Емелина Валентина Евгеньевна. План открытого игрового занятия «Исследование пустыни»

План открытого игрового занятия «Исследование пустыни»

Группа: подготовительная

Цель игрового занятия:

Формирование первичных представлений у старших дошкольников об объектах окружающего мира и природных особенностях в опытно-экспериментальной деятельности и

Задачи игрового занятия:

Образовательные задачи.

  1. Познакомить детей с природным явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека.
  2. Учить детей наблюдать, проводить опыты и самостоятельно делать выводы.

Воспитательная задача

Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и любовь к природе.

Развивающие задачи.

  1. Продолжать развивать логическое мышление и воображение при проведении опытов.
  2. Активизировать словарь (ветер, ветерок, ветрище, колючий, нежный, буран, вьюга, пурга).
  • обобщать, уточнять и расширять знания детей о воде, ее свойствах, роли в жизни человека и живых организмов, способствовать накоплению конкретных представлений о свойствах воды, развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования с водой, развивать речь, мышление, любознательность, умение любоваться красотой водоемов, развивать экологическую культуру, воспитывать бережное отношение к воде как основному природному ресурсу.

Демонстрационный материал:

  • формочки, два стакана с молоком и с водой, акварельная краска, кисточки, ложки, комочки земли, воронка, вата, салфетки, растительное масло.

Раздаточный материал:

  • экспериментальные листы, фанерные дощечки, камни, стеклянные бусинки, болт, пластмассовая игрушка, пенопласт, поролон, простой карандаши, емкости с водой.

Предварительная работа:

  • проведение серии опытов с водой с целью ознакомления со свойствами воды, наблюдения, рисование, чтение рассказов, беседы.

Формы работы:

Конспект занятия

Слайд — карта земного шара и компас

Воспитатель (привлекая внимание детей к книжному уголку):

– Посмотрите, какая необычная книга появилась сегодня на книжной полке. Это и не книга вовсе, а старинный «Дневник путешественниковпо пустыне Сахара». Давайте пройдём за наш круглый научный стол и познакомимся с дневником более подробно.

– Кто из вас знает где находится самая большая пустыня на земле Сахара? (В Африке) Давайте найдём и покажем на карте или глобусе эту великую африканскую пустыню. Каким цветом окрашена пустыня? А как вы думаете, что может означать жёлтый цвет? (Песок)

– Теперь, когда мы знаем, где находится пустыня Сахара, предложите, на чём же туда можно добраться?

– Можно ли доехать до Сахары на поезде? Почему нельзя?

– Можно ли доехать до неё на машине (велосипеде), дойти пешком?

– На чём лучше полететь в Сахару: на воздушном шаре или на самолёте?

(дети высказывают предположения и аргументируют их)

– В давние времена добраться до Самары было нелегко. Надо было долго ехать по суше, потом плыть на корабле. Обо всём этом написано в дневнике. Сейчас это сделать проще, Самое лучшее — отправиться в полёт на самолёте.

– Когда вы слышите слово «пустыня», что вам представляется? (песок, солнце и больше ничего)

Слайд — пустыня

– Это не совсем верно! В Сахаре жгучее солнце и раскалённые пески и, действительно, есть места, где на сотни километров нет ни одного растения. Это настоящее песчаное море, с волнами-барханами. Но есть и другие места.

Слайд — оазис

– Ведь через пустыню протекает великая река. Как она называется? (Нил) А де вода, там и жизнь. Такие места в пустыне называются оазисами.

Слайд — пустыня

– Какие особенности пустыни нам уже известны? (Жаркий климат, мало воды, песчаная почва, преобладание животных, живущих в норах, бедная растительность и т.д. Пустыня — это самое жаркое место на земле. Песок от солнца раскаляется и становится очень горячим). Предлагаю поставить несколько опытов в нашей мини лаборатории и более обстоятельно разобраться в характерных особенностях пустыни.

ОПЫТ №1 «БАРХАНЫ»

Слайд — барханы

– Как вы думаете, откуда в пустыне появляются такие необычные горки?

(Ответы детей выслушиваются, но не комментируются. Дети ответят ещё раз на него после окончания опыта: перед каждым ребёнком- пластиковый контйнер с сухим песком и трубочкой для коктейля. Песок в банке — личная пустыня каждого ребёнка)

– Предлагаю вообразить, что каждый из нас — ветер: несильно, но достаточно долго дуем на песок. Что с ним происходит? (Сначала появляются волны. Если дуть подольше, то песок с одного места переместится на другое. У самого добросовестного «ветра» появится песчаный холмик).

– Вот такие песчаные холмы, только большие, можно встретить и в настоящей пустыне. Их создаёт ветер. Называются эти песчаные холмы барханами. Иногда над пустыней дуют сильные ветры. Они поднимают тучи песка — так возникают пустынные бури.

Слайд — пустынные бури

ОПЫТ №2 «ПОЧЕМУ В ПУСТЫНЕ МАЛО ВОДЫ?

– Как вы думаете, ребята, бывают ли в пустыне дожди? (Да, но они идут очень редко, зато осадков выпадает очень много)

Слайд — дождь в пустыне

– Что же происходит с водой в пустыне?

– Давайте посмотрим к какому выводу мы придём после следующего опыта: откройте крышки и налейте из стаканов воду (дети льют воду в песок). Что вы видите? (Вода быстро просачивается через песчинки и оседает внизу, на глинистых почвах, не успев проникнуть внутрь, испаряется).

– В пустыне очень жарко, и даже может показаться, что там нет ничего живого и быть не может. Но, оказывается, растения и животные могут выжить и в таких условиях.

Слайд — верблюжья колючка

– Они приспосабливаются к высокой температуре и отсутствию воды. Как — мы сейчас выясним.

Слайд — верблюжья колючка и одуванчик (изображения растений: у одного длинный корень, у второго — короткий)

– Как вы думаете, какое из растений может выжить в пустыне? Почему? Зачем ему длинный корень? Да, длинные корни — одна из особенностей растений пустыни. Ведь им приходится выживать в условиях минимального количества воды. Корни верблюжьей колючки проникают почти на 20 метров в глубину и оттуда добывают воду.

Слайд — ящерица, змея, черепаха, тушканчик, фенек

– В пустыне есть животные, которые предпочитают жить в песках.

Слайд — песчаные норки

– Там они могут вырыть норку и спрятаться от жары и хищников. Почему животных трудно жить в пустыне? (нечего есть, мало воды)

– На чём люди передвигаются по пустыне?

Слайд — караван верблюдов

– Почему верблюда называют кораблём пустыни? (Потому что он идёт по барханам, как по волнам. А пустыня, как море, только из песка)

Размышления детей и дополнения воспитателя.

Слайд — верблюд

– Чем необычен верблюд? Как он приспособился к пустыне? (Верблюды умеют прикрывать ноздри во время песчаных бурь, чтобы не вдыхать песок. Длинные ресницы защищают их глаза. Чтобы не перегреться, под кожей у верблюда нет жира. Весь он сосредоточен в горбу. Верблюды — очень выносливые животные. Они могут бежать без остановки целый день, могут подолгу обходиться без воды)

ОПЫТ №3 «КОРАБЛЬ ПУСТЫНИ»

Слайд — ступни верблюда

– Обратите внимание, какие широкие ступни у верблюда. Для чего? (Чтобы не проваливаться в песке)

Воспитатель показывает детям предметы с разным основание: палочка, миска и пр. Предлагает поставить их на песок и надавить. Дети выполняют, наблюдают и отмечают, что одни предметы, с широким основанием, не увязли в песке.

– Мы выяснили с вами, почему передвигаться по пустыне удобнее на верблюде.

ИГРА «ПРОШЛОЕ И БУДУЩЕЕ»

– Посмотрите, в старинном дневнике изображены некоторые вещи, из тех, которые использовали путешественники в пустыне много лет назад.

Рассматривание рисунков

– Все вещи путешественники перевозили на верблюдах в мешках. А современные путешественники, кроме мешка, в чём ещё носят свои вещи? (рюкзак)

– Раньше, когда путешественники останавливались отдохнуть, то устанавливали шатёр. А современные путешественники что устанавливают? (палатку)

– Время определяли с помощью солнечных и песочных часов. А какие часы понадобятся современным путешественникам? (механические, электронные)

– Когда в пустыне становилось темно, пользовались светом масляной лампы. А что нам понадобиться теперь, чтобы осветить путь в темноте? (электрический фонарик)

– Чтобы сделать записи, путешественники брали с собой перо и чернила. А что пригодится для записи сведений сейчас? (карандаш, ручка, планшет)

– Воду путешественники хранили в кожаном мешке — бурдюк. А в чём сегодня чаще всего хранится вода? (фляжка, бутылка)

– В древности путь путешественникам указывали солнце и звёзды. А сейчас с помощью какого прибора можно узнать направление? (компаса)

– Возможно, кто-то из вас, когда вырастет, отправиться в путешествие по пустыне. Назовите, пожалуйста, предметы, вещи, которые были бы вам необходимы в таком путешествии. Посмотрите, я уже кое-что приготовила. Но сначала решила посоветоваться с вами: что взять, а что оставить. (Воспитатель показывает разные предметы на столах) Давайте девочки будут выбирать все необходимые вещи и располагать их на столе, где есть картинка девочки с рюкзаком; а мальчики будут выбирать вещи и складывать на стол с картинкой мальчика с рюкзаком.

Дети выбирают вещи для путешествия под музыку.

– Посмотрим, кто что выбрал? Почему? Зачем? (Дети обосновывают свой выбор)

ОПЫТ №4 «НАГРЕВАНИЕ ПРЕДМЕТОВ»

– Вы выбрали много необходимых для путешествия по пустыне вещей, среди которых, конечно, есть одежда. В пустыне очень важно защищать организм от солнца, чтобы не случился солнечный удар. Для этого обязательно наличие головного убора и подходящей одежды. Я вижу вы выбрали одежду разного цвета. Как вы думаете, имеет ли значение какого цвета будет одежда путешественников?

– Все ли предметы солнце нагревает одинаково? (да, нет)

– Давайте проверим и подойдём к столу с настольной лампой.

– Солнце — главный осветитель. Оно горит над землёй, как гигантская лампочка. Представим, что электрическая лампа — это Солнце. Подставьте ладошку. Что чувствуете? (Тепло, горячо) Ладошка нагрелась. Не только ладонь, но и все предметы нагреваются, когда на них падает свет. Вот и солнечные лучи нагревают поверхность Земли и предметов.

– Потрогайте камни и кусочки ткани. Скажите, они холодные или тёплые? (Холодные) А эти камешки (белый и чёрный) лежали под светом лампы. Они холодные или тёплые? (Тёплые). Какой камень нагрелся сильнее? (Чёрный) А какого цвета ткань нагрелась сильнее: чёрного или белого? (Чёрного) Вы правы: чёрный цвет поглощает много солнечных лучей, поэтому чёрные предметы нагреваются больше, чем белые.

– Животные пустыни имеют светлый окрас песочного цвета. Как вы думаете, почему? А ещё жители жарких стран красят стены домов в белый цвет. Светлые стены отражают часть солнечных лучей и сильно не нагреваются. Так в какой одежде вам будет не так жарко: в белой или чёрной? (В белой) Верно, ребята, в жаркую погоду лучше иметь одежду светлых тонов. Она отталкивает солнечные лучи.

ОПЫТ №5 «ФИЛЬТРОВАНИЕ»

– А сейчас я зачитаю вам одну важную запись из дневника. «Шёл в пустыне караван, мы находились в пути уже долго, и у нас осталось очень мало воды. Но случилась беда: начался сильный ураган, и вся вода, которая у нас была, стала грязной. Все очень расстроились и стали думать, как напиться, как очистить воду? В своих мешках мы нашли марлю, промокашку, сито, дуршлаг, воронку, пустые чистые баночки. Мы подумали и догадались, как можно очистить воду и утолить жажду».

– Подумайте, может быть догадаетесь, как путешественникам удалось очистить воду? Что они сделали? Какие предметы и материалы помогли им в этом? (Они сделали очистительные устройства — фильтры. Давайте проверим свои догадки и предположения с помощью опытов.

На столе банка с загрязнённой водой (в ней опилки, камешки, песок), три пустые чистые баночки, сито, воронка, марля, промокашка.

– Посмотрите, перед нами такая же грязная вода, как и у путешественников, и такие же предметы и материалы, какие они нашли у себя в мешках. Как вы думаете, какие предметы и материалы смогут лучше всего очистить воду? Объясните, почему вы так думаете.

Воспитатель показывает способы фильтрования.

– Давайте возьмём пустую банку, поставим в неё сито и нальём загрязнённую воду. Что произошло? Вода очистилась?

– А теперь сделаем фильтр из марли. Возьмём пустую банку, поставим в неё воронку, а воронку покроем марлей. Теперь нальём сюда загрязнённую воду. Вода стала чище?

– Следующий фильтр из промокательной бумаги. Надо вырезать круг и вложить его в воронку, а затем налить воду. Что произошло после фильтрования воды с веществами? (После фильтрования цвет фильтра изменился, а отфильтрованная вода стала чище) Какой фильтр лучше очищает воду? (Промокательная бумага)

ОПЫТ №6 «ЧТО В БУТЫЛКАХ»

– Вода очень важна для путешествия по пустыне. И я хотела дать вам ещё одну бутылочку с водой. Вот только бутылка с разным содержимым и этикетки у меня перепутались.

– Давайте посмотрим, что же нарисовано и написано на этикетках. На этой этикетке нарисована капелька и написано «Вода». А здесь нарисован апельсин и написано «Сок». А где нарисована корова, написано «Молоко». На этой этикетке нарисован кто-то смешной. Посмотрите, он раздувает щёчки и дует, а написано «Воздух».

– Сможете ли вы определить, что в бутылках и найти воду, необходимую для путешествия по пустыне? (Да) Тогда определите, что в бутылках.

Четыре закрытых пластиковых бутылки. Дети исследуют их и определяют, что одна из них лёгкая, а три -тяжелы; в двух из тяжёлых ёмкостей окрашенные жидкости: белая и оранжевая, предполагают, что это «Молоко» и «Сок», значит, в третьей бутылке — «Вода»; открывают, убеждаются в этом.

– Объясните, пожалуйста, как вы догадались, что находится в бутылках?

Вместе выявляют свойства воды: наливают в стаканчики, нюхают, переливают, сравнивают вес полного и пустого стаканчика.

– А теперь понюхайте воду. Чем она пахнет? (Совсем не пахнет. Вода не имеет запаха, если она чистая).

– Вы выбирали вещи, которые необходимы для путешествия по пустыне. Теперь, когда мы провели несколько опытов, возможно вы выберите другие вещи или замените часть из них. Объясните свой выбор. Желающие мальчик и девочка рассказывают о своей работе, другие их дополняют. Мы выяснили с вами, что для путешествия по пустыне необходимы: одежда светлого цвета (лучше белого), вода, фильтр для очистки воды и т.д.

– Посмотрите, в дневнике остались чистые страницы. Давайте сделаем его дневником наших групповых исследований по пустыне и заполним пустые страницы.

Просмотров: 149
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие интереса к познанию окружающего мира




Другие новости по теме:

  • Скиба Наталья. Мини-театр 'Экоша', Как капелька в пустыне заблудилась
  • Редактор. Почему не очень хорошо быть очень правильным ребенком?
  • Лисанова Елена Викторовна. Дидактических игр по познавательно-исследовательской деятельности (воздух, песок, вода, дерево, бумага, металл, магнит, увеличительное стекло)
  • Валентина Панченко. Познавательное занятие «СДЕЛАЕМ ВОДУ ЧИСТОЙ»
  • Людмила Анатольевна Семыкина. Содержание и методика организации познавательно – исследовательской деятельности детей дошкольного возраста на тему: «Вода, вода, кругом вода»
  • Зембеля Ирина Александровна. Познавательно-исследовательский проект: «Опытно — экспериментальная деятельность по изучению неживой природы (воздух, вода, песок) во второй младшей группе».
  • Семьина Ирина Евгеньевна. Проект «У воды, на воде, под водой…»
  • Эльвира Ахатовна Мингазова. Сценарий 8 марта для подготовительной группы «А теперь давайте с вами потолкуем мы о маме»
  • Фролова Ольга Юрьевна. Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности детей подготовительной группы: «Самое удивительное вещество на Земле. Вода».
  • Малика Алатаева. Конспект НОД «Почему растаяла снегурочка?» Свойства воды.
  • Сафиуллина Чулпан Мубараковна. Занятие с проведением опытов на тему: «Вода в жизни человека»
  • Домикова Алена Игоревна. Конспект НОД по экологическому воспитанию детей «Опыты с водой — очистка воды» в подготовительной к школе группе «Дружная семейка»
  • Павлова Луиза Николаевна. «Волшебница вода» (эксперименты с водой для детей старшей группы)
  • Миронова Галина Ивановна. Конспект интегрированного занятия с детьми средней группы на тему «Бережем воду».
  • Суворова Елена Сергеевна. Конспект организованной образовательной деятельности по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Берегите воду»
  • Арькова Ольга Юрьевна. Конспект НОД «Мы спасаем воду»
  • Рогулина Нина Анатольевна. Сценарий развлечения по безопасности 'Чтобы не было беды — будь осторожен у воды'
  • Шипачева Екатерина Юрьевна. Организация непрерывной непосредственной образовательной деятельности детей в разновозрастной группе компенсирующей направленности по теме: «Песок всегда, песок везде»
  • Дирдовская Людмила Ивановна. Презентация 'Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья'
  • Жукова Татьяна Борисовна. Сценарий праздника посвященного Дню Космонавтики в подготовительной к школе группе на тему: «Если очень захотеть, можно в космос полететь!»
  • Попова Ольга Васильевна. Конспект летнего спортивного праздника 'Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья'.
  • Минчакова Наталья Николаевна. Комплексное занятие по ФКЦМ в подготовительной к школе группе в рамках Круглого стола для учителей начальных классов «Если очень захотеть, можно в космос полететь»
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Веклыч Ольга Николаевна. Конспект занятия в первой младшей группе на тему: «Давайте с Вами познакомимся!»
  • Главный Редактор. День знаний - сценарий урока на 1 сентября - Давайте смеяться - Давайте дружить
  • Голова Елена Александровна. Конспект занятия по ознакомлению со свойствами воды «Волшебная капелька»
  • Гусева Марина Владимировна. Одежда и предметы защитного вооружения русских воинов
  • Буричева Людмила Александровна. Конспект ООД на тему «Очищение воды с помощью фильтра»
  • Тутунькина Татьяна Александровна. Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебная вода»
  • Карелина Елена Николаевна. Интегрированное занятие по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Свойства воды»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь