Осипова Анна Семеновна Миронычева Юлия Семеновна. Инновационные подходы в коррекции речевых нарушений у дошкольников с ОНР

Инновационные подходы в коррекции речевых нарушений у дошкольников с ОНР

Миронычева Юлия Семеновна, учитель-логопед МАДОУ "Детский сад № 173" г.о. Самара

Осипова Анна Семеновна учитель-логопед МБДОУ "Детский сад № 255" г.о. Самара

Наша современность создала такие условия, что многие дети активным, подвижным играм предпочитают игровые приставки, смартфоны. Как следствие физическое развитие формируется с запаздыванием, у многих ребят возникают трудности в координации, точности движений. Это, в свою очередь, может сказываться на развитии высших психических функций, в том числе речи, что приведет к сложностям в освоении письменной речи в виде оптической дислексии, дисграфии. А в последствии будут сложности в освоении школьных предметов из-за недостаточной базы школьной готовности: от зрительно-моторной дискоординированности до несформированности самоконтроля и концентрации внимания. Данный факт направил нас на поиск нужного решения для своевременной помощи детям.

 

Скачать конспект

В логопедической работе с детьми с ОНР мы стали использовать балансировочную доску Бильгоу.

В теоретическом обосновании наших упражнений для детей с ОНР лежит концепция А.Р. Лурии, Л.С. Выготского, теория нейропсихологии, учение о трех блоках мозга.

Современная нейропсихология имеют научные доказательства того, что мозжечок отвечает не только за координацию движений, регуляцию равновесия и мышечного тонуса, но и принимает участие в интеллектуально-речевом, эмоциональном развитии ребенка (Л. С. Выготский, А.Р. Лурия).

С помощью мозжечковой стимуляции улучшается восприятие детьми устной и письменной речи, происходит развитие навыков чтения, письма, улучшаются математические способности, развиваются высшие психические функции.

Межполушарное взаимодействие также имеет решающее значение для слаженной работы всего мозга, поскольку оба полушария участвуют в каждом из видов деятельности человека в разной степени. При нарушении функции межполушарного взаимодействия возникают сложности в развитии устной речи, высших психических функций, трудности в обучении, письменной речи, двигательная дискоординированность, эмоциональная нестабильность.

Мозжечок — центральный орган управления движения: сохранения равновесия, регуляция ходьбы, фиксация взора на заданном предмете, контроль мышечного тонуса, регуляция целенаправленных движений, хранение моделей движения (например, как есть ложкой, как писать ручкой).

Стимулируя работу мозжечка занятиями с нейротренажерами, мы развиваем двигательные и когнитивные способности, что в свою очередь может благотворно сказываться на эмоциональном фоне, влиять на поведение ребенка.

Мозжечковая стимуляция, с учетом развития межполушарного взаимодействия, рекомендована к использованию в работе учителей-логопедов. Предлагаем опыт работы по использованию балансировочной доски Бильгоу в индивидуальной работе с детьми с ОНР.

Игровые упражнения и задания по активизации и обогащению номинативного, предикативного, адъективного словаря, развитию лексико-грамматических категорий, автоматизации звуков, формированию слоговой структуры слова выполняли на балансировочной доске с кинезиологическим мячом, мешочками с различными наполнителями, умной восьмеркой.

Приведем примеры логопедических заданий с использованием балансировочной доски Бильгоу.

  • Игра "Вспомни, произнеси".

Цель: активизация и расширение словаря по лексической теме, развитие вербальной памяти, развитие навыков звукового анализа, развитие координации.

Ребенок залазает и слазает с балансировочной доски Бильгоу (Рис. 1)(далее «доска») спереди, сзади, с обеих сторон, произнося слова на определенную лексическую тему, вспоминает и произносит слова на определенный звук, отраженно проговаривает слова для автоматизации звуков.

Рис. 1 Балансировочная доска Бильгоу и кинезиологические мячи

  • Игра "Пловцы".

Цель: автоматизация звука на уровне слога или слова, развитие координации.

Ребенок сидит на балансировочной доске, учитель-логопед предлагает выполнять упражнения для рук: имитация плавания, вращательные движения руками вперед, назад, и параллельно произносить поставленный звук на уровне слога или слова.

  • Игра "Посмотри — повтори".

Цель: формирование правильного дыхания и навыка голосоведения, развитие координации, чувства равновесия.

Ребенок стоит на балансировочной доске, смотрит за движениями логопеда (подняться на носочки; наклониться вперед; повороты головы) и выполняет дыхательную гимнастику; (подняться на носочки и присесть; опустить голову вперед) и выполняет голосовую гимнастику, сохраняя равновесие в процессе упражнений.

  • Игра "Бери и говори".

Цель: практическое образование уменьшительно-ласкательных форм существительных, образование относительных прилагательных, развитие диалогической речи, развитие слухового внимания, чувства рифмы, зрительно-моторной координации, моторной ловкости.

Ребенок стоит на балансировочной доске наклоняется вперед, берет кинезиологический мяч (Рис. 1)(далее «мяч»), кидает его логопеду, затем ловит. Аналогично с кинезиологическим мешочком (Рис. 2)(далее «мешочек») и играет в игры "Назови ласково", "Какой, какая, какие, какое?", "Каков вопрос, таков ответ", "Доскажи словечко".

Рис. 2 Кинезиологические мешочки

  • Игра "Задания выполняй и повторяй".

Цель: автоматизация звуков на уровне слогов и слова, развитие координации, точности движений, развитие межполушарных связей.

Ребенок стоит на балансировочной доске, учитель-логопед предлагает задания на автоматизацию звуков на уровне слога, слова с одновременным выполнением движений (поймать и кинуть логопеду мешочек обеими руками, только правой рукой, только левой рукой; поймать правой, а кинуть левой; поймать левой, а кинуть правой; самостоятельно подкидывать и ловить мешочек обеими руками, только правой, только левой, перекидывать из правой руки в левую и обратно).

  • Игра "Послушай, расскажи".

Цель: формирование звукопроизношения в связной речи, развитие координации, точности движений, развитие межполушарных связей.

Упражнения аналогичные игре «Задания выполняй и повторяй», но на уровне связной речи (в т.ч. стихотворений).

  • Игра "Меткий стрелок".

Цель: развитие слухового и зрительного внимания, слухового восприятия, фонематического анализа, моторной ловкости, пространственной ориентировки, зрительно-моторной координации, межполушарных связей.

Ребенок стоит на доске, учитель-логопед предлагает попасть мячом в напольную мишень (Рис. 3): 1) попасть в заданную фигуру определенного цвета; 2) попасть в определенную цифру заданного цвета; попасть в заданный сектор (например, правый верхний угол; второй ряд, средний столбец); 3) попасть в цифру, которая начинается со звука [ч].

Рис. 3 Напольная мишень

  • Игра "Чуткое ухо — зоркий глаз".

Цель: развитие слогового анализа и синтеза, зрительно-моторной координации, моторной ловкости.

Ребенок стоит на доске, учитель-логопед предлагает попасть мячом в цифру на напольной доске-мишени, которая соответствует определенному количеству слогов в слове.

  • Игра "Умная восьмерка".

Цель: автоматизация и дифференциация звуков, формирование графического образа букв, развитие интонационно-ритмической стороны речи, логического мышления, межполушарных связей, моторной ловкости.

Ребенок стоит на доске, держит в руках умную восьмерку (Рис. 4), катает шарик по восьмерке, произносит отраженно автоматизируемый звук на уровне слогов, слов, предложений; повторяет слова, предложения с различной заданной интонацией, силой, высотой голоса, темпом.

Рис. 4 Умная восьмерка

Ребенок стоит на балансировочной доске, держит в руках умную восьмерку, катает по ней шарик, и проговаривает из каких элементов состоит заданная буква, мысленно ее представляя.

? Игра «Головные уборы»

Ребенок стоит на балансировочной доске, чередует движения: правая рука хлопает по голове, а левая гладит по кругу живот. Затем поменять положения рук.

Упражнение «Шапочка»

Где же твоя шапочка?

Ну-ка посмотри!

Одевай-ка шапочку,

Раз, два, три.

? Упражнение «Заяц и волк»

Заяц: пальчики в кулачок, выставить вверх указательный и средний пальцы.

Волк: ладонь параллельна туловищу, большой пальчик выставлен вверх, мизинец опущен вниз.

Чередовать руки.

Скачет заяц по полянке

А за ним бежит волчок.

Волк зайчонка не догонит,

Не ухватит за бочок!

? Упражнение «Полицейский»

Одна рука прикладывается ко лбу, как козырёк, другая рука показывает «всё хорошо». Чередовать движения рук.

Полицейский-постовой, -

На дороге он – герой!

За порядком всё следит,

Ехать всем скорей велит!

? Упражнение «Звезда и метеорит»

Одна рука показывает звезду (раскрытая ладонь), другая рука показывает метеорит (пальцы собраны в кулак)

Я – весёлый звездочёт.

Звёзды все – наперечёт.

Игры и задания с балансиром, мишенью, кинезиологическими мячиками и мешочками могут варьироваться и с большим энтузиазмом принимаются детьми, что крайне важно в работе логопеда.

С помощью данного метода с применением балансировочной доски Бильгоу представляется возможным эффективно реализовать поставленные коррекционно-развивающие задачи, вовлекая в работу одномоментно различные анализаторные системы, позволяющие достичь желаемого результата, в более короткие сроки.

Литература:

  1. Лурия А.Р. Язык и сознание// Под ред. Е.Д. Хомской. — М., 2001.
  2. Выготский Л. С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — Издательство «Лабиринт», М., 1999. — 352 с.
  3. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. — М.: Академия, 2002. — 232 с.
Просмотров: 243
Категория: По направлениям » Для детского сада » Занятия по логопедии




Другие новости по теме:

  • Медведева Мария Сергеевна. Развитие зрительно-моторной координации у детей с тяжелым нарушением речи, посредством ручного труда
  • Журавлева Татьяна Македоновна. Оригами в развитии зрительно-моторной координации дошкольников с амблиопией и косоглазием.
  • Редактор. Развитие мелкой моторики рук, координации движений, сенсорной активности
  • Ольга Ляляева. Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста
  • Химочкина Лариса Павловна. Программа дополнительного образования по развитию зрительно-моторной координации в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста от 3 до 7 лет.
  • Куничкина Ольга Геннадьевна. Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»
  • Марьенкина Лидия Александровна. Словесно-дидактические игры для развития словарного запаса, автоматизации звуков «ш» через формирование и расширение «семантического поля» слова, развитие валентностей слов, функции словоизменения.
  • Воронова Ольга Геннадиевна. Игры своими руками для развития мелкой моторики и координации движений.
  • Беляева Юлия Владимировна. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ
  • Александрова Вера Сергеевна воспитатель, Колпакова Алёна Николаевна учитель логопед, Кудрявцева Ирина Александровна воспитатель.. Игровой тренинг для родителей «Развитие фонематического слуха у детей с ОНР»
  • Учитель-логопед Сыроватко С.М., педагог-психолог Флорова Ю.А.. Опыт логопедической работы с аутичными детьми с применением метода канистерапии
  • Анна Александровна Агурьянова. Нетрадиционные формы работы с родителями. Деловая игра «Путешествие по стране – Развитие речи»
  • Анна Агеева. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи (развитие связной речи) по теме «Разговор о маме» с детьми предшкольного возраста
  • Сорокина Галина Евгеньевна. Непосредственно образовательная деятельность. Игра – занятие во второй группе раннего возраста: расширение ориентировки в окружающем и развитие речи «В гости к бабушке в деревню».
  • Соловьева Татьяна Семеновна. Деловая игра для родителей: «Ребенок идет в школу. Психологическая готовность родителей»
  • Соловьева Юлия Анатольевна. План-конспект занятия для старших групп по формированию предметных представлений и развитию зрительно-двигательной координации у детей с нарушением зрения «Чайная посуда»
  • Милованова Ольга Петровна. Познавательно-речевое развитие детей с ОВЗ средствами слухомоторной координации через интеграцию образовательных областей
  • Еремеева Евгения Николаевна. РАЗВИТИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
  • Воробьёва Анастасия Владимировна. Обобщающий опыт педагога на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи. Буклет памятка для родителей.
  • Ващенкова Оксана Александровна. Конспект ООД «Речевое развитие»: Развитие речи на тему: «Кавказ, я кровинка твоя! Знакомство с творчеством кумыкской поэтессы Джаминат Керимовой».
  • Сафарова Наталья Викторовна. Развитие речи как средство передачи информации и активизации мышления. Опыт работы
  • Чурикова Ольга Николаевна. Методическое сопровождение к использованию логопедического тренажера «Дифференциация звуков ш-ж в речи» в коррекционно-логопедической работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в группе компенсирующей направленности
  • Козаченко Наталья Александровна. Первоначальные основы грамоты и развитие произвольных движений рук
  • Александрова Радина Раисовна. МАСТЕР — КЛАСС «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ, ТЕХНИКИ РЕЧИ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ»
  • Костикова Надежда Владиславовна. Формы работы по формированию слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Вербенко М. Б. Учитель-логопед Гуренко Е. Н. Музыкальный руководитель Резван Н. В. Учитель-дефектолог. Сценарий художественно-литературной композиции «ЭТОТ ДЕНЬ ПОБЕДЫ!»
  • Завадская Светлана Николаевна. Конспект открытого занятия на развитие связной речи для детей с ОНР (ІІІ уровень) (старшая группа) Тема: «Животные на ферме»
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Устян Елена Борисовна. Конспект НОД. Коммуникация (развитие речи). Интегрированное занятие. Тема: Закрепление использования детьми в речи притяжательных прилагательных.
  • Эльвира Чулкова. Мастер - класс 'Слова! Слова! Слова!'



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь