Клочко Оксана Викторовна. Поисково-познавательная деятельность как средство формирования экологического мировоззрения старших дошкольников.

Поисково-познавательная деятельность как средство формирования экологического мировоззрения старших дошкольников.

Из опыта работы воспитателя группы компенсирующей направленности № 12 О.В. Клочко

Файл 1

Формирование основ экологической культуры и экологически сообразного поведения в окружающем мире является одной из ключевых задач дошкольного образования и воспитания ХХI века.

Дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

 

Скачать презентацию

Таким образом, познавательно-исследовательская деятельность, решение проблемных ситуаций позволяет развить у детей важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, умение устанавливать взаимосвязь, обобщение, видеть и понимать красоту окружающего мира. Приоритет в работе по данному направлению отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и осознанию происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей.

Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень.

Помочь детям увидеть своеобразие и тайну жизни растений, животных, понимать красоту родной природы и бережно относиться ко всему живому – стало целью моей педагогической работы.

Файл 2

В нашей группе организация поисково-познавательной работы с детьми дошкольного возраста идет по трем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:

  1. Живая природа (многообразие живых организмов, характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах и т.д.).
  2. Неживая природа (вода, воздух, почва, звук, свет, цвет и т.д.).
  3. Человек (функционирование организма, понятие «экология питания», рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразования предметов, и т.д.).

В зависимости от возраста детей, все темы усложняются по содержанию, задачам и способам реализации (информационные, действенно-мыслительные, преобразовательные). Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе – начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью.

Исследовательская работа проводится в форме специально организованной деятельности:

  • в свободном общении воспитателя с детьми

- в совместной свободной деятельности самих детей.

Источником полноценного развития служит правильно организованное окружающее воспитательное пространство, в процессе которого у ребёнка с помощью взрослого складываются необходимые качества и свойства личности.

Файл3

Этому способствует созданная предметно-развивающая среда в группе: наличие центра науки и естествознания, большое количество дидактического материала, на участке, а также территории нашего ДОУ — огород, луг, цветники, заложен фруктовый сад, высажены лиственные и хвойные породы деревьев, большое количество разнообразных кустарников.

Файл4

Перечень форм и методов, которые я использую при реализации работы по формированию у детей экологического мировоззрения:

Наблюдения, экскурсии. Дают возможность сформировать не только конкретные, но и обобщенные представления о животных, растениях и сезонных явлениях природы, научиться ориентироваться на, наиболее значимые признаки наблюдаемых объектов и явлений.

Во время прогулок дети могут встретить и наблюдать за живыми объектами: животными, птицами и насекомыми. Общение ребенка с объектами природы придает яркую эмоциональную окраску его повседневной жизни, обогащает опыт познания и самопознания детей, формирует сострадание ко всему живому, радость и восхищение от взаимодействия с природой, т.е. положительную мотивацию на отношение к природе.

Во время наблюдений дети учатся видеть красоту родной природы, закрепляют знания о временах года:

Файл 5,6

Закрепляют навыки, полученные на занятиях: каких зимующих птиц ты знаешь? Как можно помочь птицам зимой?

Формируют знания о взаимосвязях в природе:

Почему паучка нельзя обижать?

Файл 7

Какую пользу приносят лягушки?

Файл 8

Учат детей замечать и анализировать сезонные изменения в природе:

Почему ёжик впадает в спячку?

Файл 9

Куда деваются насекомые осенью?

Файл 10

Почему зимой дерево спит?

Файл 11

Видеть экологические проблемы:

Почему тля съела все листья?

Файл 12

Ставить проблемные вопросы, объяснять и анализировать:

Зачем шиповнику колючки?

Почему мох растёт на северной стороне?

Файл 13

Почему следы разной глубины?

Файл 14

Как возникает тень?

Файл 15

Тысячи «Почему?» и «Зачем?» на которые иногда я не знаю ответ и тогда честно отвечаю: «Придём в группу и посмотрим в энциклопедии или интернете». При необходимости показать объект природы в движении – используется просмотр видео отрывков. Стоит отметить, что информационно-коммуникативные технологии способствуют повышению познавательного интереса, активизируют мыслительную деятельность детей. Жизнь не стоит на месте, и мы всё чаще используем инновационные компьютерные программы, которые качественно изменяют процесс передачи и усвоения опыта, они, словно зашифрованные мнемотаблицы, шаг за шагом, через применение предыдущего опыта, открывают детям мир природы.

Познавательное чтение и рассматривание иллюстраций помогает ребёнку расширить и углубить знания, полученные во время наблюдений. В нашей группе сделана подборка произведений классиков, таких как М. М. Пришвин, Е. И. Чарушин, К.С. Паустовский, В. В. Бианки, С. А. Есенин, А. А. Фет. С детьми обговариваются книжные иллюстрации, уточняя, что некоторые писатели сами рисовали иллюстрации к своим текстам, чтобы выразить свои мысли и чувства наиболее гармонично и полно.

