Шмыга Марина Викторовна. Развитие фонематических процессов у детей с ОНР

Развитие фонематических процессов у детей с ОНР

Шмыга Марина Викторовна, учитель-логопед, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 21 «Гнёздышко», Кемеровская область, г. Междуреченск

Развитие фонематических процессов (восприятия, представлений) и навыков звукового анализа и синтеза является одной из важнейших задач речевого развития старших дошкольников, так как позволяет создать необходимые предпосылки, для обучения детей грамоте и помогает предотвратить возможные нарушения при формировании в дальнейшем письменной речи, что обеспечивает взаимосвязь со следующей ступенью системы образования в соответствии с ФГОС ДО.

Работа по формированию фонематического восприятия и фонематических представлений должна проводиться систематически и планомерно. С раннего возраста важно вести работу по развитию у него фонематического слуха, фонематического восприятия.

Под фонематическим слухом принято принимать «тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка» (Т. Б. Филичева). Фонематический слух отличается от физиологического и является его составной частью.

 

Скачать конспект

Фонематическое восприятие же представляет собой «способность различать фонемы и определять звуковой состав слова» (Т. Б. Филичева).

В работе по развитию фонематического слуха и фонематического восприятия принято выделять следующие этапы:

  • упражнения в различении неречевых звуков;
  • упражнения в различении одинаковых звуков, слогов, слов, предложений, произносимых разным по высоте, силе и тембру голосом;
  • упражнения в различении похожих звуков, слогов, слов, различающихся одним звуком;
  • упражнения на различения слогов;
  • упражнения на различения звуков;
  • упражнения, направленные на формирование и развитие навыков звукового анализа и синтеза.

На первом этапе важно научить детей слушать, слышать и различать неречевые звуки (гул машин шум ветра, дождя, моря, журчание ручья, шелест листьев, щебетание птиц, лай собак). Для этого можно использовать аудиокассеты с записью неречевых звуков, различные предметы, с помощью которых можно производить звуки. С этой же целью можно использовать запаянные пластиковые бутылки или контейнеры с различными наполнителями: горохом, мелкими камушками, сухим песком, желудями, пуговицами, фасолью и т. д.

На следующем этапе упражняют в различении тихих и громких, высоких и низких звуков. Здесь можно выполнить следующие упражнения, например, громко и тихо стучащего молотка и барабана (педагог раздаёт детям картинки, на которых изображены медведь и зайка с молотками, и объясняет, что сильный мишка стучит громко, а слабый зайка стучит тихо, затем начинает за ширмой стучать то тихо, то громко, а дети поднимают соответствующие картинки. При различении низких и высоких звуков можно использовать большую и маленькую игрушки. На этом этапе широко используются звукоподражания).

Следующий этап начинается с различения детьми правильно или неправильно произносимых педагогом слов. Это постепенно формирует у детей умение слышать ошибки сначала в чужой, а потом и в своей речи, осуществлять наиболее простые формы фонематического восприятия.

На следующем этапе важно научить детей запоминать и воспроизводить ряды слогов. Можно использовать игры на различение слогов звукоподражания (педагог говорит «Посмотри на картинку, послушай, кто, как кричит и повтори». Другой вариант игры педагог произносит слоги, а дети с удовольствием повторяют за педагогом цепочки слогов: па – по — пу –пи, ка – та – ма, но – по – то и т. п.).

На этапе по различению звуков, дети учатся различать слова, близкие по звуковому составу. Позже – учатся различать слоги и затем уже фонемы родного языка.

На этом этапе можно поиграть в игру «ЧАСЫ». Перед ребёнком на столе лежат «часы», педагог предлагает ребёнку назвать предметы, изображённые на картинках, названия которых звучат похоже и соединить их стрелками. Педагог называет одно из слов (уточка) и проводит красную стрелочку к этой картинке, ребёнок должен найти и назвать слово близкое по звуковому составу (удочка) и пододвинуть зелёную стрелочку на эту картинку, таким образом слова близкие по звуковому составу будут найдены.

Задачей последнего этапа работы является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа: умения определять количество слогов в слове; отхлопывать и отстукивать ритм слов разной слоговой структуры; выделять ударный слог; проводить анализ гласных и согласных звуков. Не следует спешить с переходом к такому серьёзному этапу работы, как формирование звукового и слогового анализа и синтеза. Работа над слоговой структурой слова готовит почву для этой работы. Сначала нужно поупражнять детей в различении на слух длинных и коротких слов. Далее следует научить детей передавать (отстукивать, отхлопывать, протопывать) ритмический рисунок слова, так как именно отсутствие восприятия ритмичности построения речи приводит к тому, что слова у детей с общим недоразвитием речи долго не находят своего послогового выражения.

Чтобы закрепить полученные знания на этом этапе можно поиграть в игру «ПОЕЗД». Перед ребёнком на столе лежит поезд с 5 вагонами и перевёрнутые предметные картинки. Педагог предлагает взять любую картинку и назвать что изображено на ней, разделить слово на слоги и распределить картинки по вагонам. Вагон с цифрой 1 – один слог, с цифрой 2- два слога и т.д.

Термином фонематический (звуковой) анализ определяют, как элементарные, так и сложные формы звукового анализа. Элементарные – это выделение звука на фоне слова, а сложные – это вычленение первого и последнего звука из слова и определение его места (начало, середина и конец).

Работа начинается с анализа гласных звуков, педагог вводит понятие «гласный звук», объясняет, что, что гласные звуки можно петь, открыв рот, что во рту при этом преграды нет, и воздух выходит легко и свободно. Вводится обозначение гласного звука: красный квадрат.

После вводится понятие «согласный звук». Взрослый объясняет детям, что при произнесении согласных звуков во рту есть всегда преграда, воздух не выходит изо рта так свободно, как при произнесении гласных звуков. Некоторые звуки можно тянуть, а вот петь их, открыв рот нельзя. Сразу же вводится обозначение

Таким образом, при наличии систематической целенаправленной работы по формированию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста повысит качество речевого развития и звукопроизношения, что в дальнейшем позволит предотвратить возможные нарушения при формировании в дальнейшем письменной речи.

Просмотров: 249
Категория: По направлениям » Для детского сада » Занятия по логопедии




Другие новости по теме:

  • Круглякова Татьяна Александровна и Травина Ирина Владимировна. Использование приемов мнемотехники в развитии фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у детей с речевой патологией.
  • Колбасова Ольга Николаевна. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА СЛОВ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
  • Терешкина Ольга Станиславовна. Проект 'Развитие фонематического восприятия анализа и синтеза через наглядное моделирование'
  • Анисимова Светлана Геннадьевна. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХ, АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ С ОВЗ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ.
  • Безрукова Ольга Федоровна. «Методические разработки по развитию связной речи на этапе автоматизации поставленных звуков у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития».
  • Костикова Надежда Владиславовна. Формы работы по формированию слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Грищенко Марина Владимировна. Конспект занятия по формированию фонематических представлений у детей старшей логопедической группы (ОНР) «Путешествие в Страну Гласных Звуков»
  • Марьенкина Лидия Александровна. Словесно-дидактические игры для развития словарного запаса, автоматизации звуков «ш» через формирование и расширение «семантического поля» слова, развитие валентностей слов, функции словоизменения.
  • Баранова Лидия Викторовна. Конспект занятия. Тема: «Развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза слов»
  • Шакирзянова Гюзель Рамилевна Айтиева Людмила Павловна. РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
  • Резник Анджела Анатольевна. Исследовательский проект: «Формирование фонематического слуха и восприятия детей дошкольного возраста с ОНР через игры и наглядное моделирование»
  • Кувшинчикова Ольга Владимировна. «Игры и упражнения по автоматизации звуков у детей с речевыми нарушениями»
  • Чертилина Мария Александровна. Формирование речи во взаимосвязи с развитием фонематического слуха у детей раннего возраста с задержкой речевого развития (из опыта работы)
  • Дьяконова Елена Сергеевна. Мультимедийная дидактическая игра на формирование звукового анализа и синтеза 'Хочу всё знать'
  • Татьяна Михайловна Тельнова. Презентация-Семинар для воспитателей. Использование игры в работе по развитию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста.
  • Костикова Надежда Владиславовна. ПРОЕКТ «ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
  • Насекина Александра Леонидовна. Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию фонематических представлений для детей с ОНР подготовительной группы «В гостях у звуков «В» и «Вь»
  • Назарова Наталья Сергеевна. Современные интерактивные формы работы при автоматизации звуков у детей с тяжёлыми нарушениями речи
  • Карнюшина Евгения Александровна. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА РЕБЕНКА И ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ШКОЛЕ
  • Стрельникова Татьяна Борисовна. Консультация для педагогов «Развитие навыков звукового анализа»
  • Чернова Натела Арамайсовна. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ К ТЕМЕ «СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ» ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ «Найди лишнее слово»
  • Лоскутова Яна Петровна. «Дидактические упражнения с использованием чистоговорок на автоматизацию звуков «С», «Сь» во время индивидуальных занятий с детьми с ЗПР»
  • Бондаренко Ольга Николаевна. Конспект итоговой НОД по обучению грамоте. «Путешествие в страну гласных звуков и букв» (для детей старшего дошкольного возраста)
  • Гусева Ольга Петровна. Игры на формирование фонематического восприятия
  • Менщикова Марина Александровна. Конспект НОД в средней группе «Кого можно назвать другом».
  • Крючкова Елена Юрьевна. Викторина для детей старшей группы на развитие фонематического восприятия «Весёлая ярмарка»
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Горшкова Анна Олеговна. Логопедическая зарядка для гласных звуков для детей от 4 до 7 лет
  • Грачева Марина. ГРАФОМОТОРНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ И ТОНКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
  • Комисова Тамара Сергеевна. Этапы развития фонематического восприятия.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь