Агеева Ольга Николаевна музыкальный руководитель, воспитатель структурное подразделение «детский сад» МОУ «Разуменская СОШ № 3» (Белгородская обл., Россия)
«Трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков; он может быть выражен в двух положениях: гимнастика для тела и музыка для души…» — Платон.
Создание образовательного пространства в ДОУ во многом определяется целесообразной организацией образовательного процесса.
Слаженность в работе — залог хорошего результата. Данное правило действует в любом коллективе, в том числе педагогическом, тем более что деятельность всех педагогов и специалистов ДОУ направлена на достижение единых целей развития, воспитания и обучения детей. Современные требования предусматривают интеграцию и «проживание» ребенком содержания дошкольного образования во всех видах детской деятельности.
Занятие интегрированного характера вызывают у дошкольников искренний интерес, способствуют снятию перенапряжения и утомляемости за счет переключения на разнообразные виды деятельности, дают высокую результативность. Педагогический процесс, построенный на принципах интеграции, способствует более тесному контакту педагогов ДОУ друг с другом, тем самым обеспечивая непрерывное, всестороннее развитие дошкольников с учетом их интересов, способностей, с целью максимальной самореализации каждого воспитанника.
В системе дошкольного воспитания особое значение уделяется организации взаимодействия в работе инструктора по физической культуре и музыкального руководителя. Работая совместно в тесном контакте, друг с другом инструктор по физической культуре и музыкальный руководитель стремятся к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию и развитию ребенка. Это организованный педагогический процесс, включающий в себя различные направления. В рамках совместных мероприятий включают в работу досуги, развлечения, праздники, квест-игры и интегрированные занятия, цель которых — повысить у детей интерес к физкультуре и спорту через музыку. На таких занятиях у каждого специалиста помимо своих программных целей и задач есть и общие, так как музыка и движение очень взаимосвязаны.
Движение — врожденная, жизненно необходимая потребность человека. Полное удовлетворение ее особенно важно в дошкольном возрасте, когда формируются все основные функции организма. Музыка же обладает исключительной силой эмоционального воздействия на человека, оказывает влияние на повышение качества движений, способствует выразительности, ритмичности, четкости и их координации, а также развивает слух, развивает внимание. В результате интеграции совместной деятельности данных педагогов у детей повышается уровень музыкального развития и творческих способностей, наблюдается стабильность эмоционального благополучия, стабильность физической работоспособности. Другими словами, происходит успешное формирование личности, ее адаптация и социализация в обществе.
Интегрированные занятия по данному направлению преследует несколько целей:
- совершенствовать двигательные умения;
- обогатить музыкальными впечатлениями;
- пробудить творчество;
- доставить радость.
Роль педагогов на занятии продумывается заранее, составляется конспект, с учетом индивидуальных особенностей детей, готовятся атрибуты. Чаще всего такие занятия похожи на развлечения, так как завязаны каким-либо сюжетом. Но при этом присутствуют не только закрепляющие умения и навыки детей моменты, но и обучающие. Такое разнообразие деятельности детей содействует общему оздоровлению организма, отрабатываются и совершенствуются основные и танцевальные движения. Тем самым музыкальный руководитель помогает инструктору по физическому воспитанию в достижении определенных целей и наоборот.
Использование такой системы взаимодействия способствует росту уровня эффективности педагогической деятельности. Но главное, обеспечивает мотивационную значимость деятельности детей, что позволяет вовлекать ребенка в воспитательно-образовательный процесс, оберегать его от перегрузок, формировать эмоционально-интеллектуальное, оценочно-познавательное отношение к искусству, к окружающей действительности.
Музыкальному руководителю крайне важно взаимодействие с инструктором по физкультуре, так как выразительность и музыкальность движений опирается на общее физическое развитие детей, крепость мышц, ловкость, координацию движений, а инструктору по физкультуре включение музыки в образовательный процесс необходимо для создания эмоционального настроя, активизации внимания детей, для увеличения моторной плотности занятия, освобождения инструктора от подсчета во время выполнения упражнений и т.д.
Эти специалисты работают в тесном контакте друг с другом. Они стремятся к тому, чтобы иметь единый стиль работы в целом и единый подход к воспитанию и развитию ребенка. Чтобы обеспечить такое единство в работе педагогов, определены основные задачи, которые включают:
- Совместное изучение содержания программы и составление перспективного плана работы по организации досугов и развлечений.
- Совместная подготовка и проведение праздников, развлечений.
Для того чтобы раскрыть и реализовать возможности дошкольников инструктор по физической культуре и музыкальный руководитель, должны поработать над их подготовкой.
Развлечения – это одна из форм организации детей в повседневной жизни детского сада, которая преследует несколько целей: доставить детям удовольствие, повеселить их, совершенствовать двигательные умения, пробудить творчество, а также обогатить музыкальными впечатлениями. Педагоги к развлечениям готовятся предварительно: выбирают тему, обдумывают необходимый материал, содержание, в котором все располагается в определенной последовательности с точным указанием участников. Для того чтобы детей не перегружать, необходимо включать несложные спортивные игры, конкурсы и эстафеты, которые доставляют не только радость, но и развивают их физические качества, находчивость, смелость, волевые качества.
3. Тесное взаимодействие на занятиях.
На физкультурных занятиях, используемая музыка, сопровождает движения и благотворно влияет на качество их выполнения: четкость, выразительность, ритмичность, плавность. Кроме того, музыка активизирует внимание детей, создает определенный эмоциональный настрой, положительно влияет на развитие слуха. Положительно влияет на физиологические процессы детского организма, увеличивает амплитуду дыхания, легочную вентиляцию. Вместе с тем разнообразное музыкальное сопровождение упражнений развивает у детей чувство ритма, обогащает музыкальный опыт ребенка и влияет на эмоционально – положительное состояние психики, т.е. музыка и движения содействуют общему оздоровлению организма.
Музыкальное сопровождение на физкультурном занятии дается в вводной части занятия, при выполнении детьми основных движений (ходьба, бег, прыжки, подскоки). Также музыка сопровождает строевые упражнения – это содействует их согласованности и целенаправленности. Кроме того, при ходьбе под музыку марша ребенок выпрямляется, его тело принимает наиболее правильное положение, что помогает выработке красивой осанки.
Во второй части занятия, при выполнении общеразвивающих упражнений, рекомендуется использование музыкального сопровождения; особенно интересны детям упражнения с предметами (лентами, мячами, флажками, обручами), такие упражнения близки к простейшим движениям художественной гимнастики и спортивным танцам; они увлекают детей, развивают координацию и пластичность, способствуют развитию навыка общения с предметами.
В подвижных играх на физкультурном занятии музыка используется выборочно, по усмотрению педагогов. Так, в игре «Ловишки» сначала дети под музыку легко бегают врассыпную по залу. Окончание ее звучания точно совпадает с сигналом «лови», дальше игра проходит без музыкального сопровождения, так как в данный момент дети не могут слушать музыку: движения их индивидуальны и зависят от поведения ловишки; они то приостанавливаются, то убегают и увертываются от него; детям трудно сдерживать свои эмоции, и они выражают их восклицаниями. Поэтому музыка здесь не нужна.
Третья часть занятия проходит под марш сначала в быстром, а затем в постепенно замедляющемся темпе музыки. То есть возникшее в игре возбуждение снижается, и организм ребенка приходит в норму.
Помимо этого, взаимодействие инструктора по физической культуре и музыкального руководителя происходит в индивидуальной работе.
Инструктор по физической культуре отрабатывает и совершенствует простейшие танцевальные движения (боковой и прямой галоп, подскоки, перестроения в круги из круга, перестроение парами, тройками), тем самым помогая музыкальному руководителю в подготовке к утренникам и развлечениям. Но это происходит не только в индивидуальной работе, а также во время проведения кружковой работы, где все движения происходят только под музыку. Подбор музыкального сопровождения и движений осуществляется в тесном взаимодействии.
Таким образом, навыки, формируемые в процессе музыкального воспитания, совершенствуются на физкультурных занятиях, утренней гимнастике, индивидуальной и кружковой работе. Только в тесном взаимодействии инструктора по физической культуре и музыкального руководителя возможно успешное формирование личности ребенка, воспитание нравственно–эстетического отношения к окружающему, развивает творческую инициативу, содействует его социализации и адаптации в обществе.
Список используемой литературы:
- В.Н. Шебеко «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста»
- С.Д. Руднева «Музыкально — двигательные упражнения в детском саду»
- Л.Н. Кутакова, Сотрудничество музыкального руководителя и инструктора по физической культуре в организации музыкально-оздоровительной работы/Л. Н. Кутакова, Е.Н. Персикова. — Текст: непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2018. — №11 (197).
Педагогический процесс, музыкальное сопровождение, интегрирование, физическое развитие
|