Миронычева Юлия Семеновна, учитель-логопед МАДОУ "Детский сад № 173" г.о. Самара
Осипова Анна Семеновна учитель-логопед МБДОУ "Детский сад № 255" г.о. Самара
Наша современность создала такие условия, что многие дети активным, подвижным играм предпочитают игровые приставки, смартфоны. Как следствие физическое развитие формируется с запаздыванием, у многих ребят возникают трудности в координации, точности движений. Это, в свою очередь, может сказываться на развитии высших психических функций, в том числе речи, что приведет к сложностям в освоении письменной речи в виде оптической дислексии, дисграфии. А в последствии будут сложности в освоении школьных предметов из-за недостаточной базы школьной готовности: от зрительно-моторной дискоординированности до несформированности самоконтроля и концентрации внимания. Данный факт направил нас на поиск нужного решения для своевременной помощи детям.
Скачать конспект
В логопедической работе с детьми с ОНР мы стали использовать балансировочную доску Бильгоу.
В теоретическом обосновании наших упражнений для детей с ОНР лежит концепция А.Р. Лурии, Л.С. Выготского, теория нейропсихологии, учение о трех блоках мозга.
Современная нейропсихология имеют научные доказательства того, что мозжечок отвечает не только за координацию движений, регуляцию равновесия и мышечного тонуса, но и принимает участие в интеллектуально-речевом, эмоциональном развитии ребенка (Л. С. Выготский, А.Р. Лурия).
С помощью мозжечковой стимуляции улучшается восприятие детьми устной и письменной речи, происходит развитие навыков чтения, письма, улучшаются математические способности, развиваются высшие психические функции.
Межполушарное взаимодействие также имеет решающее значение для слаженной работы всего мозга, поскольку оба полушария участвуют в каждом из видов деятельности человека в разной степени. При нарушении функции межполушарного взаимодействия возникают сложности в развитии устной речи, высших психических функций, трудности в обучении, письменной речи, двигательная дискоординированность, эмоциональная нестабильность.
Мозжечок — центральный орган управления движения: сохранения равновесия, регуляция ходьбы, фиксация взора на заданном предмете, контроль мышечного тонуса, регуляция целенаправленных движений, хранение моделей движения (например, как есть ложкой, как писать ручкой).
Стимулируя работу мозжечка занятиями с нейротренажерами, мы развиваем двигательные и когнитивные способности, что в свою очередь может благотворно сказываться на эмоциональном фоне, влиять на поведение ребенка.
Мозжечковая стимуляция, с учетом развития межполушарного взаимодействия, рекомендована к использованию в работе учителей-логопедов. Предлагаем опыт работы по использованию балансировочной доски Бильгоу в индивидуальной работе с детьми с ОНР.
Игровые упражнения и задания по активизации и обогащению номинативного, предикативного, адъективного словаря, развитию лексико-грамматических категорий, автоматизации звуков, формированию слоговой структуры слова выполняли на балансировочной доске с кинезиологическим мячом, мешочками с различными наполнителями, умной восьмеркой.
Приведем примеры логопедических заданий с использованием балансировочной доски Бильгоу.
- Игра "Вспомни, произнеси".
Цель: активизация и расширение словаря по лексической теме, развитие вербальной памяти, развитие навыков звукового анализа, развитие координации.
Ребенок залазает и слазает с балансировочной доски Бильгоу (Рис. 1) — (далее «доска») спереди, сзади, с обеих сторон, произнося слова на определенную лексическую тему, вспоминает и произносит слова на определенный звук, отраженно проговаривает слова для автоматизации звуков.
Рис. 1 Балансировочная доска Бильгоу и кинезиологические мячи
Цель: автоматизация звука на уровне слога или слова, развитие координации.
Ребенок сидит на балансировочной доске, учитель-логопед предлагает выполнять упражнения для рук: имитация плавания, вращательные движения руками вперед, назад, и параллельно произносить поставленный звук на уровне слога или слова.
- Игра "Посмотри — повтори".
Цель: формирование правильного дыхания и навыка голосоведения, развитие координации, чувства равновесия.
Ребенок стоит на балансировочной доске, смотрит за движениями логопеда (подняться на носочки; наклониться вперед; повороты головы) и выполняет дыхательную гимнастику; (подняться на носочки и присесть; опустить голову вперед) и выполняет голосовую гимнастику, сохраняя равновесие в процессе упражнений.
Цель: практическое образование уменьшительно-ласкательных форм существительных, образование относительных прилагательных, развитие диалогической речи, развитие слухового внимания, чувства рифмы, зрительно-моторной координации, моторной ловкости.
Ребенок стоит на балансировочной доске наклоняется вперед, берет кинезиологический мяч (Рис. 1) — (далее «мяч»), кидает его логопеду, затем ловит. Аналогично с кинезиологическим мешочком (Рис. 2) — (далее «мешочек») и играет в игры "Назови ласково", "Какой, какая, какие, какое?", "Каков вопрос, таков ответ", "Доскажи словечко".
Рис. 2 Кинезиологические мешочки
- Игра "Задания выполняй и повторяй".
Цель: автоматизация звуков на уровне слогов и слова, развитие координации, точности движений, развитие межполушарных связей.
Ребенок стоит на балансировочной доске, учитель-логопед предлагает задания на автоматизацию звуков на уровне слога, слова с одновременным выполнением движений (поймать и кинуть логопеду мешочек обеими руками, только правой рукой, только левой рукой; поймать правой, а кинуть левой; поймать левой, а кинуть правой; самостоятельно подкидывать и ловить мешочек обеими руками, только правой, только левой, перекидывать из правой руки в левую и обратно).
- Игра "Послушай, расскажи".
Цель: формирование звукопроизношения в связной речи, развитие координации, точности движений, развитие межполушарных связей.
Упражнения аналогичные игре «Задания выполняй и повторяй», но на уровне связной речи (в т.ч. стихотворений).
Цель: развитие слухового и зрительного внимания, слухового восприятия, фонематического анализа, моторной ловкости, пространственной ориентировки, зрительно-моторной координации, межполушарных связей.
Ребенок стоит на доске, учитель-логопед предлагает попасть мячом в напольную мишень (Рис. 3): 1) попасть в заданную фигуру определенного цвета; 2) попасть в определенную цифру заданного цвета; попасть в заданный сектор (например, правый верхний угол; второй ряд, средний столбец); 3) попасть в цифру, которая начинается со звука [ч].
Рис. 3 Напольная мишень
- Игра "Чуткое ухо — зоркий глаз".
Цель: развитие слогового анализа и синтеза, зрительно-моторной координации, моторной ловкости.
Ребенок стоит на доске, учитель-логопед предлагает попасть мячом в цифру на напольной доске-мишени, которая соответствует определенному количеству слогов в слове.
Цель: автоматизация и дифференциация звуков, формирование графического образа букв, развитие интонационно-ритмической стороны речи, логического мышления, межполушарных связей, моторной ловкости.
Ребенок стоит на доске, держит в руках умную восьмерку (Рис. 4), катает шарик по восьмерке, произносит отраженно автоматизируемый звук на уровне слогов, слов, предложений; повторяет слова, предложения с различной заданной интонацией, силой, высотой голоса, темпом.
Рис. 4 Умная восьмерка
Ребенок стоит на балансировочной доске, держит в руках умную восьмерку, катает по ней шарик, и проговаривает из каких элементов состоит заданная буква, мысленно ее представляя.
? Игра «Головные уборы»
Ребенок стоит на балансировочной доске, чередует движения: правая рука хлопает по голове, а левая гладит по кругу живот. Затем поменять положения рук.
Упражнение «Шапочка»
Где же твоя шапочка?
Ну-ка посмотри!
Одевай-ка шапочку,
Раз, два, три.
? Упражнение «Заяц и волк»
Заяц: пальчики в кулачок, выставить вверх указательный и средний пальцы.
Волк: ладонь параллельна туловищу, большой пальчик выставлен вверх, мизинец опущен вниз.
Чередовать руки.
Скачет заяц по полянке
А за ним бежит волчок.
Волк зайчонка не догонит,
Не ухватит за бочок!
? Упражнение «Полицейский»
Одна рука прикладывается ко лбу, как козырёк, другая рука показывает «всё хорошо». Чередовать движения рук.
Полицейский-постовой, -
На дороге он – герой!
За порядком всё следит,
Ехать всем скорей велит!
? Упражнение «Звезда и метеорит»
Одна рука показывает звезду (раскрытая ладонь), другая рука показывает метеорит (пальцы собраны в кулак)
Я – весёлый звездочёт.
Звёзды все – наперечёт.
Игры и задания с балансиром, мишенью, кинезиологическими мячиками и мешочками могут варьироваться и с большим энтузиазмом принимаются детьми, что крайне важно в работе логопеда.
С помощью данного метода с применением балансировочной доски Бильгоу представляется возможным эффективно реализовать поставленные коррекционно-развивающие задачи, вовлекая в работу одномоментно различные анализаторные системы, позволяющие достичь желаемого результата, в более короткие сроки.
Литература:
- Лурия А.Р. Язык и сознание// Под ред. Е.Д. Хомской. — М., 2001.
- Выготский Л. С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — Издательство «Лабиринт», М., 1999. — 352 с.
- Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. — М.: Академия, 2002. — 232 с.
|