Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 44 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 45 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 47 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 48 Якуш Ирина Сергеевна. Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической работе



Якуш Ирина Сергеевна. Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической работе

Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической работеМуниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №49 «Ладушки»
СООБЩЕНИЕ С ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ НА ГМО для воспитателей подготовительных групп  детского сада
Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической работе»
Учитель – логопед: Якуш Ирина Сергеевна
15 апреля 2014 г.
«Здоровье — это еще не все, но все остальное без здоровья — ничто… »
Сократ
К сожалению, в логопедической практике редко встречаются дети, которых можно назвать абсолютно здоровыми. Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и  психического развития. Им свойственны:  эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость  и истощаемость нервных процессов, отсутствие двигательных, волевых усилий. Скованные и некоординированные движения при выполнении упражнений, недостаточная координация пальцев рук,  поэтому логопеду приходится исправлять не только речевой дефект, но и нормализовать психическое и физическое состояние ребёнка с речевыми нарушениями.

Скачать: Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической работе (полный конспект)

Скачать: Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической работе (презентация)

Раньше, в давние времена, в 15,17 веке профессия логопеда не была популярна. Люди говорили правильно, грамотно. Язык был насыщенный, богатый эпитетами, это нам доказывают произведения художественной литературы, написанные в то время. Не было модных удобных бутылок, латоксных сосок, памперсов, блендеров. Людям приходилось все добывать самим, прилагать к этому усилия. В 11 месяцев малышей уже сажали на лошадь. При езде верхом всадник активно взаимодействует с движением лошади. Предки очень рано начинали чувствовать свое тело.
Жизнь современных детей стала более легкой. Зачем учиться завязывать шнурки, если есть липучки. Зачем высмаркивать нос, когда есть специальные отсосы. Зачем рисовать, когда есть компьютер.
Решать эту задачу помогают здоровьесберегающие технологии. Неслучайно коррекционную педагогику называют лечебной.
В рамках коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда реализуется несколько направлений здоровьесберегающих технологий:
•    Артикуляционная гимнастика в сочетании с биоэнергопластикой (улучшение иннервации мышц лица, формирование статической и динамической организации движений мышц артикуляционного аппарата);
•    Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук (формирование точных координированных движений, стимулирование двигательных зон коры головного мозга);
•    Развитие дыхательных функций (формирование правильного физиологического и речевого типа дыхания, развитие силы и подвижности дыхательной мускулатуры, освоение резонаторов);
•    Развитие общей моторики (нормализация двигательных умений и навыков, выработка ловкости, четкости, координированности движений, профилактика нарушений осанки);
•    Охрана зрения и развитие зрительного восприятия (снятие переутомления зрительного аппарата, повышение эластичности и тонуса глазных мышц);
•    Психогимнастика (нормализация эмоционального состояния, процессов возбуждения и торможения).
Выбор и использование технологических методов определяется характером речевого нарушения и применяется с учётом содержания, цели и задач коррекционно-логопедического воздействия, а также этапа работы, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Последовательность включения упражнений, переход от простых упражнений к более сложным комплексам выстраивается в зависимости от периода обучения и лексической темы.
Артикуляционная (логопедическая) гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. При отборе материала соблюдаю определенную последовательность, вместе с ребенком идем от простых упражнений к более сложным, и конечно же, в игровой форме, например,
В практике логопедической работы нашего детского сада используется и технология  биоэнергопластики.
Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Когда артикуляционные упражнения проводятся одновременно с движениями сначала одной кисти руки (правой, левой), затем обеих, имитирующих движения челюсти, языка и губ. Проведение артикуляционных упражнений подобным образом принципиально отличается от общепринятых, что достигается соединением движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.
Комплексы самомассажа языка
На индивидуальных занятиях наряду с проведением артикуляционной гимнастики, вместе с детьми разучиваются комплексы самомассажа языка, оказывающие воздействие на нервную систему, способствующие улучшению кровообращения, улучшающие функциональное состояние мышц, улучшающие речедвигательные процессы, а в целом, для повышения эффективности логопедической работы. Например, массаж Ласка.
Язычок погладим ласково губами,
А затем постукаем бережно губами…
С проблемой дыхания сталкивается каждый логопед начиная заниматься с ребенком. Хорошим способом повысить иммунитет ребёнка, восстановить дыхательную систему после заболеваний, а также предотвратить частые простудные заболевания является дыхательная гимнастика. А если ваш ребенок отличается гиперактивностью, то благодаря дыхательной гимнастике, он научится расслабляться и успокаиваться. Дыхательная гимнастика очень полезна для организма! Наша задача – научить ребенка правильно дышать. Вдох должен производиться через нос, а выдох через рот. При вдохе, следите за тем, чтобы плечи ребенка не поднимались, важно сохранять спокойное положение тела. На выдохе, следует дольше и более плавно выдыхать воздух, чтобы щеки ребенка не раздувались. При правильном выполнении упражнений, дыхательная гимнастика приятна и приносит удовольствие. В речи вдох короткий,  а выдох длинный. Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы.  Дети дошкольного возраста очень любят заниматься с необычным ярким материалом. Яркие образные с одной стороны, и простые ненавязчивые, доступные – с другой, атрибуты, предназначенные для выполнения дыхательных упражнений, близки детям по своим развивающим и оздоравливающим возможностям.
Игры и упражнения на развитие речевого дыхания без участия речи.
Цель: Развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ.
Упражнение « Надуй шарик».
Выбрать удобную позу (сидя, стоя), положить одну руку на живот, другую-сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделать глубокий вдох через нос (живот при этом немного выпячивается вперёд, а нижняя часть грудной клетки расширяется, что контролируется правой или левой рукой). После вдоха сразу произвести свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимают прежнее положение).
Вот мы шарик надуваем
А рукою проверяем:
Шарик лопнул- выдыхаем,
Наши мышцы расслабляем.
Стихотворный текст  произносит педагог, а дети выполняют нужные действия.
Упражнение « Ветер дует».
Стоя спокойно вдохнуть через нос и также спокойно выдохнуть через рот.
Я подую высоко- (руки поднять вверх, встать на носочки, подуть),
Я подую низко- (руки перед собой, присесть, и подуть),
Я подую далеко- (руки перед собой, наклон вперед, подуть),
Я подую близко- ( руки положить на грудь и подуть на них).
Игра «Ныряльщики»   
Учим детей задерживать дыхание.
Вот такие игры и упражнения помогут развить у детей правильное дыхание, сформировать сильную воздушную струю, которая необходима для произношения многих звуков, а еще доставят детям положительные эмоции.
Но наша задача развить связную речь и долгий речевой выдох, поэтому добавляем звуки, слоги, слова.
Дыхательно- голосовые игры и упражнения на материале гласных звуков.
Цель: Тренировка удлиненного выдоха через рот с одновременным проговариванием  звуков.
Игра «Вьюга»
Перед детьми- сюжетная картина «Вьюга». По сигналу «Вьюга началась» дети тихо гудят: у-у-у. По сигналу – «Сильная вьюга»дети громко произносят: У-У-У. По сигналу « Вьюга затихает» дети постепенно уменьшают силу голоса. По сигналу «Вьюга кончилась» замолкают. Речевые сигналы можно сопровождать движением руки: горизонтальное движение – дети говорят тихо, руки вверх – усиление голоса, руки вниз – уменьшение силы голоса.
Игра «Регулировщик»   
Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлинённого выдоха произносить р-р-р-р.
Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале слогов.
Цель: Тренировка удлиненного выдоха через рот с одновременным проговариванием  слогов.
Инструкция к выполнению: Произнесение слогов сначала на шёпоте, затем громко на одном одном выдохе.
Повторение слогов:
- с одинаковыми гласными и одинаковыми согласными: па-па-па, апа-апа.        
-  с одинаковыми гласными и разными согласными: та-па.
- с разными гласными и одинаковыми согласными: па-по-пу.
- с разными гласными и разными согласными: па-па-ба, та-по-бу.
Упражнение « К нам приехал паравоз»
П: К нам приехал паровоз.
Д:  С чем?
П: С коровами.
Д: му-му-му
П: С собаками, гусями, утками. (Дети выполняют звукоподражания)
Дыхательно-голосовые упражнения на материале слов.
Цель: Тренировка удлинённого выдоха через рот с одновременным проговариванием слов с изменением силы и высоты голоса.
Инструкция к выполнению: Произнесение слов идёт на одном выдохе. Удлинённый выдох наращивается постепенно.
-Счёт до 5, до 10.
-Дни недели.
-Времена года.
-Названия месяцев.
Игра «Кто за кем или за чем следует?»
Воспитатель подбирает предметы и игрушки (три-четыре), ставит на стол, предлагает посмотреть на них и сказать, что за чем стоит. ( Произнесение предметов по памяти, что за чем стояло на одном выдохе).
Дыхательно-голосовые упражнения на материале  предложений, фраз.
Цель: Тренировка удлинённого выхода с одновременным произнесением фразы.
Инструкция: Каждое предложение проговаривается слитно, на одном выдохе.
Пословицы:
-Береги нос в большой мороз.
-Делу время, а потехе час.
-Любишь кататься – люби и саночки возить.
Произнесение предложений на одном выдохе под мяч.
Каждое слово предложения сопровождается броском мяча об пол.
-Меня зовут Оксана. И т.д.
Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма. Особое место  в коррекционной работе занимает гимнастика для мышц глаз, способствующая снятию их статического напряжения, улучшению кровообращения.
Вы друг к другу повернитесь. И соседу улыбнитесь!
Теперь немного поморгайте, поочерёдно каждым глазом помигайте,
Опять немного поморгайте.
Глаза закройте, просто отдыхайте.
А вот теперь глаза зажмурьте крепко вы.
Откройте широко. Где очутились мы?
Дошколята внимательно следят за полётом красивой бабочки Сони. Прослеживают прыжки кузнечика Кузи по зеленым Дорожкам и т.д. Кроме того,  путешествия по таким дорожкам помогают детям и в автоматизации трудных звуков. Первый раз ребенок «проходит» дорожку молча, следя глазами; второй сопровождает движение звуком-кузнечик весело прыгает: ч-ч-ч.
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, влияет на центры развития речи, развивают ручную умелость, помогают снять напряжение. Развивая моторику, мы создаём предпосылки для становления многих психических процессов.
На занятиях используются также игры и упражнения на формирование движений пальцев руки. Игры и упражнения с пальчиками разнообразны:
•    - пальчиковые игры с мелкими предметами;
•    - пальчиковые игры со скороговорками;
•    - пальчиковые игры со стихами;
•    - пальчиковая гимнастика;
•    - самомассаж кистей и пальцев рук с использованием «сухого бассейна»;
•    - пальчиковый алфавит;
•    - пальчиковый театр;
•    - театр теней;
Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
Игры с прищепками
-ритмичное открывание и закрывание прищепки по ходу проговаривания текста в играх - драматизациях, в стихотворных текстах-диалогах);
-собери звуковые бусы, т.е. вместо обычных фишек синего и красного цвета для обозначения гласных, согласных звуков используем прищепки соответственных цветов;
-развивать фонематическое восприятие и закреплять пространственные представления: «Собачка-ищейка» ищет в какой части слова спрятался звук [ш] на полоске – в начале слова (левый край полоски), в середине или в конце (правый край полоски);
-прищепки можно одновременно использовать и для развития сенсорики и творческого воображения, украшая фигурки, вырезанные из картона;
Игры с   резинками для волос  и губками для мытья посуды так же очень нравятся дошколятам.
Все эти упражнения не только повышают потенциальный энергетический уровень ребенка, но и обогащают его знание о собственном теле, развивают внимание, произвольность, успокаивают.
С улучшением тактильной чувствительности пальцев рук рефлекторно улучшается тактильная чувствительность артикуляционного аппарата.
Упражнения для развития тактильной чувствительности
- С закрытыми глазами опознать фигуры, цифры или буквы, «написанные»  на его правой и левой руке педагогом (приём дермолексии);
-Игры с крупами (дети очень любят играть руками в сухом пальчиковом бассейне из гречки, гороха, фасоли). Погружаясь, как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения - координированными. Главное - руки должны быть в  крупе по запястье, ведь таким образом снимается мышечный спазм ручек, напряженность и усталость.
-Упражнения с пшеном в стакане. Очень любят дети кашу «варить». Помешивая каждым пальцем руки крупу в стакане. При этом необходимо следить за тем, чтобы двигался только палец, а не сама кисть.
Применение в логопедической коррекции кинезиологических упражнений повышает стрессоустойчивость, синхронизирует работу полушарий, улучшает мыслительную деятельность, способствует улучшению памяти и внимания, облегчают процесс обучения чтению и письму. Самое весёлое упражнение Ухо-нос у детей всегда вызывает оживление, радость. В развитии психомоторики детям помогают обезьянка Нюша и хомяк Хомка. С помощью психогимнастики дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими, овладевают азбукой выражения эмоций и одновременно развивают артикуляционный аппарат. Психогимнастика - это курс этюдов, упражнений и игр, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).
В психогимнастике придается большое значение общению детей со сверстниками, что очень важно для нормального развития и эмоционального здоровья детей. Имеются десятки причин, вызывающих нарушения общения. Нарушения взаимоотношений могут быть, в частности, следствием двигательной расторможенности, а также неумения словесно общаться.
Нарушения выразительной моторики заслуживают пристального внимания потому, что неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняют общение детей со сверстниками и со взрослыми. Дети с бедной экспрессией, возможно, и сами полностью не улавливают, что им сообщается бессловесным образом другими, неправильно оценивают и их отношение к себе, что, в свою очередь, может быть причиной углубления у них астенических черт характера и появления вторичных невротических наслоений.
Движение кисти руки педагога: собрать все пальцы в щепоть, на счет "два" — пальцы врозь, веером.
Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий благоприятно отражаются на здоровье дошкольников, посещающих логопедические занятия. В целом, повышают эффективность логопедической работы.
