Смолякова Марина Викторовна воспитатель ГБОУ г. Москвы «Школа № 2051»
Задачи:
- обогащать содержание речевого общения воспитанников
- побуждать воспитанников обсуждать новую информацию, задавать вопросы, высказываться
- формулировать мысли в форме короткого текста
- учить рассуждать
- организовывать диалогическое общение со сверстниками
- развивать артикуляционный аппарат.
Оборудование: доска, маркер, картинки, карточки со словами, песок, карандаши.
Занятие предполагает смену образовательного пространства.
Ход занятия:
- Приветствие
- На доске текст: «Ярко светит солнце. Жара. Горячий песок. Идет верблюд». Дети читают его хором, затем индивидуально по предложению, несколько человек читают весь текст.
-Ребята, как вы думаете, в каком месте на Земле это происходит?
Ответ спрятан в загадке.
Вот песчаный океан,
Раз бархан и два бархан.
Тут без дождика тоска,
Всюду горы из песка. (Пустыня)
Один ребенок пишет слово ПУСТЫНЯ на доске.
-Скажите, пожалуйста, что мы с вами уже знаем о пустыне? (высказывания детей)
Пустыня – это большая малообитаемая территория земли со скудной растительностью, где почти нет воды и очень редко идет дождь. В Америке, например, есть пустыня, в которой дождя не было четыреста лет и называется она Атакама. А самая большая пустыня на планете – Сахара. Она находится в Африке. Пустыни встречаются во всех частях света: Африке, Америке, Австралии, и даже в нашей стране. Но в России пустыня очень необычная. И сегодня мы поговорим именно о ней.
Отрывок из книги Сладкова Николая Ивановича «Земля солнечного огня»
Пустыня – это желтое и голубое. Голубое вверху – небо. Желтое внизу: впереди, позади, справа, слева – вокруг.
Песок везде. Он под ботинками и в ботинках. Он в карманах, в сумке, за пазухой. Песок в волосах, в ушах, на бровях.
На южной границе нашей страны тоже есть пустыня. Там не растут кактусы. Нет львов. Зато там есть много других интересных животных и растений.
Какие времена года вы знаете?
Что бывает весной?
А как вы думаете, в пустыне бывает весна?
Весной в пустыне грачи улетают. Зеленеет трава. Цветут маки, тюльпаны. Это очень красиво. Но, оказывается, тюльпанами можно лакомиться. Зайцы выкапывают себе на обед сочные луковицы тюльпанов.
Бывают в пустыне и грибные дожди. Грибы круглой шляпкой вспучивают песок. А рядом, как булыжники, черепахи лежат. Грибы жуют.
Какое время года следует за весной?
Как мы узнаем, что наступило лето?
Лето в пустыне – время суровое и тяжелое. Почти как у нас зима. Только зимой у нас холодно, а тут летом гнетет жара. Днем пусто, безжизненно и уныло. И только ночью, когда чуть посвежеет, из трещин и нор выползают, выходят и выбегают змеи и ящерицы. Суслики с черепахами уходят в летнюю спячку.
Над пустыней летом проливаются дожди, которые высыхают, не долетев до земли. Это сухие дожди.
Почему так происходит?
За летом следует осень.
Какие приметы осени вы помните?
Осень в пустыне – вторая маленькая весна. Падают на пески дожди, пустыня облегченно вздыхает.
Снова везде зеленеет трава, снова зацветают цветы, снова оживляются насекомые, птицы и звери. Но это недолгое оживление. Сперва ночи, а потом и дни становятся холоднее и суровее. И незаметно приходит зима.
Что мы знаем о зиме?
Зимы в пустыне встречаются разные. Бывают такие, как и у нас, — и снег и мороз. А то совсем зимы не бывает – ни снега, ни мороза.
На доске картинки растений и животных нашей пустыни.
Это растения и животные, которые встречаются в пустыне у южных границ нашей Родины.
Сопоставляем слова на карточках и картинки на доске.
3. Физкультминутка
По пустыне мы гуляли.
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели.
И нас всех лучи согрели.
4. Игровая деятельность (игра в мяч, подбор слов, противоположных по значению)
5. Загадки
1. Лежит веревка,
Шипит, плутовка,
Брать ее опасно.
Укусит. Ясно? ЗМЕЯ
2. Мы в пустыне вырастали,
Как живые бочки.
Из пустыни мы попали
К вам домой в горшочки.
Воду копим мы внутри.
Все в иголках, посмотри. КАКТУСЫ
3. Вот пустыня, но и тут
Озеро бывает,
Где и путник, и верблюд
Жажду утоляют. ОАЗИС
4. Я ползу неторопливо
В толстом панцире с отливом.
Мне среди пустынь бугристых
Незачем спешить.
Двести лет, и даже триста,
Я могу прожить. ЧЕРЕПАХА
5. Зверь я горбатый,
В пустыне живу.
В дальние страны
Поклажу вожу. ВЕРБЛЮД
- А сейчас мы с вами превратимся в караван верблюдов и отправимся в самую настоящую пустыню. Хотите? Пустынь на свете очень много. Для того, чтобы узнать кто в какую пустыню попадет, посмотрите, какого цвета кружок прикреплен к вашему стулу. Запомните цвет. И когда мы попадем в царство песка, вы должны выбрать пустыню «своего» цвета.
Выстраиваемся паровозиком и меняем образовательное пространство. На четырех столах стоят подносы с песком, каждый поднос имеет название пустыни. В песке зарыты мелкие игрушки.
Вот мы и попали в загадочные земли. Посмотрите, перед вами – пустыни. В каждой их них спрятан клад. Ваша задача его отыскать. Когда все сокровища будут найдены, мы отправимся с вами назад, в детский сад. Приступаем к поиску!
Ребята ищут в песке спрятанные игрушки.
- А теперь мы возвращаемся в нашу группу! Присаживаемся за столы.
Скажите, пожалуйста, какие сокровища вы нашли в песке? А что нового вы сегодня узнали?
Ребята отвечают.
- Вам понравилось наше занятие? Я предлагаю вам изобразить ваше настроение. Для этого мы возьмем наши разноцветные кружочки и нарисуем на них смайлики с вашим настроением.
Спасибо за урок.
|