Большое количество познавательной литературы по разнообразным темам:

Файл 16

«Мир природы»

«Мир животных»

«Мир обитателей морей и океанов»

«Мир леса»

«Моя малая Родина – Кубань»

«Моя Родина – Россия»

«Наша армия»

«Мир вокруг нас»

«Мир техники. ПДД.»

«Космос»

«Жизнь в прошлом»

«Человек»

А также в группе существует коллекция альбомов русских художников пейзажистов.

Файл 17

Для практического освоения знаний о потребностях объектов природы, формирования навыков экологически грамотного и безопасного поведения ребенка в природе проводились экологические, поисково-познавательные занятия, опыты, эксперименты:

Файлы 18 -23

«Твёрдое и жидкое»

«Шиповник»

«Как появились камни?»

«Чистый ли снег?»

«Как появились ракушки?»

«Зачем дереву нужна кора?»

«Свойства снега»

«Свойства воды» и множество других.

В процессе деятельности не спешу сразу отвечать на детские вопросы, стараюсь дать детям высказать свои гипотезы и суждения, какими бы невероятными они не казались. Часто использую приём, стимулирующий детей к коммуникации: «Спроси своего друга, что он думает по этому поводу?» К мнению детей я всегда отношусь уважительно.

Важным элементом организованной деятельности с детьми стала игровая импровизация: был введён сказочный персонаж домовёнок Кузя, который помогал в решении проблемных ситуаций, становясь вместе с детьми Почемучкой и Неумейкой, отправлялся на прогулку, в путешествие по экологической тропе, проводил опыты и эксперименты, коллекционировал предметы, присутствовал на постановке экологических сказок, наблюдал за действиями детей в центре науки и естествознания.

Файл 24

Разработала конспекты тематических прогулок «Лёгкие нашей планеты», «К нам весна пришла, всем нам радость принесла!» с участием этого игрового персонажа. За конспект «К нам весна пришла, всем нам радость принесла!» получила грамоту за участие в муниципальном экологическом конкурсе «Природа просит доброты». Основная цель этих прогулок – формирование ответственного отношения детей к природе.

Файл 25

Активно включаю в занятия экологические сказки, «Уроки доброты», которые являются не только познавательными. Они повествуют о множестве незримых нитей, которыми связаны населяющие природу живые существа. Сказки расширяют экологический кругозор, воспитывают человечность, доброту, ответственное отношение к людям, к природе. Также на каждом занятии использую такую форму работы, как минутки осторожности, в которых закрепляются навыки безопасного поведения в природе, физминутки.

Широко использую подвижные, театрализованные, дидактические, имитационные игры, игры-путешествия, сюжетно-ролевые игры. Знания, полученные в непосредственно образовательной деятельности, стараемся закреплять в различных образовательных областях и с участием всех анализаторов в процессе игр.

Файлы 26-28

Принимаем активное участие с детьми в природоохранных акциях: обрезке кустарников, уборке территории, посадке деревьев и кустарников, рассады цветов, уходе за комнатными растениями.

Файлы 29-33

Детям также доступна самостоятельная деятельность в центрах развития (логики, экспериментирования, музыкальном, искусства, книжном).

Файлы 34-36

Восточная мудрость гласит: «Сколь бы не был длинен путь, он всегда начинается с первого шага», а первые шаги в мир исследований ребёнок делает в семье. Поэтому, взаимодействие педагогов и родителей необходимо для успешного творческого процесса познания.

Родители нашей группы принимают активное участие в проектах, фотовыставках, фоторепортажах «Вот оно какое лето», «Мой четвероногий друг», «Как мы проводим снежные выходные», в выставках поделок из бросового материала «Осенние фантазии», «Рождественская сказка» и т.д.

Файлы 37-39

Участвуя в проектной деятельности, активно сотрудничают с нами, готовят проекты, методические материалы к нему. Недавно, готовя итоговое мероприятие проекта «Полезные свойства кустарников», я выбрала такую форму работы, как эколого-познавательное развлечение.

Файл 40-42

Дети представили совместные с родителями проекты «Инжир», «Ягоды и фрукты – витаминные продукты» и т.д.

Большое внимание уделяю такой теме, как «Экология питания» провела родительские собрания «Вредные и полезные продукты», «Витамины для здоровья»

Поисково-познавательная деятельность находит отражение и в разнообразном творчестве детей, где происходит отражение полученных впечатлений: в рисовании, в аппликации, в лепке и конструировании активно используются различные по фактуре и свойствам природные материалы, что, в свою очередь, развивает творческое воображение и эстетический вкус.

Таким образом, в результате нашей с коллегами и родителями системной работы по формированию экологического мировоззрения, дети с желанием участвуют в экологически ориентированной деятельности, эмоционально реагируют при встрече с прекрасным и пытаются передать свои чувства в доступных видах творчества (рассказ, рисунок, поделка и т.д.) Проявляют готовность оказать помощь нуждающимся в ней людям, животным, растениям. Пытаются контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде. У детей возросли познавательная активность, интерес к миру. Они стали увереннее в себе, стремятся получить результат при достижении поставленной цели. Улучшилась речь детей (она понятна окружающим). Дети ясно выражают свои мысли, правильно строят предположение, составляют связные творческие рассказы. У детей сложились предпосылки для дальнейшего обучения.

Файл 43

Просмотров: 348
Категория: По направлениям » Для детского сада » Экологическое воспитание




Другие новости по теме:

  • Захарова Людмила. Организация экскурсий в природу в ДОУ для детей старшего дошкольного возраста как средства формирования бережного отношения к природе
  • Лобова Анна Николаевна. Опыт работы «Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе, у детей 4–5 лет»
  • Башкирова Ирина Ивановна. ФОРМИРОВАНИЕ ОПЫТА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Кочина Ирина Алексеевна. Перспективный план проекта работы по формированию основ экологического воспитания у детей старшего дошкольного возраста «Мир, в котором мы живем»
  • Христенкова Елена Вячеславовна. НОД «Экологическое — моделирование путешествия в мир природы» (по мотивам сказки Виталия Бианки «Как муравьишка домой спешил») с детьми 6-7 лет с нарушениями речи. Из опыта работы.
  • Татьяна Владимировна Ткачева. Уголок природы, как развивающая среда для экологического образования детей
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Лепетухина Ольга Анатольевна. Из опыта работы: Сотрудничество с родителями воспитанников по направлению «Использование сказок в формировании основ безопасного поведения детей дошкольного возраста».
  • Стриканова Людмила Валерьевна. Фрагмент совместной деятельности воспитателя и детей по развитию игровой деятельности в младшей группе «Игровая деятельность младших дошкольников как средство их речевого развития»
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Морозова Ирина Викторовна. Организация поисково — исследовательской деятельности детей дошкольного возраста как формы ознакомления с природой в условиях реализации ФГОС ДО.
  • Ольга Давыдович. Примерный план образовательной работы с детьми 1,5 — 3 лет «Мир природы»
  • Давыдович Ольга Владимировна. Примерный план образовательной работы с детьми 1,5 — 3 лет «Мир природы»
  • Зайцева Раиса Сергеевна. Формирование у детей познавательной активности и экологической культуры посредством исследовательской деятельности. Совместная деятельность с детьми «Очистка водоема».
  • Ольга Жиркова. Игра - как средство воспитания интереса детей к природе.
  • Васильева Ирина Игоревна. «Экологические сказки, как эффективный метод экологического воспитания детей дошкольного возраста»
  • Романова Татьяна Анатольевна. Конспект образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности (окружающий мир) Тема: Весна. «Музей природы»
  • Турчанова Наталья Михайловна. «Проектная деятельность как способ формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста»
  • Авдюничева Елена Геннадьевна. Совместная театрализованная деятельность воспитателя, родителей и детей группы раннего возраста. Анкетирование как одна из форм работы по проекту.
  • Белько А.А. Меркулова М.А.. Непосредственно образовательная деятельность для детей младшего дошкольного возраста. Образовательная область – коммуникация. «Как дети сказки искали»
  • Коваленко Ирина Владимировна. Комплексное занятие для детей среднего дошкольного возраста 'Волшебный мир природы'
  • Гилева Инна Геннадиевна. Влияние наблюдений в природе на формирование экологических представлений детей дошкольного возраста.
  • Носкова Ирина Леонидовна. Формирование представлений о неживой природе у детей старшего дошкольного возраста на основе опытно-экспериментальной деятельности
  • Умарова Ижайбат Имамудиновна. Из опыта работы «Как организовать проектную деятельность детей среднего дошкольного возраста».
  • Шаповалова Татьяна Анатольевна. Опыт работы воспитателя комбинированной группы ДОУ «Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»
  • Милова Алена Александровна. Обобщение опыта работы по теме: «Краеведение как средство воспитания детей старшего дошкольного возраста»
  • Фатхуллина Зоя Павловна. Квест (для детей старшего дошкольного возраста) Тема: «Мир природы. Кунгурская ледяная пещера»
  • Корелина Наталья Сергеевна. Дополнительное образование детей старшего возраста по экологическому развитию - Кружок «Почему? Зачем и Как?»
  • Жмурина Марина. Воспитательная работа с детьми, в процессе организации трудовых поручений, в уголке природы (из опыта работы средней группы).
  • Леонова Татьяна Николаевна. ТЕХНОЛОГИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь