Арсеньева Ольга Владимировна, Логопед, ГУ ТО СРЦН №1, г. Тула
В настоящее время использование здоровьесберегающих технологий в работе логопеда, является перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Данные методы относятся к числу эффективных средств коррекции, и все чаще применяются в специальной педагогике, помогая до-стижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых нарушений, но и общего оздоровления детей. На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Эффективность их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса, создавая психофизиологический комфорт детям во время занятий, предусматривающий «ситуацию уверенности» обучающихся в своих силах. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее.
Таким образом, терапевтические возможности здоровьесберегающих технологий содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия.
Использование здоровьесберегающих технологий на коррекционных логопедических занятиях способствует успешному решению нескольких задач:
- повышению речевой активности;
- развитию речевых умений и навыков;
- снятию напряжения и восстановлению работоспособности;
- активизации познавательного интереса;
- улучшению концентрации внимания, снижению трудности в переключении с одного вида деятельности на другой.
- укреплению здоровья детей, как ведущего фактора позволяющего, полноценно усваивать коммуникативные навыки, развивать и активизировать познавательную деятельность ребенка.
Для сохранения и укрепления физического здоровья ребенка, на логопедических занятиях используются следующие оздоровительные приемы:
Большие возможности в здоровьесбережении детей предоставляет дыхательная гимнастика, развитие дыхания является важной составляющей в логопедической работе, но не менее важна профилактика простудных заболеваний, две эти задачи можно объединить в одну. Упражнения дыхательной гимнастики должны проводиться ежедневно в течение 5 — 10 минут в хорошо проветриваемом помещении. Их можно использовать как физкультминутки в процессе логопедического занятия или как его часть, направленную на развитие речевого дыхания, в результате чего возрастает объём и глубина дыхания, сила и выносливость дыхательных мышц, координируются и ритмизируются дыхательные движения, улучшается функциональная деятельность всех систем организма в целом.
Артикуляционная гимнастика — неотъемлемая часть логопедических занятий, ее регулярное выполнение помогает:
- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию;
- улучшить подвижность артикуляционных органов;
- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
- уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.
Пальчиковая гимнастика. Известно, что истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках их пальцев. Говоря образно, от них идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, в комплексе со стимулирующим влиянием на развитие речи, являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. С этой целью на занятиях используются игры и упражнения на формирование движений пальцев руки. Упражнения подбираются в соответствии с лексической темой.
Функциональная анатомическая незрелость зрительной системы и значительные зрительные нагрузки, которые испытывает глаз ребенка, обуславливают необходимость применения гимнастики для глаз.
Логопедический массаж — активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Логопедический массаж представляет собой одну из логопедических техник, способствующую нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями. Массаж используется в логопедической работе в случаях, когда имеются нарушения тонуса мышц.
Одним из эффективных направлений по подготовке детей с речевыми нарушениями к письму является самомассаж рук. В результате выполнения несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция.
Для восстановления силы и снятия эмоционального напряжения у детей, проводится мышечная релаксация. Релаксация – комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата.
При проявлении утомления, снижении работоспособности, при потере интереса и внимания, в структуру занятия включаются физкультурные минутки. Эта форма двигательной нагрузки является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья детей.
|