Для детей средней группы Разработала: Педагог Евлампиева О.В. МБДОУ№13 «Центр развития ребенка -детский сад» Кингисепп 2020г
Вид проекта: познавательно-творческий.
Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя).
Участники проекта: дети группы «Колобок» (4-5лет)
родители и воспитатели группы.
Цель проекта: Познакомить детей с понятием «витамины» и продуктами в которых они встречаются. Рассказать о значении витаминов для здорового развития организма.
Задачи проекта:
Обучающие:
- учить детей делать выбор в питании в пользу фруктов и овощей;
- познакомить детей с витаминами, раскрыть их значение для человека; -обогащать личный опыт детей знаниями о фруктах и овощах, их способе произрастания (сад, огород).
Развивающие:
- развивать внимание. мышление, воображение;
- развивать словарный запас; -развивать кругозор детей, развивать моторику.
Воспитательные:
- Воспитать у детей заботиться о своем организме.
Актуальность
Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности.
Для достижения гармонии с природой, самим собой необходимо учиться заботится о своем здоровье с детства.
Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни.
Проектная идея:
Проект ориентирован на расширение знаний о здоровом образе жизни, как важно правильно питаться и заботиться о своем организме.
Обогащение развивающей среды, пополнение картотека «Витамины»; «Витамины в продуктах» -игра на прищепках; «Полезные и вредные продукты» -Лото; Иллюстрации-картинки о Пользе витаминов; пополнение атрибутами в сюжетно-ролевые игры. Овощи и фрукты; Подбор художественной литературы В.Степанов «Про овощи и фрукты»; А.Прокофьев «Огород»; Л.Генералова «Полезный лук»; Т.Доморенок «Фрукты-путешественники»; Н. Капустюк «Без чеснока никак нельзя», пословицы и стихи об овощах.
Организовать совместную выставку детей и родителей по данной теме.
Предполагаемый результат: В ходе реализации проекта дети приобретут знания о пользе витаминах в продуктах, начнут проявлять интерес к здоровому образу жизни.
Обогащение уголка по валеологии развивающими, дидактическими играми. Развитие создание благоприятных условий для саморазвития ребенка, проявления его творческой деятельности.
Проект рассчитан на 1 неделю.
Подготовительный Этап
Обогащение предметно-развивающей среды
- постановка цели и задач; информирование родителей по теме проекта
- пополнение предметно-развивающей среды дидактическими играми: «Полезные и вредные продукты»; Картотека о Витамнах; Лото «Сад-Огород»
«Витамины в продуктах» -игра на прищепках; иллюстрации-картинки об овощах и фруктах со стихами и загадками, привлечь родителей к активному участию проекта вместе с детьми. Беседы для уточнения представлений о полезных продуктах витаминах, их значении для жизни. Подбор худож-ой лит-ры: Ю.Тувима «Про овощи»; Пословицы об овощах; «Сказка про морковку»;
В процессе проекта дети получат новые знания о витаминах содержащих в продуктах, будут к своему здоровью относится с заботой.
Основной Этап I
Проведения комплекса реализации.
Взаимодействие с родителями
План реализации
Понедельник 1. «Что растет в огороде и в саду?»
Цель: Учить детей группировать овощи и фрукты; развивать внимание. мышление, быстроту реакции.
2. Беседа на тему: «Витамины в продуктах»
Цель: расширять знания о пользе витаминов, закрепить знания о полезных и вредных продуктах. Воспитывать желание заботиться о своем здоровье.
Пальчиковые гимнастики: «Однажды хозяйка с базара пришла»; «1,2, 3, 4, 5-вышли пальчики в лес гулять».
Дидактическая игра «Садовник».
Цель: развитие общих речевых навыков, координация речи и движения, развитие мелкой моторики, развитие грамматического строя речи.
Мы вчера в саду гуляли, (Дети идут по кругу, взявшись за руки.)
Мы смородину сажали. (Изображают, как выкапывают яму и сажают в нее куст.)
Яблони белили мы
Известью, белилами. (Движение правой рукой вверх-вниз.)
Починили мы забор, (Имитируют удары молотком.)
Завели мы разговор:
— Ты скажи, Садовник наш, что ты нам в награду дашь? (Стоят лицом в круг, в центр выходит один ребенок.)
- Дам в награду слив лиловых, груш медовых, самых крупных, спелых яблок, вишен целый килограмм. Вот что вам в награду дам! (На каждое название фруктов загибают по одному пальцу на правой руке.)
Чтение худож-ой лит-ры: А. Прокофьев «Огород»;
Н.Капустюк «Без чеснока никак нельзя»
Вторник ФЭМП Занятие на тему: «Овощи и фрукты»
Цель: Учить детей группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции. Продолжать учить считать в пределах 3, соотнося число с элементами множеств. Правильно отвечать на вопрос «Сколько?»
Чтение худож-ой лите-ры: В.Степанов «Про овощи и фрукты»
Сюжетно-ролевая игра: «Овощной магазин»
Чтение худож-ой лит-ры: Ю.Тувима «Про овощи»
Среда
1. Занятие Речевое развитие. «Сказка про морковку»
Цель: Обобщение и систематизация знаний детей об овощах и фруктах.
Закреплять знания, что фрукты растут на деревьях, в саду, а овощи в огороде на грядках.
Пальчиковая гимнастика: «Огород»
В огороде много гряд, тут и репа и салат, тут и свекла и горох,
а картофель разве плох? Наш зеленый огород, нас прокормит круглый год.
(показать ладони друг другу и поочередно загибать пальчики)
Чтение худ. лит-ры: Обсуждение пословиц «За ягодами пойдешь, здоровье найдешь»; «Лук от семи недуг».
Четверг
Занятие: Рисование на тему: «Тарелка с фруктами-натюрморт»
Цель: Закрепить знание овальной формы. Продолжать формировать у детей умение рисовать предметы овальной формы, образно отражать в рисунке фрукты, предавая их основные признаки (цвет и форму)
Чтение худож-ой лит-ры: Л.Генералова «Полезный лук»
Сюжетно-ролевая игра: «Фруктовое кафе»
Пятница Занятие Аппликация «Овощи и фрукты»
Цель: учить детей вырезать овощи и фрукты по заданному контуру, оптимально располагать их на листе бумаги.
Пальчиковая гимнастика: «Мы делили апельсин»
«Мы делили апельсин, много нас, а он один, эта долька для ежа, эта долька для стрижа, эта долька для бобра, эта долька для утят, эта долька для котят а для волка кожура, он сердит нас беда разбегайтесь по домам. (сжимаем и разжимаем кулачки, поочередно загибать пальчики).
Чтение художественной лит-ры: Т.Доморенок
«Фрукты-путешественники»
lll Заключительный этап
- Совместная выставка детей на тему: «Витамины в продуктах»;
- Создание игры: Фруктовое кафе
- Создание книги «Сказочный справочник здоровья» совместная работа с семьей.
Результат проекта:
- Дети больше получат и узнают о пользе витаминов в жизни человека.
- У детей активизируется словарь, больше проявится развитие связной речи, творческих. креативных способностей.
4-й этап итоговый
- Пополнение развивающей среды уголка по валеологии и уголка сюжетно-ролевых игр: «Овощной магазин»; «Фруктовое кафе»
Литература: В.Степанов «Про овощи и фрукты»; А.Прокофьев «Огород»; Н.Капустюк «Без чеснока никак нельзя»; Л.Генералова «Полезный лук»; Т.Доморенок «Фрукты-Путешественники».
Приложение1
Сказка о трех друзьях
Жили – были на свете Облако, Дождь и Гроза. Жили они, не тужили. Но вот однажды возник у них спор – кто же из них самый главный и нужный. Облако утверждало, что оно самое главное, так как оно закрывает землю от солнца, чтобы на земле не было слишком жарко. Дождь, говорил, что он самый главный и нужный, так как он поливает землю, а всему живому нужна вода. Гроза, говорила о том, что она нужна, ведь она разгоняет облака и тучи, чтобы потом светило солнышко, чтобы все росло, и расцветало.
Воспитатель: Какая интересная сценка. Скажите, а облака, дождь и гроза когда впервые появляются? Верно, весной. А какое сейчас время года? (Ответы детей). Посмотрите в окно, что вы видите на небе? Какая сегодня погода? (Ответы детей).
Поспорили облако, дождь и гроза. Как вы думаете, кто из них главнее? Чтобы это узнать, нужно знать, что собой представляют облака, дождь и гроза. Скажите, кто изучает природные явления и предсказывает погоду? (Ответы детей).
Стихотворение:
Облака, облака: пышные, белые!
Расскажите, облака, из чего вас сделали?
Может вас, облака, делали из молока?
Может быть из мела? Может быть из ваты?
Может быть из белой, из бумаги мятой?
- Никогда! Никогда! — отвечали облака.
- Никогда не делали нас из молока!
Мы дождевые, мы снеговые.
Если летом плывем –
Мы с собой грозу несем.
Если мы плывем зимою-
Мы пургу несем с собою.
Вот какие мы!. (И. Мазнин).
Приложение 2
Беседа о природных явлениях
Предлагаю вам посмотреть и послушать о природных явлениях. И первое, о чём мы поговорим -на экране (облака).
Воспитатель: Посмотрите, ребята, это облака. Они бывают разных видов: кучевые облака – держаться на небе кучками, появляются перед дождём. А это перистые. По состоянию облаков можно предсказать погоду. Когда они плывут высоко в небе и имеют небольшие размеры – жди хорошую погоду. Облака состоят из бесчисленного количества капелек воды. Посмотрите на экран и скажите, какое облако? (ответы детей — подбор определений).
- Облака, гонимые ветром, соединяясь друг с другом, превращаются в тучу. Она становиться темного цвета (серого, фиолетового). Когда капелек воды набирается много, они становиться очень тяжелыми и выпадают на землю. Скажите, какие вы знаете осадки? (ответы детей).
- Дождь — это один из видов атмосферных осадков. Капля дождя при своем падении нередко увлекают различные примешанные к воздуху частички (пыль, дым, пыльцу растений). Сильный дождь с крупными каплями называется ливнем.
- Гроза — это сильный дождь с молнией и громом, а иногда и с градом. В солнечный день после дождя на небе мы можем увидеть радугу. Гроза возникает, когда теплый, влажный воздух быстро поднимается вверх и формирует грозовые облака. Идет дождь. Если влажный воздух поднимается еще выше, он встречается с еще более холодным воздухом (настоящим морозом) и капельки превращаются в крупинки льда, и идет град. Град обычно идет с дождем. Одни льдинки успевают растаять, другие же самые крупные падают на землю. Внутри грозового облака дождевые капли, и ледяные градины сталкиваются между собой, создавая в грозовой туче мощный энергетический заряд. Эти заряды, пробивая воздух, перескакивают с облака на соседнее облако или с облака на землю. Так возникает мощная искра. Это МОЛНИЯ.
- Скажите, когда чаще бывает гроза? По каким признакам в природе можно догадаться, что приближается гроза? Что бывает вначале — гром или молния? (ответы детей). Показ видео — грозы.
- Ребята, я предлагаю вам составить предложение про молнию… (дети составляют предложение с опорой на картинку по цепочке)
- Что может произойти во время грозы? (ответы детей) Молния, во время грозы очень опасна. Она очень часто попадает в одиноко стоящие предметы, может разнести в щепки целое дерево и устроить пожар. А знаете ли вы правила поведения во время грозы (ответы детей).
- Верно. А еще во время грозы:
Зачитываются те правила, про которые дети не говорили.
- Ребята, есть такая пословица «И гроза не всякому грозна». Почему так говорят (Ответы детей — разбор пословицы).
- Теперь вы знаете о природных явлениях, и как вести себя во время грозы.
Приложение 3
Экспериментирование
Ребята, я приготовила для вас несколько загадок. Отгадайте.
Стучит без рук, Горит без огня. Это — гром и … (молния)
Возьмите по два шарика. Потрите о шерстяную ткань и соедините их. Что произошло? (Шарики отодвигаются друг от друга). Так происходит потому, что заряды отталкиваются друг от друга. Вот так же, как наши шарики отодвинулись друг от друга, в небе грозовые облака, сталкиваются друг с другом и отталкиваясь возникает мощная искра. Это и есть молния. Гром и молния раздаются одновременно, но так как свет движется быстрее звука, то мы видим сначала молнию, а затем слышим гром. Слушайте следующую загадку:
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять (вода).
- Потрогайте её, — какая она? (ответы детей). Я вам сейчас покажу опыт, как капелька воды путешествует (кипящий чайник, к струе пара поднести холодное стекло).
- Что выходит из носика чайника, при закипании воды? Откуда пар появился в чайнике? Ведь в него наливали воду? Вода при нагревании превращается в пар. Посмотрите, что произошло со стеклом? Когда пар попал на холодное стекло, он опять превратился в воду. Так капелька воды путешествует в природе. Отгадайте ещё одну загадку:
Крупно, дробно зачастило
Всю землю напоило (дождь).
-Возьмем лейку и посмотрим, что же произойдёт (идёт дождь). Что осталось после дождя? Лужи растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются. Солнце пригревает нашу землю, вода испаряется, так же, как испарялась при закипании в чайнике. А сейчас возьмите бутылочки и полейте из них. На что сейчас похожа струя воды? Ливень идёт день, идёт два. Когда сильная гроза и шквалистый ветер, ливень обрушивается на землю и льёт «как из ведра», говорят в народе. Что тогда происходит? А весной, когда тает снег, лёд на реках, вода выходит из своих берегов, то тоже может произойти наводнение. Дома, расположенные вдоль рек, могут быть затоплены. О приближающемся наводнении сообщают метеорологи, они предупреждают людей об опасности. При сообщении о наводнении необходимо срочно эвакуироваться. Если не успели, то надо подняться на возвышенность или на крышу дома и звать на помощь, позвонив в службу спасения. Назовите номер службы спасения. Вот какая природная катастрофа может произойти во время грозы.
Приложение 5
Приметы, поговорки, загадки
Приметы о погодных явлениях
Пока лист с вишен не опал, сколько бы снегу не выпало, оттепель его сгонит.
Если с березы лист не опал полностью, снег ляжет поздно.
Постоянный снег ложиться ночью.
ДОЖДЬ
Ласточки летают низко — будет дождь.
Воробьи в пыли купаются — к дождю.
C листьев ивы обильно каплет влага — к ненастью.
Утром сухо, нет росы — жди дождя.
Растения — синоптики
Кроме вышеперечисленных признаков, предсказать погоду могут некоторые растения. Они заранее реагируют на изменение погоды.
- Фиалка душистая перед дождем прячет свои фиолетовые лепестки, так как влага губительна для нее. Так же ведут себя цикорий обыкновенный, сердечник луговой, звездчатка, вьюнок полевой, кувшинка белая. Их цветки закрываются перед дождем и ненастьем.
- По берегам рек, на других влажных местах растет чистяк весенний. В ясную погоду его цветок открыт. Но едва солнце спрячется за тучи, как яркие лепестки сгибаются к середине, прикрывая тычинки.
- Настоящим барометром считается ветреница дубравная. В ясную солнечную погоду ее бело-розовые цветки радуют глаз. Но если вы заметили, что еще днем, когда светит солнце, ее лепестки начинают складываться, значит надо ждать ухудшения погоды.
- Среди массы зелени ярко светят "фонарики" чистотела. Но вот они начали тускнеть, стали еле заметны. Растение сигнализирует: скоро будет дождь.
- В мае-июне луга покрыты желтым ковром одуванчиков. Это растение тоже заблаговременно предсказывает погоду. Представьте, что утром, проходя мимо знакомого луга, вы не узнаете его: желтый "ковер" почти исчез, цветки одуванчика сжались в плотный шарик, укрылись зелеными обертками. Солнце уже поднялось, греет вроде бы по-прежнему. А одуванчик не спешит раскрывать свой цветок. Секрет прост: близится гроза.
Одуванчик может предсказать погоду и после того, как отцветет, когда на его стройной ножке появится пушистый шарик. Сорвите такой шарик и дуньте на него. Множество пушинок легко срываются и поднимаются в воздух. Так бывает в ясную хорошую погоду. А перед дождем, когда влажность воздуха повышается, пушинки не легко сдунуть, они словно приклеены.
- По-своему реагирует на погодные изменения клевер луговой. Его трехлопастные листики перед ненастьем складываются. А задолго перед улучшением погоды, когда небо еще пасмурное, они распрямляются.
- В сухую погоду листья костяники, а также бессмертника обычно закручены. А при повышении влажности они раскручиваются или загибаются вверх. Это- предупреждение о приближающемся ненастье.
- Если ветки елки и можжевельника, устремленные в ясную и сухую погоду вверх, начинают опускаться — ждите ненастья.
- Некоторые растения о предстоящем изменении погоды предупреждают выделением пахучих веществ. К ним относятся горицвет весенний, дрема луговая, белая и желтая акация, донник лекарственный.
- Есть и такие растения, которые уже за несколько дней до дождя начинают "плакать" — выделять из себя излишнюю воду. Так, примерно за три дня до начала дождя начинает "плакать" клен. Капельки воды появляются перед дождем на листьях камыша, ивы. Влажными становятся листья осокоря, черемухи.
(Ю. Теплов)
Пословицы и поговорки о погоде
- Хоть и хороша погода, а зонтиком запасайся.
- Серенькое утро — красный денек.
- Сбежалися тучки в одну кучку — быть ненастью.
- Сиди у моря да жди погоды.
- С погодой не поспоришь.
Опыт№1 «Дождевые тучи»
Для этого опыта нужно пополнить стакан или банку с водой. Затем немного добавить пены для бритья в воду. Затем взять пипетку наполнив ее красителем и несколько капель добавить на пену. Мы видим, что капля прошла через облако в виде пены, падает струйками на дно банки или стакана. Так идет дождь!
Опыт№2 «Туча, туча, что несешь»
Для опыта нам понадобиться, вата, вода, и емкость небольшая. Воспитатель показывает опыт. Нужно плотно сжать сухой комочек ваты. Затем опустить его в блюдце с водой. Комочек ваты будет разворачиваться и набухать от воды. Осторожно приподнять вату пинцетом за верхнюю часть над блюдцем. Если воды достаточно, то капли начнут падать в блюдце.
Пояснение опыта: — Ребята, представьте, что в руках у меня маленькое облачко, оно насыщается водой. Воды набралось очень много, наше облачко превратилось в тучку, капельки не могут удержаться в ней и начинают падать. То же самое происходит в природе. Идёт дождь. Туча, туча, что несёшь? Отвечает туча… (дождь).
|