Из опыта работы воспитателя группы компенсирующей направленности № 12 О.В. Клочко
Файл 1
Формирование основ экологической культуры и экологически сообразного поведения в окружающем мире является одной из ключевых задач дошкольного образования и воспитания ХХI века.
Дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Скачать презентацию
Таким образом, познавательно-исследовательская деятельность, решение проблемных ситуаций позволяет развить у детей важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, умение устанавливать взаимосвязь, обобщение, видеть и понимать красоту окружающего мира. Приоритет в работе по данному направлению отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и осознанию происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей.
Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень.
Помочь детям увидеть своеобразие и тайну жизни растений, животных, понимать красоту родной природы и бережно относиться ко всему живому – стало целью моей педагогической работы.
Файл 2
В нашей группе организация поисково-познавательной работы с детьми дошкольного возраста идет по трем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:
- Живая природа (многообразие живых организмов, характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах и т.д.).
- Неживая природа (вода, воздух, почва, звук, свет, цвет и т.д.).
- Человек (функционирование организма, понятие «экология питания», рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразования предметов, и т.д.).
В зависимости от возраста детей, все темы усложняются по содержанию, задачам и способам реализации (информационные, действенно-мыслительные, преобразовательные). Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе – начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью.
Исследовательская работа проводится в форме специально организованной деятельности:
- в свободном общении воспитателя с детьми
- в совместной свободной деятельности самих детей.
Источником полноценного развития служит правильно организованное окружающее воспитательное пространство, в процессе которого у ребёнка с помощью взрослого складываются необходимые качества и свойства личности.
Файл3
Этому способствует созданная предметно-развивающая среда в группе: наличие центра науки и естествознания, большое количество дидактического материала, на участке, а также территории нашего ДОУ — огород, луг, цветники, заложен фруктовый сад, высажены лиственные и хвойные породы деревьев, большое количество разнообразных кустарников.
Файл4
Перечень форм и методов, которые я использую при реализации работы по формированию у детей экологического мировоззрения:
Наблюдения, экскурсии. Дают возможность сформировать не только конкретные, но и обобщенные представления о животных, растениях и сезонных явлениях природы, научиться ориентироваться на, наиболее значимые признаки наблюдаемых объектов и явлений.
Во время прогулок дети могут встретить и наблюдать за живыми объектами: животными, птицами и насекомыми. Общение ребенка с объектами природы придает яркую эмоциональную окраску его повседневной жизни, обогащает опыт познания и самопознания детей, формирует сострадание ко всему живому, радость и восхищение от взаимодействия с природой, т.е. положительную мотивацию на отношение к природе.
Во время наблюдений дети учатся видеть красоту родной природы, закрепляют знания о временах года:
Файл 5,6
Закрепляют навыки, полученные на занятиях: каких зимующих птиц ты знаешь? Как можно помочь птицам зимой?
Формируют знания о взаимосвязях в природе:
Почему паучка нельзя обижать?
Файл 7
Какую пользу приносят лягушки?
Файл 8
Учат детей замечать и анализировать сезонные изменения в природе:
Почему ёжик впадает в спячку?
Файл 9
Куда деваются насекомые осенью?
Файл 10
Почему зимой дерево спит?
Файл 11
Видеть экологические проблемы:
Почему тля съела все листья?
Файл 12
Ставить проблемные вопросы, объяснять и анализировать:
Зачем шиповнику колючки?
Почему мох растёт на северной стороне?
Файл 13
Почему следы разной глубины?
Файл 14
Как возникает тень?
Файл 15
Тысячи «Почему?» и «Зачем?» на которые иногда я не знаю ответ и тогда честно отвечаю: «Придём в группу и посмотрим в энциклопедии или интернете». При необходимости показать объект природы в движении – используется просмотр видео отрывков. Стоит отметить, что информационно-коммуникативные технологии способствуют повышению познавательного интереса, активизируют мыслительную деятельность детей. Жизнь не стоит на месте, и мы всё чаще используем инновационные компьютерные программы, которые качественно изменяют процесс передачи и усвоения опыта, они, словно зашифрованные мнемотаблицы, шаг за шагом, через применение предыдущего опыта, открывают детям мир природы.
Познавательное чтение и рассматривание иллюстраций помогает ребёнку расширить и углубить знания, полученные во время наблюдений. В нашей группе сделана подборка произведений классиков, таких как М. М. Пришвин, Е. И. Чарушин, К.С. Паустовский, В. В. Бианки, С. А. Есенин, А. А. Фет. С детьми обговариваются книжные иллюстрации, уточняя, что некоторые писатели сами рисовали иллюстрации к своим текстам, чтобы выразить свои мысли и чувства наиболее гармонично и полно.
Большое количество познавательной литературы по разнообразным темам:
Файл 16
«Мир природы»
«Мир животных»
«Мир обитателей морей и океанов»
«Мир леса»
«Моя малая Родина – Кубань»
«Моя Родина – Россия»
«Наша армия»
«Мир вокруг нас»
«Мир техники. ПДД.»
«Космос»
«Жизнь в прошлом»
«Человек»
А также в группе существует коллекция альбомов русских художников пейзажистов.
Файл 17
Для практического освоения знаний о потребностях объектов природы, формирования навыков экологически грамотного и безопасного поведения ребенка в природе проводились экологические, поисково-познавательные занятия, опыты, эксперименты:
Файлы 18 -23
«Твёрдое и жидкое»
«Шиповник»
«Как появились камни?»
«Чистый ли снег?»
«Как появились ракушки?»
«Зачем дереву нужна кора?»
«Свойства снега»
«Свойства воды» и множество других.
В процессе деятельности не спешу сразу отвечать на детские вопросы, стараюсь дать детям высказать свои гипотезы и суждения, какими бы невероятными они не казались. Часто использую приём, стимулирующий детей к коммуникации: «Спроси своего друга, что он думает по этому поводу?» К мнению детей я всегда отношусь уважительно.
Важным элементом организованной деятельности с детьми стала игровая импровизация: был введён сказочный персонаж домовёнок Кузя, который помогал в решении проблемных ситуаций, становясь вместе с детьми Почемучкой и Неумейкой, отправлялся на прогулку, в путешествие по экологической тропе, проводил опыты и эксперименты, коллекционировал предметы, присутствовал на постановке экологических сказок, наблюдал за действиями детей в центре науки и естествознания.
Файл 24
Разработала конспекты тематических прогулок «Лёгкие нашей планеты», «К нам весна пришла, всем нам радость принесла!» с участием этого игрового персонажа. За конспект «К нам весна пришла, всем нам радость принесла!» получила грамоту за участие в муниципальном экологическом конкурсе «Природа просит доброты». Основная цель этих прогулок – формирование ответственного отношения детей к природе.
Файл 25
Активно включаю в занятия экологические сказки, «Уроки доброты», которые являются не только познавательными. Они повествуют о множестве незримых нитей, которыми связаны населяющие природу живые существа. Сказки расширяют экологический кругозор, воспитывают человечность, доброту, ответственное отношение к людям, к природе. Также на каждом занятии использую такую форму работы, как минутки осторожности, в которых закрепляются навыки безопасного поведения в природе, физминутки.
Широко использую подвижные, театрализованные, дидактические, имитационные игры, игры-путешествия, сюжетно-ролевые игры. Знания, полученные в непосредственно образовательной деятельности, стараемся закреплять в различных образовательных областях и с участием всех анализаторов в процессе игр.
Файлы 26-28
Принимаем активное участие с детьми в природоохранных акциях: обрезке кустарников, уборке территории, посадке деревьев и кустарников, рассады цветов, уходе за комнатными растениями.
Файлы 29-33
Детям также доступна самостоятельная деятельность в центрах развития (логики, экспериментирования, музыкальном, искусства, книжном).
Файлы 34-36
Восточная мудрость гласит: «Сколь бы не был длинен путь, он всегда начинается с первого шага», а первые шаги в мир исследований ребёнок делает в семье. Поэтому, взаимодействие педагогов и родителей необходимо для успешного творческого процесса познания.
Родители нашей группы принимают активное участие в проектах, фотовыставках, фоторепортажах «Вот оно какое лето», «Мой четвероногий друг», «Как мы проводим снежные выходные», в выставках поделок из бросового материала «Осенние фантазии», «Рождественская сказка» и т.д.
Файлы 37-39
Участвуя в проектной деятельности, активно сотрудничают с нами, готовят проекты, методические материалы к нему. Недавно, готовя итоговое мероприятие проекта «Полезные свойства кустарников», я выбрала такую форму работы, как эколого-познавательное развлечение.
Файл 40-42
Дети представили совместные с родителями проекты «Инжир», «Ягоды и фрукты – витаминные продукты» и т.д.
Большое внимание уделяю такой теме, как «Экология питания» провела родительские собрания «Вредные и полезные продукты», «Витамины для здоровья»
Поисково-познавательная деятельность находит отражение и в разнообразном творчестве детей, где происходит отражение полученных впечатлений: в рисовании, в аппликации, в лепке и конструировании активно используются различные по фактуре и свойствам природные материалы, что, в свою очередь, развивает творческое воображение и эстетический вкус.
Таким образом, в результате нашей с коллегами и родителями системной работы по формированию экологического мировоззрения, дети с желанием участвуют в экологически ориентированной деятельности, эмоционально реагируют при встрече с прекрасным и пытаются передать свои чувства в доступных видах творчества (рассказ, рисунок, поделка и т.д.) Проявляют готовность оказать помощь нуждающимся в ней людям, животным, растениям. Пытаются контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде. У детей возросли познавательная активность, интерес к миру. Они стали увереннее в себе, стремятся получить результат при достижении поставленной цели. Улучшилась речь детей (она понятна окружающим). Дети ясно выражают свои мысли, правильно строят предположение, составляют связные творческие рассказы. У детей сложились предпосылки для дальнейшего обучения.
Файл 43
|