Воспитатель Шульгина Татьяна Михайловна МБДОУ «Детский сад «Тополек» Село Новожилкино Усольского района
Защита и оздоровление окружающей среды- долг каждого человека, где бы он не жил. Поэтому, разработка и реализация экологических проектов представляется особо важным делом в воспитании подрастающего поколения. Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС – это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у дошкольников экологической культуры. Коллектив МБДОУ детский сад №17 «Тополек», более десяти лет является участником международной программы «Эко-школы/Зеленый флаг». Об этом свидетельствует десять полученных флагов за активное участие в рамках программы. На основе международной программы «Эко-школы/Зеленый флаг» был разработан проект «Вторая жизнь мусора».
Цель проекта: воспитать у подрастающего поколения любовь и уважительное отношение к окружающей среде и своей малой Родине.
Задачи: 1. Воспитывать у детей эстетическое и нравственное отношение к среде жизнедеятельности человека, умение вести себя в ней.
2. Показать взрослым и детям влияние прогресса и цивилизации на планету и выяснить, как человек может уменьшить вред, наносимый им.
3. Привлечь внимание общественности, родителей и детей к проблеме изменения и сохранения климата.
4. Вызвать интерес, желание быть прямыми участниками проекта «Вторая жизнь мусора», осознавать важность этой глобальной проблемы.
Весь проект решается пошагово, они вытекают из проблемных ситуаций, но не навязывается ребенку.
Проект строился на основе следующих ориентиров:
- Ориентация на содействие развитию ребенка при взаимодействии с родителями.
- Желание сделать жизнь детей в детском саду более осмысленной и интересной.
- Стремление к формированию инициативного, активного и самостоятельного ребенка.
В основе проекта лежит опора на поисковое поведение ребенка. Актуальность проекта заключается в том, что мы смогли объединить усилия взрослых и детей, сформировать у воспитанников ответственное отношение к окружающей среде, как к главному общественному достоянию на основе принципов общечеловеческой морали.
Проект помогает ребенку более осознанно получать знания, развивать навыки общения со взрослыми. Он хорошо ложится в систему семейного воспитания, так как при необходимости ребенку могут оказать помощь родители, старшие братья или сестры, бабушки и дедушки. Они помогают разнообразить виды деятельности, подбирать иллюстрации, литературу, оформлять результат проекта.
Работая по данному проекту, при незначительных финансовых затратах, мы преобразовали предметно- развивающую среду в самом учреждении и на игровых площадках, повысили экологическую культуру на селе.
Результатом проекта «Вторая жизнь мусора», стало создание «Экологического кодекса», альбомы с фотографиями, где изображены поделки из бросового материала, выставки рисунков, газеты, рассказы, составленные детьми, книга добрых дел, совместный труд взрослых и детей по украшению территории участка детского сада. Вместо того чтобы оставлять за собой горы мусора, можно попытаться его использовать.
Немалое значение в воспитании детей имеет пример взрослых, родителей, воспитателей. Зачастую, вырастая, дети ведут себя и поступают так же, как когда-то вели себя и поступали их родители. Если родители будут заниматься вопросами экологического воспитания, то и у детей будет воспитываться интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней. Поэтому экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка.
Так родители нашей группы не остались в стороне от экологических проблем села, организовали акцию «Чистый берег». Благодаря стараниям и усердию наши родителей был очищен сельский пруд. Выйти на субботник – это значит доказать поступком, что мы любим и ценим наше село и наш пруд.
Результатом нашей работы стал чистый берег пруда, мы с пользой провели время, работа принесла удовлетворение. Субботник показал, что у нас живут люди, любящие свое село и его окрестности. Всем нам хочется видеть их чистыми и ухоженными. Каждый из нас внес свой посильный вклад для наведения и поддержания санитарного порядка на берегу водоема, ведь в наших интересах и в наших силах, сберечь окружающую нас природу.
Когда мы начинали работу по проекту, заводов по утилизации в нашем районе не было. Сейчас в нашем селе есть оборудованные площадки для мусора. Односельчане с легкостью перестроились, чтобы цивилизованно избавляться от мусора не нанося вред окружающей природе. Какую-то частичку в воспитании экологического воспитания на селе внесли наши акции «Чистое село», «Пластиковым пакетам нет!», «День без автомобиля», «Ёлочка, живи!», «Очистим водоем!»
|