Физминутки, фонетическая и логопедическая ритмика:
Для полноценного физического развития и укрепления здоровья дошкольников необходим особый двигательный режим, отличающийся разнообразием форм физического воспитания. Одной из таких форм и являются физминутки как форма активного отдыха во время малоподвижных занятий.
Фоноритмика – система специальных упражнений, сочетающих речь и движение, где проговаривание речевого материала сопровождается движениями. Учеными давно доказана теснейшая связь между развитием движений рук и формированием произношения, где движения играют стимулирующую роль, активно и положительно влияя на развитие и функционирование речевых зон коры головного мозга, причем именно в дошкольном детстве, пока идет процесс формирования речевой моторики. Следовательно, развивающую и коррекционную работу нужно выстраивать в направлении от движения к речи, что с успехом и реализует фонетическая ритмика.
Т.о. оздоровительные технологии в образовательном процессе внедряются в условиях здоровьесберегающей и здоровьеразвивающей среды, обеспечивающей благоприятную гигиеническую, психологическую и педагогическую обстановку. Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития и социальной адаптации.

Просмотров: 1084
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Климова Ирина Владимировна. Комплексы упражнений в работе над формированием правильного диафрагмального выдоха, в работе над силой голоса, укрепление мимических и артикуляционных мышц
  • Ерохина Оксана Михайловна. Развитие словаря дошкольников посредством упражнений на мелкую моторику кисти руки
  • Сошникова Валентина Александровна. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук
  • Пичугина Ирина. Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей (рекомендации для родителей)
  • Александрова Радина Раисовна. МАСТЕР — КЛАСС «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ, ТЕХНИКИ РЕЧИ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ»
  • Горшкова Екатерина Михайловна. Развитие эмоционального мира дошкольников через специальные игры и упражнения.
  • Елена Федоренкова. Презентация 'Игры и упражнения на развитие речевого дыхания'
  • Сизова Елена Анатольевна. Коррекция опорно – двигательного аппарата детей дошкольного возраста, через профилактические игры и упражнения.
  • Куничкина Ольга Геннадьевна. Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»
  • Белова Аксана Ивановна. «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей раннего возраста»
  • Сулейманова Альбина Ибрагимовна. «Физическое развитие и укрепление здоровья ребенка через использование здоровьесберегающих технологии»
  • Иванова Павлина Вячеславовна. Связь движений руки с речью.
  • Марьенкина Лидия Александровна. Словесно-дидактические игры для развития словарного запаса, автоматизации звуков «ш» через формирование и расширение «семантического поля» слова, развитие валентностей слов, функции словоизменения.
  • Саргас Надежда Борисовна. Мастер-класс «Развитие внимания у дошкольников с задержкой психического развития, через систему игр и упражнений»
  • Елена Тарасова. Конспект развлечения в старшей логопедической группе для детей с ФФНР Развитие графических навыков подготовка руки к письму Тема: «Лесная ёлка»
  • Шулакова Ольга Ивановна. Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения
  • Чилина Ирина Александровна. «Игры и упражнения на развитие выразительности речи»
  • Тимофеева Софья. Развитие мелкой моторики руки на комплексных занятиях у детей от 1 года до 3 лет
  • Трапезникова Ольга. «Упражнения и игры для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
  • Кувшинчикова Ольга Владимировна. «Игры и упражнения по автоматизации звуков у детей с речевыми нарушениями»
  • Карнюшина Евгения Александровна. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА РЕБЕНКА И ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ШКОЛЕ
  • Сохина Ирина Игоревна. Упражнения на развитие речевого дыхания
  • Наталья Викторовна Спешилова. «Игры и упражнения для глаз с детьми, имеющими зрительные нарушения» Консультация для воспитателей
  • Воронова Ольга Геннадиевна. Игры своими руками для развития мелкой моторики и координации движений.
  • Гизатуллина Эльвира Тагировна. Игры и упражнения для развития и коррекции познавательной сферы детей дошкольного возраста
  • Филатова Елена Венедиктовна. Конспект открытого занятия вокального кружка «Домисолька» Тема: «Развитие речи детей через логоритмические упражнения»
  • Прохорова Светлана Юрьевна. Роль подвижной игры в развитии движений ребенка
  • Черняк Ольга Владимировна, Ансимова Светлана Юрьевна. Консультация для родителей «Игры и игровые упражнения для развития речи детей дома»
  • Солтанова Олеся Адамовна. «Использование игровых технологий в дошкольном образовательном учреждении направленных на стимуляцию интеллектуального развития детей, тренировку речевого аппарата в средней группе»
  • Демина Светлана Владимировна. Опыт работы воспитателя ДОУ «Нетрадиционная аппликация как средство развития мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь