Воспитатель МКДОУ №3 д/с «Рябинка» Афанасьева Елена Антоновна П. Бисерть, Свердловская область.
Человек в своей жизни постоянно сталкивается с проблемой выбора. Выбор профессии – одно из наиболее важных в жизни решений. «Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?» — это самый популярный вопрос, который взрослые любят задавать своим маленьким детям.
Помните эти всем известные строчки С. Михалкова? «А что у вас?» — это книжка не просто случайный разговор мальчишек и девчонок во дворе в стихах, так в ненавязчивой форме С. Михалков знакомит детей с профессиями. А ваши дети знают, кем вы работаете?
Согласно Д. Б. Эльконину, в дошкольные годы происходит как бы замыкание связи между предметным миром и миром человеческих отношений. Поэтому ознакомление дошкольников с трудом взрослых играет важную роль в установлении их контактов со взрослым миром. Формирование системных знаний детей о труде взрослых предполагает знакомство дошкольников с конкретными трудовыми процессами, преобразование человеком предмета труда в продукт (результат труда). Системные знания о труде дают возможность старшим дошкольникам установить связь между результатом труда и деньгами. За свой труд взрослые получают деньги.
Формированию у детей знаний о труде взрослых, доступного понимания его роли в жизни людей мы придаём особое значение. В дошкольном возрасте необходимо показать детям многообразие профессий и на основе этих знаний формировать представления о том, что разные виды труда позволяют обеспечивать разные потребности людей. Труд — это проявление заботы людей друг о друге.
Придет время и нашим детям надо будет выбрать профессию. Перед ними откроется множество дорог, где они смогут найти свое место в мире.
«Знакомство с профессией» одно из самых важных в жизни ребёнка. Чем ближе будет предварительное знакомство с профессией, тем меньше возможность разочарования в будущем. Т.к. именно профессия во многом определит окружение, ценности, нормы, правила и образ жизни.
В нашем детском саду в течении недели проходил конкурс «Радуга профессий», где принимали участие дети старших и подготовительных групп. Очень насыщенным был первый конкурс «Парикмахер – стилист», где дети делали прическу и выбирали наряд для модели, а также представляли свою работу: рассказывали об образе, над которым они работали.
Второй конкурс «Медицинская сестра (брат)». Участники этого конкурса вели прием пациентов, делали перевязку и выкладку лекарств, по заданной схеме.
Следующим был конкурс Поваров». Дети старательно готовили салат из предоставленных продуктов и бутерброды и также презентовали их.
Завершающим стал конкурс «Инженер – конструктор». В этом конкурсе дети создавали модели из металлических конструкторов по схеме.
Несмотря на то, что конкурс проводился впервые, дети отлично справились со всеми заданиями, все участники были отмечены грамотами.
В жюри присутствовали представители данных профессий из числа родителей.
Конкурс по ранней профориентации «Радуга профессий» будет проводиться ежегодно и станет традицией детского сада, обучая детей навыкам знакомых и незнакомых профессий.
В игре дети закрепляют полученные знания, воспроизводят действия взрослого. Таким образом, формирование представлений детей дошкольного возраста о мире профессий — это необходимый процесс, которым, несомненно, управляем мы взрослые, используя в своей деятельности все возможности процесса обучения, учитывая при этом возрастные и психофизические особенности детей. Проведенная работа в этом направлении позволит ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что правильный выбор профессии определяет жизненный успех. Хорошая работа, интересная профессия – великое благо, им следует дорожить.
|