Сагитова Гульнара Ансаровна, воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Сказка» города Буинска Буинского муниципального района Республики Татарстан»
Основная предметная область: «Речевое развитие» — развитие речи.
Интеграция областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие».
Предварительная работа:
Организованная образовательная деятельность проводиться в рамках проектной деятельности «Моя Республика Татарстан», целью которого является ознакомление детей с народными традициями и обычаями, с декоративно–прикладным искусством жителей Татарстана, с народами, населяющими нашу республику и национальными костюмами.
В ходе проекта был объявлен конкурс «Мой национальный костюм – руками мамы».
Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная.
Цель: закрепление пройденного лексического материала по теме «продукты питания», а также ранее приобретённых детьми навыков использования грамматических конструкций в известных и новых учебно-игровых ситуациях.
Задачи:
1. Образовательные:
- Активизация в речи слов, обозначающих предмет, его признак и действие.
- Способствовать умению составлять мини-диалоги в речевых ситуациях, закреплять умение детей составлять небольшие рассказы-описания.
2. Развивающие:
- Продолжать развивать связную диалогическую речь, умение подбирать слова по смыслу.
- Развивать и стимулировать память, внимание и мышление, умение общаться на татарском языке со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях.
3. Воспитательные:
- Воспитывать умение внимательно слушать ответы товарищей, если нужно корректно поправлять их.
- Воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельность, доброжелательность и выдержку.
- Воспитывать интерес к изучению татарского языка.
Список использованного программного обеспечения:
- УМК для детей 4 — 5 лет «Татарча с?йл?ш?без. Говорим по-татарски» З.М. Зарипова, Казань 2012.
- «Региональная программа дошкольного образования» Р.К. Шаехова, Казань 2012.
Дидактическое обеспечение ООД:
Для воспитателя: кукла Алия в татарском национальном костюме и кукла Алена в русском национальном костюме, сундук с одеждой — фартук, платок, калфак, кокошник, сарафан, жакет; корзина с продуктами — молоко, яйца, мука соль и сахар; готовые блины в печке.
Ход организованной образовательной деятельности
Дети, одетые в национальную одежду «Мой национальный костюм – руками мамы» приглашаются педагогом на праздник.
Ведущая: Мы рады видеть всех сегодня на нашем детсаду.
Пусть всюду светлый детский сад
Встречает радостно гостей.
Пожалуйте гости дорогие!
Давно мы вас ждем-поджидаем,
Игру без вас не начинаем.
У нас для каждого найдется
И местечко, и словечко,
Сегодня будут игры, танцы, смех,
Радости хватит для всех.
Педагог приглашает детей занять свои места.
Живут в России разные народы с давних пор.
Одним – леса по нраву, другим – простор полей.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один рубаху носит,
Другой – надел к?лм?к.
Один — гончар с рожденья,
Другой – разводит скот.
Один б?леш готовит,
Другой — кулич печет.
Ведущая:
Одним милее осень,
Другим – милей весна.
А Родина — Россия у нас у всех
Дети: Одна!
Воспитатель: сегодня к нам в гости пришли две подружки, вы их узнали?
Дети: Да. Алия и Алена.
Воспитатель: это кто?
Дети: Это Алена.
Воспитатель: Бу кем?
Дети: Бу Алия.
Воспитатель: Они хотят поздороваться с вами.
Алия: Ис?нмесез кунаклар! Ис?нмесез балалар!
Алена: Здравствуйте гости, здравствуйте дети!
Куклы начинают шептаться между собой.
Воспитатель: О чем шепчутся наши куклы, они говорят:
Сядем в кружок
Поиграем дружок? (дети занимают места на стульчиках).
Воспитатель: Оказывается, наши куклы ходили по магазинам и накупили нарядов себе и хотят вам похвастаться и поиграть с вами.
- Игра «Что это?», «Бу н?рс??»
Сначала начинает Алена на русском языке, а потом продолжает Алия на татарском языке. Когда все вещи из корзины будут на столе можно посчитать на русском и татарском языках.
Воспитатель: Куклы купили одежду и сложили все в одну корзину, и теперь они хотят, чтобы вы отгадали, кто что купил. Поможем куклам?
- Игра «Это чей?», «Бу кемнеке?»
Воспитатель: А, как вы ребята угадали, что эти вещи у Алены, а эти у Алии? (ответы детей).
Воспитатель: Куколки послушайте, и мы с детьми хотим похвастаться своими нарядами, да ребята?
Воспитатель берет по очереди одежду у кукол и спрашивает: «Что это?» или «Бу н?рс??», дети называют и потом педагог просит детей показать у кого есть такая же одежда.
- Игра «Нужно дружно жить на свете»
Ведущая: Нужно дружно жить на свете?
Дети: Нужно.
Ведущая: Это знать большим и детям нужно?
Дети: Нужно.
Ведущая: Если ссора приключится, скверно?
Дети: Скверно.
Ведущая: Нужно тут же помириться верно?
Дети: Верно.
Ведущая: Тату яш?рг? кир?кме?
Дети: Кир?к!
Ведущая: Бары?ныда х?рм?т ит?рг? дим?к?
Дети: Дим?к!
Ведущая: Сез яшисез ме тату?
Дети: Тату!
Ведущая: Бик якшы ату?
Дети: Ату!
Воспитатель: Наши народы всегда были очень гостеприимными, и поэтому куклы сегодня пришли в гости с гостинцами. (Достает корзину с продуктами питания: молоко, сахар, яйца, соль, мука. Также называют продукты на русском и татарском языках). А что можно приготовить из этих продуктов ребята, как вы думаете? Правильно, можно сделать блины. Замесим тесто и поставим в нашу чудо мульти варку, а пока блины готовятся, станцуем наш любимый танец-игру «Возьми платок» под музыку «Калинка».
- Танец-игра «Возьми платок».
Ход игры: Выбирается ведущий в центре круга он встает с платочком, дети стоят по кругу, отвернувшись в круг спиной.
Под медленную часть музыки, ведущий идет по кругу и тихонько подкладывает платок кому-нибудь сзади. Под быструю часть музыки, дети поворачиваются в круг, у кого платок выходит с ним в центр и показывает любое танцевальное движение, остальные повторяют. Игра повторяется.
После игры из мульти варки достаются заранее приготовленные блины и все пьют чай из самовара с блинами. И объясняют куклам, что у наших народов общие национальные блюда и традиции. Так блины пекут и у русских и татар и чуваш, только называют их по-разному: по русский — блины, по татарский – коймак, а по чувашский — пелем.
|