство обучения может быть применимо для обучения детей разных возрастов.
В программе выделены следующие направления использования интерактивной доски, которые доступны для работы с детьми дошкольного возраста:
- использование интерактивной доски;
- создание собственных мультимедийных продуктов;
- использование Интернет-ресурсов.
Методологической основой для разработки занятий, используемых в программе являются следующие подходы и концепции:
- Определение темы, цели и типа занятия;
- Составление структуры урока, определение этапов, на которых планируется использовать инструментарий интерактивной доски.
- Анализ целесообразности использования интерактивного оборудования на конкретном уроке в сравнении с традиционными средствами обучения.
- Подбор и разработка интерактивного дидактического материала.
- Отобранные материалы оцениваются во времени: их продолжительность не должна превышать санитарных норм; рекомендуется просмотреть и прохронометрировать все материалы, учесть интерактивный характер материала.
- Подбор и разработка раздаточных материалов (если требуется).
- Составление плана урока.
- Подготовка детей к восприятию урока с использованием интерактивного оборудования.
- Анализ и обсуждение урока.
Адресат программы – дети в возрасте 4-5 лет, в т.ч. с ОВЗ (ТНР).
Возрастные особенности:
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д. Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий. Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом. К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д. Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие, В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уважении со стороны взрослого.
Объем и срок освоения программы: программа рассчитана на один год обучения (сентябрь-май), общее количество учебных часов для освоения программы – 32 часа.
Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса – групповая работа в одновозрастном постоянном составе.
Режим занятий — 1 раз в неделю, периодичность — с сентября по май включительно; продолжительность – для детей 4-5 лет: 20 минут.
1. 2. Цель и задачи программы.
Цель: Формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста средствами информационно-коммуникационных технологий в образовательной области «Познавательное развитие».
Задачи:
Развивающие:
- Развивать познавательный интерес.
- Развивать и совершенствовать мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, сравнение, отрицание, систематизация.
- Развивать интеллектуальные способности.
Воспитывающие:
- Воспитывать самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость.
- Воспитывать у детей потребность в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками, умения подчинять свои интересы определенным правилам.
Обучающие:
- овладение детьми приемами работы с интерактивной доской.
1. 4. Планируемые результаты.
1. 4.1. Первый год обучения (4-5 лет)
В результате проведения занятий дети будут уметь:
- Группировать предметы по цвету, размеру, форме (отбирать все большие, все красные, все круглые предметы т. д.);
- Сможет составлять группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы;
- Находить один и много предметов;
- Различать круг, квадрат, треугольник;
- Понимать смысл обозначений: вверху — внизу, впереди – сзади и т.д.;
- Понимать смысл слов: «утро», «вечер», «день», «ночь»;
- Называть знакомые предметы, объясняет их назначение, выделяет и называет признаки;
- Ориентироваться в помещении;
- Знать и называть некоторые растения, животных и их детенышей;
- Выделять наиболее характерные сезонные изменения в природе;
- Отвечать на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения.
Ожидаемые результаты:
- В результате проведения занятий дети будут уметь:
- Группировать предметы по цвету, размеру, форме (отбирать все большие, все красные, все круглые предметы т. д.);
- Сможет составлять группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы;
- Находить один и много предметов;
- Различать круг, квадрат, треугольник;
- Понимать смысл обозначений: вверху — внизу, впереди – сзади и т. д.;
- Понимать смысл слов: «утро», «вечер», «день», «ночь»;
- Называть знакомые предметы, объясняет их назначение, выделяет и называет признаки;
- Ориентироваться в помещении;
- Знать и называть некоторые растения, животных и их детенышей;
- Выделять наиболее характерные сезонные изменения в природе;
- Отвечать на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения.
2. 2. Условия реализации программы
2. 2.1. Материально-техническое обеспечение:
- — интерактивная доска-
- — мультимедийный проектор;
- — 2 ручки-стилуса;
- — лоток для электронных ручек;
- — ноутбук LENOVO;
- — манипулятор «мышь»;
- — специальное программное обеспечение INTERWRITE;
- — программы подготовки презентаций WORK SPACE;
2. 2.2. Информационное обеспечение:
- Фотоаппаратура.
- Компьютер с выходом в интернет (в методическом кабинете).
- ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:
2. 2.3. Кадровое обеспечение
В реализации программы принимает участие педагог – Харкевич Оксана Николаевна первая квалификационная категория.
2. 3. Формы аттестации (способы проверки результатов освоения программы).
2. 3.1. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
анализ продуктов творчества детей, заполнение листов наблюдений, онлайн фотовыставка на сайте ДОО, журнал посещаемости, грамоты (при наличии конкурсов в образовательной среде).
2. 3.2. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: онлайн фотовыставка на сайте ДОО, тематическое открытое занятие – ежегодно 1 раз в год (апрель), конкурсы (при наличии в образовательной среде).
2. 4. Оценочные материалы
Наблюдение, критерии освоения программы [11, С.69-79]
2. 5. Методические материалы
Особенности организации образовательного процесса – очно.
Методы и приемы обучения:
Наглядные: показ иллюстраций, фотографий, графических изображений, песочных рисунков; метод демонстрации (наблюдение за процессом рисования), просмотр презентаций.
Словесные: слушание, пояснение, объяснения, ситуативный разговор, беседа, рассказ;
Практические: игровые, упражнения, пальчиковая гимнастика [11, С. 98-99].
Форма организации образовательного процесса: групповая в количестве не более 10, воспитанники в возрасте 4- 5 лет.
Формы организации НОД: групповая форма.
Формы организации учебного занятия: НОД
Педагогические технологии:
Интерактивная доска предоставляет широкие возможности для проведения образовательной деятельности, позволяет сделать занятия с детьми дошкольного возраста более интересными, наглядными и увлекательными.
Интерактивную доску можно использовать как обычный экран или телевизор для демонстрации наглядного материала.
Однако, у интерактивной доски большие ресурсы: переместить изображение или текст, расставить изображения в определенном порядке, продолжить последовательность, составить изображение в соответствии с образцом, выполнить сортировку картинок или надписей по заданному признаку, ориентироваться в пространстве, практически так же, как на бумаге — соединять точки, рисовать, писать. Педагоги могут показывать на доске, каким образом выполнять задания на бумаге, например, при обучении рисованию.
Занятия с интерактивной доской помогают детям овладеть универсальными предпосылками учебной деятельности (дети учатся слушать задание, поднимать руку для ответа, внимательно смотреть как другие выполняют задание, замечать и исправлять ошибки).
Ещё одно преимущество использования интерактивной доски в детском саду – возможность совершать виртуальные путешествия, проведение интегрированных занятий. Известно, что у старших дошкольников лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда детям интересно. У них повышается скорость приёма и переработки информации, они лучше её запоминают.
Подводя итоги, можно сказать, что нашу повседневную жизнь уже больше невозможно представить себе без информационных технологий. Использование их в дошкольном образовании, безусловно, позволяет расширить творческие возможности педагога и оказывает положительное влияние на различные стороны психического развития дошкольников. Таким образом, интерактивная доска является универсальным средством и для использования её в образовательном процессе и для повышения уровня педагога в области овладения ИКТ.
Список литературы:
- Роберт И. В., Панюкова С. В., Кузнецова А. А., Кравцова А. Ю. Информационные и коммуникационные технологии в образовании; Дрофа — Москва, 2008.
- Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании; Детство-Пресс — Москва, 2012.
- Дыбина О. В. "ФГОС Ознакомление с предметным и социальным окружением. 5 — 6 лет. Средняя группа"
- Казакова, Т. Г. Развитие у дошкольников творчества: Пособие для воспитателя детского сада/ Т. Г. Казакова. — М.: Просвещение, 1985. – 147с.
- Куцакова, Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду/ Л. В. Куцакова. – М.: Просвещение, 1990. – 158с.
- Примерная образовательная программа «Развитие+»; «Одаренный ребенок» / НОУ «Учебный центр имени Л. А. Венгера «Развитие» Москва 2012 г.
- Ярусова Е. А. Компьютерные игры – новый вид развивающего обучения.
http://www.ivalex.vistcom. ru/konsultac203. html
8. Петрова Е. Развивающие компьютерные игры. Дошкольное воспитание, 2000, № 8.
9. Плужникова Л. Использование компьютеров в образовательном процессе. Дошкольное воспитание, 2000, № 4.
|