А.В. Дедюхина, педагог дополнительного образования МБОУ ДО «ЦТ» Заводского района г. Кемерово
Хореография, в первую очередь – это искусство движений, культура красиво преподать себя в танце, а для детей 5-6 лет, хореография – это всегда игра, в процессе которой, они учатся двигаться под музыку и овладевать основами танцевального искусства. Детям полезно заниматься хореографией. Ведь такое увлечение помогает приобрести хорошую физическую подготовку, пластичность и гибкость тела.
Известно, что игра является лучшим инструментом донесения информации до детей в этом возрасте. На занятиях по хореографии нужно применять игровые методы, но не ради игры. Важно, в каждую игру вкладывать определенный смысл, цели и педагогические задачи. Например, развить творческие способности, двигательные навыки, физические способности, укрепить здоровье и др.
Работая с детьми дошкольного возраста, я превращаю хореографические упражнения в игровой вариант, применяя детские стихотворения, например, «Кот (Спал Кот у ворот…)», автор Левин Вадим; русские народные сказки «Баба – Яга», пальчиковые игры «Бабушка Маланья».
Все движения в данных играх исполняются в соответствии с текстом, по мере необходимости можно использовать музыкальное сопровождение. В результате: у детей быстрее формируются двигательные навыки, чище становится речь, эффективнее развиваются музыкальные и творческие способности.
Необходимо отметить игровой стретчинг. Это система статических растяжек. Любое движение нашего тела — это растяжка: глубокий вдох, улыбка, наклоны, перегибы корпуса. Я применяю игровой стретчинг на каждом занятии в виде сюжетно-ролевых или тематических игр. Дети изображают насекомых, животных и выполняют упражнения в сопровождении художественных слов. Например, упражнение «Качели» (Качаются качели. Вверх-вниз летят они. До неба долетели. Попробуй догони!) – учащиеся, лежа на животе, вытягивают руки вперед ладонями вниз. Ноги прямые стопы вытянуты. Одновременно поднимают верхнюю часть туловища и ноги на максимально комфортную высоту. Либо в музыкальном сопровождении: «Лягушка», «Паучок», «Бабочка» и др. Пример упражнения «Бабочка» — ребята, сидя на полу, ноги согнуты в коленях, колени раздвинуты в стороны, стопы вместе, руки на коленях, исполняют в ритм музыки махательные движения коленями.
Целями такого комплекса упражнений является развитие и совершенствование физических способностей, сохранение и укрепление здоровья (мышечная сила, гибкость, правильная осанка, развитие органов дыхания и кровообращения). Из своего опыта могу утверждать, можно бесконечно что-то объяснять детям на занятии, но стоит провести аналогию со сказкой или стихотворением, учащиеся сразу понимают и делают именно то, что от них требуется.
Главное, использовать игровые формы, где учащиеся находят образы понятные их возрасту. Также, при обучении детей танцевальным движениям, я использую игровые приемы, способствующие эмоционально-образному уточнению представлений о характере движений, например, «Нужно прыгать, как зайчики», «Побежим легко и тихо, как мышки». Благодаря таким упражнениям, дети лучше понимают, что танцуют и чувствуют образ. Интерес у ребят не снизится, даже если по ходу игры педагог захочет внести изменения, усложняя или облегчая задание.
Если чувствуется, что учащиеся начали отвлекаться и терять внимание, либо плохо себя вести, значит нужно провести с ними игру, отвлекающую их от основного учебного процесса. Исходя из личного педагогического опыта, я могу выделить, одну из любимых детьми игр — «Круг дружбы».
Дети встают в круг и один за другим, на определенный музыкальный счет, подают друг другу руки. В то же время, это помогает им усвоить счет, что в дальнейшем дает каждому ребенку возможность безошибочно начать движение на указанную долю музыкального такта. Когда дети хорошо усвоят счет, можно усложнить игру, добавив движения посложнее, например, маршировка с хлопком в ладоши и др.
В конце занятий, можно проводить подвижные музыкальные игры, которые могут являться поощрением за хорошее поведение. Рассмотрим одну из игр, применяемых мной на занятиях. Итак, игра — «Замирай-ка», дети исполняют движения под музыкальное сопровождение, изображая различных животных. Как только музыка затихает, все зверюшки замирают на месте. Тот, кто шевельнулся выходит из игры). Такая игра дарит детям веселое настроение и бодрствующую разрядку.
Занимаясь хореографией, играя, дети раскрываются, увлеченно взаимодействуют друг с другом, что благотворно влияет на рост будущих результатов. Игровые формы на занятиях позволяют расти как детям, так и педагогу. Конфуций писал: «Учитель и ученик растут вместе».
Литература
- Ерохина, О.В. Школа танцев для детей [Текст] /О. В. Ерохина. — Москва: Феникс, 2003. — 224 с.
- Левина, М.М. Технологии профессионального педагогического образования [Текст] /М. М. Левина. – Ч. 2. Ритмика. Танцы. Игры. Институт Йога Гуру. Пластика. — Москва: Издательство «Академия», 2000г. — 272с.
- Пуртова, Т.В. Учите детей танцевать. [Текст] /Т. В. Пуртова, А.Н. Беликова, О.В. Кветная. — Москва: Музыка, 1961. — 256с.
|