Подготовили воспитатели:
- Тюрина Гюзель Хафисовна
- Кузнецова Гульнара Фаритовна
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №86 комбинированного вида»
Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду. Федеральным государственным образовательным стандартом ДО определены Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, часть которых направлена на раннюю профориентацию дошкольников. Ознакомление дошкольников с профессиями осуществляется с учётом принципа интеграции пяти образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО, возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней. Информационно-коммуникационные технологии предполагают моделирование различных профессиональных ситуаций, которые бы в условиях детского сада не удалось воссоздать. Так как мое первое образование – повар, я решила подготовить обширный материал для дошкольников по данной теме и реализовать ее в своих наработках. Что такое работа поваром? Это тяжкий труд, это не только красивые подачи и восторг гостей, главное, это -организация, умение готовить.
Гипотеза:
Скачать конспект
Анализ психолого – педагогической литературы позволил сделать вывод, что на этапе дошкольного и школьного возрастов, у ребенка возникают проблемы с выбором професии, дети так же затрудняются в выборе ответа на вопрос «Кем я хочу стать?».
Поэтому была выдвинута гипотеза: Профориентационная работа будет протекать более эффективно при условии включения дошкольника в игровую деятельность.
Объект исследования: процесс профориентации младших дошкольников
Предмет исследования: игровая деятельность как средство ранней профориентации младших дошкольников
Участники проекта: Дети второй младшей группы
Вид проекта: групповой, творческий, информационный, игровой.
Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатель, родители.
1 этап Поисковый.
Цель:
Дать представление детям о профессии повара.
Задачи:
- Познакомить с профессией повар, его трудовыми процессами, с предметами – помощниками.
- Закрепить знания о столовой посуде.
- Воспитывать уважение к труду.
Предполагаемые итоги реализации проекта.
- Знание детьми информации о профессии повар.
- Понимание детьми значимости данной профессии.
- Умение организовать сюжетно – ролевые игры на основе имеющихся знаний.
- Проявление признательности и уважения к труду взрослых.
- этап Аналитический.
Разработка проекта:
1. Создать развивающую среду:
- пополнить уголок «кухня». Внести атрибуты: фартуки, посуду, овощи, фрукты.
- внести дидактические и настольные игры: «Профессии»; «У кого что?»; «Собери картинку из кубиков»; «Кто что делает»; «Чудесный мешочек».
- пополнить библиотечку книгами Б. Заходер «Все работы хороши»; В. Маяковский «Кем быть?»; К. Чуковский «Федорино горе».
- оформить альбом «Стихи о поваре».
2. Организовать непосредственно образовательную деятельность:
- Социально – личностное развитие, знакомство с профессией повар.
- Речевое развитие – рассматривание картины повар.
- Продуктивная деятельность (аппликация), «Укрась тарелочку»; (лепка) «Миска с яблоками».
3. Совместная деятельность воспитателя с детьми:
- экскурсия на кухню,
- беседа о поваре,
- рассматривание картин, иллюстраций,
- чтение художественной литературы,
- дидактические и настольные игры,
- сюжетно – ролевые игры: «Готовим борщ», «Приглашение в гости», «Готовим компот для куклы Кати»,
- пальчиковые игры «Салат», «Капуста»
- разучивание стихотворений о поваре,
- беседа о овощах,
- отгадывание загадок о посуде, овощах и фруктах.
- Рассказ детей «Как готовит моя бабушка».
4. Самостоятельная деятельность детей
- рассматривание картин, иллюстраций,
- раскрашивание раскрасок «Овощи – фрукты», «Посуда», «Все работы хороши».
- настольные и дидактические игры «Профессии», «Овощи – фрукты», «У кого что», «Собери картинку из кубиков», «Кто что делает?», «Чудесный мешочек».
- сюжетно – ролевые игры: «готовим борщ», «приглашение в гости», «готовим компот для куклы Кати».
5. Взаимодействие с семьёй.
- совместное изготовление атрибутов для сюжетно – ролевой игры «Повар»
- пополнить уголок «кухня» посудой, овощами, фруктами;
- шитье фартуков.
- Подборка стихов о профессии повар.
3 этап Практический.
Формы работы Содержание
- Непосредственно образовательная деятельность. 1.Познавательная деятельность (речевое развитие). Рассматривание картины «Повар»
- Социально – личностное развитие. Знакомство с профессией «Повар».
- Продуктивная деятельность (аппликация) «Укрась тарелочку», (лепка) «Миска с яблоками».
- Совместная деятельность с детьми в режимных моментах. 1. Игровая деятельность. Сюжетно ролевые игры: «Готовим борщ», «Приглашение в гости», «Готовим компот для куклы Кати».
- Дидактические и настольные игры «Профессии», «У кого что?», «Собери картинку из кубиков», «Кто что делает», «Чудесный мешочек».
- Экскурсия на кухню.
- Разучивание стихотворений о поваре.
- Рассказ детей «Как готовит моя бабушка».
- Чтение художественной литературы В. Маяковский «Кем быть?», К. Чуковский «Федорино годе», Б. Заходер «Все работы хороши».
- Отгадынивае загадок об овощах, фруктов, посуде.
- Пальчиковые игры «Салат», «Капуста».
- Самостоятельная деятельность. 1. Раскрашивание раскрасок «Овощи – фрукты», «Посуда», «Все работы хороши».
- Настольные и дидактические игры «Профессии», «У кого что?», «Собери картинку из кубиков», «Кто что делает», «Чудесный мешочек».
- Сюжетно – ролевые игры «Готовим борщ», «Приглашение в гости», «Готовим компот для куклы Кати».
- Взаимодействие с семьёй. 1. Совместное изготовление атрибутов для сюжетно – ролевых игр.
- Пополнить уголок «кухня» посудой, овощами, фруктами.
- Шитье фартуков.
- Подборка стихов о профессии повар.
- этап Презентация проекта.
- Выставка «Самая красивая тарелка», «Миска с яблоками».
- Представление альбома «Стихи о поваре».
- Сюжетно – ролевая игра «Готовим праздник для куклы Кати».
- этап Контрольный.
- Беседа с детьми о профессии повар.
Стихи о профессии «Повар»
Б. Заходер.
Повара.
Как легко приготовить обед!
Ничего в этом трудного нет,
Это проще простого:
Это раз – и готово!
(Если мама готовит обед.)
Но бывает, что некогда маме,
И обед себе варим мы сами,
И тогда
(Не пойму, в чём секрет!)
Очень
Трудно
Готовить
Обед!
Повар, повар, поваренок!
Молодёнок, удалёнок!
Повар скалкою стучал,
Повар миской громыхал,
Ложки, вилки разбирал
Да кастрюли наполнял.
Повар ноченьку не спал-
Званый ужин накрывал,
Всех гостей он созывал,
Вкусным блюдом угощал.
Гости ели, пили,
Повара хвалили,
Котлы опустошили,
Домой укатили
А повару оставили
Лишь посуду разбирать –
Ложись, бедняжка – кулинар,
Не кушавши в кровать!
Чашки, ложки, поварёшки,
Искупалися матрёшки,
Бульк!
Дайте повару продукты
Мясо птицы, сухофрукты,
Рис, картофель… И тогда
Ждёт вас вкусная еда.
Повар Вася очень ловко
Чистит ножиком морковку.
Сыр на крупной тёрке трёт.
Взад – вперёд да взад – вперёд.
Суп мешает поварешкой
И толкушкой мнёт картошку
Режет ножиком укроп,
Вжик – вжик – вжик и в миску оп!
Получилось вкусно чтобы,
Лично с блюд снимает пробы.
Всё посолит, поперчит
И горчицей погорчит.
А у нас сегодня в группе
Будет новая игра!
Все девчонки – поварихи,
Кукол весело посадим
А мальчишки повара.
Мы халатики наденем
Колпаки на головах
И кастрюльки с черпаками
Разложили на столах
Наши кубики – картошка
А морковка – карандаш.
Даже мячик станет луком
Будет вкусным супчик наш
Всё посолим, помешаем,
По тарелкам разольём.
Кукол весело посадим
И накормим перед сном.
Мы сегодня поварихи,
Мы сегодня повара.
Ведь закончилась игра.
Реализация игры 1.
Перед тем, как приступить к реализации сюжетной – ролевой игры, спланированной мною ранее, я поставила цель: Способствовать возникновению игры на тему из окружающей жизни. Развивать у детей умение выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий, использовать предметы — заместители. Подвести детей к понятию «овощи, посуда».
Далее был подобран игровой материал: Наличие игровой зоны с мебелью, набор посуды, муляжи овощей, корзина.
Реализация игры 2.
В процессе сюжетно-ролевой игры «Повар», я задавала детям следующие вопросы:
- Что мы знаем о профессии повара?
- Что любит делать повар?
- С какими предметами работает повар?
Реализация игры 3.
Для того, чтобы заинтересовать детей, я провела дидактическое упражнение «Найди посуду».
Таким образом гипотеза, которая заключалась в том, что профориентационная работа будет протекать более эффективно при условии включения дошкольника в игровую деятельность, подтвердилась. Этому поспособствовали игровые методы и формы работы с детьми, которые вызывают у них интерес к профессиям.
В заключении хотелось бы отметить, что игровая деятельность является наиболее эффективным средством в профориентационной деятельности с детьми. Наша разработка – это всего лишь малая часть того, что можно спланировать, сделать и организовать в соответствии с данной темой.
|