Богданова Лариса Викторовна Капырина Татьяна Александровна. Детская исследовательская работа «ОТКУДА БЕРЁТСЯ РАДУГА»

Детская исследовательская работа «ОТКУДА БЕРЁТСЯ РАДУГА»

Воспитатели: Капырина Т.А., Богданова Л.В. Подготовительная группа №1 «Цыплята» ГБОУ школа 1466 ДО 12 г.Москва

Радуга – это преломление лучей в дождевых каплях

Скачать презентацию

Детская исследовательская работа «Откуда берется радуга?»

Введение (актуальность).

«Разноцветное коромысло

Над лугом повисло» (радуга).

Воздействие природы на нашу жизнь является всеобъемлющим. Красота природы не может оставить равнодушным никого. Одним из прекрасных явлений природы является радуга. Радуга привлекает внимание не только детей, но и взрослых. Кто из нас не любовался этим замечательным явлением природы. Выбор темы обусловлен тем, что дети с интересом рассматривают радугу, а еще они любят рисовать красками и рисунки получаются яркими, как радуга.

 

Скачать конспект

Однажды, когда мы с детьми были на прогулке, мы увидели на небе радугу. Она была такая красивая! Дети стали спрашивать: «Откуда взялась радуга?».

Вот мы и решили узнать , откуда все таки берется радуга? Сколько в ней цветов? Мы посоветовались с детьми и решили провести исследования и все узнать.

Проблема:

Как и почему появляется радуга? Сможем ли мы сами сделать радугу?

Цель проекта:

Познакомиться с природным явлением «радуга», выяснить, как она появляется и исчезает. Экспериментальным путем доказать, что солнечный свет не белый, а разноцветный. Данная цель реализуется через решение следующих задач:

Задачи проекта.

1 Выяснить что это за природное явление «радуга», как она появляется и исчезает.

2 Изучить солнечный луч и как он влияет на появление радуги экспериментальным путем.

3 Научиться смешивать краски и получать нужные цвета.

4 Развить интерес к природному явлению через художественное слово.

Теоретическая часть:

Сначала мы решили найти ответ на вопрос: «Почему появляется радуга?».

Радуга – это разноцветная дугообразная полоса на небесном своде, образующаяся вследствие преломления солнечных лучей в дождевых каплях.

Солнечный свет кажется бесцветным, но на самом деле состоит из разных цветов. Радугу можно увидеть тогда, когда солнце выглянет во время дождя. Луч солнечного света проходит через воздух (мы видим этот луч, как белый). Но вот на пути встречается дождевая капля, по форме близкая к призме. Солнечный луч проходит через каплю, преломляется и происходит распад луча на составные разноцветные лучи. Получается 7 цветов радуги. Их всегда 7 и располагаются они по порядку. А запомнить этот порядок нам помогает считалка: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».

Еще мы рассмотрели картинки с изображением радуги. На них радуга имеет форму дуги. Но оказывается, радуга имеет форму дуги, потому что мы смотрим на нее снизу вверх.

Но если бы мы рассматривали радугу, когда летим на самолете, то увидели бы, что радуга имеет форму круга.

В Ирландии говорят, что если найти место, где радуга утыкается в землю, там обнаружишь горшок с золотом.

В наше время по времени появления радуги, люди судят о погоде.

«Радуга по утрам – предупреждение пастухам» (к дождю).

«Радуга вечером – дождю здесь делать нечего!».

Появляющиеся в облаках обрывки радуги, называют «ветровыми собаками» или «погодными чайками» - предсказывают наступление штормовой погоды с порывистыми ветрами.

Широко распространено верование, что радуга предвещает конец дождя и ясную погоду, откуда названия «Ясна», « Ясновка», «Ясница».

Учитывают и форму дуги: крутая дуга – к ведру, а пологая – к продолжительному дождю.

Если радуга появилась на востоке, она предвещает хорошую погоду, а если на западе – дождь.

Видеть радугу – к добру!

У славян существует верование, что радуга набирает, «высасывает», «пьет» воду из озера, моря, реки или колодца, подобно змею. Поэтому ее часто называют «Змей».

Радуга является символом плодородия, урожая, изобилия – «Богатка».

Мы узнали, что о радуге первым узнал и поведал всему свету английский ученый – физик Ньютон. Мы решили все это проверить и провести опыты и исследования сами.

Из книг мы узнали, что есть интересные опыты, как получить радугу самим. Мы решили попробовать провести эксперименты.

Практическая часть:

Сначала мы выявили закономерность, что появлению радуги способствует дождь и солнце. А потом мы захотели узнать на самом ли деле солнечный свет разноцветный, а не белый.

Мы провели простые опыты с водой.

1 опыт «Куда исчезла вода?».

Материал: тарелки для воды, губка, вода.

Налили воду в мелкую и глубокую тарелку и оставили. На следующий день в мелкой тарелке воды не осталось. В глубокой – вода была только на донышке. Нам было интересно: «А где же вода?». Вода испарилась, улетучилась в воздух. В состав воздуха входит вода. В этом можно убедиться очень просто и быстро. Мы вытираем одну из стенок шкафа мокрой губкой, на стене остались капельки воды. Но тут же на наших глазах, шкаф становится сухим.

Вывод: воздух состоит из воды.

2 опыт «Шум дождя».

Материал: манная, пшенная, гречневая крупа, горох, бобы, воздушные шарики.

В воздушные шары нужно насыпать немного крупы. Каждую крупу в отдельный шарик. Затем шарики нужно надуть и завязать. Каждый шарик «звучит» по–разному. В их звучании можно услышать «шум дождя».

Вывод: Шум дождя можно изобразить.

Шарик с манной крупой – мелкий, моросящий, тихий, слабый дождь.

Шарик с пшеном или гречкой – частый дождь.

Шарики с горохом или бобами – сильный, грозовой дождь.

Теперь мы переходим к экспериментам, которые помогут нам изучить солнечный луч, экспериментальным путем доказать, как появляется и исчезает радуга, доказать, что солнечный свет не белый, а разноцветный.

Эксперимент№1: «Что такое радуга?» (смешение цветов).

Из каких цветов состоит радуга?

Оранжевый – красный + желтый

Фиолетовый – красный + синий.

Зеленый – желтый + синий.

А еще радугу можно вылепить из пластилина.

Эксперимент №2. « Радужная пленка».

Материал: литровая миска с водой, светлый лак для ногтей.

Поставить миску с водой на стол, чтобы на нее не падали солнечные лучи. Подержать над миской кисточку из пузырька с лаком, пока капля лака не упадет в воду. Наблюдаем за поверхностью воды и видим, что лак на поверхности воды образует тонкую пленку. Поворачиваем миску к свету, когда луч падает на поверхность, видны переливы радужных тонов.( такой же эффект мы можем наблюдать, когда видим пятно бензина в луже).

Эксперимент№3. «Радуга, появись!»

Материал: зеркало, миска с водой.

Ставим зеркало в воду под небольшим углом. Поймать зеркалом солнечный луч и направить на белый картон. Поворачиваем зеркало до тех пор, пока не увидим на стене спектр. Вода выполняет роль призмы, которая разделяет свет на его составляющие цвета.

Эксперимент№4. «Радуга в пузырях».

Материал: баночка с мыльными пузырями.

Выдуваем пузыри. Свет падает на мыльные пузыри и в них можно увидеть радугу.

Эксперимент№5 «Радуга на диске».

Материал: диски.

Если взять компьютерный диск и направить на него свет, то увидим цвета радуги.

Эксперимент №6. «Куда исчезла радуга?».

Материал: альбомный лист, краски, простой карандаш, ножницы.

Сделаем два диска. Один круг поделим на три части, другой на семь частей. на первом диске раскрасим одну часть красной краской, вторую желтой, а третью – синей. Второй диск раскрасим по цвету радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

При вращении дисков мы видим белый круг.

Вывод: Если наложить все цвета радуги один на другой, то получается белый цвет. Свет нашего дня.

Красный, желтый и синий – основные цвета спектра.

Заключение.

После проделанной работы, мы с ребятами выяснили, что солнечный свет не белый, а на самом деле состоит из семи цветов. Желтый, синий и красный –

основные цвета спектра. При их смешивании можно получить любой цвет.

Еще мы узнали, что на земном шаре есть такое место, называется оно – экватор. Там каждый день идет дождь и светит солнце. И радуга там бывает каждый день и даже несколько радуг одновременно. И ребята захотели обязательно там побывать!

Мы теперь знаем: как появляется и почему исчезает радуга. После дождя в воздухе содержится много капелек воды, и солнечные лучи, проходя через них, образуют радугу. Через какое то время, капельки воды в воздухе исчезают и радуга тоже исчезает.

Ребята нашли радугу, которая живет в нашей группе!

Летом мы наблюдали за радугой в природе. Каждый нашел свою радугу. И у нас получилась замечательная фотогазета!

Фото.

Список литературы.

1 Организация экспериментальной деятельности дошкольников.

   Под общей редакцией Л.Н. Прохоровой – М.: АРКТИ, 2003.

2 Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля, сост. Н.В. Шахматова и др.- Спб; ИД «Весь», 2004.

3 «Что такое? Кто такой?» Издательство «Педагогика – Пресс» Москва, 1994г.

4 Большая энциклопедия дошкольника. М.; Махаон, 2004.

5 Статья «Семь шагов по радуге» Т.Ерофеевой журнал «Дошкольное воспитание»№5 2001г.

6 Интернет.

Просмотров: 358
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие интереса к познанию окружающего мира




Другие новости по теме:

  • Евдокимова С.В. Шацкая В.М. Конспект познавательно – исследовательская деятельность «Радуга в стакане» (подготовительная группа)
  • Бердникова Оксана Борисовна. Конспект занятия в старшей группе с использованием интерактивной доски Тема «Почему радуга разноцветная?»
  • Вавилина Наталья Андреевна. Урок рисования для детей «Радуга – дуга»
  • Степаненко Лариса Александровна. Тема досуга: «Радуга здоровья»
  • Павлова Юлия Владимировна. Педагогическая статья: «Опыт работы по экологическому воспитанию детского сада «Радуга»».
  • Афанасьева Елена Антоновна. «Радуга профессий»
  • Елена Ремушихина. МБДОУ ДС №12 «Лейсен» Средняя группа №4 «Радуга»
  • Пугина Надежда Викторовна. Знакомим с окружающим миром 'Радуга'
  • Корясова Ольга Николаевна. Экскурсия в Выставочный зал «Радуга»
  • Воротнева Елена Васильевна. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «РАДУГА»
  • Самохвалова Ирина Анатольевна. Музыкальное занятие «МУЗЫКАЛЬНАЯ РАДУГА»
  • Клюева Оксана Васильевна. Конспект развивающего занятия «Семицветная радуга»
  • Иванчикова Екатерина Сергеевна. Перспективный план работы с родителями в старшей группе «Радуга»
  • Иовлева Ирина Акрамовна. СЦЕНАРИЙ ВЫПУСКНОГО УТРЕННИКА «РАДУГА ЖЕЛАНИЙ»
  • Супоросова Екатерина Сергеевна. Кружок «Радуга творчества» Тема «Подсолнух»
  • Дуклис Ирина Анатольевна. Конспект НОД по рисованию во второй младшей группе с использованием техники «рисование пальчиками» «Разноцветная радуга»
  • Любовь Сологуб. 'Радуга открытий' (сценарий открытия студии раннего развития)
  • Дубровская Татьяна Владимировна. Дополнительная общеобразовательная программа сенсорного развития детей 3-4 лет «Пластилиновая радуга»
  • Адут Светлана Ивановна. Сценарий празднования Юбилея детского сада 'Мишутка 'Радуга желаний'
  • Цыба Александра Александровна. «Лего-Мастер» — Совместно детско-родительский проект подготовительной группы «Радуга»
  • Житихина Анна Викторовна. Конспект летнего досуга — развлечения «Королева Радуга и её приключения» для среднего дошкольного возраста
  • Тунегова Наталья Вячеславовна. Краткосрочный творческий проект по ОО «Познавательное развитие» (математика) «Радуга – дуга» для детей средней группы детского сада
  • Гринева Ольга Ивановна. Конспект непосредственно образовательной деятельности по патриотическому воспитанию с детьми старшей группы «Радуга» «Богатыри земли русской»
  • Германовичене Елена Николаевна. Творческая мастерская для родителей «Школа Чистой речи». Сценарий игротеки «Эффективные приемы программы «РАДУГА»
  • Романченко Татьяна Николаевна. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагогов первой младшей группы «Радуга» общеразвивающей направленности (с 2 до 3 лет) на 2014-2015 учебный год
  • Сумина Людмила Михайловна. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования муниципального казенного образовательного учреждения «Детский дом Радуга»
  • Суркова Татьяна Александровна, Сенченко Ирина Викторовна, Агеева Ольга Николаевна. Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Радуга настроений» с использованием игровой технологии «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича.
  • Исакова Яна Сергеевна Иванова Марина Михайловна Нечаева Татьяна Владимировна. «Система коррекционно-развивающих занятий для детей пятого года жизни «Речевая радуга».
  • Татьяна Ларина. Конспект НОД в старшей группе 'Белый, синий, красный'
  • Семинихина Ольга Александровна. План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками старшей группы «Воздух, вода и свет».



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь